влажные экваториальные леса Южной Америки 7 класс


Тема урока: «Влажные экваториальные леса Южной Америки»
Учитель географии: Роева Л.Н.,
I квалификационной категории
Цели урока: познавательная (обучающая)
- рассмотреть особенности экваториальных лесов - самой большой природной зоны Южной Америки;
- познакомить учащихся с органическим миром экваториальных лесов, показать взаимосвязь животных, растений и факторов неживой природы;
-учить учащихся выявлять особенности влияния компонентов природы (географического положения, рельефа, климата, вод, почв) на органический мир.
развивающая
- развивать у учащихся познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний;
-стимулировать творческую мыслительную деятельность с целью углубления знаний о природе экваториальных лесов Южной Америки;
- учить овладевать навыками и умениями творчески применять на практике полученные знания
воспитательная
- стимулировать развитие умений работать в коллективе;
- продолжить развитие нравственно-эстетического отношения к природе;
-совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы:
наглядный,
объяснительный,
практический.
Оборудование:
физическая карта Южной Америки;
карта природных зон мира;
атласы;
мультимедийный проектор;
презентация “Влажные экваториальные леса Южной Америки - сельва”.
Учащиеся должны знать: местонахождение сельвы, представителей растительного и животного мира сельвы, экологическую проблему влажного леса для здоровья людей
Учащиеся должны уметь: объяснять своеобразие растительного и животного мира сельвы в зависимости от компонентов природы
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный момент.
Сегодня замечательный день. Настроение у меня отличное, думаю у вас тоже. Я хочу, чтобы наш урок прошел хорошо, надеюсь, вы мне в этом поможете. Чтобы наша работа на уроке была успешной, попрошу вас быть активными, работать быстро и старательно, слушать меня внимательно.
Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места. Настраиваются на самостоятельную, исследовательскую работу в группах.
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
Ребята, скажите. Какую тему вы изучали на прошлом уроке?
Что такое природная зона?
Какие природные зоны характерны для Южной Америки? (показывают на карте)
Для чего нужно изучать природные зоны.
Польский путешественник А. Фидлер писал так: « Кто - то метко заметил, что человек, попавший в этот лес, дважды испытывает острую радость: в первый день, когда ослеплённый сказочными богатствами Амазонки, он думает, что попал в рай, и в последний день, когда, на грани безумства, он, наконец, удирает из этого «зелёного ада»." Самая страшная из всех опасностей - заблудиться в лесу. Ни один индеец не рискнет отправиться в глубь леса не оставив за собой нити Ариадны - отметки на деревьях. Без таких отметок ему не выбраться из лесу"- писал Фидлер.
Как же выглядит знаменитый лес?
Мир природы Южной Америки разнообразен и удивителен. А на сколько - нам покажет сегодня наш урок.
Как вы думаете, о какой природной зоне ЮА идет речь?
Давайте, сформулируем тему урока. Сегодня мы рассмотрим труднопроходимую и своеобразную природную зону – зону влажных вечнозеленых лесов.
Я желаю вам преодолеть все трудности, которые встретятся вам на пути при изучении зоны влажных экваториальных лесов.
Природные зоны Южной Америки.
Природная зона – это крупная территория суши, где сложились определенные взаимосвязи компонентов природы: растений, животных, почв, климата.
Зона влажных экваториальных лесов –сельва, Зона саванн - льянос, зона полупустынь – патагоня, горные районы – альпийские луга.
Что бы открывать новые знания?
Зоне влажных вечнозеленых лесов
ЗАПИСАЛИ ТЕМУ:
«Экваториальный лес Южной Америки»
2. Целеполагание и мотивационное начало.
А какова цель работы – чему должны научиться?
- рассмотреть особенности экваториальных лесов - самой большой природной зоны Южной Америки;
- познакомить с органическим миром,
- научиться выявлять особенности влияния компонентов природы (географического положения, рельефа, климата, почв) на органический мир.
(Формулирование цели совместно с учениками - изучить природные особенности сельвы и выявить своеобразие (особенности) её органического мира).
Научиться выявлять особенности влияния компонентов природы (географического положения, рельефа, климата, почв) на органический мир.

3. Изучение нового материала. Работать мы сегодня будем по алгоритму описание компонентов природы зоны влажных вечнозеленых лесов. (Слайд – вывели вместе на доске)
алгоритм выполнения заданий
Алгоритм описания компонентов природы:
Географическое положение;
Климат
Почвы
Растительный
Животный мир
Каждый из вас получил дневник натуралиста с алгоритмом описания компонентов природы, которая будет основным помощником при работе. Делаете записи в соответствующей и выделенной строке таблицы.
При работе вы используете учебник стр. 88- 92, карты атласа, дополнительную информацию.
Продвигаясь по труднопроходимым влажным экваториальным лесам, мы с вами, начинаем заполнять дневник натуралиста.
Используя «Физическую карту Южной Америки» и «Природные зоны Южной Америки», определите, в какой части в Южной Америки располагается природная зона – экваториальных лесов? Обратите внимание на её размеры, сравните с другими природными зонами материка. Сравните с размерами экваториальных лесов Африки. Сделайте вывод. Сделайте соответствующие записи в графе таблицы.
Обратите внимание на карту.
2. Используя карты «Климатические пояса и области мира», «Климатическую карту мира», определите, в пределах, какого климатического пояса лежит эта природная зона? Дайте характеристику данному климату (температуры января, июля, годовое количество осадков, режим их выпадения). Сделайте предположение об органическом мире этой зоны.
3. По карте почв определите, какой тип почв в экваториальных лесах. Плодородные или нет? Сделаете прогноз, как повлияют на растительность?
(показ почв через проектор)
Посмотрите по сторонам, как же выглядит знаменитый лес? В нем относительно светло. Громадные и тенистые деревья растут не скученной массой, а разбросаны. Поэтому солнечные лучи поникают до самой земли. В нижнем ярусе растут бананы, древовидные папоротники, в верхнем деревья высотой до 80 метров. Леса Амазонки – это страна лиан. Они стелются по земле, взбираются на стволы, перебрасываются с ветки на ветку, с одного дерева на другое, снова сползают на землю и исчезают в чаще…. А знаете ли вы, что лианы самые длинные растения, а из корней одной из лиан индейцы изготавливают яд кураре, смачивают в нем наконечники стрел и используют их для охоты на животных. Но самая страшная опасность – заблудиться в лесу. Ни один индеец не рискнет отправиться в глубь леса не оставив за собой нити Ариадны – отметки на деревьях. Без таких отметок ему не выбраться из леса. Продолжаем заполнять дневник натуралиста.
4. Рассмотрим растительный мир ЮА: Чем представлен растительный мир ЮА.
5. Обратите внимание на понятие эндемик, это растения или животные, которые встречаются только на данном материке.
Почему в Южной Америке много эндемиков? А причина в том, что Южная Америка долгое время была изолирована от других материков.
А знаете ли вы, что колибри едят до 60 раз в сутки. Перелетая с цветка на цветок, машут крыльями со скоростью 80 раз в секунду, такой быстрый темп требует больших затрат энергии, поэтому они часто едят.
А знаете ли вы, что тапир – это самое древнее животное и представляет собой довольно странную помесь свиньи, лошади и слона.
А знаете ли вы, что Южная Америка – родина шоколадного дерева, правда сейчас его выращивают и на других материках.
Географическое положение: По обе стороны от экватора в бассейне реки Амазонки расположена зона влажных экваториальных лесов. Площадь, занимаемая ими, больше, чем в Африке. Это самый большой массив дождевых лесов в мире.
Ребята, а вы знаете, что португальцы называют влажные экваториальные леса - сельва. Что в переводе означает лес, лесная страна.
Климат:
Климат экваториальный и субэкваториальный.t января + 24 , t июля + 24 , тепло круглый год; годовое количество осадков от 1000 мм до 2000мм и более, выпадают равномерно в течение всего года.
Почва: В экваториальных лесах преобладают красно – желтые ферраллитные почвы. Обратите внимание на их цвет, он определяется большим содержанием железа. В теплом и влажном климате оно окисляется и дает красноватый оттенок. Содержат мало перегноя, потому что корни растений быстро поглощают питательные вещества и ежедневные ливни вымывают оставшиеся. А ещё они очень легко размываются и разрушаются, поэтому не пригодны для земледелия.
Растительность: Выступления учащихся с сообщениями о растениях: гевея, Шоколадное дерево (какао), кофейное дерево, Бальза, орхидеи, виктория амазонская.
Животный мир: Выступление учащихся с сообщениями о животных: Ягуар, тапир, ленивец, капибара, колибри, тукан, попугаи, анаконда.
4. Закрепление изученного материала. Давайте ещё раз перелистаем дневник натуралиста и проверим собранную информацию, для этого ответим на вопросы.
Тестовое задание
5. Обобщение Вывод
Давайте подведем итоги работы и сделаем выводы. Достигли мы с вами целей нашего урока?
Какие представления о зоне влажных вечнозеленых лесов у вас сложились? Какие трудности вы испытали?
Назовите характерные черты южноамериканского экваториального леса.
(показ выводов через проектор)
Как вы думаете, какое значение имеют экваториальные леса для нашей планеты?
Ответы учащихся с комментариями:
Зона влажных экваториальных лесов расположена в бассейне реки Амазонки.
круглый год тепло и влажно
красно-желтые ферраллитные почвы
хорошо выражена ярусность
вечнозеленые растения
относительно светло
видовое разнообразие органического мира
Много эндемиков.
- Являются главным источником кислорода на Земле. Зеленые легкие нашей планеты.
Ребята, а знает ли вы, что экваториальным лесам грозит опасность. Хозяйственная деятельность человека привела к вырубке лесов, при строительстве Трансамазонской автомобильной дороги длиной 5000 км, соединившей восток и запад материка началось их интенсивное сведение. Создание заповедников, национальных парков поможет решить эту проблему.
Рефлексия А теперь мне бы хотелось узнать, Что вас больше всего удивило в южноамериканском экваториальном лесу?
Оцени себя:
Тест
Собери пазлСЕЛЬВА
7. Домашнее задание
1.Представьте, что вы провели сутки в амазонской сельве. Составьте рассказ о своих возможных впечатлениях.