Материал урока по предмету Основы профессиональной мобильности Что такое профессиональная неграмотность и как с ней бороться


Что такое функциональная неграмотность и как с ней бороться?
На прием к психологу приходит мама с сыном, которому 11 лет. Он довольно развитый физически мальчик, любит заниматься спортом. Врачи не находят у него отклонений умственного развития. Однако в школе он учится плохо. Вместе с мамой он вслух читает параграфы из учебника по несколько часов в день, однако ответить на вопросы по содержанию не может, смысл прочитанного не понимает.
В данном конкретном случае было установлено, что у ребенка — функциональная неграмотность. 
Под функциональной неграмотностью принято понимать неспособность ребёнка или даже взрослого использовать чтение или письмо в социальном контексте. Функционально неграмотный человек, умея читать и писать, не может применить свои умения на практике. Например, он не может прочитать, понять и воспользоваться инструкцией по пользованию бытовой техникой, не может заполнить квитанцию или другой подобный документ, не способен написать заявление с просьбой.
После ряда проведённых исследований оказалось, что функционально неграмотных людей — несколько десятков процентов, по некоторым исследованиям — до 50%. 
 «Слишком много букофф»?
 Функционально неграмотный человек при чтении узнаёт слова, но не может найти ни художественного смысла, ни утилитарной пользы в том тексте, что он прочитал. Читать такие люди не любят категорически. Некоторые исследователи, имеющие медицинское образование, полагают, что функциональная неграмотность свидетельствует о более серьёзных нарушениях механизмов внимания и памяти, чем те, что имеются при обычной общей неграмотности.
Сегодня термин «функциональная неграмотность» стал трактоваться намного шире. Под ним чаще понимают степень неподготовленности человека к выполнению социальных функций.
Проявляется неподготовленность не только и не столько недостаточным пониманием прочитанного. Здесь и несформированность речевых умений: смысл при восприятии чужих слов или утрачивается, или искажается. Свои собственные мысли тоже не могут быть выражены чётко. Здесь и неспособность воспринять и соответственно применить на практике правила личной безопасности (человек не понимает инструкцию к электроприбору, его может ударить током). К функциональной неграмотности относится и неумение справиться с информационными потоками, недостаточную компьютерную грамотность.
Насколько серьёзна ситуация?
Масштабное исследование, касающееся функциональной неграмотности школьников России 8-9 классов, проводилось в 2003 году, и результаты были весьма печальными. Достаточными для преодоления своеобразного порога навыками чтения владели лишь чуть более трети школьников. Из них только около 25% могли выполнить задания среднего уровня сложности, такие как устное и письменное обобщение информации, расположенной в разных местах текста.

Сформулировать выводы на основе текста и предложить свои гипотезы оказалось способно лишь 2% из принявших участие в исследовании. Россия — не исключение: примерно такая же статистика у школьников Италии, Финляндии, Англии, США.
Конечно, в общем случае, уровень функциональной неграмотности варьируется в разных культурах и странах. Связано это с тем, что в более развитом обществе требуются и более продвинутые навыки. Так, уровень чтения и понимания текста, достаточный для сельской местности развивающейся страны, может быть оценен как функциональная неграмотность в технологически развитом мегаполисе.
 Основные признаки функциональной неграмотности школьника:
налицо явная нелюбовь к чтению;
избегание интеллектуальных задач любого рода, отсутствие мотивации к их решению;
обращение с просьбами объяснить текст или способ решения задачи к другим людям;
неумение следовать простым инструкциям;
попытки чтения вызывают физические трудности в виде головной боли, боли в глазах, усталости;
намного легче понимают материал на слух, чем после самостоятельного чтения текста;
во время чтения дети часто пытаются артикулировать, а то и проговаривать текст.
Причины функциональной неграмотности
Одно из наиболее популярных объяснений — резкое возрастание информационных потоков. Научных доказательств этому нет, но увеличение числа функционально неграмотных детей действительно совпало с развитием телевидения. Существует ряд исследований, в которых доказывается, что дети раннего возраста (1-3 года), проводящие перед экраном телевизора несколько часов каждый день, утрачивали часть познавательных навыков.

Однако причина этого может быть просто в том, что ребёнком, который несколько часов в день сидит перед телевизором, просто никто не занимается?
Чётких доказательств «вины» телевидения и интернета в эпидемии функциональной неграмотности не представлено. Но в любом случае, они отнимают у ребёнка время, которое могло бы быть потрачено на то, чтобы учиться читать, писать, и вообще – заниматься учёбой.
Нельзя не признать, что функциональная неграмотность и дислексия были впервые описаны ещё в XIX веке, задолго до развития информационных технологий. Тогда это пытались объяснить наследственностью и генетикой. Сегодня генетический фактор тоже нельзя сбрасывать со счетов. 
Можно ли бороться?
Отмечают, функциональная неграмотность — это не проблема педагогической науки, а последствия некорректного обучения в начальных классах школы. И устранять проблему следует именно там и именно в 6-8 лет. Для устранения функциональной неграмотности не требуется ни дополнительных финансовых вложений, ни отдельных научных разработок. Всё, что требуется — включить обучение функциональной грамотности в каждый урок, будь то чтение, родной язык, или информатика. Методики известны, овладение ими доступно любому современному педагогу.
Функциональное чтение называется основным средством борьбы с функциональной неграмотностью. Это чтение для поиска данных, чтобы решить заранее сформулированную задачу. Так, при функциональном чтении применяют приёмы просмотрового чтения (они называются также приёмы сканирования) и аналитического чтения. Аналитическое чтение — это подбор цитат, разработка схем и диаграмм, выделение ключевых моментов в тексте.

Чтобы помочь ребенку справиться с текстом:
Тренируйте его память.
Учите его расширять периферическое зрение: он должен видеть не одну строчку, а много.
Попросите его не проговаривать текст.
Покажите ему, что есть разные виды чтения — ознакомительное, обучающее, просмотровое.
Учите его делить текст на части, составлять план, схему содержания.
Освойте с ним перевод информации из формы таблицы в текстовую форму и наоборот.
Учите его искать в тексте ответы на конкретные вопросы.
Для того чтобы не допустить, а тем более преодолеть функциональную неграмотность, нужно много работать. Ребёнок, который не научился понимать прочитанное к 10-летнему возрасту, уже может считаться функционально неграмотным, и наверстать и преодолеть это в старшем возрасте будет сложнее.
Критика теории: ищите тексты проще!
Некоторые ученые считают термин «функциональная неграмотность» странным и антинаучным. Их аргументы примерно такие:
1. Ведь давно доказано, что в обучении есть аудиалы (люди, которые лучше воспринимают на слух), визуалы (те, которым нужно посмотреть, чтобы что-то освоить) и кинестетики (те, которым нужно что-то потрогать, чтобы познать). Таким образом, чтение — вовсе не единственный способ усвоения знаний: не обязательно что-то прочесть, чтобы узнать новое — можно это «что-то» потрогать или послушать про это лекцию. Получается, что человек, который не умеет понимать прочитанную информацию, но хорошо воспринимает ее на слух — это как «левша» в современном мире «правшей»: такого человека нельзя считать неполноценным, он просто «другой».
Однако нужно понимать, что в современном мире очень много информации именно в текстовом виде, так что читать и понимать прочитанное придется. Грубо говоря, если вы купили компьютерную программу, то никто не будет вам про нее читать лекцию: способ работы с ней придется осваивать по текстам.

2. Кроме того, ученые возражают тому тезису, что будто бы есть принципиально непонимающие тексты люди. Они считают, что если человек не понял текста, то он просто слишком сложен для него — и надо не бежать к врачу за диагнозом «функциональная неграмотность», а просто поискать текст попроще.
3. Иногда говорят, что за функциональной безграмотностью стоит отсутствие мотивации: если читать не очень нужно, то и стараться не хочется.
4. Считается также, что плохо понятый текст — это свидетельство того, что он человеку неинтересен. Так, например, сварщику металлоконструкций может быть совершенно непонятен и неинтересен текст про искусство эпохи Возрождения. Значит, нужно выбирать тексты из интересной для человека области.