Использование метода Судзуки в воспитании музыкальной одаренности дошкольников подготовительной группе детской музыкально-хоровой школы Мечта


Применение метода Судзуки в воспитании музыкальной одаренности дошкольников
на занятиях в подготовительных группах ДМХШ «Мечта»
В последнее время многие родители обеспокоены выбором - куда отдать ребенка учиться, помимо детского сада. Считается, что посещать только занятия в детском саду недостаточно, посещать дополнительные занятия и хорошо, и престижно, тем более, в наше время их очень большое количество. И понимая, что детям-дошкольникам 3 лет можно только развиваться, ввиду их кратковременного внимания, памяти, а не заниматься непосредственно уроками, образовательная индустрия предлагает различные кружки, подготовительные группы и .д. В нашей школе тоже уже давно работают платные подготовительные группы для детей от 3 лет, в которых мы предлагаем родителям развивать детей музыкально. Для детей 3-4 лет образована подготовительная группа "Росток", где дети посещают 30-минутные занятия по вокальному ансамблю и обучаются игре на металлофоне, для детей постарше - группа "Аленький цветочек" - где дети посещают занятия "Вокальный ансамбль" и "Групповое фортепиано". Во многом, обучение в нашей подготовительной группе совпадает с методом Судзуки, который основан на принципе, что все дети обладают способностями и что эта способность может быть развита и повышена за счет благоприятной окружающей среды. Вот о методе Синити Судзуки я сегодня и хотела бы рассказать. Он сделал гениальное открытие: каждый ребенок может научиться игре на музыкальном инструменте (или научиться чему-то другому) подобно тому, как он обучается родному языку. «Музыкальность - не врожденный талант, а способность, которая, как и любая другая, может быть развита. Любой ребёнок, обученный должным образом, может стать музыкальным. Это не сложнее, чем говорить на родном языке», - говорит Синити Судзуки
Метод Судзуки называется «метод родного языка», а вся система детского развития по методу Судзуки - «Воспитание талантов».
Когда ребенок учится говорить, огромное значение имеют следующие моменты:
1. Раннее начало
2. Вовлечение родителей, их любовь
3. Активное прослушивание
4. Донотное обучение
5. Социальная среда
6. Единый репертуар, используемый в школах Судзуки по всему миру
7. Пошаговый подход
8. Словарь
9. Повторение
10. Память
По мнению Судзуки, все эти вещи работают и при обучении игре на музыкальном инструменте. Этот подход работает также при обучении математике, искусству и поэзии. По сути, он универсален.
1. Раннее начало
Раннее начало занятий очень важно, ведь первые годы жизни ребенка - это критическое время для развития умственных процессов и координации мышц. Два - три - четыре года - пик усвоения родного языка. Слух малыша настроен на то, чтобы все впитывать, усваивать, поэтому и учиться музыке лучше сейчас. В большинстве стран в школах Судзуки начинают обучать детей в возрасте 3-4 лет. Но окружить ребенка прекрасной музыкой, так же как он окружен звуками родной речи, нужно с самого рождения. Тем самым Вы воздвигните первые кирпичики в музыкальном образовании малыша.
2. Вовлечение родителей, их любовь
По мнению Судзуки, вовлечение родителей в процесс обучения музыкальным навыкам играет очень важную роль, как и в преподавании языковых навыков. В методе Судзуки краеугольным камнем является гармоничное взаимодействие учителя, родителя и ребенка. Роль родителя заключается прежде всего в том, чтобы ходить с малышом на все уроки, делать заметки, заниматься с ребенком дома. По сути, мама или папа становятся домашними учителями своего юного музыканта. Некоторые родители даже сами начинают учиться игре на инструменте, чтобы передать ребенку свой опыт. Синити Судзуки говорил, что для того, чтобы у ребенка была правильная осанка и постановка руки, необходимо сначала научить этому родителей. В обязанности родителя входит посещение концертов, летних школ и прочих мероприятий с ребенком.
Дети учатся на энтузиазме, и их успехи нуждаются в поддержке, а выступления в поощрении. Родителям нужно хвалить ребенка за каждое самое маленькое достижение (как за достижение в произнесении первых слов), а также иметь терпение бесконечно исправлять его. Обучение должно проходить в атмосфере любви. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка играть на музыкальных инструментах «из-под палки». Никогда нельзя заставлять ребенка заниматься музыкой. На наши занятия дети также ходят с родителями – они являются их помощниками и ещё, что также очень важно, усваивают то, что дается на уроке детям и могут помогать в обучении дома.
3. Активное прослушивание
Дети учатся говорить, внимательно слушая речь родителей. Судзуки предложил перенести эту идею на музыкальное образование: окружить ребенка с рождения качественным музыкальным фоном. Чем чаще они слушают музыку, тем проще им научиться играть на инструменте. Постоянное прослушивание записей репертуара Судзуки является обязательным элементом работы над музыкальным произведением.
4. Донотное обучение
Детей учат читать всегда только через несколько лет после того, как они научатся говорить. В соответствии с методом Судзуки дети всегда сначала учатся играть на музыкальных инструментах, прежде чем изучать ноты. Главная задача на первом этапе - поставить руки, добиться точной интонации и красивого звучания. Эта форма также активно используется у нас, особенно с детьми 3-4 лет на занятиях по металлофону и 5-6-летками на групповом фортепиано.
5. Социальная среда
Дети всегда учатся языку в своей семье, а также с друзьями. Позитивный настрой должен создаваться на уроках музыки и во время домашних занятий. Родители должны создать благоприятные условия для обучения. Вся семья должна радоваться успехам крохи. Мотивацией для малышей является игра старших детей: слушая более технически совершенную и сложную игру своих старших товарищей, малыши стремятся как можно скорее достигнуть их уровня. В школах Судзуки есть как индивидуальные уроки, так и групповые занятия. У нас проводятся концерты - новогодние, к 8 марта и выпускные, где дошкольники как сами принимают участие, так и слушают ребят постарше., берут с них пример. Часто на уроки приглашаются дети и выступают перед ребятами.
6. Единый репертуар, используемый в школах Судзуки по всему миру
Для каждого инструмента в школах Судзуки свой единый репертуар. Дети во всем мире учатся по одним произведениям. Благодаря этой единой среде дети всего мира легко играют на концертах друг с другом без репетиции. Школы Судзуки разных стран проводят слеты, концерты, летние лагеря, где 10, 50, 100, 1000 маленьких детей из разных стран, разных национальностей исполняют вместе одно произведение. Таким образом, происходит социальное взаимодействие с другими детьми. Дети со всего мира могут общаться друг с другом с помощью языка музыки.
7. Пошаговый подход
После того, как выучен музыкальный текст, наступает работа над хорошим звуком, фразировкой и музыкальной чувствительностью. Когда ребенок может в совершенстве исполнить одну пьесу, ему можно дать еще одну, но продолжать работать над обеими. Это процесс продолжается с каждой новой пьесой. Синити Судзуки говорил: «Выучив одну вещь, практикуйся и шлифуй ее каждый день на протяжении примерно трех месяцев… пока ты не достигнешь следующего, более высокого уровня. Здесь речь идет не о технике, а о духе и сердце».
8. Словарь
При развитии речевых навыков ребенок, узнав слово и научившись его использовать, не отказывается от него при дальнейшем расширении словарного запаса. Он на протяжении всей последующей жизни продолжает использовать слова, которые узнал в детстве. Так и в музыкальном развитии: ученики повторяют уже пройденные сочинения, постепенно используя все новые навыки и приемы. Каждое музыкальное произведение - кирпичик в обучении музыке. Музыкальные произведения, которые дети выучили на ранней стадии обучения, всегда используются как техническая основа для более сложных произведений. При этом необходимо заниматься каждый день.
9. Повторение
Очень важный принцип – повторение. Ведь все способности ребенка развиваются в процессе практики. Судзуки отмечал, что навык приобретается лишь в результате постоянных повторений.
10. Память
Обучение нотной грамоте начинается после того, как ребенок хорошо научится играть на музыкальном инструменте. Малыши на уроках должны играть без нот. Это способствует развитию у ребенка памяти и ускоряет процесс обучения. Ни на одном концерте по методу Судзуки дети не играют по нотам, исключительно по памяти. Судзуки приводил цитату Дайсецу Судзуки: «Человек может строить умозаключения и создавать новые идеи только на базе сведений, накопленных в его памяти. Если имеется база памяти, то присутствует и опыт, а если есть опыт, то человек обладает мышлением».
Цель Метода Судзуки
Хотя многие ученики Судзуки сделали успешную карьеру в музыке, а система детского развития по методу Судзуки получила название «Воспитание талантов», профессор не ставил себе цель вырастить гениев. «Воспитание талантов» неправильно понимается многими как «для одаренных». Это не так. Синити Судзуки отмечал: «Моя цель — сделать из малыша не музыканта, а хорошего, благородного человека. Полюбив хорошую музыку, мои ученики будут стремиться к красоте и гармонии во всех сторонах жизни». Он настаивал: «Я всего лишь хочу воспитать хороших граждан. Если ребенок с момента своего рождения слушает хорошую музыку и учится играть сам, в нем развиваются глубокие чувства, дисциплина и выносливость. Он приобретает доброе сердце. Если вся нация сообща возьмется за воспитание детей, то, возможно, удастся избежать войны». И это действительно так. По многочисленным исследованиям, дети, получившие муз.образование очень редко совершают противоправные поступки. Они легко находят точки соприкосновения с другими людьми, они коммуникабельны и эмоционально отзывчивые.
Итак, цель методики – не в том, чтобы отыскивать среди обучающихся гениев, а чтобы раскрыть способности каждого ребенка посредством игры на музыкальном инструменте.
Неудивительно, что многие гениальные люди в той или иной степени владели музыкальным инструментом. Эйнштейну было 16 лет, когда ему пришла в голову идея, совершившая впоследствии революцию в мире физики, и он сам говорил позднее: «Эта мысль пришла ко мне интуитивно, а движущей силой интуиции была музыка. Мое новое открытие стало результатом музыкального восприятия».
Преимущество метода Судзуки в том, что он не отбирает, а развивает детей. А это и востребовано родителями дошкольников – распознать в ребенке наклонности, интересы и увлечения. Раннее начало дает определенные преимущества. Аналогичные раннему чтению, ранним занятиям математикой и т.д. При хорошей организации учебного процесса у детей не возникает кризиса после первых лет занятий инструментом (вспомните, сколько ваших друзей бросили музыкальную школу после 2-3 лет занятий, как только начались первые сложности). Дети любят уроки, им нравится музицировать вместе. По словам преподавателей одной из школ Судзуки в Италии, их ученики выиграли много международных исполнительских конкурсов.
Сам Судзуки заявлял, что цель его метода - это не подготовка профессиональных музыкантов, а развитие изначально заложенной природой в каждом ребенке музыкальности. Хотя многие ученики школ Судзуки стали в будущем профессионалами - настолько сильной стала их любовь к музыке. Школа Судзуки не готовит профессиональных музыкантов, и те, кто хотят ими стать, после ее окончания должен поступить в традиционную музыкальную школу (училище и т.д.). Часто при этом оказывается, что "непрофессионально" подготовленный ребенок в школе Судзуки намного более музыкально развит своего соученика, изначально учившегося по традиционным методикам.
Во многих странах есть специальные школы при Ассоциациях Судзуки, готовящие преподавателей по методу Судзуки. Набор в эти школы проходит по конкурсу. Есть специальные курсы, проводимые по субботам-воскресеньям. Требования к будущему педагогу Судзуки: любовь к детям, работа не ради денег, а и ради музыки и детей, диплом на уровне музыкального училища или консерватории, желателен опыт работы с детьми и знание иностранных языков. Все претенденты проходят прослушивание, где проверяется их исполнительский уровень. Полный курс обучения для педагогов длится 5 лет. В конце каждого года проводится экзамен с присвоением уровня. Т.е. педагог, сдавший экзамен за первый год имеет первый уровень, за второй - второй и т.д. Только начиная с третьего уровня педагог имеет право открыть свою школу Судзуки. Ассоциации публикуют список педагогов, сдавших экзамены с указанием уровня, домашнего адреса и телефона. Вы можете написать любому педагогу и задать любой интересующий вас вопрос.
Краткая биография - Синити Судзуки стал основателем нового движения в обучении игре на скрипке. Всемирно известный скрипач, участник квартета Судзуки, он на примере обучения игре на скрипке раскрыл принципы воспитания таланта в целом, и назвал свой метод «методом воспитания талантов». С. Судзуки создал в Японии Институт воспитания талантов.
Родился в Нагое в 1898 году, был одним из двенадцати детей Масакити Судзуки — владельца фабрики по производству скрипок. В детстве Синъити работал на фабрике отца, а в 17 лет, услышав запись выступления скрипача Миши Эльмана, начал самостоятельно учиться играть на скрипке. Когда Синъити было 22 года, друг его отца, маркиз Ёситика Токугава (яп.) убедил Судзуки-старшего отправить сына учиться в Германию, и с 1921 по 1928 года Синъити учился в Берлинской консерватории у Карла Клингера. В Германии Синъити также лично общался с Альбертом Эйнштейном. В 1928 Синъити женился на Вальтрауд Пранге (1905—2000), с которой прожил всю оставшуюся жизнь. В 1930 он вернулся в Японию и вместе с братьями создал струнный квартет, а также начал преподавать в Императорской музыкальной школе и музыкальной школе Кунитати в Токио. Во время Второй мировой войны скрипичная фабрика отца Судзуки была уничтожена во время налёта американских ВВС, погиб один из его братьев. Семья Судзуки осталась без гроша и, чтобы прокормиться, Синъити давал уроки детям-сиротам в городах, где он жил. Один из первых учеников Судзуки — Кодзи Тоёда (англ.) начал учиться у мастера в возрасте 3,5 лет и с ним Синъити приступил к разработке своей философии преподавания музыки.
Синъити Судзуки был в Японии национальным покровителем международного братства профессиональных музыкантов Delta Omicron (англ.) Синъити Судзуки умер в своем доме в Мацумото 26 января 1998 года в возрасте 99 лет.
Основные принципы, которым следовал Судзуки в преподавании музыки:
Человек является продуктом своего окружения.
Чем раньше, тем лучше — не только музыка, но и все обучение.
Повторение опыта имеет важное значение для обучения.
Учителя и родители (взрослое окружение) должны сами быть на высоком уровне и продолжать личностный рост, передавая его ребёнку.
Система или метод обучения должны включать иллюстрации для ребёнка, основанные на понимании учителя — что, когда и как.
Гносеологический аспект обучения, или, как назвал его сам Судзуки, «родной язык» философии, заключается в том, что дети учатся, наблюдая за окружающим миром. Идеи Судзуки получили широкое распространение во всем мире, движение его последователей продолжает использовать теории, выдвинутые им в середине 1940-х. Свою философию преподавания музыки Судзуки изложил в книгах, переведённых на английский его женой Вальтрауд Пранге.
Как можно использовать положения метода Судзуки в домашних условиях (при занятиях с обычным педагогом или даже без него)?
Во-первых, давать ребенку слушать как можно больше хорошей и разнообразной музыки. Музыка может звучать негромко как фон повседневной жизни. Например, вы просыпаетесь и ставите кассету (диск). Музыку выбирайте в зависимости от вашего настроения. Для спокойных занятий хорошо подходят Времена года Вивальди, симфонии Гайдна и Моцарта. Для поднятия духа - Бетховен или Славянские танцы Дворжака.
Во-вторых, ребенок должен прослушивать несколько раз в день произведения, которые разучивает (или будет разучивать в будущем). Найти записи некоторых произведений несложно (например, фортепьянных пьес Грига или Чайковского). Найти же записи других произведений зачастую просто невозможно. Попросите учителя вашего ребенка или знакомых, которые умеют играть (желательно на определенном уровне) записать вам кассету.
В-третьих, старайтесь присутствовать на всех уроках вашего ребенка, пытайтесь разобраться во всем материале, который он проходит, если совсем далеки от музыки, возьмите несколько частных уроков по инструменту, на котором учится играть ваш малыш. Читайте книги по музыке, ходите на концерты. Это вам поможет в занятиях с малышом дома.
В-четвертых, организация домашних занятий лежит на вас. Старайтесь заинтересовать малыша занятиями. Помните, что маленьким детям трудно концентрироваться на длительное время. Поэтому ежедневные занятия должны состоять не из одного занятия, которое длится полчаса-час, а из нескольких мини-уроков по 3-5 минут. Искренне хвалите малыша даже за самые незначительные успехи, старайтесь не раздражаться, если что-то не получается.
В-пятых, во время занятия (в классе и дома) основное внимание уделяется правильному положению за инструментом и извлечению красивого звука. Именно поэтому вы должны знать, как ребенок должен сидеть за инструментом или как должен держать его. На подготовительных этапах в школах Судзуки используются ненастоящие инструменты (например, деревянная скрипка без струн и настоящий смычок). Ставится кассета и ребенок изображает, что он играет. Аналогично, практикуется игра на фортепиано с закрытой крышкой (при имитации исполнения произведения можно напевать его или (если петь не умеете) ставите кассету с его записью).
В-шестых, метод подразумевает коллективное музицирование. Для этого или подружитесь с другими семьями, где есть музицирующий малыш, или играйте сами вместе с ребенком.