Александр Грин. Урок литературы


Тема урока “Сотвори себя сам”по рассказу А. Грина”Зеленая лампа” Цели и задачи: 1.Анализ рассказа 2. Дать знания об антитезе 3.Нравственное воспитание учащихся.I Орг. Момент.II Объяснение нового материала. Старый Крым. Яркое солнце , рождающее ослепляющие блики на воде.Море, такое изменчивое в разное время суток. Чудесный белый корабль с сияющей громадой алых парусов. Сказочные города Зурбаган , Лисс, Каперна. Это мир, созданный удивительным человеком. Имя его Александр Грин. Читаешь его произведения и попадаешь в прекрасный мир сказки , созданный не столько для детей, сколько для взрослых. Здесь сказки становятся реальностью, а реальность похожа на сказку. Кажется , что так писать может человек , абсолютно счастливый не испытывающий никаких трудностей.Помню свое потрясение , когда еще школьницей , прочитав <<Алые паруса>>,решила узнать,что творил он в 20-30-е годы 20 столетия ,когда в стране шла гражданская война и Россия изнывала от разрухи и голода.Сам Грин-перенес тиф,ослабел от болезни,заработка не было и помощи ждать было неоткуда.В то время,когда самоубийство казалось спасением,появилась самая светлая,добрая,полная любви,надежды,веры книга <<Алые паруса>>.Портрет Грина.Рассмотрите внимательно портрет писателя.-Каким вам представляется этот человек (Перед нами больной , смущённый страданиями, уставший от невзгод человек. Чаще всего именно таким воспринимали его современники.)Ученик. Детские и юношеские годы писателя . Представьте себе невзрачную узкую, темноватую комнату с единственным окном в <<Доме искусств>>. Слева от входа узкая железная кровать , покрытая изношенной шинелью . У окна обычный кухонный стол, довольно обширное кресло , у стены самодельная буржуйка – вот вся обстановка комнаты.C утра к столу садится нелюдимый человек, работает яростно, ожесточённо , затем вскакивает , нервно ходит по комнате , чтобы согреться , растирает коченеющие пальцы, снова возвращается к рукописи, Грин пишет. В такие дни он появляется из комнаты особенно угрюмым , погруженным в себя, нехотя отвечает на вопросы и рукой обрывает всякую начатую с ним беседу.<<Грин- пренеприятнейший субъект. Заговоришь с ним и ждёшь, что вот-вот нарвешься на какую–нибудь дерзость>>,-заметил один из старых литераторов.Но мрачным , угрюмым был только для тех, кто плохо его знал. Грубоватость и резкость играли для него роль защитного средства. И мало кто из знавших его в то время подозревал , сколько настоящего , светлого лиризма было в его душе , сколько подлинной любви к человеку.Мрачный и нелюдимым он был и в то время, когда переселился в Старый Крым и поселился в маленьком белом домике на тихой улице . Грин любил бродить один в окрестных горах. Однажды он принёс подбитого кем-то грифа, и это дикая неприручаемая птица спокойно сидела у его на плече , когда он разговаривал с изредка заглядывавшими к нему посетителями.- Посмотрите ещё раз на его портрет!Если вы внимательны , то обязательно прочтете в выражении больших устремленных глаз упрямую надежду и глубокую веру в мечту . Стихотворение В.Рождественского <<Вдоль кирпичных домиков селения…стихотворение читают учащиеся Мы познакомились с рассказом А. Грина<<Зеленая лампа>>Давайте вспомним сюжет рассказаСюжет – система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям.Элементы сюжета: экспозиция , завязка,развитие действия,кульминация,развезка.Беседа-На какие части делится рассказ?-Где и когда происходит действие рассказа?-Почему на улице собралась толпа?-Какую штуку придумал Стильтон?-Кем считал Стильтон Ива, и какое будущее предсказывал ему?-Что случилось со стариком , которого привезли в больницу для бедных?-Кто был этот старик?-Кто сделал ему операцию ?-Как Ив стал врачом ? -Как Ив отнесся к несчастному старику?-Мог ли Ив поступить по- другому?(Конечно, мог ,вспомнив обиду и унижение , но не стал этого делать)-Что он предлагает делать Стильтону , спускаясь по лестнице?(зажигать спичку)-А что такое спичка?(это огонь , свет)Вывод:Делаем общий вывод о том , что в отличие от Стильтона, который когда-то подарил Джону Иву большие надежды на лучшую жизнь в виде огня от зеленой лампы из корыстных побуждений, Ив дарит Стильтону тоже, хоть и крохотную , но надежду на продолжение его жизни как человека совершенно искренне.Основной прием , который использует автор в рассказе – АНТИТЕЗА(определение)-Найдите в тексте примеры антитезы (контрастного изображения)1.Бродяга Ив – миллионер Стильтон2.Классический дурак , -человек большого купленный дешево, воображения в рассрочку на долго и хитрой злой фантазии3.Мрачный дом, -мягкий светполутьма улицы зеленой лампы темная фигура Работа у доски Ив Стильтон 1ч 2чПлохо одет , беден Хорошо одет, много денег,люди презирают , Уважаются деньги,владеет торговымибезработный лавками Человек – игрушка в его руках 2ч 2чДоктор ,высокий серьезный Теряет себя ,как человек человек ,много читал, старик , грязно одетый;оказался способным Разорился ,проигралчеловеком; стал ничем дает работу другому.Выввод: Тема богатого и бедного звучит в рассказе как тема двух характеров, зависящих не только от судьбы, но и от собственной воли. Антитеза проявляется и в отношении героев к жизни. -Чему же учит этот рассказ ? Какова его идея?(для этого выразительно читаем финальный диалог героев)-Как прозвучит последняя фраза ?-Что смягчает прямую назидательность Ива? (ирония , грусть)- В чем смысл названия, заглавия рассказа?(инд.сообщения)1.Зеленый цвет-цвет жизни, всего живого.2.Источник света – лампа – тоже ассоциируется с жизнью.3.Это название связано с историей литературы и с именем А.Пушкина.В 1819-1820 г. В Петербурге существовал литературный кружок <<Зеленая лaмпа>>, о котором поэт писал:<<Надежды лампа зажжена>>Т.о. в названии рассказа звучит мотив надежды.4.Образ зеленой лампы является символическим : свет поиска истины озаряет жизнь одного героя и меркнет для другого.Заключение порой оборачивается на 180 градусов . И человек, который смотрит свысока на другого , унижает достоинство другого человека, может очень скоро оказаться на месте изгоя. Есть такие понятия в жизни , с которыми нельзя играть.- Я хчоу , чтобы в нашей жизни тоже всегда горел зеленый огонек надежды. И вы , подобно Джону Иву , видели пред собой цель и шли к ней . Ведь ту судьбу , жизненную тропинку , по которой вы идете , вы выбираете сами . И от того, как сложится ваша жизнь , зависит только от вас.У поэта Якова Белинского есть такие строки : Судьба? Пути перепутья? Тракты. То вдаль зовет , то гасит нас, губя. Судьба – предначертанье? Нет. Характер! Судьба – не вне , она внутри тебя.Действительно , своб судьбу каждый человек делате сам. Вот только иногда жизнь дает шанс прислушаться к самому себе, оглянуться на прожитую жизнь и сделать выбор на дороге по имени Судьба.