Презентация на тему: Пальчиковый игротренинг для развития речи дошкольников


Пальчиковый игротренинг для развития речи дошкольниковПрезентацию подготовила: учитель-логопед Шашина Л.А.МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №20» «Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее» В.А. Сухомлинский«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И.П. Павлов« Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и с трудом проникло в сознание педагогов»Н.А.Бернштейн Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих различные речевые нарушения. Учеными и практиками было замечено, что речевые способности ребенка зависят не только от артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Развитие мелкой моторики оказывает благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизации познавательной и речемыслительной деятельностиРазучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной. Уровень развития моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Пальчиковый игротренинг с использованием нетрадиционных игровых приёмов: создаёт благоприятный эмоциональный фон; развивает умение подражать взрослому, действовать по словесной инструкции, осуществляя контроль за своими действиями; повышает речевую активность ребенка. учит ребёнка концентрировать свое внимание и правильно его распределять. развивает память (так как ребенок учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений).повышает работоспособность, снижает утомляемость, у ребёнка возникает уверенность в собственных силах; стимулирует двигательные функции; улучшает пространственные представления; в целом улучшает соматическое состояние ребёнка. Пальчиковые игры должны быть разнообразными, эмоционально-приятными, неутомительными и динамичными. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала.Разнообразные пальчиковые игры следует проводить систематически 2-3 раза в день по 3-5 минут, а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специально отведенное в течение дня время. Пальчиковые игры реализуются детьми и в процессе самостоятельной деятельности, в течении дня. Такой подход обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Игры с шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. «Карандаш  в руках катаю, Между пальчиков верчу, Непременно каждый пальчик Быть послушным научу.» «Утюжок» «Добывание огня» «Волчок» «Горка» «Подъемный кран» «Вертолет» «Эстафета» «Качалочка» Двигательные ощущения сигнализируют: о степени сокращения мышц, о том, насколько согнуты пальцы, кисти рук напряжены, свободны и легки. Эти ощущения хорошо переносятся на мышцы языка. Игры с бусами (чётками) - перебирание бусин развивает пальцы, успокаивает нервы, можно считать бусинки – в прямом и обратном порядке, называть дни недели, признаки предметов и т.д.)«Дома я один скучал, Бусы мамины достал, Бусы я перебираю, Свои пальцы развиваю»Игры с пуговицами, крышками от пластиковых бутылок - «вставать» в углубления больших пуговиц (крышек)указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.Ног от радости не чуя,С горки снежной вниз лечу я!Стал мне спорт родней и ближе,Кто помог мне в этом?..                                            (Лыжи) Использование бельевых прищепок Кусается больно котенок-малыш.Он думает: это не палец, а мышь.Но я же играю с тобою, глупыш,А будешь кусаться, — скажу тебе: «Кыш!»Игры с верёвочкой (шнурком).Ребёнок наматывает шерстяную нитку на карандаш, при этом карандаш не крутится, а верёвочка наматывается.Игра – соревнование «Кто быстрее».Шнуровальные планшеты.«Узелок завяжи-слово(звук, слог) назови»«Напиши букву»Бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу. После первого двустишия — смена рук. «Музыканты» - нажимать сначала пальцами одной руки, потом и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.Ша-ша-ша - вот каша и лапша.Шо-шо-шо – говорю я хорошо.Ши-ши-ши – дайте мне карандаши.«Фокусник» - берём небольшой носовой платок за уголок и показываем ребёнку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Предлагаем тоже самое сделать ребёнку поочерёдно.У меня живот проглот – Весь платок он скушал, вот! Сразу стало у проглота Брюхо, как у бегемота! Игры с теннисными шариками. Упражнения следует выполнять, чередуя сжатие с вращением. Дышать необходимо спокойно и естественно. После выполнения оздоровительных упражнений с шарами в руках появляются ломота, распирание. Эти ощущения возникают от воздействия на активные точки руки и служат показателем правильности выполнения упражнений. Пасть тигра кусает шар Когти сжимают жемчужину Завинчивать и отвинчивать Уголёк на ладони Вращение двух шаров Растереть орех «Золушка» (отделить пальчиками горох от фасоли, выложить изображение)С блюдца я беру горошки, Словно птица клювом крошки. И полны мои ладошки – Руки держат все горошки.«Прогулка» - с помощью небольшой решетки «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно и одновременно. Кто идет? Идет собака, кот идет И дождь идет, и град… Еще часы идут вперед, Хоть на столе стоят.                  Л.Парамонова Игры с природным материалом (орехами, каштанами, шишками)Я катаю мой орехЧтобы стал круглее всех.Научился два каштанаМежду пальцами катать.Это в школе мне поможетБуквы ровные писать. Игры с массажным шариком Су –Джок Этот метод основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Достоинства Су – Джок:- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно.- Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.Су – Джок с виду - симпатичный шарик с острыми шипами, но, удивительно, сколько пользы он может принести. Попробуйте покатать его между ладонями - тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. Приемы Су – Джок терапии:Массаж шариком кистей и пальцев рук. Массаж эластичным кольцом.Массаж стоп.Мячик мой не отдыхает, На ладошке он гуляет. Взад-вперёд его качу, Вправо-влево, как хочу. Я с ДИКОБРАЗОМ дружуХочешь секрет расскажуНикому не говори!Злой он снаружи,А добрый внутри!       КАКТУС, кактус толстокожий,Запастись водою должен.Каждая иголочка пьёт воды немножечко!1-2-3-4-5 6-7-8-9-10До чего же кактус весел!Колючка- РЕПЕЙ цепляетС нами он играет.Вот за пальчик зацепился,По ладошке прокатился,Показал нам свой бочокИ улёгся в кулачок.Очень гладенькая ШИШКАНа затылке у мальчишки.А в лесу на ёлках Немного ШИШКИ колки!Носят КАШТАНЧИКИ колючие кафтанчики.Мечтают каштанчики летать как одуванчики.Полетели сверху-вниз, над землёю поднялись!В руки малышу попали 1-2-3-4-5И игрушкой стали! Ах, как хочется Ароматный и колючийСреди фруктов он могучий.Очень радует всех насСладкий вкусный АНАНАС!летать! Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым развивают память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, способствуют снижению утомляемости. «Колечки» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проговаривать слоги. «Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). «Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.«Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук."Кулак - ребро – ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).«Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки.Игры   .   Птица свободно летелаПесню весеннюю пела.Солнышко ярко светилоДетям улыбки дарило.Дождик весенний шумитКаплями нежно звенит.Дождик весёлый пройдётТравка быстрее растёт.Яблоня пышно цветётПчёлок маленьких ждёт.Жук признался муравьюРомашку я люблю!«Весенняя кинезиология»(игры «Кулак - ребро – ладонь» , «Лезгинка», «Колечки» , «Кошка» " Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. Биоэнергопластика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь. «Дятел» Тук-тук-тук, Тук-тук-тук, Раздаётся чей-то стук. На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук «д-д-д-д»Это дятел на соснеСоединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»Долбит клювом по коре. ЛитератураНикитина А.В.В пособии представлены все лексические темы, изучаемые в дошкольном учреждении с детьми в возрасте 6-7 лет. Книга позволит спланировать занятия на весь учебный год, сделать их интересными для детей, познакомит со сказками о пальчиках, веселыми стихотворениями и играми. Сиротюк А.Л.Целью занятий по развитию мышц рук является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.Еромыгина М.В. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика. ФГОСПособие представляет собой картотеку игровых упражнений для самомассажа кистей и пальцев рук и зрительную гимнастику для детей 5-7 лет.(по лексическим темам)Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. В данной книге представлены комплексы артикуляционных упражнений, сопровождаемые специальными движениями кистей рук и пальцев. Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики. Тренируйте детям пальчики!Станет рука сильной,головушка умной, а речь красивой!СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!