Урок по русскому языку для 6 класса Имя прилагательное как часть речи

Урок по русскому языку для 6 класса «Имя прилагательное как часть речи».


Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Требования к уровню подготовки учащихся:
учащиеся должны:
знать общее грамматическое значение, морфологические признаки,
синтаксическую роль прилагательного;
уметь аргументировано доказывать принадлежность слова к имени прилагательному;
отличать прилагательное от однокоренных слов других частей речи по
совокупности признаков;
правильно использовать имена прилагательные в речи.

Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория 5-9 кл.» В.В. Бабайцева,
Л.Д.Чеснокова; «Русский язык. Практика. 6 класс»/ Под ред. Г.К.Лидман-
Орловой, репродукции картин художников- импрессионистов,
мультимедийный проектор, экран, опорные карточки, толковый и
иностранный словари, поэтические сборники О.Мандельштама,
Н.Заболоцкого.
Приёмы работы: устный опрос, словарная работа с опорой на этимологический анализ
,,трудных” слов, составление грамматического алгоритма, кластера,
творческая работа, выборочный диктант.

Ход урока


I. Организационный момент.

II. Установка на активную познавательную деятельность.
Учитель: Я предлагаю вам прослушать текст и ответить на вопрос: какова основная мысль данного текста?
В сотый раз я пожалел, что не родился художником. Надо было передать в красках эту геологическую поэму. В тысячный раз я почувствовал вялость человеческой речи. Не было ни слов, ни сравнений, чтобы описать могущество кратеров, дыхание моря, влитого в их пропасти, крики орлов и тысячи малейших ласковых вещей – всплесков воды, прозрачных струй, солнечных зайчиков и нежнейших водорослей и медуз, сообщавших величавому пейзажу оттенок простоты и безопасности. Не было слов, чтобы передать изгибы бухт, затененные углы, выстланные черным блеском и светлой подводной травой, темную прозрачность волн, качавших далеко внизу спины серебряных пеламид, и, наконец, луну, видную снизу даже днем и похожую на клубок розового пара, замерзшего в холоде недосягаемых высот.
К.Паустовский
Ученик: Основная мысль текста: неспособность человека передать свои впечатления от увиденного из-за недостатка определенных знаний..

III. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и целей урока. Изучение
нового материала.

Учитель: Какие слова помогают ярко и образно описывать окружающий нас мир?
Ученик: Имена прилагательные.
Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Ученик: Об именах прилагательных.
Учитель: Вы уже имеете представление о прилагательном как части речи из курса начальной школы, 5 класса. Таким образом, какова цель нашего урока?
Ученики: На уроке мы должны обобщить и расширить знания об имени прилагательном как части речи.
Учитель: Каким образом мы можем решить эту задачу?
Ученик: Составить грамматический алгоритм, кластер или прочитать параграф в учебнике.
Учитель: Я предлагаю разделиться на несколько групп. Первая группа самостоятельно составляет кластер, вторая группа работает с учителем по составлению грамматического алгоритма, а третья – читает параграф при помощи приема «Инсерт» (самостоятельно читая учебный текст, делайте в нем пометки: «V» - эту информацию знаю, «+» - это новая для меня информация, «?» - эта информация мне непонятна, у меня есть вопросы). Проанализируйте формулировки заданий, оцените степень их сложности и выберите то задание, которое вас заинтересовало.
Задание для 1 группы
Составьте кластер по ответам, которые вы дадите после выполнения задания «Веришь ли ты».
- Верите ли вы, что прилагательное образуется от существительного?
- Верите ли вы, что прилагательное не связано с существительным?
- Верите ли вы, что прилагательное изменяется по числам и падежам?
- Верите ли вы, что прилагательное – это самостоятельная часть речи?
- Верите ли вы, что в предложении прилагательное выполняет функцию определения, сказуемого?
- Верите ли вы, что прилагательное имеет склонение?


Задание для 2 группы
Работа по составлению грамматического алгоритма
Учитель: Что включает в себя понятие грамматический алгоритм?
Ученик: Общее грамматическое значение, морфологические, синтаксические признаки части речи, в частности имени прилагательного.
Учитель: Я приглашаю вас в мастерскую художников XIX века.
Слайд №1 (На фоне презентации картин художников – импрессионистов ученик читает стихотворение О. Мандельштама «Импрессионизм»)
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил.

Он понял масла густоту -
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.

А тень-то, тень все лиловей,
Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет,-
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.

Угадывается там качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом солнечном развале
Уже хозяйничает шмель.

Учитель: Что предстало вашему взору, какие впечатления произвели на вас эти картины?
Ученик: Пейзажи. Все картины понравились, они какие - то необычные.
Учитель: Совершенно верно, в отличие от романтиков и реалистов, тяготеющих к изображению исторического прошлого, художников этого нового направления притягивала современность: жизнь маленьких кафе, шумных улиц, парков, живописные берега Сены, мосты, вокзалы, неприметная красота сельских деревушек и пейзажей. Они стремились отобразить мимолетное видение, передать возникшее чувство от увиденного.
Почему стихотворение получило такое название? Что такое импрессионизм?
(ответы учащихся)

Словарная работа с опорой на этимологический анализ слова
Учитель: Найдите в словаре иностранных слов лексическое значение слова импрессионизм.
(Импрессионизм – (фр. впечатление), направление в искусстве последней трети 19-нач.20 в.; наиболее полное выражение получило во французской живописи. Стремясь запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, добиться живой достоверности изображения, воссоздать единство человека и окружающей его среды, импрессионисты-живописцы разработали систему пленэра; они писали раздельными мазками «чистого цвета», т.е. не применяли смешанных красок.)

«Узнавание прилагательного в лицо»
Учитель: Выпишите имена прилагательные из стихотворения «Импрессионизм».
Глубокий, звучные, запекшееся, лиловым, расширенное, лиловей, жирных, солнечном.

Учитель: По какому принципу вы выбирали из текста слова?
Ученик: По вопросу.
Учитель: На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
Ученик: Какой? Чей?
Учитель: Только ли по вопросу определяется принадлежность слова к той или иной части речи?
Сравните слова звучные и запекшееся, от каких слов они образовались?
Ученик: Звучные – от слова звук, запекшееся – от запеклись.
Учитель: Какой можно сделать вывод?
Ученики: Слова: запекшееся, расширенное - не относятся к имени прилагательному, так как обозначают признак предмета по действию.
·
Учитель: Совершенно верно, это причастия, о них вы узнаете в 7 классе. Таким образом, при нахождении прилагательных в речи необходимо учитывать их словообразовательную модель и значение.
«Вспомним морфологические признаки прилагательного»
Учитель: Составьте автобиографию одного прилагательного из стихотворения О.Мандельштама «Импрессионизм» с опорой на его морфологические признаки.

Словарная работа с опорой на этимологический анализ слова
Учитель: Найдите в толковом словаре лексическое значение слова автобиография.
(Автобиография – греч. описание своей жизни.)
Ученик: Я, прилагательное «солнечном», происхожу из семьи существительного. Мой отец – солнце. В предложении я обозначаю признак предмета. Моя мать подарила мне вопрос «каком?», научила изменяться по родам, числам и падежам. Сейчас я стою в форме мужского рода, единственного числа, предложного падежа.

Учитель: Какой можно сделать вывод по определению морфологических признаков прилагательного?
Ученик: Морфологические признаки прилагательного зависят от существительного, к которому оно относится.
(проверка выполнения заданий 1,3 групп)
1 группа
Какой? Чей? ( Зеленый – какой? Синицын – чей?)

Общее грамматическое Имя прилагательное Морфологические признаки: значение: обозначение признака род, число, падеж предмета (фиолетовой дымкой –ж.р.,
ед. ч., Т.п.)

Синтаксические признаки: определение
(Вдруг подул холодный ветер. По небу поползли серые грозовые тучи.)
Учитель: Проверка выполненных заданий показала, что все группы столкнулись с одной проблемой: определение синтаксической функции прилагательного в предложении. Поэтому я предлагаю вам объединиться для решения этой проблемы.

Практическая исследовательская работа
Учитель: Предлагаю вам посмотреть на отрывок из стихотворения Н.Заболоцкого «Вечер на Оке» и подумать, какова синтаксическая роль прилагательных?
Слайд № 2
В очарованье всякого пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Ученик: Подлинная – определение, видна – не знаем.
Учитель: Видна - краткое прилагательное, поэтому является сказуемым.
Таким образом, в результате анализа исследуемого материала мы с вами
подошли к ответу на вопрос о синтаксической функции прилагательного.
Ученик: В предложении прилагательное является определением или сказуемым.

Учитель: Закончите свою работу по группам.

1 группа

Какой? Чей? ( Зеленый – какой? Синицын – чей?)

Общее грамматическое Имя прилагательное Морфологические признаки: значение: обозначение признака род, число, падеж предмета (фиолетовой дымкой –ж.р.,
ед. ч., Т.п.)

Синтаксические признаки: определение, сказуемое
(Вдруг подул холодный ветер. По небу поползли серые грозовые тучи)
Она удивительна и нежна.)

2 группа


Грамматический алгоритм

Вопросы: какой? чей?
Общее грамматическое значение: обозначение признака предмета.
Морфологические признаки: род, число, падеж.
Синтаксические признаки: определение, сказуемое.



V. Закрепление полученных знаний
Учитель: Сейчас мы совершим экскурсию в Музей искусств. Побываем в выставочном зале голландского художника Ван Гога.

( Сообщение ученика о творчестве Ван Гога и кратко о картине «Звездная ночь»)
Слайд №3

Творческое задание (дифференцированное)

1 группа (сильные учащиеся)
Опишите картину Ван Гога «Звездная ночь», используя в речи имена прилагательные.

2 группа (основной состав класса)
Опишите картину Ван Гога «Звездная ночь», используя опорные карточки (по выбору учащихся).

Карточка №1
Что человек видит на картине
(предметы, цвет, формы, тени, технику изображения...)
Что человек чувствует
(эмоции, идеи, мысли, впечатления )





















Карточка №2

1
Что делает картину особенной?


2
Информация о происхождении
картина


3
Что мы можем видеть на картине?


4
Манера/ техника рисования


5
На чем сфокусировал внимание автор


6
Ассоциации (звуки, запахи ...)


7
Есть ли контраст?


8
Сравнение с другими видами
искусства


9
Общее впечатление


10
Интерпретация




3 группа (слабые учащиеся)
С прилагательными «удивительная», «волшебная», «таинственная» составьте и запишите предложения для описания картины Ван Гога «Звездная ночь».
Учитель: С какой целью вы использовали прилагательные в речи?
Ученики: Они украсили речь, сделали её выразительной, так как акцент делался на признаки предметов.


Выборочный диктант
Учитель: Выпишите из текста или предложений словосочетания: существительное и прилагательное, определите морфологические признаки прилагательных. В тексте или предложениях определите синтаксическую функцию прилагательных.

VI. Подведение итогов урока. Этап рефлексии

Учитель: Вспомните и самостоятельно запишите уже известную вам информацию о прилагательных.

Я знал(а)
Новая информация
Свойства прилагательных
Вопросы








VII. Домашнее задание (по выбору)

Составить для одноклассников тест по теме: «Имя прилагательное как часть речи»: «Верно ли утверждение?»
Упражнение 266 («Практика»)
3. Вообразите, что вы попали утром в зимний лес. Опишите, какие пейзажные
зарисовки открылись вашему взору, используя имена прилагательные.
15