Конспект урока по русскому языку Фразеологические обороты (5 класс)


Урок русского языка в 6 классе
Тема урока: Фразеологические обороты
Цель. Актуализация теоретических знаний по фразеологии.Задачи:- продолжить формировать умение определять лексическое значение оборота;- развивать образное мышление учащихся;- способствовать расширению словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами;- закрепить умение самостоятельно пополнять знания по русскому языку;- учить пользоваться фразеологическим словарём;- воспитание интереса к предмету, используя материал занимательной грамматики.Повторение. Лексическое значение слова, словосочетание.Беседа.На доске и в тетрадях записываем – «Фразеологизмы». Задаем вопросы: сколько корней в этом слове, какое значение имеет слово фраза? Записываем дословное значение: phrases – «выражение», logos – «учение».Сегодня мы рассмотрим, как появлялись в русском языке фразеологизмы, в которых фигурируют разные животные.
Образ – символ, называющий животное, начал формироваться еще в древние времена, потому что человек еще только учился познавать мир. Человеку трудно было объяснить, почему гремит гром, почему светит солнце, почему собака стала ему служить, помогать, защищать, а волк, так сильно похожий на собаку, так и остался жить в лесу, угрожая человеку своими набегами. Так появилось много поверий. Каждый народ толковал по-своему, поэтому могло существовать два или даже несколько мнений по поводу того или иного животного. Например, заяц – символ трусости. Трусишкой он изображен в русских сказках, во фразеологии, но мы не найдем ни в одной сказке его связь с нечистой силой.Задание. Узнайте, что символизируют следующие животные: медведь, овца, волк, лошадь, лиса, баран, заяц. Приведете примеры фразеологических оборотов, подтверждающие ваши гипотезы.
Давайте заполним таблицу 1 в ваших рабочих листах
животное Символ… (высказывают предположения учащиеся) Примеры фразеологизмов (называют учащиеся с помощью учителя)
Медведь Большого,
неуклюжего Медведь на ухо наступил
Овца Кротости ,
смирения Покорная овечка
Волк Жадности,
алчности Смотреть волком; волчий аппетит
Лошадь Трудолюбия
Укатали сивку крутые горки
Лиса Хитрости Старая лиса;
прикидываться лисой
Баран Тупости Как баран на новые ворота
Заяц Трусости Заячья душонка; заячий хвост; жаден, как волк, а труслив, как заяц
Вывод. Изучив повадки животных, поведение человека в отдельных ситуациях, мы пришли к выводу, что образ-символ ярко характеризует не только поведение человека, но и образно выражает отношение к ситуации, что позволяет сделать речь яркой, наглядной, эмоциональной.Задание. Из каждой пары словосочетаний выберите фразеологизмы. Устно объясните их значение.Белая ворона – во дворе белая ворона. Ответ. Человек не такой, отличающийся от других.Куры во дворе – курам на смех. Ответ. Глупость, нелепость какого-либо поступка, высказывания, работы.Подложить свинью – свинья в огороде. Ответ. Сделать гадость, подставить кого-либо. Новое седло – как корове седло. Ответ. Совсем не подходит.Заблудшая овечка – овечка в лесу.Ответ. Сбившийся с пути человек.Вывод. Одно и то же слово может быть использовано как в свободном, так и не в свободном словосочетании.Задание. Самостоятельно объясните следующие фразеологические обороты: волк в овечьей шкуре, куриные мозги, купить кота в мешке, крокодиловы слёзы, львиная доля, белая ворона, медвежья услуга.Во время выполнения задания можно пользоваться фразеологическим словарем.
Таблица 2 в рабочих листах
Фразеологические обороты Объяснение
Волк в овечьей шкуре Человек, скрывающий дурные мысли под маской добродетели
Куриные мозги Глупый, не способный к серьезным размышлениям
Купить кота в мешке Приобрести что-то, не зная о достоинствах и недостатках покупки
Крокодиловы слезы Фальшивые слезы, притворные сожаления
Львиная доля Большая доля чего-то
Белая ворона Человек, резко отличающийся от других, не такой, как все
Медвежья услуга Услуга, повлекшая за собой негативные последствия
Задание. Замените часто встречающиеся в речи фразеологизмы синонимами.Кошки на душе скребут – волнение.Знает кошка, чьё сало съела – виновата.Как кошка с собакой – ссориться.Гонять собак – бездельничать.Идёт как корове седло – не к лицу, некрасиво.Как корова на льду – неуклюже.Вывод. Фразеологические обороты всегда можно заменить одним словом, значит, и в предложении будет являться одним членом предложения. 
Задание. Подберите к фразеологическим оборотам фразеологические синонимы. 
Например: ахиллесова пята – слабое место. (фразеологические синонимы выведены на экран)Учащиеся выполняют работу. делают записи в рабочих листах .
Фразеологический оборот Фразеологический синоним
Как рыбе зонтик Как корове седло
Ни рыба ни мясо Ни то ни се
Кот наплакал С гулькин нос; капля в море; с воробьиный нос
Черепашьим шагом Нога за ногу
Делать из мухи слона Сгущать краски; у страха глаза велики
Считать ворон Бить баклуши; валять дурака; гонять лодыря
Задание. Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.1. Делить шкуру неубитого ______ .  Ответ: медведя.2. Купить _______________ в мешке.  Ответ: кота.3. Согнуть в ________________ рог.  Ответ: бараний.Задание. Вспомните устойчивые обороты со словом как. Укажите, в какой ситуации вы употребляете данные обороты.Надулся как __________ на крупу. Ответ: мышь.Вертится как __________в колесе. Ответ: белка.Ползет как _______________. Ответ: черепаха.Как ________________в воде. Ответ: рыба.Как с ______________ вода. Ответ: гуся.Вывод. Данные фразеологические обороты желательнее употреблять в разговорной речи. Наша речь станет яркой, эмоционально окрашенной, лаконичной.Вывод.Учитель. Наше путешествие в мир фразеологии подошло к концу. Сегодня мы с вами только начали свое знакомство с животными, проживающие в стране фразеологических оборотов. Завершить экскурсию хотелось бы словами: «Каждый фразеологизм – как драгоценный камень, который блестит, пока люди о нём помнят».Рефлексия. Оцените свою работу на уроке одним из фразеологических оборотов, который соответствует вашей деятельности.
На все сто Не ахти как
Без сучка и задоринки Через пень колоду
Как рыба в воде Клевал носом
Не покладая рук Спустя рукава
Засучив рукава Бил баклуши
Домашнее задание.  Составьте самостоятельно карточки или презентацию на тему «Фразеологические обороты, в состав которых входит слово голова (ухо, рука)».