Фразеологизмы. Фразеологические обороты и их употребление в речи (6 класс)

Кузенбаева Айгерим Шакизадаевна
учительница русского языка и литературы
средняя школа № 211 им.А.Байтурсынова
город Кызылорда
Республика Казахстан



Урок: Русский язык
Преподаватель: Кузенбаева А.Ш.
Дата: 07.10.2015
Класс: 6 «А»
Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологические обороты и их употребление в речи»
Цели:
Образовательные: знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в  обогащении речи, усвоить структуру и семантику фразеологизмов, уметь употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения
Развивающие: развивать речевые навыки грамотного употребления фразеологизмов, научить распознавать фразеологические обороты, выявить их эмоционально- выразительные достоинства, использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, способствовать нравственному и эстетическому воспитанию, прививать любовь к языку
Тип урока: комбинированный
Метод: коммуникативный
Оборудование: интерактивная доска, презентация, тематические картинки на тему «Фразеологизмы», рабочие листы для учащихся, дидактические материалы, учебник «Русский язык. 6 класс»

Народ – властитель тайны слова  И всех сокровищ языка, Им выткана его основа Для поколений на века....
Ход урока:
І. Организационный момент.
ІІ. Психологический настрой.
Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о словах, в которых содержится какая-то тайна. О выражениях, которые являются сокровищем русского языка. И о высказываниях, которые передаются поколениями.

ІІІ. Проверка домашнего задания.
Работа в парах (инструктаж по оформлению листов самоконтроля в течение урока).
Знаю
Хочу узнать
Узнал











Мозговой штурм
Дайте общее определение каждой группе слов. В каком значении употреблены дынные словосочетания?(Cлайды 2, 3, 4, 5)
 Угадайте предмет по описанию и вспомните крылатое выражение с этим словом:
Его вешают, приходя в уныние. Его задирают, задаваясь. Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела. (Нос)
Не цветы, а вянут. Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают. Не бельё, а развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)
Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека. Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез. На него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер)
Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить. Он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко. За него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться. (Язык)
Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом. Её набирают в рот, когда молчат. Из неё иногда выходят сухими нечестные люди. (Вода)
IV. Основная часть урока. Актуализация знаний (слайд 6)
– Как же называется тема нашего урока? – Что значит это слово?  – Что такое фразеологизмы? – Как называется наука, изучающая эти выражения? – Для чего мы используем их в речи?



V. Первичное закрепление
-  Составьте из карточек, которые находятся в конверте, фразеологизмы и вспомните их значение.
От нечего (делать)
Ни к селу (ни к городу)
Спустя (рукава)
Утереть (нос)
Пальчики (оближешь)
Зарубить на ( носу)
С минуты (на минуту)
Прикусить (язык)
Яблоку негде (упасть)
Бросать деньги (на ветер)
В час по (чайной ложке)
Ни жив (ни мёртв)
Ни в зуб (ногой)
Бить (баклуши)
С горем (пополам)
Как снег (на голову)
Писать с красной (строки)
Выйти сухим (из воды)
Концы (в воду)
В голове (ветер)
Не успел глазом (моргнуть)
Развесить (уши)
Как сквозь (землю провалился)
Язык без (костей)
Задрать (нос)
Набрать в рот (воды)

У: Дополните высказывания, вспомнив характерные признаки некоторых животных. (Cлайд 7)

VI. Изучение нового
У: Откуда пришли фразеологизмы в нашу речь? (Cлайд 8)

У: Угадай фразеологизм по рисунку. (Cлайды 9-18)






VII. Физминутка (слайд 19)
VIII. Аудиофрагмент (слайд 20)
У: Какие фразеологизмы звучали?
У: Какое они имеют значение?
IX. Творческая работа
У: Нарисуйте  фразеологизм (работа в команде).

У: Найди фразеологизмы в тексте и подчеркни их. (Работа в парах)
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего “приятеля” дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье. – Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, – растерялись мы. – Вот пустомеля, – возмутился дед, – всё время кому-нибудь морочит голову. У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. – Ничего, ребятишки, – успокоил нас дед, – со мной пойдёте. И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. И уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
X. Итог урока. Выставление оценок.
Оформление таблицы «Знаю - Хочу узнать - Узнал», листов самоконтроля.
Домашнее задание
Написать мини-сочинение на тему: «Большая перемена в нашей школе» с использованием фразеологических оборотов : «сломя голову», «положа руку на сердце», «повесив нос», «раскрыв рот».

Схема 3Объект 11Рисунок 4Объект 13Рисунок 7Объект 14Объект 15Рисунок 9Рисунок 17Рисунок 1815