Технологическая карта урока истории Внутренняя политика Екатерины II

Технологическая карта урока истории
Автор
Учитель истории Кистинева Татьяна Петровна

Предмет
История

Класс
7 класс

Тип урока
«Открытие» новых знаний

Тема
Внутренняя политика Екатерины II

Задачи
1) Образовательная: сформировать представление о внутренней политике Екатерины II.
2) Развивающая: развить навыки групповой работы, умение самостоятельно получать информацию.
3) Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма.

Термины, понятия
«Просвещенный абсолютизм», секуляризация, каторга, монополия.

Образовательные ресурсы
Учебник «История России» для 7 класса. (ФГОС) А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014 г.
Рабочая тетрадь для 7 класса «История России конец XVI-XVIII век, пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. – 7-е изд. – М.: «Просвещение», 2014г.




Планируемые результаты
Владеют базовыми понятиями по теме
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- самоанализ и самоконтроль результата;
- способность к самооценке.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- умение работать в группах, учитывая позицию собеседника;
- осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
- планирование;
- коррекция;
- оценка.

Организация пространства
Формы работы
Ресурсы:

Фронтальная (Ф)
Групповая работа (Г)
Индивидуальная (И)
Компьютер, медиапроектор, презентация.
Задания для работы в группах, раздаточный материал.
Работа в тетради на печатной основе.

Организация структуры урока

Организационный момент. (1 мин.)

Цель деятельности
1 этап. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Мотивирование к учебной деятельности
Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! (Слайд 1)
Сегодня у нас необычный урок. Нас к себе в гости пригласила замечательная дама, которая оставила неизгладимый след в истории России – это Екатерина II. Она управляла страной 34 года – это целая эпоха!
Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь на уроке?
Учащиеся: О Екатерине II.
Учитель: Верно, сегодня мы с вами рассмотрим тему: «Внутренняя политика Екатерины II» – запишите название в тетрадь. (Слайд 2)

2 этап. Актуализация знаний (2 мин.)

Выявить уровень знаний по изученному материалу. Определить типичные недостатки и ошибки. Систематизировать теоретические знания.
Активизировать знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Сформировать познавательные мотивы.
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на экран. (Слайд 3) Здесь у нас представлены правители России в период Дворцовых переворотов. Давайте поможем им найти свои законные места.
Учащиеся расставляют верную последовательность правления императоров и императриц (Слайд 4).
Учитель: Итак, к власти пришла Екатерина II. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня, исходя из темы урока?
Учащиеся: Личность Екатерины II, какова была ее внутренняя политика.
Предполагаемые ответы учащихся вывешиваются на доске учителем, а также представлены на слайде 5. Приложение 1.
Учитель: Долгое царствование Екатерины II было насыщено реформами, которые вновь, как и при Петре I сделали страну самым могущественным государством в Европе. Сегодня на уроке мы должны разобрать следующие вопросы: (Слайд 6)
Личность Екатерины II.
Политика «просвещенного абсолютизма».
Уложенная комиссия.
«Золотой век» российского дворянства.

3 этап. Объяснение нового материала. (15 мин)

Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока, побуждать учащихся самих искать решение задач.
Учитель: (Слайд 7, видеоролик) В 17-летнем возрасте Петр III вступил в брак с немецкой Ангальт-Цербскою княжною, которая при обращении в православие приняла имя Екатерина II. Екатерина II необыкновенная личность. Она отличалась светлым умом и вскоре по приезде в Россию хорошо ознакомилась с религией и историей своего нового отечества, с его народными обычаями и так основательно изучила русский язык, что в разговоре могла употреблять пословицы и поговорки. Она всегда стремилась к власти. И пришла на русский трон, не имея законных прав на престол. Поэтому в государственных делах она была осторожной, чтобы избежать нового дворцового переворота. Одним направлением ее политики были мероприятия в духе «просвещенного абсолютизма», а другим – усиление репрессивных мер.
Работа со слайдом 8 (на слайде представлены идеи просвещения и репрессивные меры – укрепление положения дворянства).
Учитель: Как вы считаете, идеи просвещения в политике Екатерины II могут сочетаться с укреплением роли дворянства?
Учащиеся: Нет, это делало ее политику противоречивой.
Учитель: Давайте с вами обратимся к словарю на стр. 201 учебника и узнаем, что же такое «Просвещенный абсолютизм».
Учащиеся: «Просвещенный абсолютизм» – это государственная политика в XVIII веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества. (Слайд 9)
Учитель: (Слайд 10) Идеи просвещенного абсолютизма были разработаны выдающимися французскими мыслителями Вольтером, Монтескье, Дидро, Руссо. Екатерина II на основе этих идей разработала «Наказ», в котором изложила свое видение политики «просвещенного абсолютизма». Используя текст документа на стр.199 учебника, ответьте на вопрос, как видела императрица основы своей внутренней политики?
Учащиеся: способствовать расцвету государства; просвещение нации; учредить хорошую полицию; ввести порядок в государстве, который поддерживается законом.
Учитель: В духе политики «просвещенного абсолютизма» императрица созвала Уложенную комиссию для разработки нового свода законов. К разработке данного документа Екатерина II привлекла выборных депутатов от сословий. Давайте с вами посмотрим состав и требования участников Уложенной комиссии.
(Класс разделен на 4 группы. Учитель перед уроком определяет учеников к одной из групп: депутаты от дворян, депутаты от нерусских народов Поволжья, Урала и Сибири, депутаты от государственных крестьян, депутаты от купечества).
Учитель: Ребят, представьте себе, что вы являетесь представителем той группы населения, которая лежит у вас на листочке на парте. Каковы были бы ваши требования? (Чтобы ответить на вопрос можно воспользоваться текстом учебника на стр.195). Приложение 2
Учащиеся высказывают свою точку зрения.
Учитель: Как вы думаете, почему участники Уложенной комиссии не могли прийти к общему мнению?
Учащиеся: Представители спорили каждый о своем.
Учитель: Екатерина приостановила деятельность комиссии в связи с началом Русско-турецкой войны. Больше она не созывалась. Императрица опиралась на дворянское сословие и в его интересах осуществила ряд важных мероприятий. Какие? Давайте с вами узнаем, зачитав стр.196 учебника, и выполним задание в тетради на печатной основе № 4 стр.65.
Проверка работы в тетради.
Учащиеся: верный ответ под буквой г – принятие нового Соборного Уложения.
Учитель: В 1785 году был издан главный документ в пользу дворян – «Жалованная грамота дворянству». В нем были собраны воедино и подтверждены все привилегии дворян.


5 этап. Проверка усвоения новых знаний (5 мин.)

Провести первичное обобщение. Организовать деятельность по применению новых знаний.
Учитель: на экране предлагается небольшой тест. Выполните его у себя в тетради. (Слайд 11)
Проверка учащимися самостоятельно своих ответов по слайду 12.

6 этап. Итоги урока. Рефлексия (3 мин.)

Анализ успешности усвоения материала.
Скажите, ребята, можем ли мы сейчас ответить на вопросы, которые сформулировали в начале урока?
Что мы можем сказать о личности Екатерины, какой была ее политика?

7 этап. Выставление оценок (1 мин.)

8 этап. Домашнее задание (1 мин.)

Дать информацию и инструктаж по д/з.
параграф 24, задание 1 стр.64 (слайд 13)

Приложение 1















Какая она?













































Внутренняя политика

































Значение проводимых реформ





















Приложение 2


Депутаты от дворян


Депутаты от нерусских народов Поволжья, Урала и Сибири


Депутаты от государственных крестьян



Депутаты от купечества
















Заголовок 2 Заголовок 415