Дидактические игры по русскому языку


Дидактические игры
по русскому языку
1-2 классы
СОЧЕТАНИЯ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Наборщики. (Класс.)
Дети пишут в строчку слоги жа, ко, ла, лу, лы, но, во, ву, ры, чи и 2 столбика по 5 слогов жи. Нужно, приписывая справа и слева к слогам жи разные слоги из набора, набрать 10 слов. Победителями считаются первые три ученика, правильно «набравшие» 10 слов.
Примечание. Также проводится игра с сочетанием ши и слогами ва, ли, ло, мы, на, ны, пи, пы, ре, су.
Поймай слово! (Класс.)
Для игры у каждого ученика должны быть карточки с сочетаниями ча и ща.
Чтобы легче было увидеть ошибку, все сочетания ча должны быть одного цвета, а сочетания ща – другого.
Ведущий называет слова: чай, пища, часы, смущаться, свеча щавель, час, чайник, встреча, прощание, перчатки, площадь, чайная, роща, чайка, чайница, совещание, учащиеся, часовщик, начальник, часовой, чаинка, площадка, сгущать, кончать, дощатый, задача, прощай, овчарка, куча, обещание, обращать, печать, пощада, внучата, попрощаться, тысяча, пуща, пищать, галчата, трещать, начало, обещать, совещаться, дача, кричать, часто, смущать, печаль, прощальный, чайный, кончай, туча, печальный, обещанный, обращаться, пощадить, обещаю, печатать, чаща.
Учащиеся показывают сигнальные карточки.
Число ошибок, допущенных в каждом ряду, отмечается на доске. Побеждает ряд, допустивший наименьшее число ошибок.
Наборщики. (Класс.)
На доске написаны слоги: ту, сы, да, ку, ша, пи, ро, пу, ча, вель и 2 столбика по 5 слогов ча и ща. Нужно, приписывая справа и слева к сочетаниям ча и ща слоги из набора, составить 10 слов с сочетаниями ча и ща.
Победителями считаются первые 3 ученика, которые правильно выполнят задание.
Поймай слово. (Класс – 2 команды.)
Игра проводится в форме выборочного диктанта. 1-я команда записывает слова с сочетанием чу, 2-я – с сочетанием щу.
Ведущий диктует слова: щучка, чугун, щуплый, тащу, кричу, пущу, чутье, грущу, проглочу, чудак, щуриться, чуткий, ищу, схвачу, хочу, утащу, чужой, вытащу, чулок, чудеса, притащу, чудо, затащу, чулан, чуткость, поищу, чудовище, пощупать, прощу, печурка, выращу, чуб, чучело, отращу, сощурился, чурбан, щучка, щупать, чувство, чурка, запущу, чугунный, отпущу, притащу. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.
Наборщики. (Класс.)
Дети пишут в строчку слоги до, хо, то, мо, ма, та, пи, и, ка, го и 2 столбика по 5 слогов чу и щу. Приписывая справа и слева к сочетаниям чу и щу слоги из данного набора, нужно составить 10 слов с сочетаниями чу и щу. Победителями считаются первые 3 ученика, которые правильно выполнят задание.
Конкурс знатоков. (2 человека или 2 команды.)
На доске записаны 2 столбика слов с пропущенными буквами:
Луж.., ш..шки, ч..шка, ч..й,
Пищ.., щ..ка, отвеч..й,
Камыш.., ч..гун, маш..на,
Ш..на, ч..шка и пруж..на. Ёж..к, ш..шки, саранч..,
Ч..ща, хиж..на, свеч..,
Щ..плый, щ..риться, ч..лан,
Щ..ка, рощ.. и ч..рбанЗадача игроков: вставить пропущенные буквы в сочетаниях жи, ши, ча, ща, чу, щу. Выигрывает команда, правильнее и быстрее другой выполнившая задание.
Ловкий вратарь. (Класс – 3 команды.)
Игра проводится в форме выборочного диктанта. 1-я команда записывает слова с сочетаниями жи, ши, 2-я – с сочетаниями ча, ща, 3-я – с сочетаниями чу, щу.
Ведущий диктует слова: лыжи, чулок, галчата, мыши, роща, щука, чудо, жизнь, чашка, пища, ищу, груши, ужин, чугун, задача, тащу, машина, щавель, бежит, кричат, выращу, шалаши, прощай, часто, жир, чулан, тишина, отпущу, обещаю.Игроки, допустившие наименьшее число ошибок, признаются лучшими вратарями своей команды.
ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ
Наборщики. (Класс – 2 команды.)
На доске записаны слоги: ва, зи, лю, ма, ми, пе, ро, та, то; ма, ля, на, ня, ра, ря, ся, тя, ша.
Команда девочек составляет из слогов имена мальчиков, а команда мальчиков – имена девочек. Лучшими наборщиками признаются первые 3 ученика в каждой команде, которые правильно выполнят задание. Командное неравенство присуждается команде, лучшие наборщики которой первыми выполнят работу.
Возможные имена: Ваня, Валя, Вася, Миша, Митя, Петя, Рома, Зина, Люся, Маша, Мара, Таня, Тоня, Тося, Варя.Помогите дать клички. (3 команды по 6 человек).
Ведущий говорит, что у Буратино и Мальвины появились новые игрушки – домашние животные: корова, лошадка, коза, поросенок, собака и кошка. Как ни старались Буратино и Мальвина придумать им клички, ничего не придумали. Нужно им помочь.
Каждая команда получает листок, в котором столбиком написаны названия животных. Побеждает команда, которая первой и без ошибок придумает все клички.
Подумайте – назовите. (3 команды по 6 человек.)
На доске записаны 3 столбика слов:
город …
река …
деревня …
имя …
отчество …
фамилия … имя …
отчество …
фамилия …
деревня …
река …
город … деревня …
город …
фамилия …
имя …
отчество …
река …
Каждый член команды по очереди выходит к доске и записывает справа имя или название. Побеждает команда, которая первой правильно выполнит задание.
Догадайся. (Класс – 3 команды.)
На доске в виде ребуса записаны имена мальчиков и девочек:

Кто угадает, тот получает право написать имя на доске под ребусом. Побеждает ряд, отгадавший наибольшее число имен.
Ответы: Вася, Витя, Ваня, Вова, Наташа, Настя, Надя, Валя.
Прочитайте предложение. (Класс.)

Ответ: Валя и Наташа – подруги.
Правописание Ь на конце и в середине слова
Кто лучше считает? (Класс.)
У каждого ученика 2 сигнальные карточки: = и > . Все знаки равенства одного цвета, а знаки неравенства – другого. Ведущий называет слова: лом, конь, сыр, рысь, весна, пальто, угол, письмо, стол, соль, мост. Дети должны сосчитать, сколько в слове звуков и сколько букв надо для его написания.
Если число звуков и букв совпадает, поднимают карточку со знаком равенства, если не совпадает – поднимают карточку со знаком неравенства. По цвету карточек ведущий определяет число ошибок в каждом ряду и отмечает на доске. Побеждает ряд, допустивший меньше ошибок.
Хоккей. (2 команды).
По краям доски справа и слева хоккейные ворота. Перед ними – большая шайба. На левой шайбе написано «Мягкий знак на конце», на правой – «Мягкий знак в середине». Класс делится на 2 команды: левую и правую. Задача игроков – забросить как можно больше шайб в ворота противника, т. е. записать на доске слова с мягким знаком на конце или в середине слова. По сигналу судьи матч начинается: члены команд, которые хотят забить шайбу, т.е. записать слово с мягким знаком, поднимают руки. Капитан команды указывает нападающего, тот выходит к доске и пишет слово, после чего по указанию капитана выходит другой член команды и т. д., пока не прозвучит сигнал судьи об окончании матча. Шайба, заброшенная в свои ворота, не засчитывается. Игроков, нарушающих порядок, судья может удалять с поля. На игру отводится 3–4 минуты, после чего судьи проверяют правильность результатов по каждой команде и объявляют победителя.
Отгадайте загадку. (Класс.)
Он в сапожках красных бродит, из воды сухим выходит, шею важно выгибает, криком га-га-га встречает.
Меня в лесу оставили, весь век торчать заставили. В ушанке белой я зимой, а летом с бритой головой.
Опрокинулась под ноги, растянулась по дороге, на меня она похожа, будто я шагаю лежа.
Рыжий зверь в печи сидит, рыжий зверь на всех сердит, он от злости ест дрова целый час, а может, два.
Ходит плавно взад-вперед, а полов не достает: кто уходит иль войдет, ручки ей всегда пожмет.
Новый дом несу в руке, дверца дома на замке. В нем жильцы бумажные, все ужасно важные.
Кто растет вниз головой, да не летом, а зимой?
Из воды в мороз растет, но не тонет, а плывет. С солнцем повстречается – в воду превращается.
Отгадки: гусь, пень, огонь, дверь, портфель, сосулька, льдина.
Эстафета. (Класс.)
Весь класс делится на 6 команд с одинаковым числом учащихся. Лишние ученики могут играть роль контролеров, помощников ведущего. Команды получают листок с заданиями по числу учащихся. Каждый игрок пишет по одному слову с мягким знаком на конце или в середине слова и передает листок сидящему сзади. Выигрывает команда, которая правильнее и быстрее других выполнит задание.
ь на конце _________________ ь в середине _______________
ь в середине _______________ ь на конце _________________
ь в середине _______________ ь на конце _________________
ь на конце _________________ ь в середине _______________
ь на конце _________________ ь в середине _______________
ь в середине _______________ ь на конце _________________
Четвертое – лишнее. (Класс.)
Нужно найти, какое слово является лишним и почему.
1. Лес, пень, ель, лист (3 решения).
2. Лес, пень, зверь, ель (3 решения).
Ответы: ель – йотир. е; лист – 4 звука, лист – гласный и; зверь – 4 звука, лес – тверд. согл., зверь – 5 букв.
Хвастун. (Класс.)
Ведущий читает текст.
Живет в стране грамматика известный фокусник. Зовут его Мягким знаком. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: глагол ел превратился в существительное ель, а консервная банка стала теплой банькой.
Расхвастался Мягкий знак: я, дескать, самый волшебный. Но некоторые жители из страны Грамматика стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы. «Смотрите: был лук – стал люк, был мал – стал мял.
Нужно ответить на вопрос: «Кто же поставил на место хвастунишку? Отчего согласные и без него стали мягкими?»
Посчитаем. (Класс.)
На доске – текст:
Вот идут они гуськом
Вдоль лесных дорожек:
Еж-отец, ежиха-мать
И ребенок-ежик.
Вопросы для викторины.
1. В каких подчеркнутых словах число звуков и букв одинаково?
2. В каких словах звуков больше, чем букв? Почему?
3. В каких словах букв больше, чем звуков? Почему?
4. Какие слова вы знаете, где звуков больше, чем букв?
5. Какие вы знаете слова, где букв больше, чем звуков? Напишите.
Примечание. Четверостишие и вопросы записываются на доске. Участники викторины выполняют задания в тетрадях или на отдельных листах. На выполнение заданий отводится 10–12 минут.
По окончании работы листы проверяются и оцениваются. За каждый правильный ответ или правильно подобранное слово ученик получает очко. Неправильные ответы не засчитываются.
Правописание безударных гласных в корне
Чей ряд лучше? (Класс – 3 команды.)
У каждого ученика – набор сигнальных карточек с буквами а, о, е, и, я. Все буквы разного цвета.
Ведущий называет слова с безударными гласными в корне: трава, роса, змея, хитрец, смягчить, кольцо, перо, чистота, тянуть, скала, стекло, кисель, глядеть, краснеть, точить, длина, трясти, храбрец, окно, пчела и др. Дети поднимают карточку с нужной буквой. На доске отмечается число ошибок, допущенных каждой командой.
Конкурс знатоков. (3 человека.)
На столе обратной стороной вверх разложены карточки со словами, в которых пропущены безударные гласные в корне: зм..я, б..рец, скр..пит, р..гатый, д..машний, пог..сить, пч..ла, т..шина, ч..совой, в..дяной, в..рить, кр..снеть, сл..за, гр..за, скр..пучий, з..мляной, ч..рнеть, м..хать, стр..ла, д..ска, в..реный, зм..иный, г..сить, в..зить, к..сель, зв..рек, б..евой, ..синый, д..рить, к..лоть.
Участники игры выбирают карточку, читают слова и говорят, какую гласную нужно вставить в каждое слово и как проверить.
Класс оценивает работу знатоков и определяет победителя.
Помогите Незнайке. (3 команды по 5 человек.)
На доске записаны 3 столбика слов с безударными гласными:
моря – …
столы – …
гора – …
река – …
сестра – … старик – …
коса – …
слеза – …
шкафы – …
дела – … дома – …
роса – …
стена – …
дворы – …
перо – …
Незнайка просит помочь ему выполнить задание по проверке безударных гласных: каждый член команды должен подчеркнуть в слове безударную гласную и написать проверочное слово, поставить ударение. Побеждает команда, которая правильнее и быстрее других поможет Незнайке выполнить задание.
Игру можно проводить в форме эстафеты.
Быстрый ответ. (Класс – 2 команды.)
У ведущего список слов с безударной гласной в корне: ночной, дождливый, хвостатый, холмистый, глазастый, тяжелый, земной, ходить, возить, варить, часы, старушка, словарь, тропинка, садовый, терпеть, платить, косить, денек, линейка, морской, лесной, речной, бежать, лежать, тереть, смотреть, просить, грозить, смешить, спешить, беда, стекло, плясать, вязать, глядеть, трясти, везти, спасти. Ведущий называет слово и указывает на игрока, который должен отвечать. Отвечающий быстро называет гласную, которую нужно писать в корне, и подтверждает проверочным словом, например: «Конец, пишем О, кончить». В случае задержки или неправильного ответа команда получает штрафное очко. Выигрывает команда с наименьшим числом штрафных очков.
Что пропущено? (3 команды по 3 человека.)
На доске записано начало сказки про козла:
Как у нас-то к..зел,
Как у нас-то с..дой,
Что за умница был,
Сам и по воду х..дил,
Сам и кашу в..рил,
Деда с бабкой к..рмил. Попр..сился к..з..локУ бабушки во лесок:
– Пусти в поле, во лесок
На единый на ч..сок,
Семь в..лков я убью,
Тебе шубу сошью.
Нужно вставить пропущенные гласные в словах. Сначала работу выполняет 1-я команда. Каждый игрок вставляет в слово одну пропущенную гласную и доказывает свою правоту проверочным словом. Затем по 3 гласных вставляют с объяснением члены двух других команд.
Различайте на слух! (3 человека.)
Ведущий читает каждому из игроков по четверостишию.
Мама простыни стирала.
И на речке полоскала.
К дочке кошка подбежала,
Дочка кошку поласкала.
Гири брат мой поднимает,
Свою силу развивает.
А на крыше мой флажок
Развевает ветерок.
К старости наш дедушка
Очень поседел.
Он в саду на бревнышко
Сел и посидел.
Нужно найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному, и объяснить их правописание проверочными словами. Класс оценивает работу игроков.
Спрашивайте – отвечаем. (2 команды по 4 человека.)
Каждый игрок готовит по 2 слова с проверяемой безударной в корне. Игрок 1-й команды задает вопрос игроку 2-й команды, например: «Какая безударная гласная в корне слова стрелять и как ее проверить?» Тот отвечает: «Безударная гласная е, проверяем: стрелы».
Затем другие игроки задают свои вопросы. После этого команды меняются ролями: 2-я команда задает вопросы, а 1-я отвечает.
Е и ё. (2 команды по 5 человек.)
Для каждой команды на доске записаны столбики слов с безударной гласной Е:
сестра – …
пчела – …
слеза – …
весна – …
черта – … бревно – …
стекло – …
весло – …
зерно – …
гнездо – …
Каждый игрок должен в одном слове поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную е и записать справа проверочное слово. Выигрывает команда, которая правильнее и быстрее справится с заданием.
Игру можно повторить со словами нести, пестреть, тереть, темнеть, лететь, тепло, легко, кленовый, медовый, ледяной. Эстафета. (Класс – 6 команд.)
Команды получают карточки со словами:
гр..зам..стасл..нысл..вах..лмым..ряч..сыст..лбыст..наз..маш..повникк..льцор..дыв..рить
т..шинад..линаз..млясн..га
т..греноккр..ты
тр..вазв..рек
н..гастр..ла м..стыкр..чатьб..жатьд..ревьяр..кас..лачп..ляд..ждив..лнап..рол..цол..стокПо сигналу ведущего каждый игрок вставляет пропущенную букву в одном слове, выделяет в нем корень, пишет рядом проверочное слово, после чего передает карточку сидящему за ним. Игрок, замыкающий колонну, заканчивает работу и возвращает карточку ведущему.
Победителем считается команда, правильнее и быстрее других выполнившая задание.
Кто отгадает? (5 человек.)
На доске записаны 5 загадок:
На стебельке сидит
И усами шевелит
Разомнешь его в ладони –
Золотым зерном набит.
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. Лежит веревка,
Шипит плутовка.
Брать опасно –
Укусит, ясно?
Утром падаю всегда:
Не дождинка, не звезда,
Но сверкаю в лопухах
На опушках и лугах.
В белом поле на просторе
Я оставляю тонкий след,
Но жить он может
Много лет.
Каждому игроку нужно отгадать одну загадку, сказать, какая безударная гласная в корне отгадки и как ее проверить.
Отгадки: колос, змея, дерево, роса, перо.
Кто быстрее? (2 команды по 5 человек.)
На доске записаны слова с двумя безударными гласными в корне:
к..л..сок – …
г..л..ва – …
в..л..сок – …
д..р..гой – …
м..л..дой – … д..р..вянный – …
з..л..неет – …
в..с..лится – …
в..ч..рок – …
д..ш..веет – …
Игрокам нужно вставить пропущенные гласные и записать по 2 проверочных слова.
Кто больше? (Класс.)
Ведущий называет слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Игроки за одну минуту должны подобрать и записать как можно больше проверочных слов к данному слову.
Выигрывает тот, кто больше всех подберет проверочных слов.
Примечание. Можно провести игру наоборот: ведущий называет проверочное слово, а игроки подбирают слова с безударной гласной
Правописание слов с Парными
звонкими и глухими согласными
Глухой или звонкий? (Класс – 3 команды.)
У каждого ученика 2 карточки с буквами б (глухой согласной) и п (звонкий). Ведущий называет слова с начальными парными согласными: балка – палка, бить – пить, правый – бравый, бочка – почка, блеск – плеск. Дети поднимают соответствующие сигнальные карточки. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.
Примечание. Игру следует повторить с другими парами слов: вата – фата, фляга – влага, фасон – вазон, фаня – ваня, веня – феня; кости – гости, год – кот, горка – корка, кора – гора, кусты – густы; дам – там, том – дом, дуб – туп, дима – тима, дрова – трава, дело – тело, жили – шили, шаль –жаль, жарь – шарь, широк – жирок, шест – жест; зима – сима, слой – злой, слить – злить, зайка – сайка, захар – сахар.
Назовите парный! (2 команды по 6 человек.)
Игроки 1-й команды по очереди называют звонкие согласные звуки (в произвольном порядке), а игроки 2-й команды в ответ должны назвать только парные. Затем команды меняются ролями. Класс определяет победителей.
Измените слово! (2 команды по 8 человек.)
Команды получают по 8 карточек со словами: балка, гости, горка, бить, зайка, блеск, дрова, жили; пыль, том, тоска, суп, сима, тима, шаль, шесть.Игроки 1-й команды по очереди говорят свои слова с начальным звонким согласным, а игроки 2-й команды должны заменить начальный согласный парным и сказать полученное слово. Затем команды меняются ролями. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.
Не ошибитесь! (3 команды.)
На доске записаны слова с глухими и звонкими согласными: азбука, зубы, каша, газета, букет, жаба, щи, губы, шуба, кожа, суп, тесто, буду, сушки, гвоздика, пышка, загадка, посуда, живу, уха, два, запах, дуга, гвозди, пища, ветка, ужи, вяжу, сосиски.Первая команда выписывает слова, в которых все согласные звонкие, вторая – слова, где все согласные только глухие, а третья – слова с глухими и звонкими согласными.
Игроки каждой команды, первыми выполнившие задание, выходят к доске, читают выписанные слова и ставят над ними номер своей команды. Остальные члены команды дополняют и исправляют ошибки, но за каждое дополнение и исправление команда получает штрафное очко. Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков.
Найдите непарные! (Класс.)
На доске записаны слова с парными и непарными согласными: чай, дуб, хата, горка, щука, шесть, петух, дрова, роща, печка, парта, охота, палка, цепь, кот, речка, шуба, пища, кусты, шар, щепка, овца, флаг, пахарь, зайка, чугун, санки, щавель, дерево, хитрый, роза, цапля, коса, чистота, стена, форма, цифра, волк, жар, молодцы. Нужно выписать в тетрадь слова с непарными глухими согласными. По окончании проводится взаимопроверка. Победителями считаются ученики, записавшие 20 слов с непарными глухими согласными. (Чай, хата, щука, петух, роща, печка, охота, цепь, речка, пища, щепка, овца, пахарь, чугун, щавель, хитрый, цапля, чистота, цифра, молодцы.)Скажите наоборот. (3 человека или 3 команды.)
– На доске записаны 3 столбика слов:
куль – …
краб – …
год – …
ноль – …
лещ – …
ель – … куб – …
короб – …
муж – …
брак – …
яр – …
ешь – … раб – …
торг – …
дог – …
пыж – …
горб – …
лед – …
Нужно произнести звуки каждого слова в обратном порядке и записать полученные слова рядом с данными.
Побеждает команда, правильнее и быстрее других выполнившая задание.
Ответы: люк, парк, ток, лень, щель, лей; пук, порок, шум, карп, рай, шей; пар, крот, кот, шип, прок, толь. – Можно провести игру со словами: лен, лей, лоб, люк, год, шей, шел, лещ, краб. В игре участвует весь класс. Нужно произнести звуки слов в обратном порядке и записать полученные слова в тетрадь.
На выполнение задания дается 5 минут. Победителями считаются те, кто правильно запишет наибольшее количество слов.
Ответы: ноль, ель, пол, куль, ток, ешь, ложь, щель, парк.
Кто найдет? (2 человека.)
Один играющий подчеркивает парные согласные в слабой позиции, другой отмечает знаком «+» такие же согласные в сильной позиции.
– Свекла где растет?
– На грядке.
– Буквы пишут где?
– В тетрадке.
– Любим мы играть …
– В снежки.
– Есть на праздник …
– Пирожки!
– Грядка. Нет чего?
– Нет грядок.
– А тетрадка?
– Нет тетрадок. – Что мы утром чистим?
– Зубки.
– Одеваем в холод?
– Шубки.
– Зубки?
– Изменяем: зубы.
– Шубки?
– Изменяем: шубы.
– А снежки?
– Идет снежок.
– Пирожки?
– Съел пирожок.
Интересные пары.
Безударную гласную в слове сады мы проверяем словом сад, а конечную согласную в слове сад проверяем словом сады. Оказывается, слова сад и сады друг друга проверяют! Вот какая интересная пара!
В нашем языке много таких пар. Попробуйте их найти: бока – бок, носы – нос, плоды – плод, плоты – плот, рога – рог, снопы – сноп, стога – стог, тазы – таз, ходы – ход, ножи – нож, коты – кот.Какие буквы убежали? (6 человек.)
Игроки получают 6 стихотворных текстов с пропущенными парными согласными:
Я и круглый, я и гла..кий,
И на вкус приятно-сла..кий.
Знает каждый карапу.., Что зовут меня арбу.. .На ушах его сере..ки,
А на но..ках есть сапо..ки.
На голо..ке гребешок.
Вот какой наш петушок!
Кто сидит на крепкой но..ке?
В бурных листьях у доро..ки?
Встала ша..ка из травы –
Нет под ша..кой головы!
Я и горький, я и сла..кий,
К солнцу я тянусь из гря..киМалышам полезный дру..,
А зовусь я просто лу…
Плывет парохо.., То вза.. , то впере..,
А за ним такая гла..ь –
Ни морщинки не видать.
Сла..кие кро..киНа коро..кой но..ке.
Кто проходит бли..ко,
Кланяется ни..ко.
Участник игры должен прочитать текст, сказать, какая буква «убежала», доказать проверочным словом свой ответ.
Метаграммы. (Класс.)
1. С глухим – мы девочку зовем. Со звонким – все бело кругом. 2. Со звонким – я цветов царица. С глухим – лишь капелька водицы. 3. Со звонким – много времени пройдет. С глухим – он ест мышей и песенки поет. 4. С глухим – весною из меня листочки вырастают. Со звонким – солят все во мне иль воду наливают. 5. С глухим шипящим – круглый он, как мяч. Со звонким – как огонь горяч. 6. С глухим – траву она срезает. Со звонким – листья объедает. 7. С глухим – зерном я наливаюсь в поле. Со звонким – петь умею на просторе.
Ответы: сима – зима, роза – роса, год – кот, почка – бочка, шар – жар, коса – коза, колос – голос. Проверяйте, называйте! (2 команды.)
Ведущий бросает одному из игроков ручной мяч и называет слово с парным согласным на конце.
Поймавший должен назвать проверочное слово, бросить мяч игроку противоположной команды, называя новое слово с парным согласным, и т. д. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.
Поймайте свое слово! (2 команды.)
Команда девочек записывает слова, в которых написание парных согласных не совпадает с произношением, а команда мальчиков – слова с парными согласными, написание которых совпадает с произношением.
Ведущий называет слова: коляска – повязка, гибкий – липкий, кружка – игрушка, год – кот, молотки – городки, веский – резкий, рыбки – репки, суп – зуб, грядки – прятки, принес – привез, ходьба – молотьба.Все записывают в тетрадях слова, после чего работа проверяется. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.
Подумайте – объясните! (Класс.)
В стихотворениях есть пары строк, концы которых совпадают, звучат одинаково. Это называется рифмой.
Не тот хорош,
Кто лицом пригож,
А тот хорош,
Кто для дела гож.
Дружно –
Не грузно,
А врозь –
Хоть брось!
– Бабушка, постой немножко, –
Ей кричит она в окошко.
Будто медом налилось,
Видны семечки насквозь!
Потом позвонили мартышки:
– Пришлите, пожалуйста, книжки!
А потом позвонил медведь,
Да как начал, как начал реветь!
Как же в подчеркнутых словах получается рифма? Ведь в них только гласные одинаковые, а согласные пишутся по-разному! Выигрывает тот, кто первым ответит на этот вопрос.
Примечание. Объяснение рифмы можно провести в виде соревнований 3 команд. Каждый игрок объясняет рифму в одном отрывке. Класс оценивает работу игроков.
Цветик-семицветик. (3 человека.)
На доске – 3 плаката с цветами без лепестков (стебель и сердцевина). Вокруг сердцевин – прорези для вставки лепестков. На отдельных листках готовятся лепестки всех цветов спектра. На обратной стороне каждого лепестка – слово с пропущенным парным согласным.
Каждый игрок получает набор из 7 лепестков, вставляет пропущенные согласные, прикрепляет лепестки к сердцевине цветка и объясняет выбор буквы. Побеждает тот, кто правильнее и быстрее других выполнит задание.
Слова для записи на лепестках: бро..ь, гри.. , яго..ка, ры..ки, гла..ки, сапо..ки, скри.., дож..ь, ду.. , гу..ки, фла..ки, ро.. , бере..ка, голу..ь, зу.. , хле..цы, пло..цы, пиро..ки, сне.., ре..ка, го.. .
Рыцарский турнир. (2 команды.)
Команды языка готовят свое «оружие» – по 5 слов на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, например: кошка, ложка, гриб, дедка, репка и т. п. По жеребьевке перед началом игры одна из команд получает право первого удара и выставляет своего «рыцаря». Тот вызывает на поединок «рыцаря» из другой команды и нападает на него, т. е. читает заранее подобранные слова. Противник защищается, т. е. говорит, какую согласную нужно писать в данном слове, и подтверждает проверочным словом. Если все ответы правильны, первый поединок заканчивается вничью – 0 : 0. Если защищающийся допустил одну или две ошибки, то нападающий побеждает со счетом 1 : 0 или 2 : 0, в зависимости от числа ошибок противника.
Затем выставляет своего рыцаря вторая команда. Игра продолжается. В конце подводятся итоги, определяются команда-победитель и наиболее доблестные «рыцари».
Приложение. Турнир можно проводить в письменной форме, когда защищающийся сначала пишет слово на доске, а потом объясняет. Наиболее эффективна данная игра при повторении и закреплении сразу нескольких тем в конце четверти или учебного года.
СЛОГ. ПЕРЕНОС СЛОВ
Кто быстрее соберет? (3 человека)
На доске выставлены вперемешку предметные картинки с одно-, двух- и трехсложными названиями предметов.
Кит, топор, мост, карандаш, автобус, рак, пила, стакан, голуби, воробей, тигр, конь, рама, шары, барабан, сова, стол, куры, попугай, слон, ласточка, мак, кукла, самолет, чайник, линейка, лук, дом, ложка, сорока.Один из играющих подбирает картинки с односложными названиями предметов, второй – с двусложными, третий – с трехсложными. Класс проверяет и оценивает результаты работы.
Примечание. Игры можно повторить, заменив полностью или частично состав предметных картинок.
Как разделить? (3 команды по 5 человек)
На доске записаны 3 столбика трехсложных слов:
дорожка
фабрика
капуста
постройка
уточка записка
кастрюля
опушка
закладка
копейка пилотка
калитка
закладка
ириска
кофейник
Члены команд по очереди выходят к доске и записывают по одному слову, деля его черточками на слоги.
Побеждает команда, которая правильнее и быстрее других выполнит задание.
Помогите слову. (2 команды по 7 человек.)
На доске записаны 2 столбика слов, в каждом из которых один слог пропущен:
…здика..моданка..лира..о
по..шкабу..га ..силек..рзина..ркалоско..родате..фоно..ялоте..дкаКаждый игрок вписывает недостающий слог в одно слово и черточками разделяет слово на слоги. Побеждает команда, выполнившая задание первой.
Предлагает Слоговик. (Класс.)
Слоговик предлагает детям 3 задания:
1. Измените слова так, чтобы в каждом было два слога: дом, сад, дуб, лист, куст, мак, мост, крот, дождь.
2. Измените слова так, чтобы в каждом был только один слог: блины, грибы, звери, двери, кони, колья, гвозди, сучья, друзья.
3. Образуйте от данных слов трехсложные слова: кот, мышь, лист, нож, дуб, роза, ваза, коза, петух, перо, зерно.За каждый правильный ответ игрок получает очко. Побеждает тот, кто наберет наибольшее число очков.
Оживите гласные буквы. (2 команды.)
На доске записаны 2 столбика, в каждом из которых обозначены только гласные, а согласные буквы пропущены:
– о – а
– е – о
– и – о
– е – а
– о – о – а
– о – о – о
– а – а – а – е – о
– н – а
– е – а
– о – а
– о – о – о
– а – а – а
– о – а – а
Нужно вписать согласные буквы, чтобы получились слова. Каждый игрок вписывает буквы в одно слово.
Кры и кре. (2 команды.) Нужно составить за 3 минуты как можно больше слов со слогами кры и кре в начале слова.
1-я команда составляет слова со слогом кры, а 2-я – со слогом кре. По окончании члены команд читают записанные слова. За каждое неповторяющееся слово команда получает очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Возможные ответы: крыжовник, крыло, крыльцо, крыса, крысоловка, крыша, крытый; кремень, кремовый, крендель, крепить, крепкий, крепость, крепыш, кресло, кресты, крестьянин. Путаница. (Класс.)
На доске записаны слова с измененным порядком слогов: ро-со-ка, ба-со-ка, тё-ко-нок, плё-цы-нок, ко-ва-ро, ку-ца-ри, те-нок-лё. Нужно записать слова в тетрадь, восстановив правильный порядок слогов. Побеждают первые 3 ученика, правильно записавшие все слова.
Дополнительные задания: 1. Найти среди данных слов лишнее слово. 2. Составить три слова с измененным порядком слогов.
Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает. (Класс.)
На доске записаны «заколдованные» слова, в каждое из которых вставлен лишний слог: сапохар, пераченье, хадулва, васуренье, сугрохари, грукрыши, кабрыкао, коранфеты, патустила, балиранки, пинорожки, оребрихи.
Нужно расколдовать слово, прочитав его правильно, без лишнего слога. Читает каждое слово тот, кто первым обнаружит лишний слог. Прочитав правильно, победитель получает «вкусное» слово, которое и является сюрпризом.
Найдите свое место! (2 команды по 9 человек.)
6 человек из 1-й команды составляют из букв разрезной азбуки слово сестра и встают лицом к классу. Трое остальных членов команды получают карточки с красной черточкой для переноса и по очереди находят все три возможных места для переноса данного слова. Класс хором читает варианты переноса. Затем такое же задание выполняет 2-я команда со словом завтра. Класс оценивает работу команд.
Кто быстрее? (3 команды.)
На доске записаны 3 столбика слов для переноса:
диван
стулья
кровать
стол
ковер
столик
кресло лиса
белка
зебра
медведь
змея
барсук
ежик сахар
булка
молоко
соль
пряник
масло
крупа
Нужно записать слова в тетради, деля их для переноса там, где возможно. Выигрывают первые 3 ученика из каждой команды, правильно выполнившие задание.
Не ошибись! (3 человека или 3 команды.)
На доске записаны в 3 столбика слова для переноса.