ДОКЛАД на тему: «Формирование музыкальной культуры подростков в процессе кружковой работы».


ДОКЛАД на тему: «Формирование музыкальной культуры подростков в процессе кружковой работы».
Воспитание подрастающего поколения невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без глубокого овладения опытом мирового культурного наследия прошлого. В процессе формирования духовно богатой личности значительную роль играет музыкальная культура.
В настоящее время отмечается целый ряд негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утрата нравственных и культурных ориентиров, отчуждение детей и подростков от культурного музыкального наследия.
В создавшихся условиях остро стоит вопрос о формировании музыкальной культуры подрастающего поколения с акцентом на активное формирование личности, воспитание музыкально-эстетических ориентаций. Проблема совершенствования условий, форм и методов формирования музыкальной культуры подростков сегодня имеет особую актуальность. Данную проблему необходимо планомерно и целенаправленно решать в школьной и внешкольной работе, а также полнее задействовать возможности кружковой работы.
Анализ научной литературы позволил определить различные подходы к определению понятия «музыкальная культура». Социологический аспект данного понятия разрабатывали Р.И. Грубер, А.Н. Сохор, философско-эстетические основы теории музыкальной культуры нашли свое развитие в трудах Р.А. Тельчаровой. Психолого-педагогические аспекты освещены в работах Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Г.М. Цыпина и других авторов. К формированию музыкальной культуры подростков обращались множество современных авторов. Так, А.А. Авдеева и Г.В. Шостак рассматривали формирование музыкальной культуры подростков средствами музыкальных массовых жанров. В.Л. Власенко, Н.В. Гузий и А.П. Мальцева изучали этот процесс в учреждениях дополнительного образования; А.Г Болгарский, О.С. Изюрова, О.П. Киринг – в условиях самодеятельности; З.П. Батрукова – в полиэтнической среде. Музыкальная культура рассматривалась также как фактор формирования духовной культуры и общечеловеческих ценностей подростков (Е.В. Батолина-Корнева, Е.В. Ванина, Л.А. Кузьмичев, Ю.А. Левченко), развития слушательской культуры (Н.С. Ломакина), мотивационной сферы (Н.А. Тараканова), музыкального кругозора (С.В. Попова), индивидуальности (Н.С. Архангельская), самостоятельности (Д.В. Харичева). Формирование музыкальной культуры подростков в условиях вокального кружка в литературе не рассматривалось.
Музыкальная культура, как указывает В.С. Цуккерман – это часть духовной и художественно-эстетической культуры данного общества в определенный конкретно-исторический момент его развития.
Для обеспечения эффективности процесса формирования музыкальной культуры подростков необходимо соблюдение ряда условий: наличие музыкально-эстетической среды, высокий уровень педагогической и музыкальной культуры педагога, организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности, активизация межличностного общения между подростками, учет возрастных особенностей, точны отбор содержания музыкально-эстетического образования. При условии правильного воспитания кружкового коллектива, он становится действенным инструментом и средой для формирования музыкальной культуры подростков.
Вокальный кружок обладает универсальными воспитательными возможностями, приобщая воспитанников сразу к нескольким видам художественного творчества – поэзии, музыке, танцу, театральной деятельности и др. В задачи деятельности руководителя вокального кружка входят не только совершенствование вокальных навыков, но и расширение их культурного кругозора, эстетическое развитие, стимулирование активной музыкально-творческой деятельности.
С целью выявления эффективности психолого-педагогических условий, методов и приемов работы на занятиях вокального кружка нами было проведено экспериментальное исследование. Базой исследования стала муниципальная бюджетная общеобразовательная школа № 1 села Шаран Шаранского района Республики Башкортостан. Апробация предлагаемой программы по формированию музыкальной культуры подростков была проведена в вокальном кружке «Школьные годы» средней общеобразовательной школы № 1 села Шаран.
Для диагностики компонентов музыкальной культуры подростков на констатирующем и контрольном этапах работы нами была адаптирована методика, предлагаемая Н.А. Потапчук. Полное описание методики приводится в Приложении 2.
Начальный уровень сформированности музыкальной культуры подростков обеих групп одинаковый, более половины подростков выборки (60%) имеют низкий уровень сформированности музыкальной культуры.
На формирующем этапе нами проводились занятия в вокальном кружке на основе разработанной программы по формированию музыкальной культуры подростков. Направленность программы – художественно-эстетическая, тип – дополнительная образовательная программа.
На занятиях нами применялся обширный круг воспитательных, общепедагогических, музыкально-педагогических и специальных вокальных методов и приемов работы, в совокупности способствующих формированию музыкальной культуры подростков. Акцентировались методы, побуждающие подростков к активной и творчески наполненной, положительно эмоционально окрашенной музыкальной деятельности.
Условием успешности формирования музыкальной культуры подростков в вокальном кружке являются также правильная организация основных форм вокально-певческой работы, разнообразный в жанровом и стилевом отношении певческий репертуар, возможность концертной и разнообразной творческой деятельности.
После проведения работы по нашей программе нами был проведен контрольный этап экспериментальной работы. В результате контрольной диагностики нами выявлено, что уровень музыкальной культуры подростков экспериментальной группы значительно повысился. В экспериментальной группе нет подростков с низким уровнем музыкальной культуры, 60% группы показывают средний уровень и 40% группы – высокий уровень сформированности музыкальной культуры. Наблюдается значительная динамика в компонентах музыкальной культуры – мотивационном, познавательном, в показателе творческой активности. В контрольной группе показатели музыкальной культуры воспитанников остались приблизительно на том же уровне, что и в начале исследования.
Уровень музыкальной культуры у подростков контрольной группы на контрольном этапе значительно ниже, чем у подростков экспериментальной группы. Это подтверждает эффективность проведенной работы по программе, верный выбор методов, форм, приемов работы с подростками.
Выдвинутая нами гипотеза о том, что формирование музыкальной культуры подростков будет проходить эффективнее в условиях целенаправленной кружковой работы, комплексно воздействующей на эмоционально-личностную, познавательную и деятельностную сферу подростков, – получила подтверждение.