Программа предпрофильного курса по информатике для 9 класса Программирование на языке Pascal


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 33» городского округа Самара
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол № 1
от 26.08.2016г
Председатель м/о
И.Е. Чурбанова
________________ ПРИНЯТАрешением
Педагогического Совета
протокол № 1
от31.08.2016 г «УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ Школы №33г.о. Самара
Е.В. Подкорытников
____________________
Приказ № 256 от 1.09.2016г
Рабочая программа предпрофильного курса
«Программирование на языке Pascal»
Предмет: информатика
Класс: 9-А, 9-Б, 9-В
Уровень обучения: основной общий
Учитель: Суркова Ольга Николаевна
Срок реализации программы, учебный год:1 год , 2016- 2017 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего в год 16 часов
Рабочая программа составлена на основе: Окулов, С. М. Основы программирования. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Рабочую программу составила Суркова Ольга Николаевна
г.о. Самара, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предпрофильный курс рассчитан на изучение языка программирования Pascal в основной школе согласно учебному плану в соответствии с примерной программой среднего общего образования по информатике и информационном технологиям за счет школьного компонента.
СВЕДЕНИЯ О НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТАХ
Планирование составлено на основе (указать программу, ее реквизиты)
- Окулов, С. М. Основы программирования. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Окулов, С. М. Программирование в алгоритмах. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Учебный комплекс для обучающихся (название учебника, автор, издательство, год издания)
- Окулов, С. М., Ашихмина Т.В., Бушмилева Н.А. Задачи по программированию. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Наличие методических разработок для учителя (название, автор, год издания)
- - Окулов, С. М. Основы программирования. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Окулов, С. М. Программирование в алгоритмах. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Цель изучения курса
освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;
овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построение компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоление трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
Основным методом обучения в данном курсе является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.
Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы на компьютере (компьютерный практикум). Кроме выполнения проектов учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения.
Общая характеристика учебного предмета
Данная программа носит пропедевтический характер и активизацию воспитательной деятельности. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек, углубить знания учащихся в основах алгоритмизации и программирования. Развивает коммутативные и интеллектуальные способности учащихся. Создает мотивацию для участия во внеклассных мероприятиях.
Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы. Изучение программирования развивает мышление школьников, способствует формированию у них многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.
Изучая программирование на Паскале, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.
Программа рассчитана на учеников 9 класса. Учащиеся получают расширенные знания  и навыки работы. Программа направлена на развитие мышления учащихся и воспитания у них информационной культуры. На занятиях выполняются задания развивающие творчество учащихся, умение анализировать, систематизировать, визуализировать информацию. Учащиеся учатся моделировать реально происходящие процессы, т.е. создавать информационную модель задачи.
Описание места учебного курса в учебном плане
На изучение курса отводится 18 часов.
Содержание обучения, представленное в программе предпрофильного курса «Программирование на языке Паскаль», имеет практическую направленность и учитывает актуальные интересы учащихся. Формирование умений и способов деятельности для решения важных, с точки зрения учащихся задач, активизирует их творческий потенциал и познавательный процесс, позволяет реализовывать собственные идеи в изучаемой области знаний, создает предпосылки по применению знаний на практике. Курс опирается на знания и умения, сформированные при изучении базового курса информатики. Курс служит средством предпрофильной подготовки в области новых информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для проявления индивидуальных образовательных интересов учащихся, формирует навыки работы со средой программирования Паскаль.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/пТема Кол-во часов Кол-во
практических работ Контроль
1. Циклы 6 4 зачетная работа
2. Массивы 10 6 зачетная работа
ИТОГО: 16 10 2 зачетные работы
Содержание учебного курса
Циклы (8 ч.)
Программирование циклических алгоритмов. Операторы цикла с параметром. Операторы цикла с предусловием, с постусловием. Цикл с ветвлением. Решение задач. Вложенный цикл. Итерационный цикл. Создание программ с циклическим алгоритмом решения. Отладка, выполнение и анализ результатов выполнения.
Массивы (10 ч.)
Понятия элемента массива, индекса элемента, размерности массива (повторение). Ввод и вывод массива. Случайные и псевдослучайные числа. Роль оператора цикла в поэлементной обработке массива. Программирование типовых алгоритмов обработки одномерного массива. Вычисления в массиве. Линейный поиск в массиве. Перестановка элементов массива. Формирование массива по условию. Алгоритмы двоичного поиска в упорядоченном массиве, Создание программ обработки одномерного массива переменных. Компьютерный практикум. Задания для самостоятельных работ по теме "Одномерные массивы".
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО курса
В результате изучения данного курса ученик
должен знать
основные конструкции языка программирования;
свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции; тезис о полноте формализации понятия алгоритма;
строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования);
типовые алгоритмы обработки одномерного и двумерного массива
функции для работы с символьными строками
приобрести опыт и умения
составления алгоритмов в словесной форме для решения разнообразных задач;
грамотно выбирать язык программирования и переводить алгоритмы на этот язык;
составления алгоритмов и программ для новых методов решения задач;
работы с различными структурами данных (одномерный и двумерный массив, строка);
подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;
личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций;
соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.
В данном курсе на конкретных примерах рассматривается курс программирования на языке Pascal. Показаны основные методы составления программ и примеры использования их при решении некоторых задач.
Критерии и нормы оценки планируемых результатов
Учебный процесс организован в следующих формах:
практические занятия, на которых изучается новый материал, рассматриваются различные приемы и способы выполнения заданий, формируются навыки работы в конкретной среде программирования;
самостоятельная работа под руководством учителя, при которой полученные навыки должны быть использованы для выполнения творческой работы на свободную тему;
коллективное обсуждение выполненных работ;
групповые и индивидуальные проекты;
защита проектов. По окончании курса учащимся ставится зачет/незачет.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Наиболее рациональным с точки зрения организации деятельности учащихся в школе является установка в компьютерном классе 13–15 компьютеров (рабочих мест) для школьников и одного компьютера (рабочего места) для педагога. Компьютера должны быть объединены в локальную сеть с обеспечением выхода в Интернет для использования сетевых цифровых образовательных ресурсов.
Техническое обеспечение
Компьютер
Проектор
Принтер
сканер
Минимальные требования к техническим характеристикам каждого компьютера следующие:
процессор – не ниже Celeron с тактовой частотой 2 ГГц;
оперативная память – не менее 256 Мб;
жидкокристаллический монитор с диагональю не менее 15 дюймов;
жёсткий диск – не менее 80 Гб;
клавиатура;
мышь;
устройство для чтения компакт-дисков (желательно);
аудиокарта и акустическая система (наушники или колонки).
Программное обеспечение компьютеров
Среда программирования Pascal ABC

Календарно-тематическое планирование
Принятые сокращения в календарно-тематическом планировании:
УОНМ - урок ознакомления с новым материалом
КУ – комбинированный рок
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
УПЗУ – урок применения знаний и умений КЗУ – контроль умений и знаний
ФО – фронтальный опрос
КР – контрольная работа
ИК – индивидуальный контроль
№ п/п№ п/пТема урока Тип урока Формы контроля Сроки Требования к уровню подготовки
(на раздел)
План Факт Раздел I «Циклы» (6 часов)
Программирование циклических алгоритмов. УОНМ Беседа, ФО 1 неделя Знать:
основные конструкции языка программирования;
свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции; тезис о полноте формализации понятия алгоритма;
Уметь:
составления алгоритмов в словесной форме для решения разнообразных задач;
грамотно выбирать язык программирования и переводить алгоритмы на этот язык;
составления алгоритмов и программ для новых методов решения задач.
Операторы цикла с параметром. УОНМ ФО 2 неделя Операторы цикла с предусловием, с постусловием. УОНМ ФО 3 неделя Цикл с ветвлением. Решение задач КУ ФО,ПР 4 неделя Вложенный цикл. Итерационный цикл. КУ ФО, 5 неделя Создание программ с циклическим алгоритмом решения. Отладка, выполнение и анализ результатов выполнения КУ КЗУ 6 неделя Раздел II «Массивы» (10 часов)
Понятия элемента массива, индекса элемента, размерности массива (повторение). УОНМ Беседа, ФО 7 неделя Знать:
строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования);
типовые алгоритмы обработки одномерного и двумерного массива
функции для работы с символьными строками
Уметь:
работы с различными структурами данных (одномерный и двумерный массив, строка);
подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;
личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций;
соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.
Ввод и вывод массива. Случайные и псевдослучайные числа. КУ ФО 8 неделя Роль оператора цикла в поэлементной обработке массива. КУ ФО 9 неделя Программирование типовых алгоритмов обработки одномерного массива. УПЗУ ПР10 неделя Вычисления в массиве. Линейный поиск в массиве. УПЗУ ПР11 неделя Перестановка элементов массива. УПЗУ ПР12 неделя Формирование массива по условию. УПЗУ ПР13 неделя Алгоритмы двоичного поиска в упорядоченном массиве, КУ ИК 14 неделя Создание программ обработки одномерного массива переменных. КУ ИК 15 неделя Компьютерный практикум. Задания для самостоятельных работ по теме "Одномерные массивы"УПЗУ ИК 16 неделя