Адаптированная общеобразовательная программа для детей с нарушениями интеллекта 6-9 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. КИРОВСКОЕ»
694403, Тымовский район, с. Кировское,
ул. Центральная, 71. Тел. 95-1-44
rikovskoe@yandex.ru_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотрено Утверждаю
на методическом совете школы директор школы
Протокол № ___ ____________О.А. Иванова
«31» августа 2016 г. «31» августа 2016 г.

АДАПРИРОВАННАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
ПО БИОЛОГИИ (ЕСТЕССТВОЗНАНИЮ)
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
6 - 9 КЛАСС
Срок реализации – 4 года
Программа составлена на основе авторской программы «Естествознание (биология) 6-9 класс» В.В. Сивоглазова, В.В. Воронковой.
Зениной Ириной Васильевной, учителем биологии
Кировское
2016
Пояснительная записка.
Новое содержание образования предполагает вариативность, определяемую альтернативными учебными программами и учебниками, что позволит учитывать типологические и индивидуальные возможности школьников со сниженным интеллектом эффективнее решать на практике задачу их адаптации в современном обществе. Эти требования повлекли за собой и перестройку школьного курса естествознания.
Данная программа существенно отличается от традиционной, в течение многих лет апробированной. В предлагаемом варианте программы больше внимания уделено правилам отношения к природе. Вопросам рационального природопользования, более широко показано практическое значение естествоведческих знаний.
Изучение природоведческого материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, нравственного. Физического, трудового и полового воспитания школьников. Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно вызывать у детей чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных работ. Демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию обучающихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Изучение биологии в школе призвано сформировать у учащихся элементарные понятия об окружающей природе, научить бережно и ответственно относиться к природной среде, развивать физическую культуру, они учатся грамотному поддержанию своего здоровья и формированию у них здорового образа жизни. А также преподавание биологии в школе направленно на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление. Они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и зависимости. 
Цель: изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Задачи курса биологии:Коррекционно-образовательные:1. Продолжение овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.2. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.Коррекционно- воспитательные:1. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.2. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.3. Формирование здорового образа жизни.4. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.5. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.Коррекционно-развивающие:1. Развитие и коррекция познавательной деятельности2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3. Развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы на уроках биологии.
Каждый год обучения имеет свои специфические задачи, связанные с изучением учебного материала.
Задачи 6 класс.
-сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе.
-демонстрация тесной взаимосвязи между элементами живой и неживой природы.
-воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы.
Задачи 7 класс.
-сообщение учащимся знаний об основных элементах живой природы.
-формирование правильного понимания природных явлений осень, зима, весна, лето в связи с жизнью растений.
-проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе.
-ознакомление с приемами выращивания некоторых растений и уход за ними.
Задачи 8 класс.
-сообщение знаний об основных элементах живой природы.
-ознакомление с некоторыми видами животных, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы.
-проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей среды как комплекса условий, необходимых для жизни всех живых существ).
Задачи 9 класс.
-сообщение учащимся знаний об организме человека и его здоровье.
- проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей среды как комплекса условий, необходимых для жизни всех живых существ).
-привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Биология как учебный предмет имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение биологии расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть явления и процессы во взаимосвязи, улучшает социализацию и адаптацию в социум, накопление жизненного опыта.
В 6 классе осуществляется формирование способности и готовности к использованию элементарных знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды, как сферы жизнедеятельности.
В 7-8 классах учащиеся знакомятся с многообразием растительного и животного мира, изучают особенности выращивания некоторых растений, образ жизни наиболее распространенных животных; получают сведения об их строении, приспособленность к условиям произрастания и жизни.
В 9 классе большое внимание уделено социализации учащихся коррекционной школы, их интеграции и адаптации в современных условиях. Важной частью программы является получение знаний о строении организма, проведение профилактической работы по использованию здорового образа жизни, умение ориентироваться в своем теле с целью сохранения и укрепления здоровья, возможность оказания первой медицинской помощи
Учитывая общие и специфические задачи коррекционной школы, биология, как учебный предмет, включает разделы: «Неживая природа», «Растения, грибы, бактерии», «Животные», «Человек». Такая последовательность объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися на практике.
На изучение биологии отводится 2 часа в неделю в каждом классе, 68 часов в год.На уроках биологии используются такие формы организационной работы как урок в классе, экскурсия (наблюдения в природе, на пришкольном участке), выполнение практических и лабораторных работ. 
Календарно-тематическое планирование
6 класс
№ п/п Дата проведения урока Наименование раздела и темы урока Кол-во часов *Практическая часть/
Л/р. – лабораторная работа,
П/р. - практическая работа
Общее знакомство с природой (3 часа)
1 Сентябрь Введение. Живая и неживая природа. 1 2 Сентябрь Твердые тела, жидкости и газы. 1 3 Сентябрь Для чего изучают природу. 1 Раздел 1. Вода (14 часов)
4 Сентябрь Вода в природе. 1 5 Сентябрь Вода – жидкость. 1 6 Сентябрь Температура воды и ее измерение. 1 7 Сентябрь Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении. 1 П./р. №1. Измерение температуры питьевой воды, кипящей воды и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.
8 Сентябрь Изменение состояния воды при замерзании. 1 9 Октябрь Лед – твердое тело. 1 10 Октябрь Превращение воды в пар. 1 11 Октябрь Кипячение воды. 1 12 Октябрь Три состояния воды в природе. 1 13 Октябрь Вода - растворитель. 1 14 Октябрь Водные растворы и их использование. 1 15 Октябрь Нерастворимые в воде вещества. 1 16 Октябрь Чистая и мутная вода. Питьевая вода. 1 17 Ноябрь Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды. 1 18 Ноябрь Обобщение по теме: Вода. 1 Раздел 2. Воздух (14 часов)
19 Ноябрь Воздух в природе. 1 20 Ноябрь Воздух занимает место. 1 21 Ноябрь Воздух сжимаем и упруг. 1 22 Ноябрь Воздух – плохой проводник тепла. 1 23 Ноябрь Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. 1 24 Ноябрь Свойства теплого и холодного воздуха. 1 25 Декабрь Движение воздуха в природе. 1 П./р. № 2 определение направления ветра по модели флюгера.
26 Декабрь Состав воздуха. 1 27 Декабрь Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека. 1 28 Декабрь Углекислый газ. 1 29 Декабрь Применение углекислого газа. 1 30 Декабрь Значение воздуха. 1 31 Декабрь Чистый и загрязненный воздух. Охрана воздуха. 1 32 Декабрь Обобщение по теме: Воздух. 1 Раздел 3. Полезные ископаемые (21 час)
33 Январь Что такое полезные ископаемые. 1 34 Январь Полезные ископаемые, применяемые в строительстве. 1 35 Январь Гранит. 1 36 Январь Известняки. 1 37 Январь Песок и глина. 1 38 Январь Горючие полезные ископаемые. 1 39 Февраль Торф. 1 40 Февраль Каменный уголь. 1 41 Февраль Нефть. 1 42 Февраль Природный газ. 1 43 Февраль Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения. 1 44 Февраль Калийная соль. 1 45 Февраль Фосфориты и получаемы из них фосфорные удобрения. 1 46 Февраль Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. 1 П./р. № 3 Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различных изделий из этих металлов.
47 Март Железные руды. 1 48 Март Черные металлы. Чугун. 1 49 Март Сталь. 1 50 Март Медная и алюминиевая руды. 1 51 Март Алюминий. 1 52 Март Медь и олово. 1 53 Март Обобщение по теме: Полезные ископаемые. 1 Раздел 5. Почва (12 часов) 1
54 Апрель Что называют почвой. 1 55 Апрель Состав почвы. 1 56 Апрель Перегной – органическая часть почвы. 1 57 Апрель Песок и глина - минеральная часть почвы. 1 58 Апрель Минеральные соли в почве. 1 59 Апрель Различие почв по их составу. 1 П./р. № 4 Различение песчаных и глинистых почв.
60 Апрель Как проходит вода в разные почвы. 1 61 Апрель Испарение воды из почвы. 1 62 Май Весенняя (предпосевная обработка почвы) 1 63 Май Осенняя (предпосевная обработка почвы) 1 64 Май Охрана почв. 1 65 Май Обобщение по теме: Почва. 1 66 Май Обобщение по курсу « Неживая природа». 1 67-68 Май Резерв 2 Содержание учебного материала
Введение (3 часа)
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы. Изменения в природе. Твердые тела, жидкости и газы. Превращения твердых тел в жидкости, жидкостей в газы. Наблюдение этих явлений в природе. Для чего нужно изучать неживую природу.
Вода (14 часов)
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.)
Учет и использование свойств воды.
Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода.
Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения воды – градус. Температура плавления льда и кипения воды.
Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды.
Демонстрация опытов:
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.
Растворение соли, сахара в воде.
Очистка мутной воды.
Выпаривание соли из питьевой, минеральной и морской воды.
Расширение воды при замерзании.
Практические работы: Измерение температуры питьевой воды, кипящей воды и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.
Воздух (14 часов)
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха.
Состав: кислород, углекислый га. Азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направления ветра. Ураган (способы защиты).
Чистый и загрязнённый воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
Демонстрация опытов:
Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва)
Воздух занимает объем.
Воздух упругий.
Воздух – плохой проводник тепла.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и обратно. Наблюдение за отклонением пламени свечи.
Получение кислорода и демонстрация его свойства поддерживать горение.
Получение углекислого газа и демонстрация его свойства не поддерживать горение.
Практические работы: определение направления ветра по модели флюгера.
Полезные ископаемые (21 час)
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.
Гранит. Известняки, песок, глина. Горючие полезные ископаемые.
Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость. Горючесть. Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск. Горючесть. Твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: запах. Горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, которые используются для получения минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов: железная руда, ее внешний вид.
Черные металлы (различные виды чугуна и стали). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость. Упругость. Пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание чугуна и стали.
Цветные металлы. Отличие черный металлов от цветных. Применение цветных металлов.
Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет. Твердость, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия.
Медь. Свойства меди: цвет. Блеск, теплопроводность, твердость. Пластичность. Распознавание меди, ее применение.
Местные полезные ископаемые. Их физические свойства и использование.
Экономия металлов при использовании человеком. Охрана недр.
Демонстрация опытов:
Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоёмкости торфа и хрупкости каменного угля.
Определение растворимости и нерастворимости калийной соли, фосфоритов.
Определение свойств черных и цветных металлов: упругости, пластичности, хрупкости, теплопроводности.
Практические работы: Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различных изделий из этих металлов.
Почва (12 часов)
Почва - верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы: перегной, глина, песок. Вода. Минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая часть почвы. Перегной – органическая часть почвы. Глина. Песок и соли - минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы - плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.
Эрозия почв. Охрана почв.
Демонстрация опытов:
Выделение воздуха и воды из почвы.
Выделение песка и глины из почвы.
Выпаривание минеральных солей из водной вытяжки.
Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.
Практические работы: Различение песчаных и глинистых почв.
Перечень лабораторных и практических работ при изучении курса биологии
в 6 классе.
№ Дата проведения (четверть) Тема практической работы Тема урока, на котором проводится П/р.
1 Сентябрь П./р. №1. Измерение температуры питьевой воды, кипящей воды и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей. Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении.
2 Декабрь П./р. № 2 определение направления ветра по модели флюгера. Движение воздуха в природе.
3 Февраль П./р. № 3 Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различных изделий из этих металлов Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов.
4 Апрель П./р. № 4 Различение песчаных и глинистых почв. Различие почв по их составу.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны знать:
Отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов.
Отличительные признаки основных полезных ископаемых. Песчаной и глинистой почвы.
Некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха. Металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло.
Учащиеся должны уметь:
Обращаться с простым лабораторным оборудованием.
Определять температуру воздуха, почвы.
Проводить несложную обработку почвы на прикольном участке.
Календарно-тематическое планирование
7 класс
№ п/п Дата проведения урока Наименование раздела и темы урока Кол-во часов *Практическая часть/
Л/р. – лабораторная работа,
П/р. - практическая работа
Введение (2 часа)
1 Сентябрь Многообразие растений. 1 2 Сентябрь Значение растений и их охрана. 1 Общие сведения о цветковых растениях (24 часа)
3 Сентябрь Общее понятие об органах цветкового растения. 1 Л./р. № 1 «Органы цветкового растения»
4 Сентябрь Внешнее строение растения. 1 5 Сентябрь Цветки и соцветия. 1 Л./р. № 2 «Строение цветка»
6 Сентябрь Опыление и оплодотворение. 1 7 Сентябрь Разнообразие плодов и семян. 1 8 Сентябрь Распространение плодов и семян. 1 9 Октябрь Строение семян. 1 Л./р. № 3 «Строение семени»
10 Октябрь Условия, необходимые для прорастания семян. 1 11 Октябрь Всхожесть семян. 1 12 Октябрь Разнообразие и значение корней. Корневые системы. 1 13 Октябрь Строение корня. 1 14 Октябрь Видоизменения корней. 1 15 Октябрь Внешнее строение листа. 1 16 Октябрь Форма листа. Простые и сложные листья. Видоизменения листьев. 1 17 Ноябрь Значение листьев в жизни растений. 1 18 Ноябрь Испарение воды листьями. 1 19 Ноябрь Дыхание растений. 1 20 Ноябрь Листопад и его значение. 1 21 Ноябрь Строение и значение стебля. 1 22 Ноябрь Передвижение по стеблю воды с растворенными в ней веществами. 1 23 Ноябрь Разнообразие стеблей. Видоизменения побегов. 1 24 Декабрь Взаимосвязь органов растения. 1 25 Декабрь Взаимосвязи растений с окружающей средой. 26 Декабрь Урок – повторение по разделу «Общие сведения о цветковых растениях» 1 Споровые и семенные растения (23 часа)
27 Декабрь Мхи. Кукушкин лен. 1 28 Декабрь Торфяной мох сфагнум. 1 29 Декабрь Папоротники. 1 30 Декабрь Голосеменные растения. 1 31 Декабрь Ель и сосна – хвойные растения. 1 32 Январь Разнообразие голосеменных растений. 1 33 Январь Покрытосеменные (цветковые) растения. 1 34 Январь Различия однодольных и двудольных растений. 1 35 Январь Однодольные растения. Семейство злаки. 1 36 Январь Хлебные злаки – пшеница, рожь, ячмень. 37 Январь Злаки – овес, кукуруза. 1 38 Февраль Однодольные растения. Декоративные лилейные растения. 1 39 Февраль Однодольные растения. Овощные лилейные растения. 1 Л./р. № 4 «Строение луковицы»
40 Февраль Двудольные растения. Семейство пасленовые. 1 41 Февраль Картофель – пищевое пасленовое растение. 1 Л./р. № 5 «Строение клубня картофеля»
42 Февраль Двудольные растения. Семейство бобовые. 1 43 Февраль Кормовые бобовые растения. 1 44 Февраль Двудольные растения. Семейство розоцветные. 1 45 Февраль Особенности выращивания садовых растений. 1 46 Март Уход за садовыми растениями. Сбор урожая и ягод. 1 47 Март Двудольные растения. Семейство сложноцветные. 1 48 Март Подсолнечник – пищевое сложноцветное растение. 1 49 Март Урок – повторение по разделу: «Споровые и семенные растения» 1 Многообразие бактерий и грибов (5 часов)
50 Март Разнообразие и размножение бактерий. 1 51 Март Значение бактерий в природе и в жизни человека. 1 52 Март Строение и размножение грибов. 1 53 Апрель Разнообразие грибов. 1 54 Апрель Урок – повторение по разделу: « Многообразие бактерий и грибов». 1 Комнатные растения (8 часов)
55 Апрель Разнообразие комнатных растений. 1 56 Апрель Особенности внешнего строения и биологические особенности комнатных растений. 1 57 Апрель Выращивание комнатных растений. 1 Л./р. № 6 «Пересадка комнатных растений»
58 Апрель Польза, приносимая комнатными растениями. 1 59 Апрель Работа на пришкольном участке, в саду. 1 60 Май Огородный и садовый инвентарь. 1 61 Май Растение – живой организм. 1 62 Май Урок – повторение по разделу «Комнатные растения» 1 63-68 Май Резерв Содержание учебного материала
Введение (2 часа)
Многообразие цветковых растений (размеры, форма, места произрастания). Цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных и человека. Значение растений и их охрана.
Общие сведения о цветковых растениях (24 часа)
Общее понятие об органах цветкового растения. Органы цветкового растения.
Цветок. Строение цветка. Понятие о соцветиях. Опыление и оплодотворение цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Строение семени (на примере фасоли, гороха, пшеницы). Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян.
Корень. Строение корня. Образование корней. Виды корней (главный, боковой, придаточный). Корневые волоски, их значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменения корней.
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Простые и сложные листья. Расположение листьев на стебле. Жилкование листьев. Значение листьев в жизни растений - образование питательных веществ в листьях на свету, испарение воды листьями (значение этого явления для растений). Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его значение.
Стебель. Разнообразие стеблей (травянистый, древесный), укороченные стебли. Ползучий, прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, стелющийся. Положение стебля в пространстве (плети, усы), строение древесного стебля (кора, камбий, древесина, сердцевина). Значение стебля в жизни растений (доставка минеральных солей от корня к другим органам растения и откладывание запаса органических веществ). Образование стебля. Побег.
Растение как целостный организм. Взаимосвязь органов растения. Взаимосвязи растений с окружающей средой.
Лабораторные работы:
Органы цветкового растения
Строение цветка
Строение семени
Споровые и семенные растения (23 часа)
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель – хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.
Покрытосеменные, цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами). Цветковые растения. Деление цветковых растений на однодольные (например – пшеница) и двудольные (например – фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа). Однодольные растения Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овёс, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности
Однодольные растения. Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Лук, чеснок – многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.
Двудольные растения. Паслёновые. Картофель, томат – помидор (баклажан, перец – для южных районов), петунья, чёрный паслён, душистый табак.Двудольные растения. Бобовые. Горох (фасоль, соя – для южных районов). Бобы. Клевер, люпин – кормовые травы.
Двудольные растения. Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос для южных районов). Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Двудольные растения. Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы – однолетние цветочные растении. Маргаритка – двулетнее растение. Георгин – многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.
Лабораторные работы:
Строение луковицы.
Строение клубня картофеля.
Многообразие бактерий и грибов (5 часов)
Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека. Вред бактерий и способы предохранения от заражения ими. Полезные бактерии.
Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.
Комнатные растения (8 часов)
Разнообразие комнатных растений. Светолюбивые, теневыносливые растения. Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Особенности внешнего строения и биологические особенности комнатных растений. Особенности выращивания, ухода. Размножения. Размещение в помещении. Польза, приносимая комнатными растениями. Климат и красота в доме.
Перечень лабораторных и практических работ при изучении курса биологии
в 7 классе.
№ Дата проведения (четверть) Тема лабораторной работы Тема урока, на котором проводится Л/р.
1 Сентябрь Л./р. № 1 «Органы цветкового растения» Общее понятие об органах цветкового растения.
2 Сентябрь Л./р. № 2 «Строение цветка»
Цветки и соцветия.
3 Октябрь Л./р. № 3 «Строение семени» Строение семян.
4 Февраль Л./р. № 4 «Строение луковицы» Однодольные растения. Овощные лилейные растения.
5 Февраль Л./р. № 5 «Строение клубня картофеля» Картофель – пищевое пасленовое растение.
6 Май Л./р. № 6 «Пересадка комнатных растений» Выращивание комнатных растений.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны знать:
Внешнее строение и элементарную биологическую и хозяйственную характеристику основных растений.
Общие признаки, характерные для каждой изучаемой группы растений.
Признаки сходства и различия между растениями.
Особенности выращивания комнатных растений.
Учащиеся должны уметь:
Узнавать изучаемые растения по внешнему виду.
Различать органы растений, а также все изучаемые растения по стеблям, листьям, цветкам, плодам и семенам.
Устанавливать взаимосвязь между средой произрастания растений и внешним видом.
Осуществлять уход за некоторыми цветочно – декоративными комнатными растениями и овощными культурами.
Работать с ручным сельскохозяйственным инвентарем.
Календарно-тематическое планирование
8 класс
№ п/п Дата проведения урока Наименование раздела и темы урока Кол-во часов *Практическая часть/
Л/р. – лабораторная работа,
П/р. - практическая работа
Введение. (2 часа)
1 Сентябрь Многообразие животного мира. 1 2 Сентябрь Значение животных и их охрана. 1 Раздел 1. Беспозвоночные животные (13 часов)
3 Сентябрь Общие признаки беспозвоночных животных. 1 Черви (4 часа)
4 Сентябрь Общие признаки червей. 1 5 Сентябрь Дождевой червь. 1 6 Сентябрь Круглые черви – паразиты человека. 1 7 Сентябрь Черви – санитары пресных водоемов. 1 Насекомые (8 часов)
8 Сентябрь Общие признаки насекомых. 1 9 Октябрь Внешнее строение и образ жизни насекомых. 1 10 Октябрь Бабочка – капустница. 1 11 Октябрь Яблонная плодожорка. 1 12 Октябрь Майский жук. 1 13 Октябрь Комнатная муха. 1 14 Октябрь Медоносная пчела. 1 15 Октябрь Тутовый шелкопряд. 1 Раздел 2. Позвоночные животные (51 час)
16 Октябрь Общие признаки позвоночных животных. 1 Рыбы (8 часов)
17 Ноябрь Общие признаки рыб. 1 18 Ноябрь Внешнее строение и скелет рыб. 1 19 Ноябрь Внутреннее строение рыб. 1 20 Ноябрь Размножение рыб. 1 21 Ноябрь Речные рыбы. 1 22 Ноябрь Морские рыбы. 1 23 Ноябрь Рыболовство и рыбоводство. 1 24 Декабрь Рациональное использование и охрана рыб. 1 Земноводные (4 часа)
25 Декабрь Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение земноводных. 1 26 Декабрь Внутреннее строение земноводных. 1 П./р. № 1. Зарисовка в тетрадях внешнего и внутреннего строение лягушки.
27 Декабрь Размножение и развитие лягушки. 1 28 Декабрь Многообразие земноводных. 1 Пресмыкающиеся (4 часа)
29 Декабрь Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся. 1 30 Декабрь Внутреннее строение пресмыкающихся. 1 П./р № 2. Зарисовка в тетрадях внешнего и внутреннего строение ящерицы.
31 Декабрь Размножение и развитие пресмыкающихся. 1 32 Январь Многообразие пресмыкающихся. 1 Птицы (10 часов)
33 Январь Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц. 1 34 Январь Особенности внутреннего строения птиц. 1 35 Январь Размножение и развитие птиц. 1 36 Январь Птицы, кормящиеся в воздухе. 1 37 Февраль Птицы леса. 1 38 Февраль Хищные птицы. 1 39 Февраль Птицы пресных водоемов и болот. 1 40 Февраль Птицы, обитающие вблизи жилища человека. 1 41 Февраль Домашние птицы. 1 42 Февраль Птицеводство. Значение птицеводства. 1 Млекопитающие (14 часов)
43 Февраль Общие признаки млекопитающих. 1 44 Февраль Внешнее строение млекопитающих. 1 П./р. № 3 Зарисовка в тетрадях внешнего и внутреннего строение млекопитающего
45 Март Внутреннее строение млекопитающих. 1 46 Март Грызуны. 1 47 Март Значение грызунов в природе и жизни человека. 1 48 Март Зайцеобразные. 1 49 Март Разведение домашних кроликов. 50 Март Хищные звери. 1 51 Март Дикие пушные и хищные звери. 1 52 Апрель Разведение норки на зверофермах. 1 53 Апрель Домашние хищные звери. 1 54 Апрель Морские животные: ластоногие, китообразные. 1 55 Апрель Копытные животные: парнокопытные, непарнокопытные. 1 56 Апрель Приматы. 1 Сельскохозяйственные животные (10 часов)
57 Апрель Корова. 1 58 Апрель Содержание коров на фермах. 1 59 Апрель Овцы. 1 60 Май Содержание овец и выращивание ягнят. 1 61 Май Верблюды. 1 62 Май Северные олени. 1 63 Май Домашние свиньи. 1 64 Май Содержание свиней на свиноводческих фермах. 1 65 Май Домашние лошади. 1 66 Май Содержание лошадей и выращивание жеребят. 1 67-70 Май Повторение 2
Содержание учебного материала
Введение (2 часа)
Разнообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие и домашние животные. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни (форма тела, покров, способ передвижения, дыхание, окраска). Значение животных и их охрана. Животные, занесенные в Красную книгу.
Раздел 1. Беспозвоночные животные (13 часов)
Общие признаки беспозвоночных животных (отсутствие позвоночника и внутреннего скелета). Многообразие беспозвоночных.
Черви (4 часа)
Общие признаки червей, особенности их строения. Дождевой червь, его внешний вид, образ жизни, питание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовательных процессах. Разнообразие червей: круглые черви, черви – санитары пресных водоемов.
Демонстрация живых объектов или влажных препаратов червей.
Насекомые (8 часов)
Многообразие насекомых. Различие по внешнему виду, местам обитания, питанию.
Размножение и развитие (яйцо, гусеница, куколка). Бабочка – капустница. Яблонная плодожорка. Наносимый вред, меры борьбы.
Тутовый шелкопряд. Внешний вид, образ жизни, питание, способ передвижения, польза, разведение.
Жуки. Отличительные признаки. Значение в природе. Размножение и развитие. Майский жук.
Комнатная муха. Характерные особенности. Вред. Меры борьбы. Правила гигиены.
Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь пчелиной семьи (состав семьи). Разведение пчел (пчеловодство). Использование продуктов пчеловодства (целебные свойства меда, пыльцы, прополиса).
Демонстрации: живых насекомых, коллекций насекомых – вредителей сельскохозяйственных растений, видеофильмы.
Раздел 2. Позвоночные животные (51 час)
Общие признаки позвоночных животных. Наличие позвоночника и внутреннего скелета. Классификация позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Рыбы (8 часов)
Общие признаки рыб. Среда обитания. Речные рыбы (пресноводные): окунь. Щука, карп. Морские рыбы: треска, сельдь и другие. Внешнее строение, образ жизни, питание. Дыхание, способ передвижения. Размножение и развитие рыб. Рыбоводство (разведение рыбы. Ее охрана и рациональное использование). Рыболовство. Рациональное использование.
Демонстрации: модели рыб.
Земноводные (4 часа)
Общие признаки земноводных. Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения. Питание, дыхание, размножение (цикл развития). Многообразие земноводных (жаба. Тритон, саламандра). Особенности внешнего вида и образа жизни. Значение в природе. Черты сходства и различия земноводных и рыб. Польза земноводных и их охрана.
Демонстрации: влажных препаратов земноводных.
Практические работы:
Зарисовка в тетрадях внешнего и внутреннего строение лягушки.
Пресмыкающиеся (4 часа)
Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание. Размножение и развитие пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся (ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы). Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных (по внешнему виду, образу жизни, циклу развития).
Демонстрации: влажных препаратов змей; показ видеофильмов.
Практические работы:
Зарисовка в тетрадях внешнего и внутреннего строение ящерицы.
Птицы (10 часов)
Общая характеристика птиц. Особенности размножения птиц: кладка яиц и выведение птенцов. Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание. Приспособленность к среде обитания. Птицы перелетные и неперелетные (зимующие, оседлые). Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж. Птицы леса: большой пестрый дятел, синица. Хищные птицы: сова, орел. Птицы пресных водоемов и болот: утка-кряква, лебедь, цапля. Птицы, обитающие вблизи жилища человека: ворона, воробей, трясогузка. Домашние птицы: курица, утка, гусь, индюшка. Особенности внешнего строения, питания, размножения и развития. Уход за домашними птицами. Птицеводство. Значение птицеводства. Содержание, кормление, разведение.
Демонстрации: скелета курицы, чучел птиц; прослушивание голосов птиц; показ видеофильмов.
Млекопитающие (14 часов)
Общие сведения о млекопитающих. Разнообразие млекопитающих животных. Классификация млекопитающих: дикие (грызуны, зайцеобразные, хищные. Пушные звери, морские, приматы) и сельскохозяйственные. Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, размножение. Разнообразие грызунов (мышь полевая, белка, суслик). Значение грызунов в природе и хозяйственной жизни человека. Польза и вред, приносимые грызунами. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные. Общие признаки, значение в природе. Заяц-беля, заяц-русак. Разведение домашних кроликов.
Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид. Отличительные особенности. Образ жизни, добыча пищи. Разнообразие хищных: псовые, медвежьи, кошачьи.
Дикие пушные и хищные звери. Пушные звери в природе. Разведение норки на зверофермах.
Домашние хищные звери. Домашняя кошка, собака. Образ жизни. Уход за домашними дикими животными. Значение для человека.
Морские животные: ластоногие, китообразные. Внешний вид. Образ жизни, распространение и значение. Особенности вскармливания детенышей. Охрана морских млекопитающих морские животные, занесенные в Красную книгу (нерпа, пятнистый тюлень и др.).
Копытные животные: парнокопытные, непарнокопытные. Общие признаки, внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни, питание, места обитания. Охрана животных. Разнообразие копытных: кабан, лось и др.
Приматы. Общая характеристика. Знакомство с отличительными особенностями различных групп. Питание. Уход за потомством. Места обитания.
Демонстрации: фильмов о жизни млекопитающих животных.
Практические работы:
Зарисовка в тетрадях внешнего и внутреннего строение млекопитающего.
Сельскохозяйственные животные (10 часов)
Корова. Отличительные особенности внешнего строения. Особенности питания. Корма для коров. Молочная продуктивность коров. Содержание коров на фермах. Вскармливание телят.
Овцы. Характерные особенности внешнего вида. Распространения овец. Питание. Способность к поеданию низкорослых растений, а также растений. Имеющих горький и соленый вкус. Значение овец в экономике страны. Некоторые породы овец. Содержание овец в зимний и летний периоды. Содержание овец и выращивание ягнят.
Верблюды. Внешний вид, особенности. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение для человека.
Северные олени. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение оленеводства.
Домашние свиньи. Внешнее строение. Особенности внешнего вида, кожного покрова (жировая прослойка). Уход и кормление (откорм). Свиноводческие фермы. Содержание свиней на свиноводческих фермах.
Домашние лошади. Внешний вид, особенности. Уход и кормление. Значение в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы, рысаки. Содержание лошадей и выращивание жеребят.
Демонстрации: видеофильмов о сельскохозяйственных животных; экскурсии в природу и на ферму.
Повторение (2 часа)
Перечень лабораторных и практических работ при изучении курса биологии
в 8 классе.
№ Дата проведения (четверть) Тема практической работы Тема урока, на котором проводится П/р.
1 Декабрь П./р. № 1. Зарисовка в тетрадях внешнего и внутреннего строение лягушки Внутреннее строение земноводных.
2 Декабрь П./р № 2. Зарисовка в тетрадях внешнего и внутреннего строение ящерицы.
Внутреннее строение пресмыкающихся
3 Февраль П./р. № 3 Зарисовка в тетрадях внешнего и внутреннего строение млекопитающего Внешнее строение млекопитающих
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны знать:
Признаки сходства и различия между группами (классами) животных;
Общие признаки, характерные для каждой группы животных;
Особенности внешнего вида, образа жизни, значение животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;
Условия содержания, ухода и кормления сельскохозяйственных животных, распространенных в данной местности.
Учащиеся должны уметь:
Узнавать изученных животных;
Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью животного;
Осуществлять уход за некоторыми сельскохозяйственными животными.

Календарно-тематическое планирование
9 класс
№ п/п Дата проведения урока Наименование раздела и темы урока Кол-во часов *Практическая часть/
Л/р. – лабораторная работа,
П/р. - практическая работа
Введение. (2 часа)
1 Сентябрь Введение 1 2 Сентябрь Место человека в живой природе. 1 Раздел 1. Общий обзор организма человека (5 часов)
3 Сентябрь Клетка. 1 4 Сентябрь Химический состав клетки. 1 5 Сентябрь Жизнедеятельность клетки. 1 6 Сентябрь Ткани. 1 7 Сентябрь Органы. Системы органов. 1 Раздел 2. Опорно – двигательная система (13 часов)
8 Сентябрь Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Состав костей. 1 9 Октябрь Строение и соединения костей. 1 10 Октябрь Скелет головы. 1 11 Октябрь Скелет туловища. 1 12 Октябрь Скелет конечностей. 13 Октябрь Первая помощь при растяжениях связок, вывихах суставов и ушибах. 1 14 Октябрь Первая помощь при переломах костей. 1 15 Октябрь Строение и значение мышц. 1 16 Октябрь Основные группы мышц. 1 17 Ноябрь Работа мышц. Утомление. 1 18 Ноябрь Гигиена физического труда. 1 19 Ноябрь Осанка и здоровье человека. 1 20 Ноябрь Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. 1 Раздел 3. Кровеносная система (8 часов)
21 Ноябрь Значение крови и органы кровообращения. 1 22 Ноябрь Состав крови. 1 Л./р. № 1. Микроскопическое строение крови.
23 Декабрь Сердце. Его строение и работа. 1 24 Декабрь Кровеносные сосуды. Круги кровообращения. 1 25 Декабрь Движение крови по сосудам. 1 Л./р. № 2 Подсчет частоты пульса.
26 Декабрь Первая помощь при кровотечениях. Переливание крови. 1 27 Декабрь Предупреждение заболеваний кровеносной системы. 1 28 Декабрь Вредное влияние курения и спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды. 1 Раздел 4. Дыхательная система (6 часов)
29 Декабрь Значение дыхания. Органы дыхательной системы. 1 30 Декабрь Строение легких. Газообмен в легких и тканях. 1 31 Январь Дыхательные движения. Регуляция дыхания. 1 32 Январь Влияние физического труда и спорта на развитие дыхательной системы. 1 33 Январь Болезни дыхательной системы и их предупреждение. 1 34 Январь Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды. 1 35 Январь Первая помощь при нарушениях дыхания. 1 Раздел 5. Пищеварительная система (8 часов)
36 Январь Значение и состав пищи. 1 37 Февраль Значение пищеварения. Органы пищеварения. 1 38 Февраль Строение и значение зубов. 1 39 Февраль Пищеварение в ротовой полости и желудке. 1 40 Февраль Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. 1 41 Февраль Гигиена и нормы питания. 1 42 Февраль Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Пищевые отравления. 1 43 Февраль Вредное влияние курения и спиртных напитков на пищеварительную систему. 1 Раздел 6. Выделительная система (2 часа)
44 Февраль Значение выделения. Строение почек. 1 45 Март Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы. 1 Раздел 7. Кожа (4 часа)
46 Март Значение и строение кожи. 1 47 Март Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. 1 48 Март Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожении. 1 49 Март Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви. 1 Раздел 8. Нервная система (8 часов)
50 Март Строение и значение нервной системы. 1 51 Март Спинной мозг. 1 52 Апрель Головной мозг. 1 53 Апрель Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. 1 54 Апрель Эмоции. Внимание и память. 1 55 Апрель Сон и бодрствование. Профилактика нарушений сна. 1 56 Апрель Гигиена нервной деятельности. Режим дня. 1 57 Апрель Нарушения нервной деятельности. Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему. 1 Раздел 9. Органы чувств (6 часов)
58 Апрель Значение органов чувств. 1 59 Апрель Орган зрения. 1 60 Май Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. 1 61 Май Орган слуха. 1 62 Май Гигиена слуха. 1 63 Май Органы осязания, обоняния, вкуса. 1 Раздел 10. Охрана здоровья (2 часа)
64 Май Здоровье человека и общество. 1 65 Май Факторы, сохраняющие здоровье. 1 66-68 Май Резерв. 1 Содержание учебного материала
Введение (2 часа).
Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).Общий обзор организма человека (5 часов).
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).Демонстрации: торс человека.Опорно-двигательная система (13 часов).
Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.Демонстрации: скелет человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.Кровеносная система (8 часов).
Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему — на весь организм).Демонстрации: муляж сердца млекопитающего.Лабораторные работы:1. Микроскопическое строение крови.
2. Подсчет частоты пульса
Дыхательная система (6 часов).
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.Демонстрации:
- опыт, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.Пищеварительная система (13 часов).Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.Демонстрация опытов:Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.Действие слюны на крахмал.Действие желудочного сока на белки.Выделительная система (2 часа).
Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа (4 часа).
Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система (8 часов).
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.Органы чувств (9 часов).
Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного яблока и уха.
Демонстрации: влажный препарат «глаз крупного млекопитающего», модель глазного яблока.Охрана здоровья человека в Российской Федерации (2 часа).
Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.Резервное время (5 часов)
Перечень лабораторных и практических работ при изучении курса биологии
в 9 классе.
№ Дата проведения (четверть) Тема лабораторной работы Тема урока, на котором проводится Л/р.
1 Ноябрь Л./р. № 1. Микроскопическое строение крови. Состав крови.
2 Декабрь Л./р. Подсчет частоты пульса. Движение крови по сосудам.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны знать:названия, строение и расположение основных органов организма человека;элементарное представление о функциях основных органов и их систем; влияние физических нагрузок на организм;вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;основные санитарно-гигиенические правила. Учащиеся должны уметь:применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;соблюдать санитарно - гигиенические правила.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.
Оценка «5»- правильно по заданию учителя проведено наблюдение;- полно раскрыто содержание материала в объеме программы;- четко и правильно даны определения;- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.Оценка «4»- раскрыто основное содержание материала;- в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения.- ответ почти самостоятельный;Оценка «3»- усвоено основное содержание материала;- определения понятий не четкие;- допущены ошибки и неточности в изложении.
Список литературы
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида:Сб.1. – М.: ВЛАДОС, 2000
Учебники:
Никишов А.И. биология. Неживая природа. 6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ А.И. Никишов. – М.: Просвещение, 2009.
Романов И.В. Биология. Растения. Грибы. Бактерии. 7 кл.: учеб. для специальных (коррекционных) школ VIII вида/ И.В. Романов, Т.А. Козлова. – М.: Дрофа, 2013.
А.Н. Никишов А.В. Теремов. Биология. Животные. 8 класс. учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ А.И. Никишов. – М.: Просвещение, 2008.
Романов И.В. Биология. Человек. 9 кл.: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида/ И.В. Романов, И.Б. Агафонова. – М.: Дрофа, 2012.