Урок истории : Внутренняя политика Екатерины II


Региональный конкурс «Учитель года Дона 2014»
Конспект конкурсного урока на тему : Внутренняя политика Екатерины II.
7 класс
Учитель : Сыроваткина Нина Владимировна
(Кашарский район)
2014 г.
Форма проведения: Ролевая игра «Суд над императрицей Екатериной Великой»
Виды работ: групповая индивидуальная , работа в парах, фронтальная
Методы:
Интерактивные методы: «карусель», « фишбоун», « мозаика-строим высказывание», работа с историческим источником.
Цели урока:
Представить учащимся исторический портрет Екатерины II;
познакомить с предпосылками, содержанием и общей характеристикой внутренней политики Екатерины Великой; дворянских привилегий;
продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками и различными видами текста
воспитывать уважительное отношение к родной истории и государству.
Предполагаемы результаты
Ученики будут уметь
определять черты эпохи Екатерины II,
показывать роль привилегий в обществе и взаимоотношениях власти и дворянства,
предполагать последствия проведения реформ.
работать в группе, строить высказывания и обосновывать их, представлять выводы по рассмотренной информации
работать с разными видами текста,
анализировать исторический документ и ситуацию.
определять значимость деятельности Екатерины для государства и общества России 18 века.
Материалы и оборудование:
Учебник: История России 17-18 века .А. А,Данилов . Л.Г.Косулина Просвещение М. 2012 г.
Дидактические карточки.
Презентация PowerPoint « Кроссворд: Екатерина Великая»
Презентация PowerPoint «Внутренняя политика Екатерины II»
Элементы костюмов (Судьи-шапки, мантии, Екатерины- корона)
Персональный компьютер. Мультимедийный проектор.
Мотивация . Постановка целей урока.
-Добрый день . Я приглашаю вас поучаствовать в заседании суда . Меня зовут Нина Владимировна. Я буду секретарём суда.
-А как вы думаете, кто ещё может присутствовать на суде?
(судьи, обвинители, защитники, свидетели)
-Я предлагаю вам разделиться на три группы
Деление на группы ( 3 группы : обвинение (против), защита(за), суд-( 3 человека-оценка выступления) Екатерина в группе защиты.
Секретарь: Прошу всех встать! Суд идет! Прошу садиться.
В судебное заседание явились: подсудимая Екатерина II, представители государственного обвинения и представители защиты, свидетели по делу от дворянства , казаков , крестьян и других национальностей.
Судья: В связи с тем, что все стороны явились в судебное заседание, судебное заседание считается открытым.
Слушается дело по обвинению императрицы Екатерины II в противоречивости внутренней политики
(обращается к подсудимой):
Встаньте подсудимая. Признаете ли вы себя виновной в таком противоречии?
Подсудимая: Нет! Не признаю!
Судья: Почему вы не признаете себя виновной?
Изучение нового материала
Подсудимая:
-А вот я вам предлагаю узнать, что было до меня в государстве.
Актуализация знаний .Кроссворд « Екатерина II»
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 19052813058
008
8.8 9. 10 11 Е л и з а в е т а 2. к о н д и ц и и а 3. п ё т рIII 4. е д и н о н а с л е д и и
5. пру с с и я 6. м и н и с т ро в 7. в о л ь н о с т и а   8. В е рх о в н и к и 9. пе ре в о ро т л 10. п ри в и л е г и и 11.н е м к а а я 00Пётр III
Пётр III

-254635177165привилегии
привилегии

-171450701040министров
министров

2106930191135кондиции
кондиции

-101601491615переворот
переворот
6737352755265вольности
вольности
30391103895090верховники
верховники
4105275418465Елизавета
Елизавета
10426701285240немка
немка
-28022554440555единонаследииединонаследии00Пруссия
Пруссия


(Презентация)
Секретарь
На столе в помощь вам ответы на карточках, но они все перепутаны-(разгадывают группами, взаимопроверка проверка судьями по доске )
Секретарь:
- А теперь я прошу прочитать вас слова по вертикали .(Екатерина II).
Судья.
Много событий произошло в России во время Дворцовых переворотов. И с этим пришлось разбираться Екатерине II.
-Итак для рассмотрения дела слово предоставляется сторонам обвинения и защиты .Секретарь.
- У вас на столах находятся карточки с обстоятельствами, которые повлияли на управление императрицы Екатерины. Вам предстоит выбрать свой набор особенностей . Обвинение выбирает отрицательные стороны, защита положительные, судьи готовятся оценить правильность выбора.
Особенности внутренней политики
Методический приём «фишбоун»-
что и как+
12058656350000повлияло-противоречивость
на политику политики Екатерины
Екатерины
Судья
-Заслушаем сторону обвинения
Судья
-Заслушаем сторону защиты
(Представляют результаты «фишбоуна.»)
Секретарь.
Пока мы видим ,что поитика была достаточно противоречива.
Судья .
Итак .Переходим к опросу свидетелей
Политика просвещённого абсолютизма
Прием «Мозаика. Строим высказывание»
Секретарь
Перед вами набор слов, из которых нужно сложить 3 предложения, характеризующие внутреннюю политику. А судей прошу определиться на данном этапе : Можно ли назвать политику Екатерины Просвещённой
Судья
-Заслушаем сторону обвинения.
Сторона обвинения
Секуляризация-передача монастырских и церковных земель в государственное управление
Повинности - в виде оброка и барщины были упорядочены в западных губерниях
Каторга- особо тяжкий вид наказания с лишением свободы и привлечением к тяжёлому труду.

Сторона защиты

Просвещение народа проходило через распространение научных знаний в обществе и проведение школьной реформы.
Вольное экономическое общество( 1765) г., разрешение на ткуацкие станы и промыслы, введение права на открытые предприятия развивали экономику.
Продажа крестьян за долги помещиков была запрещена в 1771 г..
Секретарь
Итак ,слово суду :Можно ли назвать политику Екатерины Просвещённой? Почему?
Судья
-Слово обвиняемой Екатерине. Какие доказательства вы можете представить в свою защиту?
Екатерина
-Я решилась на обновление законов и созвала Уложенную комиссию. Её действия предлагаю в свою защиту.
Секретарь
Уложенная комиссия.
( Приём «Карусель»- работа с текстом)
Вписать ответы на вопросы (Через минуту поменяться листами добавить , через минуту опять поменяться . Взаимопроверка. Фронтальная проверка)Судья
Слово обвинению
Обвинение.
Избирательного права не имели…….
Крестьяне жаловались……
Представители национальных меньшинств требовали……
Принятых решений …..
Просуществовала …….
Судья.
Слово стороне защиты.
Защита.
Кроме чиновников в уложенной комиссии должны были участвовать и……
Впервые получили избирательное право…..
В кремле собралось……депутата
Дворяне просили……..
Купцы просили…….
Секретарь
Итак, можно ли назвать деятельность Уложенной комиссии однозначной?
Судья
Мы опять наблюдаем разногласия в оценке внутренней политики.
Рефлексия
Секретарь
-Переходим к прениям сторон.
Прием «да -нет » учебник с. 174.
(1 и 2 группа получают одинаковые карточки с предложениями ,выбирают для своей группы )
-Что сделала Екатерина для разных групп населения? Поставить «да» и «нет»
Дворяне
Межеванием закрепила земли за помещиками
Передала земли церквей дворянам
Пожаловала дворянам за своё правление 800 тыс. крестьян
Запретила покупать промышленникам крестьян с дворянских земель
Дворяне объявлялись хозяевами не только земли, но и недр.
Провела губернскую реформу ,чем усилила власть дворян на местах.
Крестьяне
Разрешила помещикам ссылать крестьян на каторгу и самим устанавливать срок
Каторгой наказывались теперь даже за жалобу на помещика
Возложила все расходы, связанные с содержанием воинских команд на крестьян
Запретила переход крестьян на Украине от одного землевладельца к другому т.е. крепостное право. (чего прежде не было на Украине)
Ликвидировала Запорожскую Сечь
Усилила цензуру
1 группа Дворяне (защита)
2 группа крестьяне и казаки (обвинение)
3 группа вывод
Защита (З) или обвинение(О)
Упадок крестьянского хозяйства Нарастание народного недовольства жёсткой политикой Революционный взрыв во Франции Отсутствие рынка свободной рабочей силы Ужесточение крепостнических порядков Нехватка денежных средств в казне Отсутствие законных прав на престол Секретарь
-Прошу всех встать. Суд удаляется на совещание. Прошу всех встать суд. Идёт.
Судья
- Суд постановил

Считать политику Екатерины II противоречивой . Проводимая в интересах дворян-помещиков - опоры самодержавия , она не могла не вызвать протеста остального населения
Ода
Твою к нам милость, мать народа,Мне всю удобно ль исчислять?Произвела тебя природа,Чтоб всю вселенну удивлять!95 Чем дале век твой протекает,Тем боле смертных ущедряет.Младенцам жизни ты спасаешь,Законы старым пишешь ты,Науки в юных расширяешь,100 Селишь обширны пустоты.‎Державин Г.Р.
Александр АльтТы родилась под марши бравурного векаС немалым титулом, но в бедном неглиже,С обычным профилем земного человекаВдруг, вознеслась к Олимпу в резком вираже.Из "пронеметченной", измученной принцессыТы превратилась в государыню Руси.И пали ниц к ногам князья и баронессы,Склонились графы, челядь. Господи, спаси!И, засияла самодержицей ВеликойНазло всесильным, но трепещущим врагам.В одном лице быть успевала многоликой,Лишь дань поденную своим несла богам.
Секретарь
Благодарю всех за внимание и работу во время нашего суда . И в знак достойного поведения прошу принять сертификаты на привилегии
Сертификат на получение отличной оценки за урок
Сертификат на получение отличной оценки за урок и участие в школьных предметных олимпиадах.

И в завершение, прошу вас к следующему уроку подумать над вопросом к:
К каким последствиям могла привести такая политика по отношению к народу?