Урок Голландский натюрморт


Голландский натюрморт.
Тема урока: Искусство натюрморта
Цели, задачи: Познакомить учащихся с голландским натюрмортом, произведениями Виллема Хеда, расширить представление учащихся о натюрморте; учить композиционно правильно выполнять построение натюрморта; развивать общий кругозор, внимание, зрительную память; воспитывать художественный вкус; рационально чередовать различные виды деятельности учащихся.
Тип урока: комбинированный
Метод: Комбинированный
-беседа-повторение;
-частично-поисковый;
-практическая работа.
Оборудование: репродукции произведений В.Хеда, образец педагогического рисунка, натурная постановка.
Словарь: Виллем Класс Хеда (1594-1682).
Ход урока.
Организация урока.
Приветствие.
Проверка отсутствующих.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщение темы урока.
Натюрморт. Сколько раз мы уже работали над его изображением. И каждый раз это был новый этап в освоении техники живописи, познание ее законов. Вот и сегодня на уроке мы познакомимся с голландским натюрмортом, произведениями В. Хеда, а так же продолжим изучение основ изобразительной грамоты.
Повторение изученного материала.
Вспомним: Что такое натюрморт? В изобразительном искусстве натюрмортом принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу.
Что является предметом изображения в натюрморте?
Предметом изображения в натюрморте являются цветы, фрукты, посуда…
Изучение нового материала.
Беседа на тему «Голландский натюрморт».
Не всякая страна так любит и бережет свое прошлое, как Голландия. В 17 веке голландский натюрморт переживал пору своего блестящего расцвета. Именно тогда в живописи Голландии огромную популярность приобрели картины, словно чудом вместившие в свои узкие рамки весь окружающий мир: предметы домашнего обихода и произведения прикладного искусства, совершенные творения ума и рук человека, флору и фауну.
Сами голландцы называли картины с изображением разнообразных предметов «тихой жизнью». В самом деле, изображенные с большим живописным блеском прекрасные ткани, бокалы, венецианское стекло, часы, инструменты, изысканные цветы живут в натюрмортах голландских живописцев своей собственной, «тихой жизнью». Отличительной особенностью голландского натюрморта является его живописная мягкость и то особое чувство характерных свойств предмета, которое достигает исключительной тонкости. В числе виднейших представителей этого рода живописи в Голландии особенно выдвинулся Виллем Класс Хеда.
Полотна голландцев отличает реализм, высокое мастерство в передаче материальности и фактуры предметов, свободное владение рисунком, живописью. В своих натюрмортах художники стремились показать мир вещей таким, как он есть на самом деле, показать красоту форм ,красок, пропорций предметов, запечатлеть свое отношение к ним.
Сообщение учащихся.
Анализ картины «завтрак с омаром».
В оливковом сумраке мерцают хрусталь и серебро. Любовно вглядывается художник в каждый изгиб завернувшейся спиралью лимонной корочки, в каждую складку скатерти. Тщательно выписывает подробности, стремясь передать свежесть соблазнительного окорока, румянец сдобных булочек, искристость вина. И на холсте возникает радости общения с красивыми вещами.
Язык натюрморта В, Хеды тщательно отточён, изыскан, по своему возвышен. Он совершенно определённо выражает отношение живописца к изображаемому, служит средством создания художественного образа. И небольшой размер холста, и компактность главной цели – показать красоту и взаимосвязь вещей, прелесть уюта и благополучия, привносимых ими.
Физкульминутка.
5. Актуализация знаний учащихся.
Сегодня нам предстоит выполнить рисунок – натюрморт, составленный из вазы и двух яблок. С чего начинается наша работа?
Начинаем работу над натюрмортом с выбора точки наблюдения, композиционного размещения предметов на листе бумаги.
Определяем большое пятно, в котором вписываются предметы.
Затем определяем большие пропорциональные отношения между6.Практическая работа.
Задание: выполнить рисунок – натюрморт, составленный из керамической вазы и двух яблок на фоне драпировки.
Целевые обходы:
Контроль за организацией рабочего места.
Контроль за правильностью выполнения приёмов работы.
Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
Контроль за объёмом и качества выполненной работы.
7. Итог урока.
Просмотр работ учащихся. Анализ. Оценка.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание:
Подобрать репродукцию или картинки с изображением натюрморта.