Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: «Предлоги и приставки».


Урок русского языка в 3 классе.
Тема урока: «Предлоги и  приставки».
Карагодина Ирина Алексеевна
Учитель начальных классов СШ№3 г. Аксай, Западно-Казахстанская обл.
Цели урока: Развитие умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.
Задачи:Обучающие: расширение и углубление знаний  о предлогах и приставках; обучение разным видам и формам работы, способам запоминания орфограммы.Развивающие: развитие речи учащихся (монологическое высказывание, участие в диалоге); развитие творческих способностей и воображения, формирование творческого мышления; развитие поисковой активности и навыков исследовательской деятельности.Воспитательные: воспитание уважения друг к другу, воспитание умения работать в коллективе, умения соотносить свои интересы с интересами других, слушать и понимать друг друга; бережно относиться к природе.воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, признания права на ошибку и ее исправление.
Тип урока: Закрепление
 Ход урока
1 Организационный момент.
Сообщение  темы и цели урока.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем , ни минутки не теряем.
Отгадайте загадку.
По веткам скачет , да не птица,
Рыжая, а не лисица. (Белка.)
2 .Чистописание
Бб
белка
Составьте словосочетание со словом белка
Запись и разбор предложения:
На зеленой сосне сидит пушистая белка.
Постановка цели урока
3. Повторение.
Прочитай слова. Найди в них корень и приставку. Расставить слова в 2 столбика: в первый – с приставками  по  , во второй – с приставками под-.
Подруга, подпись, подготовка, подарок, подумал, подводный,.
4.  Работа по теме урока.
А) Выборочный диктант.
Выделить слова с приставками. Выделите приставки.
Закрутила метель. Белка поспешила к гнезду. Гнездо у зверька тёплое. Забралась белка  в гнездо, прикрылась пушистым  хвостиком. Утихла непогода. Вылезла белка из гнезда. Она ловко поскакала с дерева на дерево.
Б) Проверка  коллективная.
(Закрутила, поспешила, забралась, прикрылась, утихла, вылезла, поскакала.)
В) Учитель рассказывает  учащимся о том, что одно из жилищ белки называется « гайно». Гайно- гнездо , сооруженное из мелких веточек, в нем тепло даже в 20 – градусный мороз. 
Г) Устно подбирают: прилагательные к слову белка
( проворная, шустрая, рыжая, ловкая)
Д) Глагол наст. вр.
глагол прошед. вр.
глагол буд. вр.
е) Наблюдение за приставками и предлогами.
- Что вы знаете о правописании приставок?
Что вы знаете о предлогах?
Какой падеж не имеет предлогов?
5.Закрепление
Устно Упр. №239
Правило стр. 104
Запись с комментированием – Упр. № 240
6. Физминутка
7. Игра: Предлоги и приставки ( хлопаем и топаем)
В русском языке есть одинаковые предлоги и приставки:  в, во , за, на, над, по, под, про, с, о, об, от.
Приставка – часть слова, она пишется со словом слитно: зашёл, ушёл.
Предлог- это слово. Между предлогом и следующим словом можно вставить  вопрос  или другое слово: С ( кем? )  другом. С лучшим другом.
Упр. № 240 - 1 часть устно,
2 часть у доски
8. Словарный диктант:( 1 ученик у доски)
из зонта, до реки, над домом, в ворота, под деревом, с санками, в пустыне, с забора
Проверка
9. Индивидуальные задания по карточкам. Разноуровневые задания.
Запиши слова, раскрывая скобки:
(по)двору, (с)вернула, (за)рекой, (на)летела, (под)снегом
Запиши предложения, раскрывая скобки:
Отец (на)писал адрес (на)конверте.Лодка (от)чалила (от)берега и (за)вернула (за)лес.
Вставь подходящие по смыслу предлоги и приставки:
… катилась … небо синяя туча и … шумела.
(Время выполнения задания – 4 минуты.)
10. Взаимопроверка
– Сравните свою работу с образцом (На маленькой доске заранее был записан образец выполнения). Исправьте ошибки, если они есть. Оцените свою работу.
– Кто выполнил работу без ошибок? 1–2 ошибки? Больше 2-х ошибок? Не справился с работой?
11.Итог урока.
Как отличить предлог от приставки ?
Какие новые слова вы сегодня узнали ? ( росписи, гайно)
12. Домашнее задание. Упр. 241, правило