Методическая разработка урока по истории России на темуРоссия в царствование Александра 1


Методическая разработка открытого урока по истории России
Преподаватель истории ГБПОУ ТСиТ №29 г. Москва.
По теме: «Россия в годы царствования Александра I (1801 – 1825 г.г.)
Цели: Обобщение и систематизация знаний по истории России первой четверти 19 века.
Задачи:
Повторить материал о либеральных замыслах Александра I.
Закрепить умения работать с различными источниками информации, в т.ч. интернет- ресурс.
Сделать выводы: почему Александр I не смог решить насущных задач своего правления
Тип урока: повторно – обобщающий
План:
Либеральные реформы в начале царствования Александра I
Отечественная война 1812 года. Заграничные походы русской армии
Изменение курса внутренней политики Александра I. Аракчеевщина – последнее 10-летие царствования Александра I.
Версии смерти Александра I
Начало урока. Внимание на экран. (Слайд) Просмотр отрывков из дневника Александра I.
Слово учителя: Итак, все правление Александра I можно поделить на два периода:
- на время великих свершений, великих надежд с 1801 по 1814 г.г.
- и время великих разочарований с 1814 по 1825 г.г.
Первая половина царствования Александра I прошла под знаком умеренно- либеральных реформ «Дней александровых прекрасное начало» - так назвал Пушкин первые годы царствования Александра I
Все эти меры, а также личное обаяние, сделали его очень популярным в русском обществе.
Вопрос учащимся: Давайте вспомним, какие реформы были проведены в первые годы правления Александра I?
Ответ учащихся: Император даровал свободу заключенным, вернул из ссылки государственных деятелей сосланных его отцом, издал указ о запрещении пыток, восстановил действие жалованных грамот 1785 года., 2-го апреля 1801 года Александра I издал 5 указов:
Жалованная грамота дворянству
Жалованная грамота городам
3 – 4 касались свободы пропуска российских производителей за границу и улучшения содержания заключенных.
Последний указ упразднил Тайную экспедицию и передавал рассматривать все судебные дела в Сенат.
В сентябре 1802 года начались реформы высшего органа власти (Сенат, 8 министерств).
Вопрос учащимся: В чем суть указа 1803 года «О вольных хлебопашцев»?
- 1804 г. - Первый шаг отмены крепостного права в Прибалтике. По мнению Александра I на примере Прибалтики, затем реформы должны будут проводиться в России.
Параллельно, Александра I осуществляет реформу административную и реформу образования.
Вопрос: Почему Александр I придавал реформе образования большое значение?
- «Прежде чем народ освободить, его следует просветить, философы издревне спорят, что должно предшествовать: просвещение или освобождение от гнета?» - так писал знаменитый историк Карамзин Александру I в «Записке о древней и новой России».
Одним из главных реформаторов был М.М. Сперанский, ему 1808 году А. предложил подготовить общий план государственных преобразований.
Вопрос: Как называют этот проект? Как, вообще встретились Александр I
И Сперанский».
(Слайд) Сперанский в зените его славы, изображенного в романе «Война и мир» Л.Н. Толстым: «… Увлеченный идеями преобразования России, князь Андрей Болконский, один из главных персонажей романа сблизился со Сперанским». И, хотя, позднее Болконский охладел к реформатору и его проектам, тем не менее, признавал его заслуги перед Россией. «…А я скажу, что ежели что и сделано хорошо в нынешнее царствование, то все хорошее сделано им – им одним. И потомство отдаст ему справедливость».
Вопрос: Что помешало А. реализовать конституционные проекты и проекты освобождения крестьян?
- резкая критика реформ Сперанского консервативными силами. В 1812 году, в марте, Сперанский получил отставку и был выслан в Нижний Новгород, затем в Пермь.
2. Отечественная война 1812 года.
Во внешней политике Александр I стремился создать в Европе систему коллективной безопасности, связав все ведущие страны между собой мирным договором.
Однако, союз с Францией уже в 1803 году оказался для России невыгодным и в мае 1804 года российская сторона отозвала своего посла из Франции и стала готовиться к новой войне.
Александр I считал Наполеона символом попрания законности мирового порядка. Но, Александр I переоценил свои возможности, что привело к катастрофе при Аустерлице в ноябре 1805 года. Российский император был вынужден пойти на подписание мирного соглашения с Наполеоном. (25 июня 1807 года Тильзитский договор). (Слайд. Встреча и Наполеона на р. Неман)Вопрос: На каких условиях заключен договор? (Слайд).
Континентальная блокада. Как она отразилась на экономике России?
Назовите причины войны 1812 года?
В чью пользу завершилось Бородинское сражение (Слайд) (Слова Наполеона)
- Вывело из строя французскую армию. Французы понесли невосполнимый моральный ущерб, начало катастрофы французской армии.
- Почему А. настаивал на заграничных походах русской армии?
- Чем закончились заграничные походы?
- В чем суть Венского конгресса (сентябрь 1814г), Священного союза?
3. Изменение курса внутренней политики Александра I
Вопрос: Как вы считаете, почему, Александр I начал свою деятельность как отчаянный либерал, а закончил жизнь ярым консерватором? (Слайд. «Речь , Александра I на конгрессе Священного союза в ноябре 1820 г.»).
- Неудачи в делах, которые он считал главными в своей жизни, были жестоким ударом для, Александра I и повлекли за собой тяжелый внутренний надлом, глубочайшее разочарование. (4-7 октября 1813г. Битва народов под Лейпцигом).Вопрос: Почему Александр I, воспитанный на европейской культуре приблизил к себе (в последние 10 лет) такого солдафона как Аракчеев? (Слайд).
Кто же он, любимец двух императоров, всесильный временщик , давший имя целому десятилетию русской истории? Почему именно период с 1815 – 1825 года стали называть «Аракчеевщиной»?
- Одним из парадоксов внутренней политики Александра I. последнего времени стало то обстоятельство, что попытки обновления российского государства сопровождались установлением полицейского режима, позднее получившего название «Аракчеевщина». Ее символом стали военные поселения, в которых сам Александр I видел один из способов освобождения крестьян от личной зависимости, но которые вызывали ненависть в самых широких кругах общества. И все таки, Аракчеев подготовил весьма достойный проект по освобождению крестьян, но он остался лишь на бумаге.
Версии смерти.
В последние годы жизни Александр I вновь неоднократно говорил своим близким о намерении отречься от престола и «удалиться от мира».
Причины неосуществления первоначальных замыслов, насущных задач правления: боязнь участи отца, если он будет игнорировать интересы дворян; не на кого было опереться, не хватало умных, грамотных, способных людей; неустойчивое настроение, развившийся с годами мистицизм. Положение абсолютного монарха, развращенность неограниченной властью мешали систематическому проведению реформ;
Значительная доля мечтательности. Отвлеченность от реальной жизни, объясняемые отчасти воспитанием и недостатком хорошего образования для государственного деятеля; Но главная причина в сопротивлении дворянства, его косности. Эгоизме и групповых интересах аристократии, пассивности и апатии народных масс.
Существует легенда о «старце Федоре Кузмиче» Согласно этой легенде, в Таганроге умер и был, затем, похоронен не А. а его двойник, в то время как царь еще долго жил старцем отшельником в Сибире и умер в 1864 году. Но никаких документальных подтверждений этой легенды не существует.
Вопрос: Какой можно сделать вывод о всей деятельности Александра I.
Вывод:
- Тем, не менее, несмотря на то, что многие из реформаторских проектов так и не были реализованы, внутренняя политика Александра I , проекты разработанных по его поручению преобразований, готовили почву для масштабного экономического и политического реформирования России.
Домашнее задание: