Дифференциация свистящих и шипящих звуков.


Дифференциация свистящих и шипящих звуков, в слогах, словах, фразах, тексте.
Дифференциация звуков( различение)- очень важный раздел логопедической работы.
Нарушение звукопроизношения- это не только дефект артикуляции,например межзубность или гнусавость, но и полное отсутствие в речи одного или нескольких звуков, которые замещаются другими звуками (например, «сапка» вместо шапка, «лыба» вместо рыба). По данным А.Н. Гвоздева,система субституций(замещение звуков) базируется главным образом на артикуляционном родстве звуков и в первую очередь на группировке их по месту образования, реже по способу образования.
При нарушениях речи, кроме замещения отсутствующих звуков, также широко распостранено явление смешения уже имеющихся у ребёнка звуков речи. При этом недостатки произношения носят индивидуальный характер- трудно найти детей с одинаковыми особенностями их речевой недостаточности.
Нарушение фонетики родного языка, затрагивающие большое количество звуков, рассматривается сегодня как недостаток отчётливого слухового восприятия или как фонетико- фонематическое неразвитие речи.
Одноко имеется мнение, что в основе земещения и смешения фонем лежит речедвигательная недостаточность. Поэтому если опираться на развитие речедвигательного навыка, то в процессе обучения смешиваемые звуки нужно нужно не раздвигать во времени, а противопоставлять друг другу.
Ключевым моментом дифференциации свистящих и шипящих звуков является противопоставление артикулем нижних звуков С, З, Ц верхним- Ш, Ж, Ч, Щ. Успешное различение положений кончика языка в ротовой полости при артикуляции звуков С и Ш, ускорит дальнейшую дифференциацию групп свистящих, шипящих, и аффрикатов. Противопоставленные звуки даны парами : С- Ш, З-Ж, С- Ж, З-Ж, С-Ч, Ц-Ч, С-Щ, Ц-Щ.
Практический материал:
1.Са-Ша 2.ас-аш. ош-ос. еш-ес. иш-ис.
Со-Шо
Су-Шу
Сы-Ши
3.ваш-вас
Башня-басня
Кашка-каска
Нос-нож
Усы-уши
Мыс-мышь
Посол-пошёл
Масса-Маша.
4.спа-шпа
Спо-шпо
Спу-шпу
Спы-шпы.
5.Кукушка кукушонку купила капюшон.
Вшалаше шесть шалунов.
Шишки на сосне, шашки на столе.
Шила шапку- сшила тапку.
6.Маша и Саша кушают кашу. Каша вкусная, каша пшенная и пышная, Маша кушает кашу с маслом, а Саша ест кашу с молоком. И у Саши и у Маши каша хороша.
(вопросы:Укого каша с маслом? У кого каша с молоком?) .
Учитель-логопед РНСОШ №7. Сергиенко Н.В.