Технологическая карта урока ФГОС Кодирование графической информации

Технологическая карта урока
Ф.И.О. ПЕДАГОГА Малкова Евгения Сергеевна Предмет Информатика Класс 9 Тип урока урок открытия нового знания (ОНЗ)
Тема
Кодирование графической информации

Цель
Создание условий для формирования у учащихся понимания принципа кодирования графической информации и ее хранения в памяти компьютера, умений решать задачи на расчет объема памяти, необходимого для хранения графической информации.


Задачи
Образовательные: создать условия для формирования знаний о том, как хранится графическая информация в памяти компьютера, через чтение текста учебника.
Развивающие: способствовать обучению школьников умению отвечать на вопросы учителя по содержанию учебного материала и умению применять полученные знания для решения задач.
Воспитательные: создать условия для воспитания интереса к информационным технологиям, способствовать формированию информационной культуры, культуры личности, а так же культуры мыслительной деятельности.

УУД
Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем и одноклассниками; участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи; умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; владение основными понятиями по теме «Кодирование графической информации»; развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

Планируемые результаты
Предметные: определять разрешающую способность экрана, объем видеопамяти необходимый для хранения изображения, узнать виды цветовых палитр используемых в компьютере и глубину цвета.
Личностные: формирование интересак информационной культуре и освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и умение самостоятельно планировать пути  достижения целей.
ИКТ- комптентности: использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере и различные приёмы поиска информации в Интернете, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска; избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.

Основные понятия
объем видеопамяти, графический режим, глубина цвета, разрешающая способность экрана, палитра


Межпредметные связи
Связь с математикой при определении степени числа и расчетах в задачах.

Ресурсы: 1.Основные
2.Дополнительные
Учебник, презентация, лист с опорным конспектом

Форма урока
Традиционная

Технология
Технология проектного обучения






Этап урока
Методическая структура урока
Деятельность
учителя
Деятельность ученика
Задания для учащихся, выполнение,
которых
приведет к достижению планируемых результатов



Методы обучения
Форма деятель
ности
Средства обучения
Способы организации
деят-сти



УУД, формирующиеся на данном этапе

1)Организационный этап.
объяснительно- иллюстративный
фронтальная
учебные принадлежности к уроку
информационно-рецептивный
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку
Приветствие учителя, проверяют подготовку рабочих мест
Оцените готовность своего рабочего места к уроку и рабочего места друг друга к уроку.
Те, кто не готовы в течение 1 минуты готовят учебные принадлежности к уроку.
-нацеливание на успешную деятельность(р)
-выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание изучать новое(л)
-формирование умения слушать и слышать(к)

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

способ проблемного изложения
фронтальная
Нарезки видео об истории компьютерной графики

способ проблемного изложения
Показывает нарезки видеоролика и задает вопросы
Подводит учеников к формулировке темы
Познакомимся со способами представления графической информации в памяти компьютера и постараемся ответить на вопросы:
1. Какого размера "холст" использует компьютер в своих "картинах"?
2. Сколько цветов можно использовать для создания электронной картины?
3.Как вычислить объем компьютерной памяти, необходимой для хранения изображения?

Смотрят видео
Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока с помощью учителя.
Определяют план своей работы на уроке
В каких годах впервые была реализована возможность представлять данные на мониторе в графическом виде?
В каких сферах человеческой деятельности визуализация данных нашла свое применение? (медицина, научные исследования, моделирование, конструирование)
Зависит ли от качества изображения в компьютерной игре ваше желание в нее играть?
Какие характеристики изображения на экране монитора нам могут быть сегодня интересны?
-извлечение необходимой информации из видео (п)
-целеполагание (п)
-умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции (к)
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность (к)
-учет разных мнений (к)
-постановка и формулирование проблемы (п)



3)Актуализация знаний.

Эврестический
фронтальная
Лист с опорным конспектом
Частично-поисковый
Предлагает поработать с заданиями в листе с опорным конспектом и обсудить ответы
Работа с текстом.
Заполняют пропуски в определениях.
Обсуждение ответов с классом
Вспомнить что такое компьютерный алфавит и его мощность?
Какие символы он содержит?
Что такое разрешающая способность экрана?
В каких единицах измеряется информация? Какие между ними соотношения?
Вспомнить и вывести степени числа два.
- актуализировать знания, необходимые для проблемного изложения нового знания(п)
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания(к)
-использование знаково-символических средств (п)
-осознание и произвольное построение речевого высказывания (п)
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (к)
-волевая саморегуляция в ситуации затруднения (р)
-структурирование знаний(п)

4)Первичное усвоение новых знаний.
объяснительно- иллюстративный
фронтальная
Презентация
частично - поисковый
Создает условия для получения учениками опорных знаний. Объясняет нового материала. Вводит основные понятия и формулы.
Запись формул и основных понятий в тетрадь.
Проанализировать текст учебника.

По двум одинаковым рисункам с разным разрешением сделать вывод о качестве изображения и от чего оно зависит.
Сделать выводы от чего зависит объем видеопамяти.
Заполнить таблицу зависимости глубины цвета и количества цветов в изображении.
Используя текст учебника ответить на вопросы: Как формируется палитра цветов в системе цветопередачи RGB, CMYK,HSB?

-использование знаково-символических средств (п)
-выполнение пробного учебного действия (р)
- анализ и сравнение (п)
-структурирование знаний(п)
-поиск необходимой информации из текстов (п)
-волевая саморегуляция в ситуации затруднения (р)


5)Первичная проверка понимания

Эвристический
фронтальная

частично - поисковый
Задает вопросы
Отвечают. Обсуждают ответы
От каких характеристик зависит качество изображения? Что произойдет с объемом видеопамяти, если мы изменим размер изображения? А если изменим количество используемых цветов?

-установление причинно-следственных связей(п)
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (к)

6) Первичное закрепление

репродуктивный

фронтальная
Презентация, лист с опорным конспектом
репродуктивный

Дает задачу и обсуждает ее оформление и алгоритм решения, используя доску

Читают и анализируют условия задачи, планируют проговаривают устно алгоритм ее решения.

Используя изученные формулы совместно с учителем решить задачу:
1. Подсчитать объём видеопамяти, необходимый для хранения чёрно-белого изображения вида

Самостоятельно решают вторую задачу
2. Подсчитать объём видеопамяти, необходимый для хранения чёрно-белого изображения вида

Чем отличается кодирование этих двух изображений?


-использование знаково-символических средств (п)
-выполнение действий по алгоритму(п)
-волевая саморегуляция в ситуации затруднения (р)



7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Эвристический
Индивидуальная;
парная
лист с опорным конспектом
частично - поисковый
Дает задания.
После самостоятельной работы показывает ответы.
Обсудить с учениками возникшие трудности и ошибки.
Самостоятельное решение задач. Обмен тетрадями с соседом по парте и взаимопроверка



Количество точек, как по горизонтали, так и по вертикали на единицу длины изображения называется
разрешающая способность;
пространственная дискредитация;
глубина цвета.
Наборы цветов, в которые могут быть окрашены точки изображения, называются
раскраски;
гаммы цветов;
палитры цветов.
Какое количество цветов в палитре, если глубина кодирования 8 битов? .
65536
256
16
Цветное (с палитрой из 256 цветов) растровое графическое изображение имеет размер 10*10 точек. Какой информационный объем имеет изображение?
100 байтов
256 битов;
100 битов.
В мониторе установлен графический режим с глубиной цвета 8 бит. Каков объем видеопамяти, необходимый для реализации данной глубины цвета при разрешающей способности экрана 800*600.
938 Кбайт;
469 Кбайт;
1,4 Мбайта
Вычислить объемы видеопамяти, перевести их в подходящие единицы измерения и заполнить таблицу

Разрешающая способность экрана
Глубина цвета (бит на точку)


4
8
16
24
32

640х480






800х600






1024х768






1280х1024








-формирование умений решать задачи на расчет объема памяти, необходимого для хранения графической информации (п)

-использование знаково-символических средств (п)

-выполнение действий по алгоритму(п)
-контроль(р)
-оценка(р)
-волевая саморегуляция в ситуации затруднения(р)
-познавательная инициатива (р)
-самостоятельное создание способов решения проблем на основе метода рефлексивной самоорганизации (П)

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

объяснительно- иллюстративный
фронтальная
Лист с опорным конспектом
информационно-рецептивный
Поясняет как выполнять задания
Записывают задание
1. Объем страницы видеопамяти составляет 62,5 Кбайт. Графический дисплей работает в режиме 640*400 пикселей. Сколько цветов в палитре? 
2. Передача растрового графического изображения размером 600*400 пикселей с помощью модема со скоростью 28800 бит/сек потребовала 1 мин 20 сек. Определите количество цветов в палитре, использовавшейся в этом изображении.
3. Творческое задание:
Используя Интернет, графический редактор Paint и инженерный калькулятор определить цвета геометрических фигур на рисунке (сфотографировать на телефон) в системе цветопередачи RGB. Оформить электронный документ, в котором должны содержаться обозначения цветов всех фигур в шестнадцатеричной системе счисления. Сдать задание на электронном носителе.
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; (р)


9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

объяснительно- иллюстративный
Индивидуальная;
фронтальная
Лист с опорным конспектом
информационно-рецептивный
Обеспечивает рефлексивную деятельность учащихся
Оценка урока.
Прочитайте тест и отметьте + то, с чем согласны. Тест:
По окончании работы встаньте те, кто поставил 5, 4 и 3 плюса.
Анализируют и осмысливают свои достижения:
1.Я узнал(а) много нового
2.Мне это пригодится в жизни
3.На уроке было над чем подумать.
4. На все вопросы, возникшие в ходе урока, я получил(а) ответы
5. На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
-оценка процесса и результатов деятельности (п)
-адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (л)
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (к)










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Рисунок 30 Заголовок 215