Особенности русского национального костюма старообрядцев


ОГЛАВЛЕНИЕ:  ВВЕДЕНИЕ1. ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТА ОДЕЖДЫ СТАРООБРЯДЦЕВ 1.1. Исследование по выявлению интереса к старообрядческой культуры 1.2. Комплект женской одежды старообрядцев 1.3.Национальный женский русский костюм 1.4. Сходство и различие женского костюма старообрядцев страдиционной русской одеждой2. ПРОЕКТ КОМПЛЕКТА ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ СТАРООБРЯДЦЕВ 2.1.Выбор и обоснование проблемы 2.2.Банк идей и предложений 2.3.Анализ идей 2.4.Из истории 2.5.Дизайн и конструкцииЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫПРИЛОЖЕНИЕ  ВВЕДЕНИЕ Объект исследования – Особенности национального костюма старообрядцев Алтая Предмет исследования – дизайн комплекта женской одежды старообрядцев Алтая.Цель исследования: выявление принципов в конструкции и декоре комплекта женской одежды старообрядцев и разработка проекта женского костюма.Гипотеза исследования: в комплекте одежды старообрядцев прослеживается характерные черты русского национального костюма. Методы: анализ информационных источников метод проектов метод опроса.Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:провести исследования по выявлению интереса к старообрядческой культуре;проанализировать литературные источники по теме исследования;выявить особенности комплекта женской одежды старообрядцев;разработать проект женской одежды русских старожилов Верхнего Приобья. Анкетирование №п/п Вопросы Результат Возраст 14-16 лет Возраст 40-75 лет Да (%) Нет(%) Да (%) Нет(%) 1 Знаете ли вы о культуре своей страны или отдельного региона? 25 75 68 32 2 Как вы считаете, должен ли человек знать историю своего региона? 63 37 82 18 3 Известен ли вам этнографический состав населения Алтайского края? 17 83 61 39 4 Согласны ли вы с утверждением "У каждого человека своя религия, история, культура"? 44 56 83 17 5 Хотели бы узнать об одежде старообрядце, если бы была такая возможность? 31 69 84 16 6. Как вы думаете если в вашем гинеологическом древе старообрядческие корни? 28 72 41 49 7. Были ли вы в Предгорной зоне Алтая (Красногорский, Солонешенский, Чарышский районы)? 67 33 77 23 8 Не зная прошлого можно ли думать о будущем и жить настоящим? 43 57 29 71 Социологический опрос Возрастные группы Ничего не знают Мало освещены Знакомы с общими понятиями и немного занимались Много знают и изучают От 8 до 15 лет 9 5 2 - От 16 до 25 лет 15 12 6 3 От 26 до 40 лет 2 8 3 6 От 41 до 75 лет 2 5 7 15 Комплект женской и мужской одежды старообрядцев Рубахи Исследования традиции каждого народа приобрело в наши дни особое рубахи, надевавшиеся непосредственно на тело, составляли одну из неотъемлемых частей женского костюма старожилок Верхнего Приобья второй половины XIX - начала XX вв Туникообразная рубаха с сарафаном Показанные информаторами способы раскладок кроя дают представление об очень рациональных, безостатковых раскроя. Раскрой рубахи Туникообразные рубахиОснову стана в них составляло перегнутое по утку полотно с пришитыми по сторонам 2-мя прямыми или 4-мя кошеными бочками (боковинами). Погребальная рубаха В ряде сел Центрального Алтая в туникообразных погребальных рубахах, описанной, без косин, конструкции зафиксирован своеобразный способ соединения рукавов со станом: сложенное поперек центральное полотно подрезали и подгибали на уровне пройм в 2 см и более, создавая, таким образом, прямоугольные углубления, куда и вшивали рукава Эскиз рубахи с вкроенными рукавами Национальный женский русский костюм Два основных вида русского женского костюма — сарафанный (северный) и понёвный (южный) комплекты:Сарафан Понёва Запона Телогрея Приволока - безрукавная накидка. Шушпан Боярыня во времена Ивана Грозного Сходство и различие с традиционной русской одеждой Сходства костюмов Различия костюмов Основой женского костюма старообрядок, как и русских женщины, явилась длинная до пола рубаха У рубах различается лишь длинна рукава, старообрядки носили рубахи с более короткими рукавами, нежели у русских. По верх рубахи надевалось либо платье, либо сарафан. У русских женщин верхнее платье застегивалось под самое горло. Сарафаны также не опускались ниже уровня груди. Старообрядки сверху платья или сарафана завязывали пояса, которые символизировали о замужестве, положении среди других и т.д. Голова у обоих вер покрывалась головным убором. Старообрядки на голове носили платки, когда русские женщины любили кокошники Костюмы обоих вер украшали вышивкой и отстрочкой ПРОЕКТ КОМПЛЕКСА ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ СТАРООБРЯДЦЕВВыбор и обоснование проблемы   Алтай – моя Родина. Реки, озера, горы, звезды, звери, птицы, человек – все это Алтай. Его воспевают в песнях и легендах, о нем слагают стихи… Хмурые вершины гор, прозрачные реки, ночное небо – синее, с рассыпанными бисером звездами. Для меня все слилось в слове Алтай… Алтай – это и мои предки, которые искали свое Беловодье Банк идей и предложений Анализ идей Старообрядцы(56%) Кумандинцы(15%) Тубулары(23%) Телеуты(5%) Челканцы(1%) Из истории Территория Солонешенского района является одной из густо заселенных старообрядцами. Здесь они нашли свое Беловодье. Хмурые вершины гор навевают порой печальные думы. Горы молчаливы, грозны, суровы и ужасающе прекрасны Горы Солонешенского района Дизайн и конструкция костюма Традиционно, женский моленный старообрядческий костюм до настоящего времени состоит из белой рубахи, синего или черного сарафана, пояса, завязывающегося на рубашку или сарафан и платка, закалывающегося или завязывающегося под подбородком. Основой костюма является длинная, до ступней, рубаха (длина – 113 см) прямого покроя, с длинными, суживающимися к запястью рукавами. ЗАКЛЮЧЕНИЕ  1) Проведено исследование по выявлении интереса к народной культуре с помощью анкетирования, при анализе анкет выявлено, что большинство молодых людей (85%) не осведомлены о культуре своей страны и только 15% имеют представление по данной теме. 2) Анализ информационных источников позволил проанализировать конструкцию, составляющих женского национального костюма старообрядцев. Не все источники являются достоверными, некоторые на половину несут лишь подлинную информацию о культуре и быте староверов Алтая. 3) Особенности костюма старообрядцев Верхнего Приобья состоит в раскрое рубахи, выбора цвета, от возраста носившего и места, куда надевался костюм.4) Изучена история старообрядцев Верхнего Приобья.5) Определён дизайн, конструкция, составляющих женского комплекта старообрядцев.6) Обоснован выбор материалов. Для изготовления костюма выбрана хлопчатобумажная ткань.7) Изучена технология изготовления костюма. Анализ информационных источников показал, что необходимо продолжить исследование. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  Болонев Ф.Ф. «Русские старожилы переселенцы Сибири в историко-этнографических исследованиях», Новосибирск 2002год.Деменьтьева Л.С. «Старообрядчество.История и культура», Барнаул-1993 год.Липинская В.А. «Старожилы и переселенцы», Наука 1996 год. Рябушинский В. «Старообрядчество и русское религиозное общество», Москва-И Иерусалим Мосты-1994 год. Фаусова Е.Ф. «Традиционная одежда русских крестьян старожилов верхнего приобья»,Издательство института археологии. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 34»Исследовательская работаОсобенности национального костюма старообрядцев Алтая на примере женского комплекта Выполнила: Голекова Миленаучащаяся 6 А классаРуководитель:Кузнецова Елена Анатольевнаучитель технологии