Адаптированная рабочая программа предмета «Письмо и развитие речи » для обучающихся с УО ,6 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1»
Рассмотрено на заседании
Методического совета школы
протокол №______ от ____«_____»_______2015 г.
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО
Пестерева Т.Л._____________дата________
Заместитель директора по УВР
Зимина В.И. _____________дата________
__________УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Сретенская СОШ №1» М.М. Чекунова
Приказ № ____ от «_____»__________2015 г.
Адаптированная рабочая программа
предмета «Письмо и развитие речи »
для обучающегося 6 «а» класса
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
учитель русского языка и литературы Чекунова М.М.
Сретенск, 2015
Пояснительная записка.
Психологические особенности детей с умственной отсталостью.
Понятие умственно отсталый ребенок включает в себя весьма разнородную массу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга. Органическое поражение центральной нервной системы приводит к ряду нарушений высшей нервной деятельности (ВНД), которые, в свою очередь, обусловливают отклонения в познавательной деятельности отсталых детей. В связи с этим у  умственно отсталых отмечаются следующие особенности: значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания;  плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила, слабость, инертность нервных процессов,  нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, склонность к частому охранительному торможению,  снижение пластичности ЦНС.
Дети с умственной отсталостью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания. Таким образом, умственно отсталые дети ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста.
Такие дети  способны к развитию, хотя развитие  осуществляется замедленно, но оно  вносит качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.
Развитие детей с умственной отсталостью определяется биологическими и социальными факторами. К числу биологических факторов относятся тяжесть дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения. Учитывать их необходимо при организации специального педагогического воздействия. Социальные факторы — это ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет, взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время и, конечно, школа. Правильно организованное обучение и воспитание, адекватное возможностям ребенка, опирающееся на зону его ближайшего развития  стимулирует продвижение детей в общем развитии.
Дети с умственной отсталостью имеют следующие особенностей психики: нарушение концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости и объема внимания. У учащихся с нарушениями интеллекта непроизвольное внимание несколько сохраннее произвольного, но и оно отличается своеобразием. Внимание умственно отсталого ребенка находится в прямой зависимости от особенностей его работоспособности. Из-за склонности к частому охранительному торможению внимание детей с интеллектуальной недостаточностью носит «мерцательный» характер.
Мышление — обобщенное, опосредованно отражающее внешний мир и его законы. Оно имеет практически действенную, наглядно-образную и словесно-логическую формы.
Характерна задержка  речи, которая обнаруживается в более позднем, чем в норме, понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею. Словарь беден, значения слов недостаточно дифференцированы.
Зрительное восприятие замедленно. Восприятие отличается недифференцированностью.
Ориентировка в пространстве несовершенна.
У умственно отсталых детей, для которых свойственны резкие нарушения мышления, существенно страдают волевые процессы. Эти дети крайне безынициативны, не умеют самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинить ее отдельной цели, не всегда могут сосредоточить усилия для преодоления даже незначительных препятствий. Развитие эмоциональной сферы умственно отсталых учеников в значительной мере определяется внешними условиями, важнейшим из которых является правильно организованное специальное обучение.
Особенности рабочей программы .
Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб., под редакцией Воронковой В. В. – М.: Гуманитар. изд. центр «Владос», 2012 г.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Русский язык.6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 263с. и рабочую тетрадь под ред. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования 2004 г.
Русский язык является одним из основных общеобразовательных предметов. В данной программе представлены разделы изучения курса русского языка в 6 классе и учитываются особенности познавательной деятельности учащегося с умственной отсталостью.Место предмета в учебном плане: Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида по письму и развитию речи рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю).
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться), в связи с неадекватным состоянием воспитанников коррекционной школы. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
Программный материал расположен концентрически: темы программ по классам повторяются с постепенным наращиванием сведений по каждой теме. Программа содержит материал, помогающий обучающемуся достичь того уровня о знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у ребёнка специфических нарушений.Цель изучения предмета: Развитие речи, мышления, воображения обучающегося с умственной отсталостью, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.Задачи изучения предмета:-воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, сознательное отношение к нему как духовной ценности и средству общения;- обучающие: способствовать формированию орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;- коррекционно-развивающие: развивать речемыслительные операции, корректировать высшие психические функции обучающегося для более успешного осуществления его умственного и речевого развития. 
В процессе изучения грамматики и правописания у ребёнка развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций с целью более успешного осуществления умственного и речевого развития обучающегося.
3.Задачи преподавания письма и развития речи:
закрепить навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
развивать речь ребёнка, обогащать её словарь;
воспитывать у обучающегося целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Специальная задача коррекции речи и мышления обучающегося является составной частью образовательного процесса.
4.Разбивка программного материала по темам.
Повторение .
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Звуки и буквы .
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь. Двойные и непроизносимые согласные.
Слово .
Состав слова . Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительные ъ.
Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-), приставка пере-, единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-).
Имя существительное .Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж.
Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа.
Склонение имён существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий.
Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе.
Имя прилагательное.Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи.
Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.
Увеличение количества часов на изучение тем «Имя существительное» и «Имя прилагательное» связано с большим объёмом программного материала, трудностью отработки грамматических признаков и усвоения учащимися правил правописания безударных окончаний имён существительных, прилагательных в единственном и множественном числе.
Предложение .
Простое предложение. Простые предложения с однородными членами.
Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. Знаки препинания при однородных членах.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания перед союзами.
Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.
Увеличение количества часов на изучение темы «Предложение» связано с трудностями в конструировании простых предложений с однородными членами, обращением, сложных предложений и постановкой знаков препинания в них.
Связная речь (упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по письму и развитию речи).
Работа с деформированным текстом.
Распространение текста путём включения в него имён прилагательных.
Изложение рассказа по коллективно составленному плану (тематика: общественные дела, достойный поступок товарища и т.д.).
Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану.
Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имён прилагательных.
Составление рассказа по опорным словам и данному плану.
Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам ("Прогулка в лес", "Летом на реке", "Лес осенью", "Катание на лыжах" и др.).
Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений, практической деятельности.
Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету (о проведённых мероприятиях в классе, хороших и плохих поступках детей и др.), объявление (о предстоящих внеклассных и общешкольных мероприятиях).
Повторение пройденного за год.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- правильно обозначать звуки буквами на письме;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
- проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путём подбора родственных слов;
- разбирать слово по составу;
- выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи;
- строить простое распространённое предложение с однородными членами;
- связно высказываться устно и письменно (по плану);
- пользоваться словарём.
Учащиеся должны знать:
- способы проверки написания гласных и согласных в корне слов.
№ урока Тема урока Количество часов Словарь Дата проведения
План Факт
1 Повторение
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. 5
1 2 Распространённые и нераспространённые предложения. 1 Хозяин 3-4 Предложения с однородными членами. 2 Фанера 5-6 Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. 2 7-8 Знаки препинания при однородных членах. 2 9 Звуки и буквы
Звуки и буквы. Алфавит.
5
1 10 Разделительный мягкий знак.
1 11 Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.
1 12 Двойные и непроизносимые согласные. 1 Телеграмма, антенна, перрон, коммунист 13 Проверочная работа по теме "Звуки и буквы". 1 14-15 Состав слова
Корень и однокоренные слова. 24
2 16-17 Приставка. Образование слов при помощи приставок. 2 18-19 Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов. 2 Мужчина, женщина 20 Урок развития речи. Составление рассказа по данному началу «История жёлтого листка». 1 21 Работа над ошибками. Окончание слова. 1 22 Упражнения в разборе слов по составу. 1 Семена 23 Контрольная работа по теме «Корень, приставка, суффикс, окончание». 1 24 Работа над ошибками. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. 1 25 Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. 1 Сейчас, теперь 26 Непроизносимые согласные в корне слова. 1 27 Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. 1 28-29 Упражнения на правописание гласных и согласных в корне слова. 2 30 Приставка и предлог.
1 31-32 Правописание приставок и предлогов.
2 Середина 33 Разделительный твёрдый знак после приставок. 1 34 Урок развития речи. Изложение.
1 35 Работа над ошибками. Правописание приставок с гласными о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-), приставки пере. 1 36-37 Упражнения на правописание гласных о, а, е в приставках. 2 Договор 38 Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произноше-
ния (с-, в-, над-, под-, от-). 1 Выкройка 39 Повторительно-обобщающий урок по теме «Состав слова». 1 40 Контрольная работа за I четверть. 1 41 Работа над ошибками. 1 42 Упражнения на закрепление по теме "Правописание гласных и согласных в корне и приставке". 1 43 Деловое письмо: объявление. 1 45 Имя существительное
Имя существительное. Значение имени существительного в речи. 1 46 Имена собственные. 1 Богатство, добыча 47-48 Правописание имён существительных с шипящей на конце. 2 49 Падежи имён существительных и вопросы к ним. 1 50-51 Три склонения имён существительных. 2 Смородина 52 Урок развития речи. Работа с деформированным текстом. 1 53 Работа над ошибками. Единообразное написание ударных и безударных окончаний имён существительных. 1 54 Падежные окончания имён существительных в единственном числе. 1 55 Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе. 1 Медаль, солдат 56 Упражнения на правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе. 1 57 Деловое письмо: письмо другу (подруге).
1 58 Упражнения на закрепление по теме «Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе». 1 59 Контрольная работа по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе». 1 60 Работа над ошибками. Склонение имён существительных во множественном числе. 1 Директор, инженер 61 Именительный и винительный падежи имён существительных во множественном числе. 1 62 Дательный падеж имён существительных во множественном числе. 1 63 Творительный падеж имён существительных во множественном числе. 1 64 Предложный падеж имён существительных во множественном числе. 1 65 Родительный падеж имён существительных во множественном числе. 1 66 Правописание имён существительных множественного числа в родительном падеже и существительных женского и мужского рода с основой на шипящий.
1 67 Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе. 1 68 Упражнения на правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе. 1 69 Проверочная работа по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе». 1 70 Имена существительные, имеющие форму одного числа (единственного или множественного). 1 Кефир, сметана, печенье, шоколад 71 Имена существительные, имеющие форму одного числа (единственного или множественного). 1 72 Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя существительное». 1 Депутат, председатель 73 Контрольная работа 1 74 Работа над ошибками. 1 75 Урок развития речи. Изложение. 1 76 Работа над ошибками. Упражнения на правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе. 1 77 Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Значение имён прилагательных в речи. 39
1 78 Согласование имён прилагательных с именами существительными. 1 Командир, рапорт 79 Изменение имён прилагательных по родам.
1 80 Имена прилагательные мужского рода. 1 Океан 81 Урок развития речи. Составление рассказа по плану и опорным словам «Как изменилась природа зимой». 1 82 Работа над ошибками. Имена прилагательные женского рода. 1 83 Имена прилагательные среднего рода. 1 Шоссе 84-85 Упражнения на правописание родовых окончаний имён прилагательных. 2 86 Проверочная работа по теме «Родовые окончания имён прилагательных». 1 87 Изменение имён прилагательных по числам. 1 88 Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе. 1 Соседи 89 Деловое письмо: заметка в стенгазету. 1 90 Повторительно-обобщающий урок по теме «Изменение имён прилагательных по родам и числам». 1 91 Контрольная работа по теме «Изменение имён прилагательных по родам и числам». 1 92 Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. 1 93 Именительный и винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. 1 Мавзолей, трибуна 94 Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. 1 95-96 Правописание имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. 2 Прекрасный 97 Урок развития речи. Изложение. 1 98 Работа над ошибками. Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. 1 99 Правописание имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. 1 Календарь 100 Творительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. 1 101 Правописание имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном падеже. 1 Интересный 102 Предложный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. 1 102 Правописание имён прилагательных мужского и среднего рода в предложном падеже. 1 Апельсин, мандарин 104-105 Упражнения на правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. 2 Агроном 106 Контрольная работа по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода». 1 107 Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных женского рода. 1 108 Урок развития речи. Составление рассказа по картине И. Левитана «Март». 1 109 Работа над ошибками. Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. 1 Оборона 110-111 Правописание имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложных падежах.
2 Гербарий 112 Винительный падеж имён прилагательных женского рода. 1 113 Правописание имён прилагательных женского рода в винительном падеже. 1 Конфета 114-115 Упражнения на правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода. 2 Сервиз 116 Проверочная работа по теме «Склонение имён прилагательных женского рода». 1 117 Повторительно-обобщающий урок по теме «Склонение имён прилагательных в единственном числе». 1 118 Контрольная работа
1 119 Работа над ошибками.
1 120 Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе. 1 121 Склонение имён прилагательных во множественном числе. 1 122 Именительный и винительный падежи имён прилагательных во множественном числе. 1 12-124 Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе. 2 125 Правописание имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах. 1 126-127 Дательный и творительный падежи имён прилагательных во множественном числе. 2 128-129 Правописание имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах. 2 Космонавт 130-131 Упражнения на правописание имён прилагательных во множественном числе. 2 132 Урок развития речи. Составление рассказа по картине В. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». 1 133 Работа над ошибками. Повторительно-обобщающий урок по теме «Склонение имён прилагательных во множественном числе». 1 134 Проверочная работа по теме «Склонение имён прилагательных во множественном числе». 1 135 Предложение
Простое предложение с однородными членами. 15
1 136-137 Главные и второстепенные члены в качестве однородных. 2 Балкон 138-139 Бессоюзное перечисление однородных членов. 2 140 Однородные члены предложения с союзами а, но. 1 Экватор 141-142 Однородные члены предложения с одиночным союзом и. 2 Материя, вытачка 143-144 Постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами. 2 145 Проверочная работа по теме «Простое предложение». 1 146 Работа над ошибками. Сложное предложение. 1 Фонтан 147 Урок развития речи. Изложение. 1 148 Работа над ошибками. Сложные предложения с союзами и, а, но.
1 149-150 Постановка знаков препинания в сложном предложении. 2 151-152 Предложения с обращениями. 2 153-154 Знаки препинания в предложениях с обращениями. 2 Пожалуйста 155-156 Повторительно-обобщающий урок по теме «Предложение». 2 157 Контрольная работа за год. 1 158 Повторение
пройденного за год
Работа над ошибками. 5
1 159-161 Правописание гласных и согласных в корне и приставке. 3 162 Деловое письмо: письмо родным. 1 163-164 Правописание падежных окончаний имён существительных. 2 165-167 Упражнения на правописание падежных окончаний имён прилагательных. 3 168-170 Резервные уроки 3 Список литературы:
Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной) школе. – М.: Владос, 1999. – 256 стр.
Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2002. – 142 стр.
Арсирий А. Т. Занимательные уроки по русскому языку. - М.: Просвещение, 1995.
Бетенькова Н. М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. – М.: Просвещение, 1995. – 95 стр.
Василик И. А. Занятия речью в интеграционном классе. – М.: Ковчег, 2005. – 54 стр.
Веркеенко И. В. Упражнения и проверочные задания по русскому языку: тетрадь для учащихся 6 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Владос, 2010. – 96 стр.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка.
Волина В. В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 335 стр.
Волина В. В. Игры с буквами и словами на уроках и дома. – М.: АСТ - ПРЕСС, 1996. – 64 стр.
Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006. – 267 стр.
Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку. Состав слова. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2003. – 125 стр.
Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 2 по русскому языку. Имя существительное. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2003. – 142 стр.
Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 3 по русскому языку. Имя прилагательное. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2003. – 149 стр.
Дефектология. Научно-методический журнал. - М.: Школа-Пресс.
Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-7 классы: Пособие для учителя/ Составитель Кудрявцева Е. Я. М.: Владос, 2003. – 143 стр.
Зикеев А. Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. Учебно-методическое пособие для работы с учащимися 4-7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений: В четырёх ч. - М.: Владос, 2003. – 239 стр.
Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: ТЕРРА, 1998.
Коррекционная педагогика. Научно-методический журнал. - М.: Образование плюс.
Начальная школа. Научно-методический журнал. - М.: Молодая гвардия.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 стр.
Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1998.
Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. - М.: Дельта, 1996.
Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. - М.: Просвещение, 1997.
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида, 5-9 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Владос, 2000. – 223 стр.
Программа-тренажер по русскому языку 1СD/
Прокопьенко М. Е. Русский язык и чтение, 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009.
Рик Т. Г. Здравствуй, Имя Существительное! – М.: РИО «Самовар», 1994. – 89 стр.
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: РИО «Самовар», 1994. – 91 стр.
Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 203 стр.
Тикунова Л. И., Игнатьева Т. В. Начальная школа: 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 1999. – 312 стр.