«Развитие детской одаренности в условиях современного образования: опыт, проблемы, перспективы»

«Развитие детской одаренности в условиях современного образования: опыт, проблемы, перспективы»
Проблема развития одарённости в нашей школе стала наиболее актуальной последние несколько лет. Именно в это время мы начали искать возможные формы и методы работы с одарёнными детьми. Но для этого надо было создать такие условия, при которых ученик открывал бы для себя новое, умел бы удивляться познанию. Организация такой учебной деятельности – это основная, наиболее трудная задача, с которой мы столкнулись, работая с детьми, имеющими высокий уровень учебных возможностей. Трудность ее обусловлена тем, что методы традиционного обучения оказались недостаточными для формирования внутренней мотивации, направленности личности на интеллектуальное развитие. Будучи уверенными, в том, что способность к самосовершенствованию может формироваться только в творческом процессе, мы определили следующие основополагающие условия для реализации возможностей каждого ученика:
создание развивающей среды для реализации возможностей каждого ученика;
погружение ученика в исследовательский поиск.
наличие творческого потенциала самого учителя, его собственная одаренность.
В нашей школе разработана и внедрена «Программа работы с одарёнными детьми», ведущими идеями которой являются:
- ориентация на максимально возможное развитие способностей ученика, на приоритет вечных ценностей. Она определяет развитие интеллекта в тесной взаимосвязи с общечеловеческими нормами поведения, культурой общения, интеллигентностью как высшей формой воспитанности;
- свобода выбора каждым учеником содержания и форм образования, что создаст условия для максимального развития детей с разным характером интеллектуальной одарённости;
- создание особой атмосферы доверия, искренности, готовности к взаимопомощи и принятию критической оценки.
Важным условием в реализации Программы является умение отыскать среди множества учеников талантливых детей Процесс выявления одарённых детей основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции. Эта задача - выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности – является одной из важнейших в работе учителя и классного руководителя. В основе поиска юных дарований комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов.


Программа работы с одарёнными детьми.

Цель программы: б
Создание системы деятельности школы по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности.
Основные задачи:
создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития детей с высоким уровнем обученности.
изучение факторов целенаправленного психолого-педагогического содействия процессам развития личности, эффективной реализации способностей к неограниченному развитию индивидуальности каждого субъекта педагогического процесса;
совершенствование системы подготовки учителя, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся; педагогов, работающих со способными детьми, индивидуальных образовательных программ, научно-педагогической литературы;
установление сотрудничества в работе с одаренными детьми с заинтересованными лицами.
Ожидаемые результаты:
Формирование системы работы с одаренными учащимися.
Творческая самореализация учащихся и выпускников школы.
Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
Повышение квалификации педагогов.
Этапы реализации:
1 этап: диагностико - прогностический
Создание:
банка данных по детям с высоким уровнем обученности;
банка творческих работ учащихся;
банка текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов;
рекомендаций по работе с детьми с высоким уровнем обученности.
Организация:
системы дополнительных занятий;
творческого экзамена за учебный год;
внеклассной работы по предмету;
исследовательской деятельности..
2 этап: деятельностный
Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
Внедрение метода проектов.
Учет индивидуальных достижений (портфолио)
Проведение выставок детского творчества.
Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.
3 этап: констатирующий
Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми.
1. Актуальность разработки программы:
В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в  случае роста интеллектуального уровня тех, кто в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
В основе программы Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой. Основные парадигмы развития одаренности:
1. Все дети одарены от природы.
2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.
 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения.
В последние годы можно наблюдать расширение числа участников и победителей предметных олимпиад, участников НПК, конкурсов и соревнований и, как следствие, высоких образовательных достижений.
Хочется так же отметить увеличения интереса детей к занятиям исследовательской деятельности. Наблюдается увеличение числа  участников  школьного этапа научно-практической конференции. Одновременно возрастает качество представляемых работ.       Улучшение работы учителей в данном направлении, привело к возникновению проблем выявления, поддержки и развития одаренных детей.  Их решение должна обеспечить Программа, связанная с координацией деятельности всех педагогов школы. Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования. Другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности.

3. Концепция Программы 
В научно-методической литературе отмечается, что ученики отличаются друг от друга, прежде всего способностями к учению, т. е. одаренностью, а также  обучаемостью. И, хотя одарённых детей в классах единицы, будем исходить в определении способный ученик – одарённый.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
 1. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
3. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
4. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
5. Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
 4.Условия успешной работы с одаренными учащимися
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, которые, на наш взгляд, должны быть    увлеченными своим делом,    способными к экспериментальной, научной и творческой деятельности,    профессионально грамотными,   интеллектуальными, нравственными и эрудированными,   проводниками передовых педагогических технологий.        
 Формы работы с одарёнными учащимися в школе различны:  
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
кружки по интересам;
занятия исследовательской деятельностью;
НОУ «Эврика» совместно с Калиновским досуговым центром;
конкурсы различного уровня (школьные, районные, окружные, областные, международные);
интеллектуальные марафоны;
научно-практические конференции различного уровня (школьные, районные, окружные, областные);
участие в олимпиадах (школьных, районных, областных);


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Мы начинаем эту работу с первого класса. Выявив талантливого ученика на начальном этапе обучения, стараемся установить сотрудничество учителя начальных классов, ребёнка и учителя – специалиста предмета, в котором проявляется одарённость.
Естественно, каждому учителю самому приходится много работать над созданием собственной системы личностных, деловых, нравственных качеств, в основе которой - желание развить исходные возможности ученика.
В обучении: в каждом классе, на каждом учебном предмете материал организован на разных уровнях. Одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения. У учителей накоплен банк разноуровневых заданий и упражнений по предметам учебного плана школы. Создание системы элективных курсов в рамках школьного компонента дают возможность учащемуся индивидуализировать свою образовательную траекторию при полном сохранении базиса; организовать предпрофильную и профильную подготовку школьников. Большое количество курсов по выбору, возможность самостоятельного выбора и комбинирования их дает возможность организации большого числа образовательных профилей, отвечающих запросам ученика.
Элективные курсы по выбору позволяют часть времени отдавать изучению предметов, соответствующих особым интересам и потребностям одаренных детей, что способствует в дальнейшем специализации обучения. Введение элективных курсов в школе предполагает знакомство учащихся с самыми разными областями и предметами изучения, которые могут их заинтересовать. В результате расширяется круг интересов, и у ребенка формируется представление о том, что он хотел бы изучать более глубоко. Учителями разработаны и проводятся элективные курсы для обучающихся 8 - 11 классов.
В воспитании: организованная воспитывающая среда школы позволяет создавать у обучающихся мотивацию к выработке активной жизненной позиции, формирует высокий уровень и прочную устойчивость культуры, нравственности, творческой активности и социальной зрелости, проявляемой учащимися в жизни и деятельности, в повседневном поведении, как в школе, так и вне школы.
Взаимодействие с родителями: в школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. Родители вовлекаются в жизнедеятельность школы через познавательные, творческие и спортивные мероприятия.
Жизнеспособность системы работы с одаренными детьми подтверждается наличием в школе победителей и призеров различных уровней предметных олимпиад (районных, областных, всероссийских), призеров конкурсов научно-исследовательских работ учащихся, творческих и спортивных конкурсов и соревнований. Благодаря системной и планомерной работе всего коллектива сотрудников школы одаренные дети становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь.
Безусловно, процесс выявления и поддержки юных дарований – сложен и многогранен. Но очевидно, что работа с одаренными детьми будет успешной только в том случае, если руководят этим непростым процессом становления юных талантливых граждан России так же одаренные взрослые – педагоги.



Педагоги-
ческое сопровождение одарённого ребёнка


Интеллектуальные марафоны


Участие в олимпиадах


Исследова-
тельская деятельность


Научно-практические конференции

Групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися


Кружки по интересам


Одарённый
ребёнок