Урок по русской литературе Урок-экскурсия в мир С.Т. Аксакова


Урок-экскурсия в мир С.Т. Аксакова
Цели:
-  познакомиться с жизнью С. Т. Аксакова на примере заочной экскурсии в дом-музей писателя в Уфе, село Надеждино Белебеевского района, с.Большое Аксаково (Пёстровка)
- развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, творческие способности, навыки актерского мастерства, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли.
- воспитывать любовь к отечественной литературе, развивать интерес к прошлому, способствовать развитию эстетического восприятия художественного произведения и поддержанию интереса к произведениям классики русской литературы.
Оборудование: выставка книг С. Т. Аксакова, иллюстраций к его сказке «Аленький цветочек», презентация.
Ход мероприятия
На фоне музыки. Учитель.
Прекрасен ты, чудесный край! Светлы и прозрачны, как глубокие, огромные чаши. Многоводны и многообильны разнообразными породами рыб твои реки, то быстротекущие по долинам и ущельям между отраслями Уральских гор, то, и светло и тихо, незаметно катящиеся по ковылистым степям твоим, подобным яхонтам, нанизанным на нитку...
Слайд «Природа Башкортостана»
Ученик.
Чудесной растительностью блистают твои тучные, черноземные, роскошные луга и поля... Свежи, зелены и могучи стоят твои разнородные черные леса, и рои диких пчел шумно населяют нерукотворные борти твои, занося их душистым липовым медом.
Слайд «Природа Башкортостана»
Ученик.
Как живописны и разнообразны, каждая в своем роде, лесная, степная и гористая твоя полоса, особенно последняя, по скату Уральского хребта, всеми металлами богатая, золотоносная сторона!
Слайд «Природа Башкортостана»
Учитель. Как вы уже догадались, эти восторженные строки о Башкирии принадлежат перу большого русского писателя С.Т. Аксакова. Его называют певцом родного края.
Слайд «Портрет Аксакова»
Ученик. Сергей Тимофеевич - сын Тимофея Степановича Аксакова и Марии Николаевны Зубовой, дочери помощника оренбургского наместника, родился в Уфе 20 сентября ( 1 октября) 1791 года (ст.стиля). Аксаковский дом сохранился до нашего времени (ул.Благоева,4). В нем организован дом-музей писателя.
Слайд «Отец и мать Аксакова»
Учитель. Давайте приоткроем некоторые странички из жизни и творчества С. Т. Аксакова на примере заочной экскурсии.
С Уфой связана судьба многих известных всему миру художников, музыкантов, писателей. Липовая аллея в старой части города ведёт к мемориальному Дому-музею знаменитого писателя. В автобиографических произведениях «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» он с большой любовью описывает природу Башкирии и воссоздаёт быт старой Уфы. Именем писателя названа одна из улиц города, в его честь установлен памятник по улице Пушкина у Башкирского государственного театра оперы и балета.
Слайд «Памятник по улице Пушкина»
Учитель. Сто лет назад в 1909 году деньги на строительство этого здания собирал весь народ России. Его назвали Аксаковским народным домом. Такой необычный памятник любимому писателю построили в самом центре Уфы. А сам мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова был открыт 27 сентября 1991 года на родине писателя в Уфе.
Слайд «Дом-музей Аксакова в Уфе»
Ученик. Музей имеет две экспозиционные части и выставочный зал. Мемориальная часть состоит из семи залов, организованных в две анфилады: большую парадную и малую внутреннюю. В них воссозданы интерьеры, характеризующие жизнь уфимского общества конца 18 - начала 19 века. Экспозиция составлена из вещей, ранее принадлежавших уфимским семьям, предки которых знали Аксаковых, или вещей, соотносящимся с тем временем. Ежегодно в конце сентября в музее проходят Международные Аксаковские праздники.
Слайд «Дом-музей Аксакова в Уфе»
Ученик. В литературной части музея, состоящей из трех залов, представлены жизнь и творчество С.Т.Аксакова, начиная с казанского периода - времени ученичества в гимназии и открывшемся в 1804году университете. Здесь представлены его увлечения сочинительством, собиранием бабочек и, конечно, театром, любовь к которому прошла через всю жизнь; Охотничий уголок представляет Аксакова - автора «Записок об уженье рыбы» и «Записок ружейного охотника Оренбургской губернии»; семейный уголок рассказывает о нем как о «великом семьянине».
Слайд «Дом-музей Аксакова в Уфе»
Ученик. Среди экспонатов - портреты его жены и детей, портреты Н.В.Гоголя, много лет дружившего с писателем и членами его семьи, рисунки из семейного альбома, в том числе виды с. Абрамцево, в котором Аксаковы прожили почти 30 лет. Второй зал посвящен сыновьям С.Т.Аксакова - Константину, Ивану и Григорию Аксаковым - известным общественным деятелям России середины - второй половины 19в. Все они, как и отец, были тесно связаны с Уфимским краем.
Слайд «Дом-музей Аксакова в Уфе»
 Ученик. Г.С.Аксаков в первой половине 60-ых годов Х1Хв. жил в Уфе, занимая должность губернатора Оренбургской, а затем, после ее разделения, стал первым Уфимским губернатором. Его дочь Ольга - любимая внучка писателя - унаследовала с.Надеждино и одной из первых в Уфимском крае устроила в своем С.С.Аксаков прожил 30 лет в китайской эмиграции. В 1954 году вернулся на родину и поселился в Минске. Завершает экспозицию этой части литературная гостиная, в которой проходят все музейные мероприятия: литературные и музыкальные вечера, презентации, конференции.
Слайд «Дом-музей Аксакова в Уфе»
Ученик .Длинный ряд книжных воспоминаний Аксакова показывает, как мало можно считать обстановку, в которой прошло его раннее детство, заурядной обстановкой помещичьего захолустья XVIII века. Довольно рано к влияниям домашним и деревенским присоединились влияния казенной школы. И Казанская гимназия, куда Аксаков поступил на десятом году, и новый воспитатель, суровый и умный Карташевский, и товарищи, и новые интересы - все это сводилось в целый мир, благотворно влиявший на открытую впечатлениям душу. Гимназия была выше обычного уровня; даже по замыслу основателей она должна была представлять собой нечто более законченное - нечто вроде лицея. В гимназии Аксаков провел всего три с половиною года, конец которых запечатлен новыми литературными интересами. Это был, прежде всего, театр, который всегда так занимал Аксакова, особенно в впервой половине его литературной деятельности, и с которым сблизил его товарищ, Александр Панаев, "охотник до русской словесности", "обожатель Карамзина", издатель рукописного журнала "Аркадские пастушки", в котором не решился, однако, принять участие Аксаков, пописывавший втайне.Ученик . А вот еще фрагмент из его же книги: «Летняя, короткая, чудная ночь обнимала всю природу. Еще не угас свет вечерней зари и не угаснет до начала соседней утренней зари! Час от часу темнела глубь небесного свода, час от часу ярче сверкали звезды, громче раздавались голоса и крики ночных птиц, как будто они приближались к человеку! Ближе шумела мельница и толкла толчея в ночном сыром тумане… Встал мой дедушка с своего крылечка, перекрестился раз-другой на звездное небо и лег почивать, несмотря на духоту в комнате, на жаркий пуховик, и приказал опустить на себя полог.»
Ученик .Через год с лишним - в университете - Аксаков уже сам издавал журнал вместе с И.Панаевым. В университете затеяли спектакли. Аксаков быстро выдвинулся среди юных исполнителей; шумный успех сопровождал его выступления и окрылял его; он был даже руководителем любительского кружка. Получив от университета аттестат, Аксаков провел год в деревне и в Москве, а затем переехал с семьей в Петербург.
            В эти годы Аксаков жил то в Петербурге, то в Москве, то в деревне. После женитьбы (1816) на Ольге Семеновне Заплатиной Аксаков пытался поселиться в деревне. Пять лет он прожил с родителями, но в 1820 году был выделен, получив в вотчину Надеждино (Оренбургской губернии).

Слайд «Дом-музей Аксаковых в Надеждино»

Ученик.  «Земля лежала по реке Усень и по речкам Сююш, Мелеус, Кармалка и Белебейка; тогда, кажется, это был Мензелинский уезд, а теперь Белебеевский, принадлежащий к Оренбургской губернии. Большую деревню назвал «Парашино».
«С плоской возвышенности пошла дорога под изволок, и вот, наконец, открылось перед нами лежащее на низменности богатое село Парашино, с каменной церковью и небольшим прудом в овраге. Господское гумно стояло, как город, построенный из хлебных кладей, даже в крестьянских гумнах видно было много прошлогодних копен. Отец мой радовался, глядя на такое изобилие хлеба, и говорил: "Вот крестьяне, так крестьяне! Сердце радуется!" Я радовался вместе с ним и опять заметил, что мать не принимала участия в его словах. Наконец мы въехали в село. В самое это время священник в полном облачении, неся крест на голове, предшествуемый диаконом с кадилом, образами и хоругвями и сопровождаемый огромною толпою народа, шел из церкви для совершения водоосвящения на иордани. Пение дьячков заглушалось колокольным звоном и только в промежутках врывалось в мой слух. Мы сейчас остановились, вышли из кареты и присоединились к народу. Мать вела меня за руку, а нянька несла мою сестрицу, которая с необыкновенным любопытством смотрела на невиданное ею зрелище; мне же хотя удалось видеть нечто подобное в Уфе, но тем не менее я смотрел на него с восхищением».
Так описывает свою встречу Аксаков с селом Надеждино.
Слайд «Дом-музей Аксаковых в Надеждино»
Ученик. Дом музей семьи Аксаковых был открыт в конце сентября 2002 года в составе историко-культурного центра «Надеждино».
Первой здесь восстановили церковь во имя святого великомученика Дмитрия Солунского (1991-й год), вслед – мельницу на плотине поэтически описанного С. Т. Аксаковым пруда. Усадебный дом сначала поставили деревянный, но когда мельница, в которой временно были размещены экспозиции музея, сгорела, построили добротный кирпичный дом.
Указом Президента РБ восстановленные пруд, церковь и дом Аксаковых были объединены в историко-культурный центр «Надеждино».
Слайд «Дом-музей Аксаковых в Надеждино»
Ученик. Экспозиционная задача первого зала Дома-музея семьи Аксаковых – создание образа «старины глубокой», то есть максимально достоверной обстановки начала XIX столетия. Документы, детали интерьера, стиль оформления помещения говорят о быте просвещенного помещика, образа жизни его и членов семьи.
Ученик. Следующий зал воссоздает атмосферу семейного уюта. Здесь было место, где семья собиралась в полном составе, кто-то читал, кто-то занимался рукоделием, здесь был сконцентрирован дух семьи.
Третий зал показывает место села Надеждина в становлении Аксаковых-граждан, Аксаковых – творческих личностей. Экспозиции содержат книги С. Т. Аксакова, его сыновей Константина и Ивана, их портреты, подлинные предметы того времени.
Слайд «Дом-музей Аксаковых в Надеждино»
Ученик. Дому-музею всего четыре года, но о нем уже известно «всей Руси великой», во многих странах Европы и Азии, даже австралийцам. В 2006 году дом-музей награжден Почетной грамотой Министерства культуры и национальной политики РБ.
 
Ученик. Дом-музей семьи Аксаковых прочно вошел в быт села Надеждина. Этнографическую часть экспозиций пополняют местные бабушки: то предмет крестьянского быта принесут, то свои красочные подвенечные платья, а то соберутся и проведут в музее старинный обрядовый праздник.
В Надеждине часто бывают неожиданные гости – из Парижа философ Н. А. Струве привез целую библиотеку книг, заместитель генерального директора Эрмитажа родственник С. Т. Аксакова В. Ю. Матвеев подарил музею фрагменты старинной мебели, по которым восстановлен мебельный гарнитур из 12 предметов, характерных для начала XIX века.
В Надеждине, особенно в конце сентября каждого года, звучит не только русская, башкирская, татарская, чувашская речь, но и иноземная, в основном славянская.
Ученик. В Доме-музее семьи Аксаковых побывали и крупнейшие писатели современной России – М. Алексеев, В. Распутин, летчик-космонавт В. Савиных, представители культурной элиты страны и Республики Башкортостан.
Учитель. И стерлитамакская земля вошла в жизнь писателя. В деревне Пёстровка (ныне село Большое Аксаково) находилось имение Аксаковых. В нашем районе стало традиционным проводить Аксаковский праздник в образовательных организациях. Во дворах школ разворачивается настоящее народное гулянье. Оформляются импровизированные национальные дворики с традиционной кухней, изделиями декоративно-прикладного искусства. Национальный колорит присутствует и в приветственных песнях и угощеньях, в народных танцах и простом общении участников с гостями и зрителями. 
Слайд
Ученик. Основатель деревни Тимофей Степанович Аксаков — отец писателя С. Т. Аксакова. Тимофей Степанович Аксаков, купивший в 1792 г. земли у башкир Минской волости по речке Месейле. Стерлитамакский краевед В. Л. Назаров приводит изустное предание, согласно которому первыми жителями Пестровки были крестьяне, переселенные из Симбирской губернии в 1802 г. С 1814 г. владельцем деревни стала дочь Т. С. Аксакова Надежда Тимофеевна Карташевская. В 1811 г. в Пестровке проживало 209 крестьян и 10 дворовых людей.
Ученик. В начале ХIХ в. в деревне был построен усадебный дом, в котором, останавливался восемнадцатилетний С. Т. Аксаков при посещении стерлитамакского имения отца. Дом этот сгорел в 1865 г. В середине ХIХ века владельцем имения становится сын Н. Т. Карташевской Яков Григорьевич (1822—1895), а после него внучатый племянник писателя Дмитрий Андреевич Маркович (1863—1917). При Д. А. Маркевиче в Пестровке была построена (земством при содействии барина — предводителя уездного дворянства) трехклассная школа для крестьянских детей, действовала также и ремесленная школа.
Слайд
Ученик.В начале 1870-г гг. был построен новый усадебный дом, просуществовавший вплоть до 1967 г. Сейчас же сохранились лишь развалины кирпичных строений первого этажа.
В списках Населенных Мест Российской Империи от 1877 г. указывается как деревня Пестровка (Большое Аксаково) Стерлитамакского уезда, состоит из 104 дворов с населением 379 мужчин и 405 женщин. Промышленность помимо земледелия и скотоводства состоит из Винокуренных Маслобойных и Поташных заводов а также пчеловодство, пилка леса(лесозаготовка) делание саней колес и ободьев.
В 1920 году в д. Пестровке (Большое Аксаково)., проживало 1200 жителей в 201 дворе — самое большое количество за всю историю этого населенного пункта.
С фронтов Великой отечественной войны в Пёстровку не вернулись 163 её жителя. Среди них — Герой Советского Союза Александр Семенович Евстигнеев (27.08.1894-20.01.1945)
Село Пёстровка переименовано в Большое Аксаково в честь 200-летия С. Т. Аксакова в 1992 г.
Слайд
Учитель. Основные свои произведения, знаменитую свою трилогию, С. Т. Аксаков написал, будучи уже старым и больным человеком, посреди старческих, телесных и душевных трудов, превозмогая боль, усталость, слепоту и постоянно ожидая близкий конец. Трудно человеку переживать старческую пору. Трудно, чувствуя ноющие косточки, вставать по утрам, преодолевая режущие боли в животе или спине и прислушиваясь к биению изношенного сердца, трудно выходить из дома, медленно спускаясь по скользкой и крутой лестнице, которая раньше не казалась ни скользкой, ни крутой... Трудно ожидать смерть, зная, что придёт она, нежеланная, но не раз званная в минуты телесных страданий. Но вот осенью 1854 г. в подмосковное Абрамцево, где он жил безвыездно, приехал из Петербурга средний сын, Григорий, и привёз с собой пятилетнюю дочку Оленьку. Кажется, именно тогда Сергей Тимофеевич в последний раз почувствовал себя здоровым и молодым. Радостная, бегала Оленька по дому и не умолкала никак: «Дедушка, ты обещал пойти на реку!», «Дедушка, а где лесной Мишка живёт?», «Дедушка, расскажи сказку!..»
И он стал рассказывать ей про свои детские игры, про старые книжки, что запоем читал когда-то в далёкой Уфе, про свои зимние и летние поездки из города в деревню и обратно, про рыбную ловлю, которой увлёкся едва ли не с младенчества, про бабочек, которых ловил и собирал... но сказки не было. Погостивши, Оленька уехала. Настала зима. 26 декабря 1854 г. ей исполнилось 6 лет, и дедушка послал ей подарок; стихотворение - совершенно детское и гениальное в простоте своей:
Если Бог даст силы,
Про малюток-птичек,
Ровно через год                                                                 
Про гнездо яичек,
Оле, внучке милой,
Бабочек красивых,
Дедушка пришлёт                                                               
Мотыльков красивых,
Книжку небольшую
Про лесного Мишку,
И расскажет в ней                                                               
Про грибочек белый-
Про весну младую                                                             
И читать день целый
Про цветы полей,                                                               
Станет Оля книжку...
Обещание своё дед исполнил, хоть и не через год, а немного позже, уже почти перед смертью. К тому времени он был очень болен и почти ослеп, поэтому сам не писал, а диктовал дочерям свои воспоминания. Книга вышла с посвящением: «Внучке моей Ольге Григорьевне Аксаковой».
Слайд
Приложением к повести, но совершенно самостоятельным произведением является «Аленький цветочек» - одна из самых добрых и мудрых сказок. «Сказка ключницы Пелагеи» - значится в подзаголовке. Как-то к маленькому мальчику Серёже Аксакову пришла перед сном «деревенская Шахерезада», ключница Пелагея, «помолилась Богу, подошла к ручке, вздохнула несколько раз, по своей привычке всякий раз приговаривая: «Господи, помилуй нас грешных», села у печки, подгорюнилась одною рукой и начала говорить немного нараспев:«В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны; и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех...»
Ученик. Кто же была эта Пелагея? Крепостная крестьянка. В юности во времена Пугачёвского восстания со своим отцом она бежала от жестокого обращения своего хозяина-помещика Алакаева нз Оренбурга в Астрахань. В родные места вернулась только через двадцать лет после смерти барина, проведав как-то, что она досталась другим господам, именно дедушке С. Т. Аксакова, господину строгому, но справедливому и доброму, и за год до его смерти явилась из бегов в Аксаково. Писатель вспоминает:
«Дедушка, из уважения к такому добровольному возвращению, принял ее очень милостиво, а как она была проворная баба и на все мастерица, то он полюбил ее и сделал ключницей.
Ученик. В обширном сказочном каталоге Пелагеи вместе со всеми русскими сказками находилось множество сказок восточных, и в том числе несколько из "Тысячи и одной ночи". Дедушка обрадовался такому кладу, и как он уже начинал хворать и худо спать, то Пелагея, имевшая еще драгоценную способность не дремать по целым ночам, служила большим утешением больному старику. От этой-то Пелагеи наслушался я сказок в долгие зимние вечера. Образ здоровой, свежей и дородной сказочницы с веретеном в руках за гребнем неизгладимо врезался в моё воображение, и если бы я был живописец, то написал бы ее сию минуту, как живую».
Сам Аксаков так писал сыну Ивану: « Я теперь занят эпизодом в мою книгу: я пишу сказку, которую в детстве знал наизусть и рассказывал на потеху всем со всеми прибаутками сказочницы Пелагеи. Разумеется, я совсем забыл о ней; но, теперь, роясь в кладовой детских воспоминаний, я нашёл во множестве разного хлама кучку обломков этой сказки, а как она войдёт в состав «Дедушкиных рассказов», то я принялся реставрировать эту сказку».
Сценка из спектакля-сказки «Аленький цветочек»
Выступление учащихся.
Учитель. Вот  и закончилась наша встреча, и как говорится в сказке: « Вот и сказке конец, а кто слушал молодец».
Завершить наше мероприятие хочется стихотворением, которое прочитает…….
Ты известен России немало,Тебя славят потомки теперь.Ты у нас наша гордость и слава,Наш любимец – Аксаков Сергей.Дети все без изъятья читают,Что написано было тобой,И тебя с малых лет они знают,Твой Сережа, ты сам им родной.Спи спокойно, ты наш незабвенныйРусских деток учитель и друг.Наш Аксаков, земляк наш почтенный,Спи спокойно, мы помним твой труд.Вся Россия тебя вспоминает,И гордится тобою Уфа.Пусть же вечно тебя прославляют,Вечно слава сияет твоя!
Домашнее задание – написать сочинение-миниатюру на тему «За что полюбила Настенька чудище?»