Рабочая программа по внеурочной деятельности Ритмика для 3 класса с ОВЗ


«Рассмотрено»
Руководитель МО
МБОУ СОШ № 73
___________
Ф.Г. Иванова
Протокол № 1 от
29.08.2016 г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________
Шаманова В.Ю.
29 августа 2016 год


«Утверждено»
Директор
МБОУ СОШ № 73
___________
Е.В. Высоцкая
29 августа 2016 год





Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Ритмика»
для 3 класса
с ОВЗ










34 часа







Автор: Учитель физической культуры Вологжин Вячеслав Каземирович










2016/2017 учебный год

2. Пояснительная записка

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности «Ритмика» для учащихся 3 класса с ОВЗ МБОУ СОШ № 73.
Программа составлена из расчета 34 учебных недели 1 час в неделю, всего 34 часа.
Рабочая программа для обучающихся по ФГОС составлена в соответствии с:

·
·– Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

·
·Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»;

·
· Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;


·
·Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010

·
·Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

·
·Приложение к Письму Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296
«Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в
образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные
программы начального общего образования»;
Примерным учебным планом Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
Письмом министерства образования Иркутской области от 22.07.2016 № 55-37-7456/16 «О формировании учебного плана, плана внеурочной деятельности образовательными организациями Иркутской области на 2016/2017 учебный год»;
- Письмом ДО КСПК от 16.03.2016 № 215-74-1283/16«О режиме работы общеобразовательных организаций города Иркутска в 2016/2017 учебном году»;

·Программа внеурочной деятельности «Ритмика» для 3 класса с ОВЗ .


Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.
Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”, находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся.
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело.
Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность обучающихся. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представления обучающихся о пространстве и умения ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т. д. развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.
Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у обучающихся активность и воображение, координацию и выразительность движений. Упражнения на духовой гармонике, исполнение под музыку стихов, подпевок, инсценирование песен, музыкальных сказок способствуют развитию дыхательного аппарата и речевой моторики.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
Программа по ритмике состоит из следующих разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».
В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть обучающиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.
На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие ориентироваться в пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений.
Основная цель данных упражнений научить детей с ОВЗ согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.
Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность обучающимся отдохнуть от активной физической нагрузки.
Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить детей создавать музыкально-двигательный образ. Причем учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения, например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).
Обучению детей с ОВЗ танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами.
Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, обучающиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).
На уроках ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. К увеличению напряжения и нагрузки ученики привыкают постепенно, что благотворно сказывается потом на других уроках.
Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей: ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить, правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки.  Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников. Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания, развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Уроки ритмики оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.
Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.
Основные задачи:
Обучающая:  формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство ритма.
Развивающая: способствова
·ть всестороннему развитию и раскрытию творческого потенциала.
Воспитательная: способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса.
 



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.     УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину. Построение в колонны по три. Перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой на шаг назад. Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг.
Выполнение движений с предметами, более сложных, чем в предыдущих классах.
2.     РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСККЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч; разведение рук в стороны с напряжением (растягивание резинки). Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперед, в стороны с движениями рук. Неторопливое приседание с напряженным разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение. Поднимание на носках и полуприседание. Круговые движения ступни. Приседание с одновременным выставлением ноги вперед в сторону. Перелезание через сцепленные руки, через палку. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противоположную взмаху ноги. Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки. Упражнения на сложную координацию движений с предметами (флажками, мячами, обручами, скакалками). Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением (под барабан, бубен). Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Протопывание того, что учитель прохлопал, и наоборот.
Упражнения на расслабление мышц. Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки. Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону.
3.     ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование музыкальных фраз. Передача в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта. Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных движений. Исполнение движений пружиннее, плавнее, спокойнее, с размахом, применяя для этого известные элементы движений и танца. Упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен. Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа. Смена ролей в импровизации. Придумывание вариантов к играм и пляскам. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные, игры с пением и речевым сопровождением.
4.     ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Повторение элементов танца по программе 2 класса. Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп. Элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и с продвижением. Движения парами: боковой галоп, поскоки. Основные движения народных танцев.




V.Учебно-тематическое планирование

Тема урока.
Цели.
Кол-во уроков




Теория
Практика

1.
Организационный урок. Введение. Инструктаж по технике безопасности.
Увлечь музыкой, вызвать интерес к движению. Уметь соблюдать правила техники безопасности.
1


2
Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса.
Начать приучать учащихся к танцевальной технологии.

1

3
Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп)..
Научить ритмично исполнять различные мелодии

1

4
Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса.
Проверить знания учащихся о правой, левой руке, стороне.

1

5
Поза исполнителя. Зритель, исполнитель. Положение фигуры по отношению к зрителю. Ракурс.
Объяснить как должна располагаться фигура относительно зрителя.

1

6
Танцы народов РФ, их особенности и костюмы.
Познакомить с танцами народов РФ.

1

7
Танцевальная зарядка. Упражнения для рук.
Разучить основные упражнения для рук в форме танцевальной зарядки.

1

8
Ритмическая схема. Ритмическая игра.
Научить составлять небольшие танцевальные комбинации.

1

9
Ритмические упражнения с предметом (мяч, обруч, платок).
Развитие ритмичности с предметом.

1

10
Простейшие танцевальные элементы в форме игры.
Разучить танцевальные элементы в форме игры.

1

11
Этюдная работа. Игры. Понятие пантомима.
Дать понятие пантомима. Рассказать об этюдной работе.

1

12
Упражнения для развития плавности и мягкости движений. Пластичная гимнастика.
Развить пластичность и мягкость движений под музыку.

1

13
Синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения.
Использовать на уроке флажки, мячи и постоянно напоминать о правильной осанке, правой стороне.

1

14
Упражнения для профилактики плоскостопия.
Разучить основные упражнения профилактики плоскостопия.

1

15
Гимнастика. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки.
Научить правильно дышать. Следить за осанкой во время учебы.

1

16
Музыка.
Научить слушать и понимать музыку.

1

17
Упражнения для суставов. Разминка «Буратино».
Провести небольшую профилактику суставов.

1

18
Упражнения на расслабление мышц.
Научить учащихся расслаблять мышцы.

1

19
Этюдная работа. Пантомима. Игра «Телефон», «Замри».
Поиграть в различные игры связанные с этюдной работой.

1

20
Музыкальные, танцевальные темы.
Научиться определять медленно, быстро, умеренно.

1

21
Разучивание простейших танцевальных элементов «Часики», «Качели», «Мельница».
Разучить новые танцевальные элементы.

1

22
Настроение в музыке и танце. Характер исполнения.
Научиться определять характер мелодии и подбирать оригинальное исполнение движения.

1

23
Выразительные средства музыки и танца. Музыка, движение, исполнители, костюмы.
Познакомить с основными выразительными средствами музыки и танца.

1

24
Правила танцевального этикета.
Объяснить основные правила танцевального этикета.

1

25-26
Аэробика.
Увлечь детей занятиями аэробики.

2

27
Понятие размер. Музыкальная фраза, длительность в музыке и танце.
Продолжать знакомить детей с музыкальными понятиями.

1

28
Танцевальные игры для развития музыкальности и слуха.
Развить музыкальный слух.

1

29
Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.
Продолжать развитие музыкального слуха.

1

30
Ритмические упражнения.
Научить ритмично исполнять различные упражнения.

1

31-32
Гимнастика Parter.
Познакомить с партерной гимнастикой.

1

33
Фигуры в танце. Квадрат, круг, линия, звездочка, воротца, змейка.
Рассмотреть и разучить основные фигуры в танце.

1

34
Контрольный урок.
Подвести итог, задачи на следующий год.

1

Итого:
1
33

II.               ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Личностные результаты
Сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех, проявить себя в период обучения как яркую индивидуальность, создать неповторяемый сценический образ. Раскрепощаясь сценически, обладая природным артистизмом, ребенок может мобильно управлять своими эмоциями, преображаться, что способствует развитию души, духовной сущности человека.
Метапредметные результаты
регулятивные
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность.
воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении танцевальных движений.
познавательные
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги;
соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;
самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь
передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. д.;
передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
повторять любой ритм, заданный учителем;
задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами).
коммуникативные
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
участие в музыкально-концертной жизни класса, школы, города и др.;










Заголовок 3 Заголовок 415