Урок — практикум по экономике на тему «Молодёжная биржа труда» (7 класс)


Урок - практикум по экономике на тему «Молодёжная биржа труда» (7 класс)
Тема урока: Молодёжная биржа труда.
Тип урока: урок – практикум «Ярмарка вакансий».
Цель урока: Закрепить знания теоретического материала о бирже труда и научить применять их в конкретных практических ситуациях.
Задачи урока:
Образовательные:
- усвоить содержание урока – практикума;
- ознакомить учащихся со способами получения информации о вакантных рабочих местах.
Развивающие:
- формирование умений написаний резюме;
- развитие коммуникативных навыков при общении.
Воспитательные:
- сформировать умения применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности.
Структура урока
1 этап: Подготовительный.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок-практикум «Ярмарка вакансий» по теме урока «Молодёжная биржа труда». Из названия темы вы уже догадались, что на уроке речь пойдёт о профессиональном самоопределении, о выборе будущей профессии. Кто-то с детства мечтает о своей профессии, а кто-то находит своё дело, будучи уже совсем взрослым. Трудно выбрать профессию и не ошибиться, особенно в современных условиях. На занятиях по профориентации вы уже говорили о правилах выбора профессии, обсуждали вопросы правильного выбора профессии, проходили тестирование на определение принадлежности к типам профессий (Приложение10). По результатам этого теста (Приложение 11) класс поделился на группы.
- О чём мы думаем прежде всего, выбирая профессию? (Мы думаем о том, нравится ли нам та или иная работа, т. е. определяем наши желания, интересы и склонности – ХОЧУ. Потом – достаточно ли наших способностей, чтобы ею заниматься, т. е. определяем свои возможности – МОГУ. Затем мы обдумываем, как обстоят дела на рынке труда, востребована ли наша профессия в обществе – НАДО.). - Коротко формулу хорошего выбора профессии можно выразить тремя словами: «хочу», «могу», «надо». Это значит, выбрать такую профессию,
которая, во-первых, способна приносить радость и удовлетворение, во-вторых, она должна быть доступной и посильной для вас, и в-третьих, нужна обществу, т.е. востребована на рынке труда. А сверхзадача выбора профессии – максимально реализовать себя, свои способности, силы и интересы в избранном деле.
- Для тех, кто ещё не определился со своей будущей профессией, скажу: 1.Надо рассмотреть как можно больше профессий, используя разные ресурсы.
2.Изучить самого себя (склонности, способности, черты характера, здоровье).
3.Найти информацию о том, какие профессии востребованы на рынке труда.
4.Выбрать наиболее привлекательную для вас профессию.
5.Посоветоваться с родителями и специалистами в данной области.
6.Выбрав профессию, быть настойчивым в стремлении овладеть ею в совершенстве.
2 этап: Практические ситуации.
1. Проверка домашнего задания и частично – поисковая беседа.
- Домашним заданием было: подготовить списки профессий, которые, по вашему мнению, популярны в современных условиях. Назовите их и объясните свои предпочтения.
Учащиеся называют профессии, которые они выбрали (предполагаемые ответы: дизайнер, маркетолог, пиар-менеджер и т.д.) и объясняют свои предпочтения: высокооплачиваемые, престижные, есть возможность карьерного роста.
- На основе каких критериев вы сделали свой выбор? На что надо ориентироваться при выборе профессии? Давайте на доске запишем ваши критерии выбора профессии.
- Как вы считаете, а много ли вакансий данных профессий в нашем городе. Значит, приходим к выводу, что место жительства и востребованность профессий в данном регионе также имеет большое значение. Эти данные дополнительно вносятся в список критериев (Приложение 9).
- Какие профессии пользуются спросом в нашем районе, назовите.
Делаем вывод, что востребованы совсем другие профессии. Надеюсь, эти критерии помогут вам при профессиональном выборе.
2.Работа в группах. Игра «Профессия».
Ход игры:
а) Каждая группа получает конверт с перечнем профессий (Приложение 12).
Задание: отобрать профессии своего типа и доказать принадлежность к нему.
б) Обсудить и оценить варианты ответов других групп.
3. Анализ газетных объявлений о рабочих вакансиях в городе.
- Задание: изучить данные объявлений о рабочих вакансиях, применительно к своей группе.
4. Работа в группах. «Мозговой штурм».
Постановка задачи: найти возможности получения работы для подростков.
Ход «мозгового штурма»:
1 этап: создание банка идей.
2 этап: анализ идей.
3 этап: обработка результатов.
Результаты мозгового штурма оформляются в виде схемы «Поиск работы».
5. Работа в парах. Тренинг «Телефонный звонок».
Работа в парах «работодатель – безработный».
Цель: Отработка навыка общения по телефону.
Алгоритм вопросов даётся на слайде с экрана (Приложение 13).
Домашнее задание.
Творческая работа: написать резюме о приёме на работу (общие сведения и критерии составления выдаются каждому учащемуся). (Приложение 14).