Рабочая программа по физике 9 класс (VII вид)

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная школа-интернат VII-VIII вида»


УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы-интерната

________________________
Новикова Е.С.

« 1 » сентября 20 года




.
Рабочая программа по физике
(базовый уровень)
9 класс (VII вид)




Составитель: Толстопятов Андрей Сергеевич,
учитель 1 категории





20 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с нарушением психофизического развития, нуждающиеся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
На  начальных  этапах  развития  проблемного  ребенка  главным  препятствием  к  его  обучению  и  воспитанию  является  первичный  дефект.  При  отсутствии  коррекционного  воздействия  в  дальнейшем   ведущее  значение  начинают  приобретать  вторичные  наслоения  (отклонения),  и  именно  они  мешают  социальной  адаптации  ребенка.  Возникают  педагогическая  запущенность,  расстройства  эмоционально-волевой  сферы  и  поведения,  что  обусловлено  эмоционально-личностными  особенностями  на  фоне  дефицита  общения,  комфортности  и  ощущения  неуспеха.
Нарушения  развития  у  детей  многоплановы  и  многоаспектны.  Они  выражаются  в  интеллектуальной,  двигательной,  речевой  или  сенсорной  неполноценности.  Отклонения  в  развитии  бывают  разных  форм  и  разной  степени  выраженности. Особенности  воспитания  и обучения конкретного  ребенка,  зависит  от  характера  имеющегося  у  него  дефекта,  от  степени  выраженности  нарушений  отдельных  психических  процессов  и  функций,  от  возрастных  и  компенсаторных  возможностей  ребенка,   от  характера  медико-педагогического  воздействия,  от  условий  жизни  и  воспитания  ребенка  и  ряда  других  факторов.  Одни  дети  нуждаются  только  в  психолого-педагогическом  воздействии,  другим  требуется  и  серьезная  лечебно-оздоровительная  помощь.  Все  это  подчеркивает  необходимость  ранней  диагностической  и  коррекционной  работы,  ибо  раннее  выявление  нарушений  -  залог  эффективности  их  преодоления. Основная  форма нарушений у детей VII вида, характеризуется  диффузным,  но  относительно  поверхностным  поражением  коры  полушарий  головного  мозга  при  сохранности  подкорковых  образований  и  отсутствии  изменений  со  стороны  ликвообращения.  Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития. Клинические  исследования  показывают,  что  у  этой  категории  детей  деятельность  органов  чувств  грубо  не  нарушена,  не  отмечается  грубых  нарушений  в  эмоционально-волевой  сфере,  в  двигательной  сфере,  речи. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями внимания, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движения. Работая  с  такими  детьми,  целесообразно  использовать  приемы,  которые  способствуют  повышению  активности.  Детям  следует  постоянно  помогать  включаться  в  коллектив,  в  общую  работу,  давать  задания,  с  которыми  они  наверняка  могут  справиться,  стимулировать  учебную  деятельность,  поощряя  даже  самые  незначительные  успехи.
Способность принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания существенно отличает ребенка с ЗПР от умственно отсталых детей, свидетельствует о более высоких потенциальных возможностях его психического развития. 
Основными целями коррекционного образования любого вида являются  социальная адаптация и интеграция ребёнка с ОВЗ в общество.




Рабочая программа составлена:
на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы: автор - Е.М.Гутника, А.В.Перышкина «Физика» 7-9 классы, издательство «Дрофа», 2013г. и скорректирована в соответствии с учебным планом.

Цель программы:
Формирование системы знаний, умений и способов деятельности, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений VII вида максимально реализовываться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Цели изучения физики:
усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.
Задачи:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание учащимися отличии научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Основное содержание программы
№ п/п
Наименование разделов, тем
Кол-во часов

1.
Законы взаимодействия и движения тел
25

2.
Механические колебания и волны. Звук.
11

3.
Электромагнитное поле.
14

4.
Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер.
16

5.
Повторение
2


За год
68


В соответствии с учебным планом на уроки физики отводится -2 часа в неделю.
Количество учебных недель в год – 34 (68 часов).
Самостоятельных (проверочных) работ - 7.
Контрольных работ - 5.
Основные требования к умениям учащихся.
Учащиеся должно знать/уметь:
Понимать и объяснить физические явления;
Владеть экспериментальными методами исследования;
Умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).
Владеть способами выполнения расчетов для нахождения неизвестных физических величин.
Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.


Календарно-тематическое планирование по физике 9 класс

№№
п/п
Наименование разделов и тем
Плановые
сроки
прохож-дения
Скорректи-рованные
сроки похождения


Раздел 1. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ



1
Механическое движение



2
Траектория, путь и перемещение



3
Прямолинейное равномерное движение



4
Графическое представление движения. Самостоятельная работа № 1 по теме: «Прямолинейное равномерное движение»



5
Прямолинейное равноускоренное движение



6
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении



7
Решение задач. Самостоятельная работа № 2 по теме: «Прямолинейное равноускоренное движение»



8
Относительность механического движения



9
Лабораторная работа № 1 по теме: «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»



10
Контрольная работа № 1 по темам: «Прямолинейное равномерное движение» и «Прямолинейное равноускоренное движение»



11
Первый закон Ньютона



12
Второй закон Ньютона



13
Третий закон Ньютона



14
Три закона Ньютона. Решение задач



15
Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх



16
Решение задач на свободное падение. Самостоятельная работа № 3 по теме: «Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх»



17
Закон всемирного тяготения



18
Сила тяжести и ускорение свободного падения



19
Равномерное движение по окружности



20
Решение задач на движение по окружности



21
Движение искусственных спутников. Самостоятельная работа № 3 по теме: «Равномерное движение по окружности»



22
Импульс. Закон сохранения импульса



23
Реактивное движение



24
Механическое движение. Решение задач. Подготовка к контрольной работе по теме: «Законы динамики»



25
Контрольная работа № 2 по теме: «Законы динамики»




Итого: 25ч.




Раздел 2. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК



26
Свободные и вынужденные колебания



27
Величины, характеризующие колебательные движения



28
Лабораторная работа № 2 по теме: «Измерение ускорения свободного падения»



29
Превращение энергии при колебаниях



30
Распространение колебаний в упругой среде. Волны



31
Волны в среде



32
Звуковые волны



33
Высота и тембр звука. Громкость звука.



34
Распространение звука. Скорость звука.



35
Отражение звука. Эхо. Подготовка к контрольной работе по теме: «Механические колебания и волны. Звук»



36
Контрольная работа № 3 по теме: «Механические колебания и волны. Звук»




Итого: 11ч.




РАЗДЕЛ 3. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ.



37
Магнитное поле.



38
Графическое изображение магнитного поля. Решение качественных задач



39
Самостоятельная работа № 4 по теме: «Магнитное поле». Действие магнитного поля на проводник с током.



40
Индукция магнитного поля



41
Решение задач по теме: «Действие магнитного поля на проводник с током»



42
Магнитный поток



43
Явления электромагнитной индукции



44
Лабораторная работа № 3 по теме: «Изучение явления электромагнитной индукции»



45
Получение переменного электрического тока



46
Электромагнитное поле



47
Электромагнитные волны



48
Шкала электромагнитных волн. Решение качественных задач



49
Электромагнитная природа света



50
Контрольная работа № 4 по теме: «Электромагнитное поле»




Итого: 14ч.




РАЗДЕЛ 4. СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР.



51
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома



52
Строение атома. Схема опыта Резерфорда. Самостоятельная работа № 5 по теме: «Строение атома»



53
Радиоактивные превращения атомных ядер



54
Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц



55
Открытие протона и нейтрона



56
Состав атомного ядра. Ядерные силы



57
Энергия связи. Дефект масс. Самостоятельная работа № 6 по теме: «Состав атомного ядра. Ядерные силы»



58
Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Самостоятельная работа № 7 по теме: «Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции»



59
Ядерный реактор



60
Лабораторная работа № 4 по теме: «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»



61
Термоядерные реакции



62
Атомная энергетика



63
Биологическое действие радиоактивных излучений



64
Решение задач по теме: «Строение атома и атомного ядра»



65
Контрольная работа № 5 по теме: «Строение атома и атомного ядра»



66
Обобщающий урок по теме: «Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер»




Итого: 16ч.




ПОВТОРЕНИЕ



67
Механическое движение. Магнитное поле.



68
Подведение итогов года.




Итого: 2ч.




Итого за год:




Примечание:

Дата
Причина расхождения с планированием
























Учебно-методическое обеспечение
Учебник:
Перышкин А.В. Физика. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 9-е изд. - М: Дрофа, 2013г.

Дополнительная литература:
Сборник задач по физике. 7-9 кл. Составитель В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. - 21 изд. -М.: Просвещение, 2007
Поурочные разработки по физике к учебникам А.В.Перышкина (М.: Дрофа); С.В.Громова, Н.А. Родиной (М.: Просвещение).9 класс. -М.: ВАКО, 2007.
Опорные конспекты и разноуровневые задания. К учебнику для общеобразовательных учебных заведений А.В.Перышкин «Физика. 9 класс». Е.А. Марон. Санкт-Петербург, Victor Y,2011.
Учебно-методическое пособие. Е.А.Марон, А.Е.Марон «Физика. 9 класс» - 6-е издание, стереотипное - М.: Дрофа, 2008.


































Рассмотрено на заседании ШМО
протокол №____ от__________________ 20_____г.
Председатель ШМО:





«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УМР
________________ /_
«____» ___________ 20___года

15