Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья


Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
Значение речи столь велико для человека, что это трудно переоценить. Хорошо развитая речь в жизни каждого из нас - это и успешность обучения в школе, и качество межличностных отношений с окружающими, и выбор будущей профессии, и психологический комфорт семейной жизни. Речь - своего рода визитная карточка индивида. В настоящее время количество детей с нарушениями развития очень велико. Закон об образовании гарантирует реализацию права на образование ребенку с ОВЗ через создание необходимых условий "для получения без дискриминации качественного образования..." Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе играет важную роль в коррекционной работе. Логопедическое сопровождение осуществляется с целью оказания помощи в освоении общеобразовательных программ (особенно по русскому языку и чтению).
Основными задачами учителя-логопеда является:
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимся с ОВЗ общеобразовательных программ
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей, обучающихся.
Для успешного овладения программой общеобразовательной школы у детей начальной школы должны формироваться универсальные учебные действия (УУД):
•регулятивные (самостоятельное принятие и сохранение цели занятия, постановка учебных задач, планирование последующей работы, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценка и самооценка);
•познавательные (поиск и выделение информации, знаково-символические, анализ, синтез, обобщение);
•коммуникативные (способность строить понятные для собеседника высказывания, умение слушать собеседника, взаимопомощь);
•личностные (формирование интереса к новому).
Воспитательные:
- формировать положительную учебную мотивацию;
- повышать речевую активность;
Воспитывать личностные качества, контроль за собственной деятельностью;
- формировать интерес и любовь к русскому языку.
В логопедической практике достаточно четко просматривается развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению. А сейчас, при введении ФГОС, необходимо обратить большее внимание на формирование именно учебных действий у детей с ОНР:планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе и т.д.
Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов тем, что выполняют не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда вроде бы тот достаточно понятно объяснил. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Умение своевременно реагировать на вопрос учителя; умение отличить новую задачу от старой, четко представить то, что содержится в инструкции – вот что отличает ученика, который умеет учиться.
Исходя из этого, можно обозначить сформированность следующих умений и навыков как результат логопедической коррекционной работы по формированию УУД у учащихся с нарушением речи в условиях внедрения ФГОС:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Данное умение формируется на протяжении всего курса логопедических занятий с помощью таких приёмов:
- разъяснение логопедом цели и задач каждого занятия;
- разъяснение логопедом цели и задач каждого упражнения, дидактической игры или задания на занятии;
- самостоятельное определение цели и задач данного занятия (по заданной логопедом теме) или задания (например, логопед предлагает текст спропущенными буквами на занятии по теме «Звуки и буквы Д-Т», и
спрашивает ученика: «Скажи, какое задание ты будешь выполнять?», а ученик должен ответить: «Читать (или писать) предложения, вставляя буквы Д и Т».)
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Формирование данного умения подразумевает развитие основных мыслительных операций у учащихся, поэтапное формирование умственных
действий, которое осуществляется в определённой закономерности
использования игр и игровых упражнений, направленных на развитие и
коррекцию мышления в вербальных заданиях.умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Для формирования данного навыка можно использовать следующиеупражнения:
- сочинить диалог по представленной сюжетной картинке;
- ролевые игры и ситуации, в которых реализуется комуникативная модельобщения из различных жизненных обстоятельств;
- «Пишем письмо (заявление, жалобу и т. п.)»;
владение устной и письменной речью; здесь имеется ввиду умение грамотно, точно и адекватно жизненной ситуации выражать свои мысли как устно, так и письменно; формированию этого умения подчинены все, имеющиеся в арсенале учителя-логопеда методы и приёмы работы, многие из которых могут использовать и учителя начальных классов;
сформированность компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Следовательно, программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи в условиях внедрения ФГОС направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий, обучение детей умению работать с информацией, способам поиска и сопоставления информации и включения ее в решение учебных задач, которые ставятся в процессе образования.ПРОГРАММА
индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с ОНР
Направления
работы логопеда Задачи Содержание и формы работы Ожидаемые результаты
Диагностическое 1.Выявление детей с нарушениями общего и речевого развития, определение структуры и степени выраженности дефекта, отслеживание динамики общего и речевого развития. 1.Диагностика общего и речевого развития обучающихся.
2.Исследование результатов обученности логопатов.
3.Изучение состояния навыков речи детей-логопатов. 1.Характеристика образовательной ситуации.
2.Составление рекомендаций для родителей и учителей.
Коррекционное 1.Коррекция общего и речевого развития детей-логопатов, направленная на формирование УУД, необходимых для их самостоятельной учебной деятельности.1.Проведение индивидуальных логопедических занятий по коррекции общего недоразвития речи, фонетико-фонематических нарушений, нарушений чтения и письма. 1.Сформированность языковых средств и умений пользоваться ими.
Индивидуальное речевое сопровождение обучающегося1.Обеспечение комплексного подхода к коррекции недостатков общего и речевого развития обучающегося. 1. Направление детей по результатам диагностики на обследование и лечение детскому неврологу, психиатру, офтальмологу и другим медицинским специалистам. 1.Беседы с родителями о позитивных результатах комплексного подхода к коррекции речевого недоразвития.
Логопедическое сопровождение включает в себя профессиональную деятельность логопеда, направленную на преодоление у обучающихся и своевременное предупреждение различных форм нарушений устной и письменной речи, пропаганду логопедических знаний среди педагогов и родителей.
Алгоритм логопедического индивидуального речевого сопровождения обучающегося
Работа по выявлению учащихся, нуждающихся в логопедической помощи.
Обследование обучающихся индивидуального обучения, анализ результатов.
Работа с учителями.
Индивидуальные беседы.
.Знакомство учителей с результатами обследования.
Работа с родителями.
Индивидуальные беседы, консультации.
Знакомство родителей с результатами обследования.
Ознакомление с данными медицинского осмотра для уточнения причины и характера речевых нарушений.
Ознакомление с рекомендациями и заключениями ПМПК.
Своевременное направление детей к врачам-специалистам и на ПМПК.
Организационная работа.
Оформление документации.
Составление планов работы.
Оформление журналов логопедического кабинета и учёта детей с нарушением устной и письменной речи.
Заполнение речевых карт.
Комплектование групп, назначение индивидуальных и групповых занятий.
Утверждение расписания занятий.
Оборудование кабинета (подбор и изготовление материала, игр с учётом специфики работы с учащимися с речевой патологией)