Календарно-тематическое планирование факультатива «Руки творят чудеса» с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности








Календарно-тематическое планирование
факультатива «Руки творят чудеса»
с детьми старшего дошкольного возраста
по изобразительной деятельности


Воспитатель по изодеятельности:
Кузина В.С.











пп
ТЕМА
ПРОГРАММНОЕ
СОДЕРДАНИЕ
МАТЕРИАЛЫ


О
К
Я
Б
Р
Ь
«Цветы»





№3 с.2
Познакомить детей с новым способом конструирования – на каркасе. Развивать чувство формы, наблюдательность. Вызвать желание сохранять её красоту в картинах и композициях из природного материала.
Воспитывать бережное отношение к цветам и интерес к окружающей жизни.
Букет цветов из природного материала. Цветы, разные по форме и величине. Иллюстрации с изображением разных цветов. Альбом Н.М.Конышевой «Мастерим. Размышляем. Растём», пластилин, клеёнка, стеки, матерчатые салфетки, семена подсолнуха, тыквенные семечки, засушенные листики, проволока, трубочки, зелёная гофрированная бумага (для стеблей).
Музыкальное сопровождение.


О
К
Я
Б
Р
Ь
«Лесовичок»



№7 с.6
№6 с.32

Учить детей создавать образ Лесовичка. Развивать чувство формы, наблюдательность, творческое воображение. Прививать бережное отношение к природе.
Воспитывать умение работать в коллективе.
2-3 варианта поделок из природного материала. Альбом А. Паславского «Природа, фантазия, творчество», предметные картинки с изображением поделок из природного материала. Шишки, фисташковая скорлупа, пластилин, стеки, клеёнка, салфетки бумажные и матерчатые.
Музыкальное сопровождение.



О
К
Я
Б
Р
Ь
«Домик для шуршунчика»





№6 с.23
Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян; Совершенствовать технику рисования акварельными красками «по - мокрому».
Развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызвать желание сохранять её красоту в аранжировках и флористических композициях.
2 варианта композиции из природного материала. Иллюстрации с изображением осени, открытки, календари. Листы альбомные, карандаши простые. Краски, кисти, стаканы с водой, салфетки матерчатые, засушенные листики (разные), клей ПВА, клеёнка, кисти для клея.
Музыкальное сопровождение.




О
К
Я
Б
Р
Ь
«Грибы под ёлкой»


№6 с.24
Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян;
Развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Иллюстрации с изображением грибов, открытки. Ёжик (мягкая игрушка). Гербарий (разные засушенные листики), клей ПВА, кисти для клея, клеёнка, салфетки матерчатые, краски, кисти, стаканы с водой.
Музыкальное сопровождение.



Н О Я Б Р Ь
«Рыбки»




№6 с.5
Совершенствовать технику лепки (растягивание по плоскости) и технику рисования акварельными красками «по - мокрому». Развивать чувство формы и композиции. Закреплять представление об особенностях внешнего вида рыб. Воспитывать бережное отношение к рыбкам и интерес к подводному миру.
Мягкая игрушка «Кот». Аквариум с рыбками. Иллюстрации с изображением рыб, открытки. Альбом Н.М.Конышевой «Мастерим. Размышляем. Растём». Картон цветной, пластилин, клеёнка, стеки. Краски, кисти, стаканы с водой, салфетки матерчатые, семена подсолнуха, тыквенные семечки, перец чёрный для глаз рыбок.
Музыкальное сопровождение.

Н О Я Б Р Ь
«В подводном царстве»



№6 с.24

Учить детей создавать по замыслу композицию из засушенных листьев.
Развивать чувство формы и композиции. Закреплять представление об особенностях внешнего вида рыб. Воспитывать бережное отношение к рыбкам.
Иллюстрации с изображением рыб, открытки. Игрушечные фотоаппараты. Гербарий (разные засушенные листики), клей ПВА, кисти для клея, клеёнка, салфетки матерчатые, краски, кисти, стаканы с водой.
Музыкальное сопровождение.


Н О Я Б Р Ь
«Вазочка»





№3 с.18
Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян;
Развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызвать желание сохранять её красоту в аранжировках и флористических композициях.
Вазы, разные по форме и величине. Иллюстрации с изображением различных ваз. Альбом Н.М.Конышевой «Мастерим. Размышляем. Растём», пластилин, клеёнка, стеки, салфетки матерчатые,
семена подсолнуха, тыквенные семечки.
Музыкальное сопровождение.




Н О Я Б Р Ь
Тарелочка - «Подарок для мамы»



№3 с.15
Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян;
Развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызвать желание сохранять её красоту в аранжировках и флористических композициях.
Тарелки (бумажные круги разного диаметра), разные по величине. Иллюстрации с изображением различных тарелок. Альбом Н.М.Конышевой «Мастерим. Размышляем. Растём». Гербарий (разные засушенные листики), клей ПВА, кисти для клея, клеёнка, салфетки бумажные и матерчатые.
Музыкальное сопровождение.

Д Е К
А
Б
Р
Ь
«Чудесная мозаика»
- декоративные цветы



№4 с.26
Совершенствовать технику вырезывания по контуру (вырезать цветы и разрезать их по контуру). Учить приклеивать детали цветка на некотором расстоянии друг от друга. Развивать композиционные умения – создавать букет. Воспитывать любовь к прекрасному и бережное отношение к цветам.
Иллюстрации с изображением цветов. Цветы бумажные объёмные, плоскостные. Бумага цветная, ножницы, клей ПВА, кисти для клея, клеёнка, салфетки бумажные и матерчатые. Музыкальное сопровождение.


Д Е К
А
Б
Р
Ь
Декоративная аппликация – «Клумба»








№4 с.24
Учить детей вырезать цветы из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали и составлять из них многоцветные венчики цветов, накладывая, вырезанные формы друг на друга; показать варианты лепестков (округлые, заострённые, с зубчиками); развивать композиционные умения – создавать из цветов узоры на клумбах разной формы. Развивать аккуратность, усидчивость, воображение. Воспитывать интерес к природе.
Музыкальное сопровождение.
Плакаты «Цветочная клумба», «Наш луг», «Детский сад». Цветная бумага, готовые бумажные формы – цветные квадраты разной величины; фантики на бумажной основе, ножницы, простые карандаши, салфетки бумажные, кисти для клея, клей ПВА, клеёнки. Для фона – «клумбы» в форме круга, квадрата, треугольника, овала.
Музыкальное сопровождение.






Д Е К
А
Б
Р
Ь
«Звёздная ночь»









№4 с.84
Учить детей создавать пейзажную композицию в технике бумажной пластике. Расширить возможности применения обрывной аппликации из рваной бумаги для передачи выразительности образа. Развивать чувство формы, мелкую моторику, координировать работу обеих рук. Воспитывать интерес к природе; вызвать интерес к отображению знаний и впечатлений в изобразительном творчестве.
Иллюстрации с изображением гор, календари, открытки.
Цветная бумага, фольга или блёстки, для фона – бумага или картон чёрного, фиолетового, тёмно-синего цвета, клей ПВА, кисти для клея, салфетки бумажные и матерчатые.
Музыкальное сопровождение.





Д Е К
А
Б
Р
Ь
«Мир фантазий»




№4 с.120
Учить детей создавать фантазийные образы. Вызвать интерес к сочетанию изобразительно-выразительных средств при создании зимней композиции. Развивать воображение. Воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замыслов.
Детские иллюстрированные книги. Цветная и белая бумага, ножницы, клей ПВА, кисти для клея, гуашь, кисти разных размеров, стаканы с водой, салфетки бумажные и матерчатые.
Музыкальное сопровождение.



Я
Н
В
А
Р
Ь
«Мишка на Севере»





№4 с.140
Продолжать учить детей самостоятельно передавать несложный сюжет.
Продолжать расширять возможности применения обрывной аппликации из рваной бумаги для передачи выразительности образа. Развивать образное мышление и творческое воображение. Воспитывать интерес и бережное отношение к животным.

Предметные картинки, иллюстрации с изображением животных, которые живут на Севере. Белый медведь – мягкая игрушка. Цветная бумага, листы голубого и чёрного цвета, простые карандаши, фломастеры, клей ПВА, кисти для клея, салфетки бумажные и матерчатые.
Музыкальное сопровождение.



Я
Н
В
А
Р
Ь
«Кот Барсик»







№11 с.22
Продолжать учить детей самостоятельно передавать несложный сюжет.
Продолжать расширять возможности применения обрывной аппликации из рваной бумаги для передачи выразительности образа. Развивать образное мышление и творческое воображение. Воспитывать бережное отношение к животным.

Предметные картинки, иллюстрации с изображением домашних животных. Кот – мягкая игрушка. Цветная бумага, бумага разной фактуры, листы разного цвета для фона, простые карандаши, фломастеры, клей ПВА, кисти для клея, салфетки бумажные и матерчатые.
Музыкальное сопровождение.


Я
Н
В
А
Р
Ь
«Весёлый дуэт кота и мыши»




№8 с.22
Учить детей делать объёмные поделки бумагокручением. Продолжать знакомить с различными свойствами бумаги. Развивать эстетическое восприятие, мышление, воображение, аккуратность в выполнении работы. Воспитывать интерес к природе.
Предметные картинки и иллюстрации с изображением домашних птиц. Петушок – мягкая игрушка. Листы разного цвета для фона. Для кота - 14 полосок гофрированного картона жёлтого цвета (30х0.7 см), для мыши – 18 полосок серой бумаги для пастели (25х0,5 см), для гитары – 5 полосок коричневой бумаги для пастели (25х0,5 см). Клей ПВА, кисти для клея, зубочистки, глазки, компьютерный диск для подставки, салфетки бумажные матерчатые.
Музыкальное сопровождение.


Я
Н
В
А
Р
Ь
«Порхающая бабочка»




№8 с.37
Продолжать знакомить детей с техникой работы с бумагой – бумагопластикой. Закреплять умения детей вырезать предметы по шаблону. Учить проглаживать детали, придавая им объёмную форму. Развивать интерес к ручному труду. Воспитывать заботливое отношение к природе.
Открытки, предметные картинки, иллюстрации с изображением насекомых. Бабочка – игрушка. Простые карандаши, клей ПВА, кисти для клея, салфетки бумажные и матерчатые.
Музыкальное сопровождение.




Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

«Кукла-марионетка»
(1 занятие)





№9 с.53

Познакомить детей с разными видами ткани. Научить детей делать выкройки для лица; Вызвать интерес к поиску выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно; глазки, передавать мимику лица (нос, рот, щёки). Развивать мелкую моторику рук, аккуратность при использовании иглы, ножниц. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Образцы ткани. Портреты известных художников (В.А. Серова, И.Е.Репина, И.Н. Крамского); Тканевые куклы; Капрон телесного цвета, фломастеры для прорисовывания рта, щёк. Ножницы, иглы, нитки, синтепон или вата для наполнения головы, глазки, клей.
Музыкальное сопровождение.


Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь



«Кукла - марионетка»
(2 занятие)






№9 с.59

Продолжать совершенствовать технику работы с ножницами. Научить детей изготавливать волосы для куклы из пряжи, передавая образ более точно, индивидуально (прямые или волнистые волосы, удлинённые или короткие); Мастерить из ткани одежду для марионетки. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность при использовании иглы, ножниц. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Образцы пряжи. Портреты известных художников (В.А. Серова, И.Е.Репина, И.Н. Крамского); Тканевые куклы; Пряжа различного цвета и фактуры, нитки, иглы, ножницы. Ткань разного цвета (40х40), бусы для крепления одежды. Шнурок или нитки «Ирис».
Музыкальное сопровождение.

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
«Декоративные узлы» - украшение коробочки


№11 с.66
Познакомить детей с новой техникой - «ниткопись». Научить детей выкладывать нитками по контуру. Развивать воображение, усидчивость, глазомер, аккуратность в выполнении задания, умение работать в коллективе. Воспитывать интерес к народному ремеслу.
Различные красивые коробочки, шкатулки. Бархатная бумага (для основы узора), шерстяные нитки, мулине, ножницы, клей ПВА, салфетки бумажные. Листы формата А4, цветные карандаши для рисования декоративных узоров.
Музыкальное сопровождение.

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
Салфетки «Забавные зверюшки». Вышивание по криволинейному контуру

№11 с.70
Познакомить с новым видом работы – вышивание по криволинейному контуру, шов «вперёд иголку». Научить детей украшать края салфетки «мережкой». Развивать воображение, усидчивость, глазомер, аккуратность в выполнении задания. Воспитывать интерес к вышиванию.
Салфетки: «Уточка», «Слоник». Образцы ткани, ткань 20х20, цветные нитки, иглы, ножницы, мел или обмылок (для рисования контура).
Музыкальное сопровождение.


М
А
Р
Т
«Подарок для мамы»






№9 с. 110
Научить детей создавать новые композиционные решения «Знакомая форма - новый образ». Развивать мелкую моторику рук, координировать работу рук и глаз. Вызывать интерес к самостоятельному освоению новых изобразительных средств художественно-образной выразительности. Воспитывать любовь к родному человеку.

Вазы для цветов из различного материала. Пластмассовые баночки, бутылочки. Цветная пряжа, верёвка бельевая, клей. Ткань в цветах (для создания узора на вазе).
Музыкальное сопровождение.


М
А
Р
Т
«Весенний дождик»
(1 занятие)


№11 с.73
Научить детей пришивать аппликацию из ткани к основе; Совершенствовать технику вышивания прямых линий (дождик). Развивать воображение, творческое мышление, усидчивость, аккуратность в выполнении задания. Воспитывать любовь к природе.
Иллюстрации с изображением весны. Предметные картинки цветочной поляны. Ткань голубая (40х40) – основа, белая – облако, белые нитки, иглы, ножницы. Музыкальное сопровождение.

М
А
Р
Т
«Весенний дождик»
(2 занятие)




№11 с.73
Совершенствовать технику пришивать «полянку» к основе, оформлять цветочную поляну (при - пришивать пуговицы); украшать края салфетки «мережкой». Развивать воображение, творческое мышление, усидчивость, аккуратность в выполнении задания. Воспитывать любовь к природе.

Иллюстрации с изображением весны. Предметные картинки цветочной поляны. Пуговицы круглые разного цвета и диаметра, в виде цветочков. Нитки разного цвета, иглы, ножницы.
Музыкальное сопровождение.





М
А
Р
Т
«Пушистые картинки»





№4 с.156
Учить детей делать аппликацию из шерстяных ниток. Обогатить аппликативную технику – показать два разных способа создания образа: контурное и силуэтное. Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к изобразительному искусству.

2 варианта картин из пряжи для показа. Шерстяные нитки разного цвета – нарезанные (по 15-20 см) и в небольших клубках. Ножницы, клей ПВА, клеевые кисти, цветной картон, простые карандаши. Корзинка с клубками ниток.
Музыкальное сопровождение.

А
П
Р
Е
Л
Ь
«Пасхальное яйцо»
(1 занятие)

№4 с.168
Обобщить и расширить опыт художественной деятельности в технике «Папье - маше». Развивать мелкую моторику, ловкость, усидчивость, аккуратность. Воспитывать интерес к созданию бытового пространства.

Расписные яйца. Иллюстрации с изображением различных «писанок». Мягкая рыхлая бумага (старые газеты), контейнеры для клейстера и воды; кисти клеевые, вазелин или жирный крем, клейстер из муки, формы (болванки) для обклеивания, салфетки матерчатые.
Музыкальное сопровождение.


А
П
Р
Е
Л
Ь
«Пасхальное яйцо»
(2 занятие)

№5 с.62
Совершенствовать технику изобразительной деятельности (украшение посуды). Развивать мелкую моторику, ловкость, усидчивость, аккуратность. Воспитывать интерес к празднику.
Расписные яйца. Иллюстрации с изображением различных «писанок». Краски гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки матерчатые.
Музыкальное сопровождение.

А
П
Р
Е
Л
Ь
«Пчёлка»




№10 с.2
Научить детей создавать новые композиционные решения «Знакомая форма - новый образ». Совершенствовать технику аппликации, лепки. Развивать творческое воображение, мышление, чувство композиции. Воспитывать интерес к ручному труду.
Сюжетные картинки «Насекомые», предметные картинки с изображением пчёл. Карандаши простые, чёрная и голубая самоклеящаяся бумага (для полос и крыльев), ножницы. Шерстяные нитки (для чёлки) пластилин. Салфетки матерчатые и бумажные.
Музыкальное сопровождение.


А
П
Р
Е
Л
Ь
«Верба в вазе»






конспект


Научить детей передавать все характерные признаки распустившейся вербы при помощи ваты; украшать бутылку цветными верёвками. Развивать мелкую моторику рук, координировать работу рук и глаз. Вызывать интерес к самостоятельному освоению новых изобразительных средств художественно-образной выразительности. Воспитывать дружеские отношения в коллективе.
Иллюстрации с изображением вербы. Веточка вербы с распущенными почками. Веточки, вата (для изображения почек), пластилин, стеки. Бутылка стеклянная, бельевая цветная верёвка, ножницы. Салфетки бумажные.
Музыкальное сопровождение.












Список литературы:

«От рождения до школы» - Веракса Н.Е. (примерная основная программа дошкольного образования).
Ильичова Т.И. Кружок «Умелые руки».- СПб.: Кристалл; Валери СПб, 1997г.
Конышева Н.М. Мастерим, размышляем, растём. Практические материалы к занятиям художественно-конструкторской деятельностью со старшими дошкольниками. -М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003г.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. –М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009г.
Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду» старшая группа. –М.: Издательский дом «Цветной мир», 2011г.
Панфилова Т.Ф. Обучение детей работе с природными материалами: Методика и практика. –М.: Школьная пресса, 2004г.
Паславский А. Природа, фантазия, творчество. Издательство «Веселка», 1978г.
Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. –М.: Издательство «Скрипторий 20032, 2008г.
Проснякова Т.Н. Технология. Творческая мастерская, 2009г.
Фирсова Г.Н. «Шарики - лошарики». Рельефная аппликация, 2009г.
11.Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества, 2008г.













15