План занятия по внеурочной деятельности по программе Шахматы по теме Шахматная фигуры

Итоговая работа по курсам повышения квалификации по теме «Методика преподавания шахмат для школьников и дошкольников с использованием Интернет-технологий» проходивших в г. Ханты-Мансийске с 05.10.2015 по 13.10.2015 г.
Слушатель: Устюгов Виталий Борисович

Тема занятия: Шахматные фигуры
Цель занятия:
- Изучить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры.

Задачи.
Познакомить с названиями шахматных фигур;
Выработать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры;
Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.
Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся младшего школьного возраста.
Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Оборудование:
шахматные доски с фигурами;
демонстрационная шахматная доска;

Содержание занятия.

1 этап. Вводный (3-5 мин).
Содержание:
Знакомство с шахматами. Приглашение в путешествие по шахматному королевству.
Задачи:
заинтересовать;
активизировать внимание;
настроить на новую тему;
создать сказочную обстановку.

2 этап. Основной (20-22 мин).
Содержание:
Изучить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры.

Задачи:
выработать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры

3 этап. Итоговый (5 минут).
Содержание:
Повторение пройденного на занятии материала в форме диалога педагога и детей. Эмоциональная оценка работы детей.

Задачи:
обобщить весь пройденный материал;
дать эмоциональную оценку работы детей;
настроить на дальнейшее успешное обучение.


Содержание
Основного
этапа
Методы, приемы действия
Дидактический материал


педагог
дети


Вводный этап.
Включает детей в работу. В игровой форме подводит детей к теме занятия
Внимательно слушают стихотворение. Активно отвечают на вопросы. Слушают объяснение педагога
Демонст-
рационная доска, шахматы,


Объяснение
нового
материала.
Педагог объясняет новый материал. Правильные названия шахматных фигур, показывает, как они выглядят.
Участвуют в беседе, педагога. Высказывают свои
Предположения.


Закрепление материала


Предлагает детям повторить пройденные шахматные фигуры, Игра «Кто быстрее». Дает задание найти и показать изучаемую фигуру.
Находят на доске изучаемую фигуру встают и показывают ее педагогу.


Закрепление материала


Решение кроссворда «Угадай фигуру»
Отгадывают тематические загадки


Закрепление материала


игра «Полна горница», название шахматной фигуры



Итоговый этап: подведение итогов занятия


Ход урока
Здравствуйте, меня зовут Виталий Борисович и сегодня я проведу с вами занятие.

Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
Знаю я одну игру,
Сказал ребятам Петя.
Где бы ни был я, везде
В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
(Ответ детей – шахматы.)
Шахматы родились в одной прекрасной стране, которая называется Индия около 2000 лет назад. Название этой игры очень загадочное , в переводе на русский язык все просто. «Шах» - означает король, а «Мат» - конец и если сложить два этих названия, то получится «Конец королю» или конец игре.
А теперь я задам вам вопрос, а чем играют в шахматы? (ответ - шахматными фигурами).
Правильно. Тема нашего сегодняшнего занятия «Шахматные фигуры». (тема пишется на доске).
Мы должны выяснить, как правильно называются шахматные фигуры, чтобы можно было идти в поход. Ведь в шахматном сражении участвуют два войска – белых фигур и черных фигур. ( Показываю войско). У вас тоже в коробках есть войско белое и черное.
Жил-был Король по прозвищу Деревянный. И не было у него никакого войска. А ведь известно, во всех сказках короли каждый год устраивают своему войску смотр.
«А что я, хуже? – подумал Король. – Надо бы и мне что-нибудь такое устроить».
И вывесил объявление: «Набираю войско. Обращаться по адресу: Шахматная доска, улица е, дом 1. Король. Идем в поход».
На следующий день Король устраивал смотр своему войску.
- Вы кто? – подходя к каждому, строго спрашивал Король.
- Мы Пешки!
- Жалоб нету?
- Никак нет!
- А вы кто?
- Кони!
- Подкованы?
- Так точно, подкованы!
- А ты кто?
- Ферзь!
- В походах участвовал? Научишься. А вы кто?
- Мы ладьи!
- Корпус в порядке? Во время сражения ко дну не пойдете? Тогда хорошо. А вы кто?
- А мы не знаем
- То есть как не знаете? – удивился Король, - Все-все знают, а вы. Тогда вот что, назначаю вас - Тут Король оглядел свое войско и увидел, кого нет. – назначаю вас Слонами!
- Рады стараться – ответили новоиспеченные Слоны и сделали вид, будто шевелят ушами.
- Значит дело такое, - продолжал Король. – идем в поход. Как ходить, я полагаю, вы все знаете.
- Не знаем! Не знаем! – сразу закричало войско. – Мы не обученные.
- Ничего страшного, - бодро сказал Король. – Будем учить.

Подведем первые итоги. Показываю короля, а затем все шахматные фигуры. А дети их называют. (к каждой фигуре описание).
Шахматный король – его Величество, он самый высокий и самый заметный. В шахматном войске король самая главная и в то же время самая слабая фигура, которую нужно защищать. Для того, чтобы можно было наблюдать за ходом сражения издалека. Есть специальные демонстрационные доски. На демонстрационной доске он выглядит так. ( прикрепить фигурку короля на доску).
Ферзь – самая сильная фигура, чуть ниже короля. Когда-то в Индии главного военачальника называли ферязью. На доске он выглядит, как корона с пятью зубцами. В шахматном войске ферзь один.
Слон фигура на слона совсем не похожая нет ни хобота, ни хвоста. На доске он выглядит, как шапка епископа. В шахматном войске их два.
Конь – шахматная фигура, которую легко узнать, потому что конь похож на самого себя. В шахматном войске их тоже два.
Ладья – Напоминает крепостную башню с зубцами наверху. Во Франции эта фигура называется тура ( в переводе – башня) – отсюда и ее внешний вид. В каждом войске их две.
Пешка – самая маленькая фигура в войске. Их в войске больше всего - восемь
Предложить детям раскрыть шахматы. Распределить кому какое войско и попросить выставить войско возле себя на парту.
Закрепление материала – игра «Кто быстрее?» - Все шахматные фигуры лежат в открытой шахматной коробке. По команде педагога ученик должен правильно взять фигуру и показать ее. Команды могут быть разные «В левой ладони», «Над головой» и т.д.
«Большая и маленькая» - предложить детям взять шесть разных фигур и расставить их по росту. После этого попросить взять самую высокую фигуру и назвать ее.
Закрепление материала – игра «Полна горница» - полный набор фигур располагается на столе. Рядом лежит раскрытая доска, клетками вниз, Ребенку предлагается взять фигуру. Назвать ее и положить в коробку, следующую кладет педагог. И так далее пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке.

Ребята, что нового вы узнали на занятии?
А для чего нам нужно знать как называются шахматные фигуры?
15