Конспект урока Преобразования в области культуры эпохи Петра Великого


Дата проведения урока:
7а –
7в -
Тема урока: «Преобразования в области культуры».
Цель: Познакомить учащихся с достижениями русской культуры первой четверти XVIII века, выделить новые черты.
Задачи:
Образовательные:
- Рассказать учащимся о переменах в культурной жизни России в эпоху Петра; раскрыть значение этих преобразований.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию культуры делового общения;
- продолжить формирование этических норм и ценностей;
- продолжить формирование патриотических чувств на основе изучаемого материала.
Развивающие:
- способствовать навыкам поиска и выделения необходимой информации из рассказа учителя и структурирование знаний;
- формирование навыков осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме;
- формирование навыков смыслового чтения и извлечения необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации;
- развивать познавательные умения – умения доказывать, делать выводы;
-развивать мыслительные навыки – анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;
- способствовать развитию коммуникативных навыков
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: традиционная.
Основные понятия:
АССАМБЛЕЯ — собрание-бал с участием женщин в домах российской знати.
ГРАВЮРА — печатный оттиск рельефного рисунка на бумаге.
КАНТ — вид бытовой многоголосной песни.
Оборудование урока: доска, мел, учебник «История России XVII – XVIIIвв» (Е.В. Пчелов -М.: Просвещение, 2008), ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентации «Преобразования в области культуры»,рабочая тетрадь по истории России (Канилов, Косулина)
Ход урока.
Этапурока,
длительностьДеятельностьучителяДеятельностьучащихсяПримечания1.Оргмомент
2 минВсем здравствуйте, прошу садиться. Все присутствуют на уроке? Приветствуют. Говорят, все ли присутствуют 2.Проверка домашнего заданияминНа прошлом уроке мы рассмотрели тему: Народные движения первой четверти XVIII века, и выяснили, что на протяжении всего правления Петра 1 происходили выступления различных слоёв населения против власти.
1. Каковы были причины народных выступлений в первой четверти XVIII века?2. Отличались ли они от причин, вызвавших народные выступления в XVII веке?3. Какие народные выступления произошли в петровскую эпоху?
4. Что послужило главной причиной астраханского восстания?
5. Каковы цели восстания на Дону под предводительством Кондратия Булавина?
6. Пользуясь картой, расскажите о восстании Булавина.
7. Каковы результаты? (чем закончилось восстание?)
8. В чем проявилась специфика башкирского восстания?
9. Какое значение имели народные выступления первой четверти XVIII века? 3. Актуализация новых знаний
3 мин В первой четверти 18 века и в области культуры произошли большие перемены.
Сегодня на уроке мы узнаем о переменах в культурной жизни России в эпоху Петра, выделим новые черты в культуре, рассмотрим особенности развития образования, науки, художественной культуры, а также рассмотрим какие перемены произошли в быте людей.
Запишите тему урока: «Преобразования в области культуры при Петре I».
Запишите план урока:
Просвещение и наука
Искусство: живопись, скульптура, архитектура
Дворянский быт 4. Изучение нового материала30 минПросвещение и наука
Первым нововведением Петра стало внедрение европейского летоисчисления. Своим указом от 1699 года царь повелел вести счет годам не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Таким образом праздник переносился с 1 сентября на 1 января и 7208 год стал 1700. Празднества сопровождались украшением домов еловыми и сосновыми ветками, весельем и взаимными поздравлениями.
При Петре I начала формироваться государственная политика в области образования.
Для учебы и практического освоения наук россиян посылали за границу. Чаще это были юноши из дворянских фамилий. По возвращении на родину их ждал строгий экзамен. Петр I не раз сам выполнял роль экзаменатора. В то время учеба приравнивалась к государственной службе, а потому спрос был особый.
Раньше преобладало церковное образование. Царь-реформатор прекрасно понимал, что школа, основанная лишь на церковном знании, так же как и посылка талантливой молодежи для обучения за границу, не могут дать хорошего результата. В стране начала формироваться система профессионального образования.
Школы вначале были бессословными: в них могли учиться дети из разных слоев населения. Однако вскоре во многие специальные учебные заведения, где готовили офицеров-специалистов, стали принимать только детей дворян. Дети же крепостных крестьян в государственных школах обучаться не могли.
Учебные заведения:
Низшая ступень:
цифирные школы: учащиеся овладевали навыками чтения, письма, счета.
Цифирные школы открылись более чем в 40 городах России. (1714 г.)
гарнизонные школы для детей солдат
адмиралтейские школы для детей матросов.
Более обширные и разнообразные знания (алгебра, геометрия, тригонометрия, черчение, астрономия и т.д.) давала организованная в 1701г. школа математических и навигационных наук в Москве.
В 1715 г. часть классов перевели в Петербург и на этой базе создали Морскую академию. Навигационные школы открыли также в Новгороде, Нарве, Ревеле, Астрахани.
В 1707 г. были основаны медицинские школы в Москве, через несколько лет такая школа начала действовать в Петербурге. На Урале и в Карелии создаются горные училища. Возникают инженерная и артиллерийская школы.
Создание системы образования потребовало издания множества книг (учебников, справочников, наглядных пособий). Только за первую четверть XVIII в России было издано больше книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопечатания.
В 1711 г. была основана первая типография в Петербурге. Одной из первых напечатанных в ней книг была «Книга Марсова, или Воинских дел», прекрасно оформленная, с множеством гравюр о Северной войне. В 1718 г. типография перепечатала первый русский учебник по истории – «Синопсис». Были изданы «Арифметика» Магницкого, таблицы логарифмов, учебник тригонометрии, «Грамматика» Смотрицкого, Словарь иностранных языков – лексикон. Большое значение для повышения уровня грамотности населения имело введение в 1710 году гражданской азбуки. Церковнославянские буквы заменили более простыми по начертанию. Как отмечал позже М.В.Ломоносов, «при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».
С 1703 года начала издаваться первая печатная газета — «Ведомости», в которой публиковалась в основном иностранная хроника.
Крупным научным учреждением стала основанная Петром в Петербурге в 1714 году Кунсткамера (помещение для редкостей). В ней хранились собрания минералов, медицинских препаратов, древних монет, находились зоологический кабинет, этнографическая коллекция, несколько земных и небесных «глобусов». Это был первый русский музей. Тогда же в Петербурге были основаны Военно-морской и Артиллерийский музеи. В 1714 году в Петербурге была открыта старейшая в нашей стране научная библиотека.
Венцом петровских преобразований в области науки и просвещения стал указ 1724 года об учреждении Академии наук и художеств (открылась она уже после смерти царя в 1725).
Итак, отличительными чертами образования стали:
светский характер
ориентация на практические знания
2.Искусство: живопись, скульптура, архитектура
При Петре I художественная культура заняла новое место в духовной жизни. Она становилась светской, более разнообразной в жанровом отношении, получала активную поддержку со стороны государства.
Однако в целом она носила переходный характер, так как во многом еще сохраняла черты прежней эпохи.
Музыка была представлена несложными бытовыми формами: танцевальными, военными, застольными мелодиями. Особенно популярны были канты ( многоголосое бытовое пение, обычно звучавшее в дни гос. и воен. праздников).
В изобразительном искусстве первой четверти XVIII века появилось такое новое явление, как гравюра (она пришла на Русь из Европы). Свою популярность она завоевала прежде всего из-за дешевизны. Вскоре гравюры уже широко использовались в учебной литературе, газетах, календарях. Известным мастером-гравером был А. Ф. Зубов.
Другой отличительной чертой изобразительного искусства эпохи Петра стал портрет. Одним из основоположников русской светской живописи стал Иван Никитич Никитин(1690—1742), получивший по указу Петра возможность обучения в Италии. Его портретам («Напольный гетман», «Петр I смертном ложе») присуще правдивое изображение своих героев, интерес к внутреннему миру человека, показу не только индивидуальных внешних черт, но и характера.
Скульптура. В Россию приезжало много иностранных мастеров. Знаменитому скульптору Бартоломео Карло Растрелли принадлежит несколько изображений Петра I. Среди них «восковая персона», с большой точностью передающая черты внешности царя, и конная статуя Петра в Петербурге.
Архитектура Петровского времени представлена прежде всего строительством Санкт-Петербурга, для которого были приглашены лучшие зарубежные специалисты — Ж. Леблон, Д. Трезини, Ф. Б. Растрелли. Но участвовали в этой работе и русские архитекторы И. Коробов и М. Г. Земцов.
Важнейшими памятниками архитектуры этого времени стали Петропавловский собор и Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий, Меншиковский дворец в Петербурге, Меншикова башня в Москве, первые сооружения императорского дворцового ансамбля в Петергофе.
Появляется регулярная городская планировка, именно так был выстроен Санкт-Петербург.
3.Дворянский быт
По обилию новых явлений в образе жизни людей первая четверть XVIII века занимает особое место в отечественной истории.
По приказу царя для дворян было в обязательном порядке введено ношение европейской одежды — камзолов, чулок, башмаков, галстуков, шляп. Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбрить бороды. За ослушание им грозил в лучшем случае большой денежный штраф (“бородовой налог”), а в худшем — ссылка. Крестьяне за право носить бороду должны были платить налог, который взимался каждый раз, когда крестьянин въезжал в город. Лишь духовенство сохранило свое право на ношение традиционной одежды и бороды бесплатно.
Из Европы царь привез и внедрил в России новые формы общения и развлечений: праздники с иллюминацией и фейерверками, маскарады. С 1718 года он специальным указом ввел ассамблеи, устраиваемые в домах знати. В них участвовали сановники, офицеры, духовенство, богатые купцы. Особенностью этих балов стало разрешение участвовать в них женщинам. Вечер проходил в светских беседах, обсуждении последних новостей и сплетен, танцах и аттракционах. Обязательной частью ассамблеи был грандиозный ужин. Каждый хозяин ассамблее стремился великолепием обстановки и новыми светскими манерами превзойти своего предшественника.
Распространение получила игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке, флейте. Популярными стали любительские оркестры, на концерты которых в обязательном порядке должны были ходить представители знати.
Новшеств в быте высших слоев населения стало так много, что понадобилось специальное пособие с правилами хорошего тона. В 1717 году вышло в свет знаменитое “Юности честное зерцало, или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов”. 5. Закрепление изученного материала
5 мин Главными чертами развития культуры в эпоху Петра I стало усиление ее светских начал и активное проникновение и даже насаждение западноевропейской культуры.
На основе грандиозных перемен Петровского времени зародилась и развилась отечественная наука, оформилась система образования, расцвела художественная культура не только последующих десятилетий XVIII века, но и века XIX.
Однако культура Петровского времени носила еще переходный характер. Она соединяла в себе новации Петра и традиции прежней Руси.
Более того, все эти новшества и достижения стали достоянием лишь высших слоев населения огромной страны. Основная же его часть воспринимала новые черты жизни, появившиеся при Петре, не более как чудачества самого царя и господ. 6.Подведение итогов. Запись домашнего задания
2 мин -Вы сегодня отлично поработали.
Выставление и аргументация оценок.
- Откройте дневник и запишите домашнее задание на следующий урок.
- Встретимся на следующем уроке, все свободны. Обучающиеся записывают домашнее задание. Домашнее задание:
- § Оргмомент.
Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы рассмотрели тему: Народные движения первой четверти XVIII века, и выяснили, что на протяжении всего правления Петра 1 происходили выступления различных слоёв населения против власти.
1. Каковы были причины народных выступлений в первой четверти XVIII века?2. Отличались ли они от причин, вызвавших народные выступления в XVII веке?3. Какие народные выступления произошли в петровскую эпоху?
4. Что послужило главной причиной астраханского восстания?
5. Каковы цели восстания на Дону под предводительством Кондратия Булавина?
6. Пользуясь картой, расскажите о восстании Булавина.
7. Каковы результаты? (чем закончилось восстание?)
8. В чем проявилась специфика башкирского восстания?
9. Какое значение имели народные выступления первой четверти XVIII века?
Актуализация новых знаний.
В первой четверти 18 века и в области культуры произошли большие перемены.
Сегодня на уроке мы узнаем о переменах в культурной жизни России в эпоху Петра, выделим новые черты в культуре, рассмотрим особенности развития образования, науки, художественной культуры, а также рассмотрим какие перемены произошли в быте людей.
Запишите тему урока: «Преобразования в области культуры при Петре I».
Запишите план урока:
Просвещение и наука
Искусство: живопись, скульптура, архитектура
Дворянский быт
Изучение нового материала.
Просвещение и наука
Первым нововведением Петра стало внедрение европейского летоисчисления. Своим указом от 1699 года царь повелел вести счет годам не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Таким образом праздник переносился с 1 сентября на 1 января и 7208 год стал 1700. Празднества сопровождались украшением домов еловыми и сосновыми ветками, весельем и взаимными поздравлениями.
При Петре I начала формироваться государственная политика в области образования.
Для учебы и практического освоения наук россиян посылали за границу. Чаще это были юноши из дворянских фамилий. По возвращении на родину их ждал строгий экзамен. Петр I не раз сам выполнял роль экзаменатора. В то время учеба приравнивалась к государственной службе, а потому спрос был особый.
Раньше преобладало церковное образование. Царь-реформатор прекрасно понимал, что школа, основанная лишь на церковном знании, так же как и посылка талантливой молодежи для обучения за границу, не могут дать хорошего результата. В стране начала формироваться система профессионального образования.
Школы вначале были бессословными: в них могли учиться дети из разных слоев населения. Однако вскоре во многие специальные учебные заведения, где готовили офицеров-специалистов, стали принимать только детей дворян. Дети же крепостных крестьян в государственных школах обучаться не могли.
Учебные заведения:
Низшая ступень:
цифирные школы: учащиеся овладевали навыками чтения, письма, счета.
Цифирные школы открылись более чем в 40 городах России. (1714 г.)
гарнизонные школы для детей солдат
адмиралтейские школы для детей матросов.
Более обширные и разнообразные знания (алгебра, геометрия, тригонометрия, черчение, астрономия и т.д.) давала организованная в 1701г. школа математических и навигационных наук в Москве.
В 1715 г. часть классов перевели в Петербург и на этой базе создали Морскую академию. Навигационные школы открыли также в Новгороде, Нарве, Ревеле, Астрахани.
В 1707 г. были основаны медицинские школы в Москве, через несколько лет такая школа начала действовать в Петербурге. На Урале и в Карелии создаются горные училища. Возникают инженерная и артиллерийская школы.
Создание системы образования потребовало издания множества книг (учебников, справочников, наглядных пособий). Только за первую четверть XVIII в России было издано больше книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопечатания.
В 1711 г. была основана первая типография в Петербурге. Одной из первых напечатанных в ней книг была «Книга Марсова, или Воинских дел», прекрасно оформленная, с множеством гравюр о Северной войне. В 1718 г. типография перепечатала первый русский учебник по истории – «Синопсис». Были изданы «Арифметика» Магницкого, таблицы логарифмов, учебник тригонометрии, «Грамматика» Смотрицкого, Словарь иностранных языков – лексикон. Большое значение для повышения уровня грамотности населения имело введение в 1710 году гражданской азбуки. Церковнославянские буквы заменили более простыми по начертанию. Как отмечал позже М.В.Ломоносов, «при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».
С 1703 года начала издаваться первая печатная газета — «Ведомости», в которой публиковалась в основном иностранная хроника.
Крупным научным учреждением стала основанная Петром в Петербурге в 1714 году Кунсткамера (помещение для редкостей). В ней хранились собрания минералов, медицинских препаратов, древних монет, находились зоологический кабинет, этнографическая коллекция, несколько земных и небесных «глобусов». Это был первый русский музей. Тогда же в Петербурге были основаны Военно-морской и Артиллерийский музеи. В 1714 году в Петербурге была открыта старейшая в нашей стране научная библиотека.
Венцом петровских преобразований в области науки и просвещения стал указ 1724 года об учреждении Академии наук и художеств (открылась она уже после смерти царя в 1725).
Итак, отличительными чертами образования стали:
светский характер
ориентация на практические знания
2.Искусство: живопись, скульптура, архитектура
При Петре I художественная культура заняла новое место в духовной жизни. Она становилась светской, более разнообразной в жанровом отношении, получала активную поддержку со стороны государства.
Однако в целом она носила переходный характер, так как во многом еще сохраняла черты прежней эпохи.
Музыка была представлена несложными бытовыми формами: танцевальными, военными, застольными мелодиями. Особенно популярны были канты ( многоголосое бытовое пение, обычно звучавшее в дни гос. и воен. праздников).
В изобразительном искусстве первой четверти XVIII века появилось такое новое явление, как гравюра (она пришла на Русь из Европы). Свою популярность она завоевала прежде всего из-за дешевизны. Вскоре гравюры уже широко использовались в учебной литературе, газетах, календарях. Известным мастером-гравером был А. Ф. Зубов.
Другой отличительной чертой изобразительного искусства эпохи Петра стал портрет. Одним из основоположников русской светской живописи стал Иван Никитич Никитин(1690—1742), получивший по указу Петра возможность обучения в Италии. Его портретам («Напольный гетман», «Петр I смертном ложе») присуще правдивое изображение своих героев, интерес к внутреннему миру человека, показу не только индивидуальных внешних черт, но и характера.
Скульптура. В Россию приезжало много иностранных мастеров. Знаменитому скульптору Бартоломео Карло Растрелли принадлежит несколько изображений Петра I. Среди них «восковая персона», с большой точностью передающая черты внешности царя, и конная статуя Петра в Петербурге.
Архитектура Петровского времени представлена прежде всего строительством Санкт-Петербурга, для которого были приглашены лучшие зарубежные специалисты — Ж. Леблон, Д. Трезини, Ф. Б. Растрелли. Но участвовали в этой работе и русские архитекторы И. Коробов и М. Г. Земцов.
Важнейшими памятниками архитектуры этого времени стали Петропавловский собор и Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий, Меншиковский дворец в Петербурге, Меншикова башня в Москве, первые сооружения императорского дворцового ансамбля в Петергофе.
Появляется регулярная городская планировка, именно так был выстроен Санкт-Петербург.
3.Дворянский быт
По обилию новых явлений в образе жизни людей первая четверть XVIII века занимает особое место в отечественной истории.
По приказу царя для дворян было в обязательном порядке введено ношение европейской одежды — камзолов, чулок, башмаков, галстуков, шляп. Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбрить бороды. За ослушание им грозил в лучшем случае большой денежный штраф (“бородовой налог”), а в худшем — ссылка. Крестьяне за право носить бороду должны были платить налог, который взимался каждый раз, когда крестьянин въезжал в город. Лишь духовенство сохранило свое право на ношение традиционной одежды и бороды бесплатно.
Из Европы царь привез и внедрил в России новые формы общения и развлечений: праздники с иллюминацией и фейерверками, маскарады. С 1718 года он специальным указом ввел ассамблеи, устраиваемые в домах знати. В них участвовали сановники, офицеры, духовенство, богатые купцы. Особенностью этих балов стало разрешение участвовать в них женщинам. Вечер проходил в светских беседах, обсуждении последних новостей и сплетен, танцах и аттракционах. Обязательной частью ассамблеи был грандиозный ужин. Каждый хозяин ассамблее стремился великолепием обстановки и новыми светскими манерами превзойти своего предшественника.
Распространение получила игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке, флейте. Популярными стали любительские оркестры, на концерты которых в обязательном порядке должны были ходить представители знати.
Новшеств в быте высших слоев населения стало так много, что понадобилось специальное пособие с правилами хорошего тона. В 1717 году вышло в свет знаменитое “Юности честное зерцало, или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов”.
Закрепление изученного материала.
Главными чертами развития культуры в эпоху Петра I стало усиление ее светских начал и активное проникновение и даже насаждение западноевропейской культуры.
На основе грандиозных перемен Петровского времени зародилась и развилась отечественная наука, оформилась система образования, расцвела художественная культура не только последующих десятилетий XVIII века, но и века XIX.
Однако культура Петровского времени носила еще переходный характер. Она соединяла в себе новации Петра и традиции прежней Руси.
Более того, все эти новшества и достижения стали достоянием лишь высших слоев населения огромной страны. Основная же его часть воспринимала новые черты жизни, появившиеся при Петре, не более как чудачества самого царя и господ.
Домашнее задание.
§24, ТПО № 1, 3, 4, 5 стр. 52-54. ТПО № 6 стр.54 (по выбору)