Тема: Приставки и предлоги. Как их различить?

Тема: Различение приставок и предлогов.
Цель: учить различать и писать приставки и предлоги.
Задачи:
познакомить детей с предлогами (правописанием и их ролью в предложении) и приставками (правописанием и местоположением в слове);
научить распознавать предлоги и приставки;
научить правильно употреблять в речи приставки и предлоги;
продолжать работу над развитием познавательной активности обучающихся;
упражнять в написании слов с приставками и предлогами;
воспитывать интерес к предмету русского языка.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Планируемые результаты: 1. Личностные:
умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
повышение уровня познавательных интересов, правильно употреблять их в речи учебных мотивов;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. 2. Метапредметные: регулятивные:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
высказывать свое предложение. коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам. познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов) 3. Предметные:
развитие умения различать приставки и предлоги, правильно употреблять их в речи и писать;
формировать понятия «приставка», «предлог».
Формы работы: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.


Ход урока.
Оргмомент.
Орфографическая минутка. (Конверт «Мои ошибки»)
Мотивационный этап.
- Сейчас я раздам вам фигуры. Одна - «кубик », а другая – «пирамидка».
Я даю вам инструкцию, а вы выполняете действие. Готовы? Тогда начнём:
- поставьте пирамидку на кубик
- подержите пирамидку над кубиком
- поставьте пирамидку за кубик
- положите пирамидку кубика.
Почему вы не смогли выполнить последнее задание? (Пропущено слово).
Догадайтесь, какое слово я пропустила? ( Около, рядом, слева, справа, у )
М.О.:
- Итак, чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить
-о чём?
о маленьких словах – предлогах, они служат
-для чего?
для связи слов в предложениях, очень похожи
-на что?
на приставки, но пишутся со словами
-как?
раздельно.

Определение темы и цели урока.
-Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить?

- Где приставка, где предлог?
Кто бы нам понять помог?

Работа по теме урока.
1. Микроисследование.
-Посмотрите на доску.
КПЕРЕДВЕСЁЛЫЙОТГУЛЯЕТЗАСВЕРЧОККРОМЕНАДЛЯПОЛЯНКЕПО
Что вы здесь видите? (слова)
- Назовите слова, которые вы нашли в этих строчках. (Учитель соглашается и с другими словами, которые дети найдут в строчке, но выделяются только - веселый, сверчок, гуляет, полянке.)
- Что осталось, прочитайте. (К, перед, от, за, кроме, на, для, по)
- Что это за слова? (Это предлоги).
-Что вы знаете о предлогах?(Это часть речи, служит для связи слов в предложении, пишется отдельно от слов)
- Из того, что выделили, найдите только приставки. ( От, на, за, по).
- Что вы знаете про приставки? (часть слова, служит для образования новых слов, пишется слитно со словом).
- Составьте предложение, используя только эти слова. (Дети пытаются составить предложение)
-Не получается? Почему? (Нет связи слов).
- Что нужно для связи слов в предложении? (необходим предлог в предложении)
- Какой предлог надо вставить? (дети называют на или по, выбираем предлог по)
- Составьте сейчас предложение. (Веселый сверчок гуляет по полянке).
-Докажите, что это предлог. (Между предлогом «по» и словом «полянке» можно вставить слово. Например, по красивой полянке)
- Зачем нужны предлоги в предложении? (для связи слов в предложении)
М.О.: - Итак, как различить предлог от приставки?
2. Работа с ИКТ // с учебником (стр.132-133)
Чтение
Анализ
Вывод
3. Закрепление.
Стр.131, упр.257 (устно)
Стр.132, упр. 259 (каждому по предложению).






ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Летит, летит по небу шар
По небу шар летит.
И знаем мы, что этот шар

·До неба долетит.

4.Самостоятельная работа.
Найдите в тексте слова с предлогами, подчеркните предлоги.
Налетели на мальчика гуси, унесли у сестрицы брата. Заплакала Алёнушка от горя. Побежала по чистому полю, добежала до речки студёной, про дорогу у речки спросила.
Оцени своё выполнение работы. Поставь в левое окошечко себе оценку. Поменяйтесь листочками. Проверка по слайду. Поставь оценку своему товарищу в среднее окошко. Сдайте работы.



Стр.133, упр.261 (каждому по одному фразеологизму)
Рефлексия. (ИКТ). Проверочная работа.
1 предложение –Юля
2 – Данил и Денис
3 – Даша и Кирилл
4 – Настя
Д/з с.132-133, выуч. правило, упр. 262, РТ с.69
Итог урока.
Нарисуйте на полях тетради небольшой кружок и поставьте в нем один из знаков препинания, обозначающих завершение предложения.
“Точка” - на занятии все было понятно.
“Знак вопроса” - осталось ощущение, что что – то непонятно.
“Восклицательный знак” - все было понятно, есть уверенность, что знания по теме твердые.
“Многоточие” - тема кажется непонятной.
Наш урок подошел к концу и в заключении я хочу прочитать вам четверостишье:
Приставки к словам «приставляются» и пишутся слитно всегда.
Предлоги от слов «удаляются» - в словах не найти им следа.


































































































Юля (инд. зад.) Карточка.
Вставить пропущенный предлог: Дети идут школу. Они строятся парами дверью класса. Река вышла берегов.





Юля (инд. зад.) Карточка.
«Тапочки. (См. с.43 Проверочные работы под ред. Е.М.Тихомировой).



Дополнительный материал:
Игра «Наоборот» (перекидывание мяча)
Назови противоположный предмет:
Над окном – под окном
Над диваном – под диваном
К двери – от двери
К дому – от дома
До города – от города
Перед машиной – за машиной
На столе – под столом

Для «сильных» обучающихся:

Впиши пропущенные буквы:
Осторожно ветер
Из калитки ____шел
____стучал в окошко,
____бежал по крыше.

Вставьте пропущенные слова и соедините линией то, что относится к предлогу и то, что относится к приставке
Предлоги Часть _______________
Часть _________________
Не дружат с ______________________
Приставки Нельзя вставить __________________ Дружат с __________________________ Пишутся __________________________ Можно вставить ____________________ Пишутся __________________________ 3. Для «слабых» обучающихся:
Соедините линией то, что относится к предлогу и то, что относится к приставке
Предлоги Часть речи
Часть слова
Не дружат с глаголами
Приставки Нельзя вставить слово или вопрос Дружат с глаголами Пишутся слитно Можно вставить слово или вопрос Пишутся раздельно

4. Исправь ошибки. Выдели приставки и предлоги. Катер от плыл от пристани. До сторожки мы до брались поздней ночью. Ребята с катились с горы. Зависело б от мыла, веснушки я б от мыла. Сугробы снега вьюги на мели, и грузовик, как баржа, на мели.