План-конспект по технологии на тему Нарезание внутренней резьбы


Класс: 6 Дата:
Тема раздела. Технология обработки конструкционных материалов.
Тема урока. Нарезание внутренней резьбы.
Цель урока: образовательная – ознакомление с инструментами и приёмами нарезания
внутренней резьбы.
развивающая – формирование умений и навыков в нарезании внутренней
резьбы.
воспитательная – воспитание трудолюбия и уважения к людям труда.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: традиционный.
Методы: объяснение, наглядно-демонстративный, инструктаж.
Форма проведения урока: фронтальная.
Наглядность: плакат «Нарезание резьбы».
Оборудование и материалы: заготовка, метчик № 6, вороток, линейка,
напильник, машинное масло, ножовка по металлу.
Межпредметные связи: физика.
Объект труда: гайка.
План урока:
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Проверка домашнего задания.
ΙΙΙ. Изложение нового материала.
ΙV. Вопросы для закрепления.
V. Вводный инструктаж.
VI. Самостоятельная работа.
VII. Текущий инструктаж.
VIII. Самостоятельная работа.
IX. Заключительный инструктаж.
X. Уборка рабочих мест.
Ход урока:
Ι. Организационный момент. Приветствие, проверка состава класса и спецодежды.
ΙΙ. Проверка домашнего задания. 1.Для чего предназначены резьбовые соединения? 2. Какие детали имеют резьбу? 3.Перечислите основные элементы резьбы. 4. Какие существуют виды резьбы? Чем они отличаются?

ΙΙΙ. Изложение нового материала. Для нарезания внутренней резьбы используют специальный инструмент – метчик. Метчики выпускают в комплекте: №1 – черновой, №2 – средний, №3 – чистовой. Для вращения метчика при нарезании резьбы используют специальное приспособление – вороток. Вороток бывает нерегулируемый и с регулируемым отверстием. Диаметр сверла подбирают по специальной таблице. Просверленное отверстие обрабатывают зенкером. Зенкер позволяет улучшить качество, уменьшить конусность и овальность отверстия.


Метчики: а – устройство; б – комплект для нарезания резьбы.

Воротки: а – нерегулируемый; б – с регулируемым отверстием.
Таблица для выбора диаметра сверла.

Нарезание резьбы метчиком: а – установка метчика; б – проверка угольником установки метчика; в – нарезание резьбы; г – проверка качества резьбы. ΙV. Вопросы для закрепления. 1) Чем нарезают внутреннюю резьбу ? 2) Назовите виды метчиков. 3) Из каких частей состоит метчик ? 4) Каково назначение канавок в метчике ? 5) Расскажите последовательность нарезания внутренней резьбы. 6) Как подбирают диаметр сверла ? 7) При нарезании резьбы метчик нужно периодически возвращать на пол-оборота назад. С какой целью? 8) Для чего внутреннюю поверхность смазывают маслом ?
V. Вводный инструктаж. Постановка перед учащимися трудового задания
( нарезание внутренней резьбы).
План работы:
Разметить и накернить центр отверстия
Закрепить заготовку на станке и высверлить отверстие (диаметр сверла подбирается по таблице)
Закрепить гайку в тисках, смазать внутреннюю поверхность гайки машинным маслом.
Метчиков нарезать внутреннюю резьбу.

VI. Самостоятельная работа. Учащиеся начинают работу.

VII. Текущий инструктаж. Демонстрация типичных ошибок допускаемых учащимися ( не точное накернивание центров отверстий, кривое закрепление гайки в тисках станка, несоблюдение угла (90°) между заготовкой и метчиком и т.д.).

VIII. Самостоятельная работа. Учащиеся продолжают работу.

IX. Заключительный инструктаж. Анализ ошибок. Общая оценка. Домашнее задание (конспект в тетр.).

X. Уборка рабочих мест.