Рабочая программа Альтернативное чтение 5 класс


Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ,
Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Базисный учебный план МАУО «Надежда» на 2015-2016 учебный год.
Положение о рабочей программе МАУО «Надежда».
Программа составлена для ученицы 5 класса Нургалеевой Зили, обучающейся на дому. Нургалиева Зиля имеет тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложную форму ДЦП). Как следствие, почти полная зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности.
Цели и задачи курса
Цель: чтение ребенку художественной литературы (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов и т. п.) и формирование умений самостоятельно воспроизводить эти тексты, используя невербальные и вербальные средства коммуникации.
Задачи:
формировать первичные ценностные представления учащихся о книгах и иллюстрациях, картинках и картинах;
знакомить их с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;
приобщать к словесному искусству в доступных для учащихся ситуациях;
развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;
создавать условия для пробуждения речевой активности учеников и использования усвоенного речевого материала в процессе «чтения» в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
обеспечивать необходимую мотивацию слушания и самостоятельного чтения книг-картинок, книг типа «Азбука» в специально созданных ситуациях общения, поддерживать интерес к чтению как визуальному и аудиальному процессу;
~ расширять словарный запас учащихся, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения»;
-учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (пользоваться различными типами коммуникативных высказываний) по содержанию прочитанного или рассказанного;
развивать фразовую речь;
формировать умение учащихся пересказывать прочитанное с помощью педагога;
знакомить учащихся с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям;
использовать в процессе «чтения» «комментированное» рисование для лучшего понимания учащимися содержания литературных произведений;
формировать предметные и предметно-игровые действия учащихся, способность к коллективной деятельности, учить их понимать соотносящие и указательные жесты.
Формы обучения: уроки – занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения с частичным использованием словесного метода.
Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.
«Аудиальное чтение».
Чтение букв и слов («глобальное чтение»).
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом МАУО «Надежда»  на предмет «Альтернативное чтение» в 5 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.  Так как Нургалеева Зиля обучается на дому, то на изучение предмета отводится 1 час в неделю, 35 часов в год. Программа выполняется за счет уплотнения тем.
Содержание курса
Первое полугодие
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. Аудиальные и визуальные упражнения с предметами посуды, личной гигиены, бытовой техники и картинками типа «Внимательно рассмотри...», «Слушай и показывай», «Называй, а я буду показывать» (учитель показывает — учащийся называет словесно или выбирает картинку с изображением того или иного объекта).
Вместе с учащимся рассматривание картин и картинок с доступным ему содержанием: иллюстраций к сказкам, изображений посуды, предметов личной гигиены, бытовой техники, бытовых ситуаций, природы, животных, труда людей и жизни животных и растений в разное время года. Совместное разыгрывание содержания картин и картинок с помощью наглядных объемных и плоскостных моделей.
Работа с пиктограммами из серии «Предметы домашнего быта». (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)
Ситуационные упражнения с использованием пиктограмм типа «Покажи то, что я назову», «Найди одинаковые картинки».
«Аудиальное чтение». Совместное с учащимся слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др. Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их. Выбор такого же музыкального инструмента или картинки из ряда других и называние его.
Музыкально-дидактические упражнения и игры с музыкальными игрушками для развития аудиального восприятия.
Создание образовательных ситуаций для закрепления у учащегося навыка слушания сказок, стихов, коротких рассказов и называния героев (показ по иллюстрациям) произведений. Обучение учащегося сопряженному договариванию стихов при прослушивании, а затем и самостоятельному рассказыванию их (используются все доступные средства общения).
Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Знакомство с буквами О, У (буквы вырезаны по контуру — размер 10 и 5 см).
Упражнения на закрепление навыка различения гласных звуков [а, у, и, о, ы, э] с опорой на предметные картинки-символы, на основе восприятия беззвучной артикуляции звуков, с опорой на картинки, изображающие положение губ при произнесении звуков, и соотнесение их с образами букв А, О, У.
Дидактические упражнения, в которых ребенок должен выбрать карточки с буквами А, О, У среди картинок.
«Чтение» слов по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам (на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение). Раскладывание карточек с этими словами на определенной картинке или прикрепление их к доске, к окну и т. п.
Чтение слов, подписанных под пиктограммами: дом, нос, окно, доска, и накладывание (подкладывание) букв А, О, У к этим же буквам в словах.
Второе полугодие
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. Работа с пиктограммами по рабочим тетрадям (см. первое полугодие).
Игровые ситуации на узнавание предметов посуды, личной гигиены, бытовых приборов по описанию учителя (три-четыре наиболее характерных признака). Нахождение предмета, игрушки-аналога по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, кон турная картинка, картинка, нарисованная учителем для ученика, картинка, составленная из четырех частей).
Узнавание учеником изображений этих предметов (целостное восприятие) по отдельным деталям. Соотнесение с пиктограммами и называние с использованием невербальных и вербальных средств общения.
Рассматривание сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным содержанием: иллюстрации к рассказам, изображения посуды, бытовых технических приборов и предметов быта, природы, животных, труда людей разных профессий в разное время года. Разыгрывание содержания картин и картинок с помощью наглядных объемных и плоскостных моделей.
Упражнения в выборе (с помощью учителя) детских книг с иллюстрациями, повествующими о правилах гигиены, о предметах домашнего быта, о труде взрослых, о безопасном поведении.
Упражнения в выборе информационных, предупреждающих и запрещающих знаков: «Аптека», «Школа», «Больница», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Медицинский кабинет». «Чтение» сигналов трех- и двухсекционного светофора. Упражнения в рабочей тетради по правилам дорожного движения. (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности».)
Разыгрывание с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, наглядных объемных и плоскостных моделей содержания картин из серии «Труд взрослых».
«Аудиальное чтение». Игры и игровые упражнения на развитие слуховой двигательной памяти, закрепление связи действий и движений с глаголами (называет учитель) и соотнесение этих действий с пиктограммами, обозначающими существительные и глаголы.
Слушание аудиокниг.
Чтение учителем сказки, рассказа, стихотворения (без показа иллюстраций) с последующим проведением игр, в которых ребенок узнает и называет (показывает, изображает) персонажей этих произведений.
Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Знакомство с буквами И, Э, Ы.
«Чтение» по артикуляции: узнавание и воспроизведение гласных А, О, У, И, Э, Ы на основе восприятия их беззвучной артикуляции.
Дидактические упражнения по выбору букв среди картинок и цифр.
Знакомство со словами, которые напечатаны на карточках: стол, стул. Соотнесение их с реальными предметами, картинками и пиктограммами.
Упражнения на соотнесение знакомых слов с предметами, картинками, пиктограммами. Планируемые результаты
Предмет «Альтернативное чтение» предполагает обучение учащихся следующим вариантам «чтение»:
«чтение» телесных и мимических движений;
«чтение» изображений на картинках и картинах;
«аудиальное чтение»: слушание аудио книг (литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокассеты, CD-диски и др.);
«чтение» видеоизображений (изображений на CD-дисках, видеофильмов: мультфильмов, документальных фильмов о природе, животных, фрагментов художественных фильмов);
«чтение» пиктограмм;
глобальное чтение;
чтение букв, цифр и других знаков;
Информационное сопровождение
Учебные принадлежности, аудиозаписи, дидактико-методические пособия, учебно-наглядные пособия по темам программы, дидактические игры, коррекционно – развивающие упражнения, игровые ситуации, индивидуальный раздаточный материал, демонстрационный материал, детские книги, сказки, настольный театр, куклы бибабо, мольберт, фланелеграф, ширма, пиктограммы.Календарно – тематическое планирование
Первое полугодие 1 четверть – 9 часов
№ Тема Кол-во часов Характеристика учебной деятельности учащихся Дата дата
план факт
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограмм
1 Рассматривание вместе с учащимися сюжетные картинки с доступным им содержанием. Время года – осень. Основные признаки. 1 Повторение основных признаков осени 2 «Покажи, что я назову» 1 Рассматривание сюжетных картинок 3 «Найди одинаковые картинки» 1 Рассматривание сюжетных картинок «Аудиальное чтение»
4 Звуки природы. 1 Слушание аудиокниг. 5 «Теремок» 1 Чтение сказки «Теремок» 6 И.Бунин «Лес, точно терем расписной…» 1 Чтение произведения. Рассматривание картинок. 7 И.Тургенев «Осенний день в берёзовой роще» 1 Чтение произведения. Рассматривание картинок. 8 К.Паустовский «Заячьи лапы» 1 Чтение произведения. Рассматривание картинок. 9 Е.Носов «Хитрюга» 1 Чтение произведения. Рассматривание картинок. Первое полугодие 2 четверть – 7 часов «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограмм
10 Овощи, фрукты 1 Упражнение на узнавание: овощи, фрукты по их изображению на иллюстрациях (настольная игра «Лото») 11 «Найди и покажи» 1 Рассматривание сюжетных картинок (предметы мебели): Д/И «Найди и покажи» «Аудиальное чтение»
12 Сказка «Зимовье зверей» 1 Слушание аудиокниг 13 А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» 1 Слушание аудиозаписи 14 Сказка «Два мороза» 1 Чтение произведения. 15 А.Никитин «Встреча зимы» 1 Чтение произведения. Рассматривание картинок. 16 Е.Благинина «Новогодние загадки» 1 Чтение произведения. Рассматривание картинок. Второе полугодие 3 четверть – 10 часов
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах
17 «Найди такую же картинку», «Покажи, что я назову», Найди одинаковые картинки» 1 Упражнения на рассматривание сюжетных картинок: «Найди такую же картинку», «Покажи, что я назову», Найди одинаковые картинки» 18 Цвет зимы – белый. 1 Повторение пиктограмм 19 «Найди предмет на картинке», «Покажи, что я покажу» 1 Упражнение на узнавание предметов личной гигиены 20 К.Чуковский. «Мойдодыр» 1 Чтение произведения: «Мойдодыр» К.Чуковского. Д/И «Узнай и покажи» (показ предмета по названию) «Аудиальное чтение»
21 Стихи о зиме 1 Слушание аудиокассет, узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных. 22 «Весна-красна…» 1 Речевые игры: «Дождик – дождик», «Солнышко-ведрышко», «Травка зеленеет», «Весна-красна…», развитие восприятия речи, внимания, памяти23 По В.Пескову «Отечество». 1 Чтение произведения. Рассматривание картинок. 24 М.Ножкин «Россия». 1 Чтение произведения. Рассматривание картинок. 25 М.Пришвин «Моя Родина». 1 Чтение произведения. Рассматривание картинок. 26 С.Маршак"Двенадцать месяцев" 1 Чтение произведения. Рассматривание картинок. Второе полугодие 4 четверть – 9 часов
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.
27 Время года – весна. 1 Основные признаки и приметы. Упражнение с пиктограммами: «Покажи-ка, что я назову», «Найди такую же картинку», «Разрезные картинки из 2-х частей» «Аудиальное чтение»
28 А.Сутеев «Кто сказал – мяу» 1 Слушание аудиокассет, узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных. 29 Игра инсценировка: «Кто сказал – мяу» 1 Имитация движений, звукоподражание героям сказки 30 С.Смирнов"Первые приметы" 1 Чтение произведения. Рассматривание картинок. 31 В.Бианки"Март" 1 Чтение произведения. Рассматривание картинок. 32 По В.Пескову"Весна идет" 1 Чтение произведения. Рассматривание картинок. 33 М.Пришвин"Жаркий час" 1 Чтение произведения. Рассматривание картинок. 34 Г.Скребицкий"Весенняя песня" 1 Чтение произведения. Рассматривание картинок. 35 По Е.Барониной"Рассказы про зверей" 1 Чтение произведения. Рассматривание картинок. Учебно-методические средства обучения
Список литературы (основной)
Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Список литературы (дополнительный)
Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Худ. Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития» – 1997.
Игры-занятия с водой и песком: Стол ванна для игр с водой и песком и набор аквапескотерапии /Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
Мы вместе. Странички для занятий с детьми. Поиграем с тестом: творческие занятия родителей с детьми раннего возраста. Г.Ю. Одинокова. – М./ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №5 -2011.
Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.ИсаеваРазвиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Янушко,Елена. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет./Елена Янушко. – Изд.7-е.-М.: Теревинф, 2010.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2007.