Технологическая карта урока по биологии на тему Дыхание. Органы дыхания (8 класс)




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малинская средняя общеобразовательная школа имени П.М. Овсянкина»
Ступинского муниципального района




Открытый урок по биологии в 8 классе
Тема урока: Дыхание. Органы дыхания



Автор: учитель биологии высшей квалификационной категории
Ильина Софья Васильевна

Дата проведения открытого урока: 13 января 2016 года



Цель

Изучение особенностей строение органов дыхания и их функций

Задачи.

Образовательные:
изучить особенности строения органов дыхания и их функций
Развивающие:
Формировать познавательный интерес к биологии; делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать;
Формировать критическое мышление;
Воспитательная:
Совершенствовать умения сравнивать, устанавливать связи теории с практикой, умения пользоваться языком биологии;
Воспитывать бережное отношение к здоровью человека;
Ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

Планируемый результат
Учащиеся должны
знать
- особенности строения органов дыхания и их функций;
уметь
- определять и формулировать цель урока с помощью учителя;
- находить отличия между органами дыхания;
- знать, какие дополнительные функции характерны для носовой полости, гортани;
- работать в группе, обобщать и систематизировать полученные знания;
- ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им;
- высказывать свое предложение.
- проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Основные понятия урока

носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, мерцательный эпителий, голосовые связки

Организация пространства
Фронтальная работа;
Групповая работа;
Индивидуальная работа

Формы учебной деятельности
Индивидуальная, групповая

Технология
Развитие критического мышления;
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении;
Личностно ориентированного обучения И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич;
Игровая технология;
Проблемного обучения М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, М.Н. Скаткин.

Средства обучения:

технические:
- компьютер с установленной операционной системой MS Windows;
- мультимедийный проектор.
программные:
- мультимедийная презентация;
- видеофрагменты «Плоские черви», «Круглые черви», «Кольчатые черви»;
- учебник: «Человек и его здоровье» : Драгомилов А.Г.,Р.Д.Маш.-Изд.3-е, перераб.-М.: изд. дом "Вентана-Граф", 2013 г.

Этапы урока
Организационный момент – 2 мин
Актуализация знаний – 3 мин
Самоопределение к деятельности – 6 мин.
Интеллектуальная разминка – 2 мин.
Целеполагание и мотивация – 2 мин
Планирование – 2 мин
Открытие новых знаний и применение – 15 мин.:
Обобщение изученного материала – 5 мин.
Рефлексия (итог урока) – 4 мин.





Технологическая карта урока «Дыхание. Органы дыхания» в 8 классе
Этапы урока
Основное содержание
Виды деятельности учителя
Виды деятельности учащихся






Организационный момент
(2 мин)

Создание благоприятной атмосферы на уроке

Цель: осознанное вхождение в учащегося в пространство учебной деятельности
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку и отсутствующих.
- Доброе утро, девушки! Несмотря на холод, недавнюю стужу на улице, заковавшую нас в домах во время каникул, на душе у меня тепло весело и хорошо! Так как от сегодняшней встречи с вами я жду только положительных горячих эмоций!
Предлагает перед началом урока поставить перед собой цель-оценку, которую учащиеся хотят получить в конце урока.
Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.
Проверяет свою готовность к уроку, концентрирует внимание.

Учащиеся ставят оценку в маршрутном листе урока: 5 – отлично;
4 – хорошо;
3– недостаточно хорошо

Актуализация знаний
(5 мин)







































Самоопределение к деятельности
6 мин










Открытие новых знаний и применение
15 мин
Цель: формирование умений отличать представителей всех типов червей по морфологическим признакам;
- систематизация знаний о строении и жизнедеятельности представителей всех типов червей
Говорит:
- А теперь продолжим, вы с 1 сентября изучаете строение человеческого организма: а именно, какие системы органов есть в организме человека, особенности их строения и функции, как они между собой взаимосвязаны и зачем! Сегодня мы с вами продолжим работать в том же направлении, а для этого послушайте стихотворение Фета «бабочка»
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот – дышу.
Надолго ли, без цели, без усилия,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
Спрашивает:
- Какой биологический процесс упомянут в этом стихотворении?
- Верно! Как вы думаете, с помощью чего будет происходить дыхание?
- Действительно, чтобы осуществлять дыхание, необходимы и органы, с помощью которых это будет происходить. Верность нашего ответа доказывает фрагмент 4-стишья:
 - Через нос проходит в грудь
 И обратно держит путь,
 Он не видимый, и все же
 Без него мы жить не можем.



Спрашивает:
- Так какая тема сегодняшнего урока?
Говорит:
- Поэтому целью нашего урока является: изучение дыхательной системы и понимания смысла дыхания
Для того, чтобы достичь цели урока, какие должны мы поставить задачи перед собой?






Слушают, отвечают на вопросы и собирают название типа червей





















Отвечают:
- Дыхание

- органов дыхания, нос.












- Дыхание. Органы дыхания


Отвечают:

- раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
- изучить особенности строения органов дыхания и их функции  




Говорит:

- Итак, тема урока сформулирована, ориентир, то есть цель урока есть, алгоритм действий определен..начинаем движение к поставленной цели.
- А теперь посмотрите небольшой видеофрагмент. Зачем люди, находясь под водой, одевают акваланг? О чем это говорит?



Отвечают:


- органы дыхания человека приспособлены к дыханию только в наземно-воздушной среде обитания



Говорит
- Верно, но вот я постоянно говорю про дыхание, органы дыхания..А зачем собственно дыхание нужно?
- Конечно! Для того, чтобы осуществлялись процессы жизнедеятельности: мышцы двигались, сердце билось, кровь перемещалась ко всем органам, а также осуществлялись процессы образования слюны, всасывания в кровь питательных веществ необходима энергия, которая заключена в продуктах питания. А эту энергию извлечь может только кислород! Он выступает в роли окислителя. Давайте представим, что грецкий орех – это продукт питания, а ядро внутри – это энергия, которую надо получить. Нужен инструмент, способный достать ядро или «энергию», то есть в нашем случае – это щелкунчик, а в организме этим инструментом является кислород.
- теперь сформулируйте сами, что такое дыхание и на что он направлен?



- Молодцы! Найдите на стр 101, с какой системой связана дыхательная система, абзац 3

- Действительно, система органов дыхания выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет система органов кровообращения. Между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь.


Высказывают свою точку зрения
- для того, чтобы мы могли совершать движения, необходим кислород, который окисляет пищу, в которой находится энергия, необходимая для этого движения


Слушают






Формулируют определение термина « дыхание»
- Дыхание – это физиологический процесс, направленный на окисление органических веществ с целью получения энергии для осуществления процессов жизнедеятельности.

Самостоятельно работают с учебником и находят ответ:
- с кровеносной системой, которая доставляет кислород к тканям, а уносит углекислый газ



Говорит
- Мы выяснили, насколько важен процесс дыхания, насколько он сложен. Как вы понимаете, осуществить этот сложный процесс может не один орган, а совокупность органов, образующих дыхательную систему.
Объясняет (демонстрация мультимедийной презентации)
- К органам дыхания относят дыхательные пути (носовая и ротовая полости, носоглотка, ротоглотка, гортань, трахея, трахея, бронхи) и легкие.
- Носовая полость образована костями лицевой части черепа и рядом хрящей. Внутри носовая полость разделена на две половины. Носовая полость выстлана мерцательным эпителием, клетки которого имеют реснички, способные своим движением очищать воздух от частичек пыли. Клетки мерцательного эпителия выделяют слизь, увлажняющая воздух увлажняет и уничтожающая микробы. Слизистую оболочку пронизывают кровеносные сосуды. Кровь согревает воздух. С помощью носовой полости мы можем делать и это.закройте глаза..(духи брызгаю) Что вы еще можете делать с помощью носа?
- Таким образом, носовая полость выполняет очищение, увлажнение, согревание воздуха, восприятие запахов. Поэтому при поступлении воздуха через ротовую полость в наш организм попадет грязный, сухой и холодный и возможно, плохо пахнущий запах, который будет подвергать наш организм опасности и вызывать своим запахом дискомфорт.
- Через носовую полость, воздух попадает через носоглотку и ротоглотку в гортань. Давайте прочитаем с вами про этот орган вслух, стр 101.
Ответьте на вопрос, используя материал учебника.
- Чем образована гортань?
- Чем хрящи между собой соединены?
- Какие функции выполняет гортань?
Объясняет
- В гортани находятся 2 пары голосовых связок, но в образовании звука участвует только одна, нижняя. Звук возникает на выдохе при колебании стенок голосовых связок. Причем в формировании голоса принимают участие также ротовая, носовая полости, зубы, губы, челюсти. А теперь давайте представим, что мы с вами на шоу «Голос» , а вы жюри этого шоу По правилам которого вы должны развернуться. Ваша задача следующая, когда поймете, что за вами мужчина, поворачиваетесь.
Включает видеофрагмент «Голос»
- Правильно. Возвращаемся на исходную. А теперь, когда поймете, что за вами женщина, поворачиваетесь.
- Как вы определили пол человека? Вы же его не видели?
- Вот это самое интересное, гортань у нас у всех одинаковая, а вот связки отличаются у мужчин и женщин по толщине и длине: у женщин короткие и голос выше, у мужчин длиннее, поэтому ниже
Объясняет
- Продолжаем. Далее воздух попадает в трахею – это труба 10-15 см длиной, образована хрящевыми полукольцами, благодаря чему при повороте головы трахея не спадается.
- Трахея разветвляется на 2 бронха, которые при попадании в легкие ветвятся с образованием бронхиального дерева с образованием легочных пузырьков – альвеол. То есть легкие образованы альвеолами, а какое они имеют строение и как осуществляется их работа, вы познакомитесь на следующем уроке.

Слушают

















Закрывают глаза, затем отвечают
- воспринимать запахи








Читают вслух


Отвечают на вопросы


- хрящами
- связками, мышцами
- проведение воздуха, образование звука





Слушают









Отвечают
- по голосу






Слушают


Обобщение изученного материала
5 мин.


Спрашивает
- Вам понятно все то, о чем мы сегодня с вами говорили?
- Раз так, давайте представим, что вы органы (раздаю таблички), встаньте по порядку расположения этих органов в дыхательной системе.
- Проверяем, все правильно? Молодцы
- Тогда поиграем в «Да-нет-ку».
1.В носовой полости увлажняется воздух?
2. В ротовой полости согревается воздух?
3. Гортань образована хрящами?
4.Трахея образована хрящевыми кольцами?
5.Правильно дышать ртом?
- Перед вами закодированная таблица. Вам необходимо найти названия органов дыхания по диагонали, вертикали, горизонтали, хоть зигзагом. Кто первый, а самое главное все зашифрованные органы найдет, тот получит от меня сюрприз
- Верно, тут зашифровано 6 слов
Отвечают
Получают таблички с названием органа и встают по порядку расположения этих органов в дыхательной системе.
Отвечают
- да
- нет
- да
- нет
- нет
Работают с кодированной таблицей


Рефлексия
4 мин

Спрашивает
- В начале урока вы поставили перед собой цель-оценку. По окончанию урока вы ее достигли, как вы считаете?
- дома прочитать параграф 23. Вот прозвенел и звонок, надеюсь, вам урок понравился и вы много, что для себя интересного узнали. До новых встреч. Желаю вам успехов!
Отвечают




Приложение 1
г





п

я
о




о

а
л
р
о
т
б
л

в
е

т
р
р
о

о
г

о
а
о
с

с
к
л
г
х
н
т

о
и
о

е
х
ь

н
е
т

я
и




к
а











г
е
ж
б
в
ю
п

я
о
к
з
х
ф
о

а
л
р
о
т
б
л

в
е
й
т
р
р
о

о
г
ц
о
а
о
с

с
к
л
г
х
н
т

о
и
о
ы
е
х
ь

н
е
т
р
я
и
э

г
д
к
а
с
щ
ш



яђ Заголовок 115