Программа спецкурса по информатике для 5 класса «Компьютерная графика»

JАЗАJСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ
БІЛІМ Ж€НЕ BЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСРУБЛИКИ КАЗАХСТАН

«ПАВЛОДАР JАЛАСЫНЫR
№34 ИННОВАЦИЯЛЫJ ^ЛГІДЕГІ
ЖАЛПЫ ОРТА БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІ»
МЕМЛЕКЕТТІКМЕКЕМЕСІ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 34 ИННОВАЦИОННОГО ТИПА
ГОРОДА ПАВЛОДАРА»




Программа спецкурса
по информатике для 5 класса
«Компьютерная графика»









Составитель:
учитель информатики - Матюшева А.А.




Павлодар Kаласы
2014 жыл
Пояснительная записка
Настоящая программа описывает курс, предназначенный для работы с детьми, желающими обучиться основами современной компьютерной графики, а также позволяет получить практические навыки работы в растровых и векторных редакторах. Основное внимание в курсе «Компьютерная графика» уделяется созданию иллюстраций и редактированию изображений, т.е. векторным и растровым программам. Курс «Компьютерная графика» отличает широта, востребованность его образовательных результатов. Знания, умения, навыки, способы деятельности, сформированные у школьников при его изучении, будут востребованы не только в выбранной ими последующей профессиональной деятельности, но и уже в школе. Учащиеся могут использовать эти умения для визуализации результатов собственных учебных проектов, исследовательской деятельности в физике, химии, биологии, экономике и других предметах, в докладах, мультимедийных презентациях, при создании Web-сайтов и т.д.
Это один из разделов информатики, интерес к которому у детей очень велик. Элективные курсы позволяют поддерживать интерес к предмету и развивать творческие способности учащихся. В программе курса рассмотрены наиболее распространённые графические редакторы: Paint.NET.; графический редактор, встроенный в Word; MS Publisher: Inkscape.
Программа рассчитана на детей 12-13 лет и 1 год реализации по 1 часу в неделю (всего 34 учебный часа). В рамках этого времени будет изучена работа с растровой и векторной графикой в графических редакторах: Paint.NET , MS Word, Inkscape,а такжесозданием шаблонов и готовой печатной продукции с помощью программыMS Publisher
Актуальность программы осуществляется тем, что учащиеся должны понимать значение информационных технологий в жизни общества, уметь выделять систему понятий, характерную для конкретной образовательной области, пользоваться ей, расширять её объём, уметь переносить полученные знания, способы и приёмы деятельности из одной образовательной области в другую. Общими принципами отбора содержания материала программы являются: 
· актуальность;  · доступность;  · наглядность;  · целостность;  · системность содержания вопросов и заданий;  · практическая направленность; 







Цели и задачи курса:
Основная цель программы – формирование навыков работы с графическими редакторами Paint.NET, Inkscape, графическим редактором, встроенным в MS Word, программой для создания печатной продукции MS Publisher.
Задачи программы:
дать глубокое понимание принципов построения и хранения изображений;
изучить форматы графических файлов и целесообразность их использования при работе с различными графическими программами;
ознакомиться с понятиями векторной и растровой графики, теорией цвета;
рассмотреть применение основ компьютерной графики в различных графических программах;
научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ;
научить выполнять обмен графическими данными между различными программами.
умение решать принципиально новые задачи, порожденные привнесенным информатикой новым информационным подходом к анализу окружающей действительности;
развить интерес школьников к предмету “Информатика и информационные технологии”. 
содействовать формированию у школьников образного и креативного мышления;
развить навыки анализа и самоанализа; 
формирование умения планировать свою деятельность. 
Формы и методы обучения
Формы проведения занятия: 1. Семинарские занятия с элементами лекций.  2. Практические работы. 3. Презентации. 4. Демонстрация графических изображений. 5. Проектная деятельность.
Основные способы (критерии) оценивания результативности учащихся: 1. Психолого-педагогический анализ наблюдений деятельности учащихся. 2. Рейтинговые оценки. 3. Выполнение заданий. 4. Защита проектов.
Преподаватель с учетом своих возможностей и школы, образовательных запросов и интересов учащихся может корректировать предлагаемую программу, изменять количество учебных часов. Изучение данного курса возможно в городских и сельских школах.
Образовательные результаты:
Учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно должны знать: особенности, достоинства и недостатки растровой графики; особенности, достоинства и недостатки векторной графики; методы описания цветов в компьютерной графике цветовые модели; способы получения цветовых оттенков на экране и способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата; методы сжатия графических данных; проблемы преобразования форматов графических файлов; назначение и функции различных графических программ.
В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь: 1) создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты векторных программ, а именно:
создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.); выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, вращение ,масштабирование, зеркальное отражение); формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях; закрашивать рисунки, используя различные виды заливок; работать с контурами объектов; создавать рисунки из кривых; создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объек-тов; получать объёмные изображения; применять различные графические эффекты (объём, тень, фигурная подрезка); создавать надписи, заголовки;
2) редактировать изображения в растровых редакторах, a именно: выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов; перемещать, дублировать, вращать выделенные области; редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления; сохранять выделенные области для последующего использования; выполнять тоновую и цветовую коррекцию изображений;
3) выполнять обмен файлами между графическими программами.
Межпредметные связи:
Знания, полученные при изучении курса «Компьютерная графика», учащиеся могут использовать при создании рекламной продукции, для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний физике, химии, биологии и др. Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедиа-презентации, размещеного на Web - странице или импортировано в документ издательской системы. Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса «Компьютерная графика», являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа, создания систем виртуальной реальности.
Тематическое планирование спецкурса по информатике "Компьютерная графика".

Тема
Кол часов.
Проектные работы, зачёт

1.
Техника безопасности при работе на компьютере. Аппаратная реализация компьютера. Графический интерфейс Windows 7
1


2.
Файлы и файловая структура.
1


3.
Основные файловые операции.
1


4.
Практическая работа №1."Создание графических файлов". Анализ расширения файла.

1

5.
Растровая и векторная графика. Достоинства и недостатки.
1


6.
Цветовые модели в компьютерной графике. Презентация.
1


7.
Графический редактор Paint.NET.NET. Основные инструменты, палитры цветов, графические примитивы. Практическая работа №2. "Геометрические тела".

1

8.
Редактирование изображений в растровом редакторе Paint.NET.NET, ко-пирование, перемещение объекта.
1


9.
Метод конструктора – базовая технология работы с графикой.
1


10.
Практическая работа №3. "Схема проезда. План квартиры."

1

11.
Ввод текстового изображения. Интерактивное обучение в Paint.NET.NET.

1

12.
Групповая проектная работа №1. "Моделирование в растровом редакторе".

2

13.
Векторная графика в MS Word. WordArt – фигурный текст.
1


14.
Автофигуры, виды заливок, эффект объёма и тени. Практическая работа №4. "Фотовыставка".

1

15.
Проектная работа №2. "Моделирование паркета".

1

16.
Вставка растрового рисунка (Print Screen, рисунок из файла)
1


17.
Clip Art – библиотека клипов. Практическая работа №5 "Реклама турагентства".

1

18.
Групповая проектная работа №3. "Моделирование в векторном редакторе".

2

19.
MS Publisher, назначение и возможности программы.
1


20.
Практическая работа №6 "Создание буклета, Поздравительная открытка. Шаблоны".

1

21.
Проектная работа №4. "Моделирование календаря в среде MS Publisher".

1

22.
Введение в программу Inkscape.
1


23.
Основы работы с объектами. Графические примитивы.
1


24.
Закраска рисунков. Виды заливок.
1


25.
Методы упорядочивания и объединения объектов. Кривые Бизье. Практическая работа №7 "Логотип фирмы".

1

26.
Работа с текстом. Спецэффекты. Кисть Artistic Media
1


27.
Групповая проектная работа №5 "Моделирование в среде Inkscape".

1

28.
Введение в программу Picture Manager.
1


29.
Обработка фотографий

1

30.
Проектная работа №6. Фотогалерея «Мой класс, моя школа»

1

31.
Итоговая зачётная работа

1

32.
Обобщающий урок по курсу «Компьютерная графика»
1



Итого:
16
18



13ђ Заголовок 315