Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе (5 класс) «Знатоки русского языка и литературы»


Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе
(5 класс)
«Знатоки русского языка и литературы»Провела Астайкина Ю. М.
Цель: используя игры, прививать учащимся любовь к родному языку, желание изучать его, помочь увидеть богатство русского языка, расширять словарный запас детей, воспитывать культуру речи.
Планируемые результаты:
Предметные: повторить в занимательной форме разделы науки о языке и литературы; закрепить полученные знания, умения, навыки.
Метапредметные Регулятивные: активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать их интеллект, внимание, память, воображение, любознательность, речь; в сотрудничестве с командой находить правильные ответы на вопросы.
Познавательные: способствовать развитию любви к родному языку, сформировать у учащихся желание самостоятельно заниматься языком;
Коммуникативные: воспитывать в детях чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
Личностные: проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Оборудование: мультимедийная презентация, плакаты с высказываниями о русском языке, карточки с заданиями для команд и болельщиков, секундомер, призы для участников и для болельщиков, на игровых столах – листочки бумаги, ручки.
Предварительные задания:
придумать название команды (7 человек), девиз;
выбрать капитана.
подготовить пословицы, в которых были бы числа: 1, 2, 3, 7.
Ход внеклассного мероприятия
1. Сценка «Загадочный сундук».
2. Ученик читает стихотворение В. Солоухин «Слово о словах»
3. Вступительное слово учителя:
Вот видите, ребята, слово может быть волшебным, слово может быть ласковым, добрым, а может быть злым и холодным.
С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Ребенком мы засыпаем под монотонное звучание бабушкиных сказок. А ведь сказка – это язык. Вы ходите в школу. В речах учителя, на страницах книг развертывается перед вами огромная Вселенная, отраженная в словах. Вы узнаете о том, что было сто и даже тысячу лет назад. И все это благодаря родному языку. На земном шаре насчитывается более 2000 языков. Есть языки, на которых говорит всего несколько человек; а есть языки, на которых говорят миллионы человек. И в этой большой семье языков русский язык занимает особое место. Русский писатель И.С. Тургенев назвал русский язык правдивым, могучим, а народ, у которого такой язык – великим. Русский язык знают и любят не только все народы, населяющие нашу прекрасную Родину, но и многие люди всех стран мира. Сбылись слова русского писателя А.Н. Толстого, который говорил, что «настанет время, когда русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». Но наша действительность превзошла предсказание Толстого. Русский язык звучит не только по всем меридианам земного шара, но и в космических просторах. Русский язык имеет большое международное значение. На нем создана богатейшая художественная литература. И чтобы любить русский язык, надо его знать. Ведь не зря говорят, что без грамматики не выучить и математики. И сегодня, ребята, вы сможете показать свою находчивость, смекалку и еще раз проверить свои знания по русскому языку.
4. Ведущий 1: Друг мой! Кто бы ты ни был, Где бы ты ни был, Русский язык изучай. Если ты хочешь судьбу перестроить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре, Выучи русский язык!
Ведущий 2: Он твой наставник великий, могучий, Он переводчик, он проводник. Если штурмуешь познания кручи, Выучи русский язык! Ведущий 1: Русское слово живет на страницах Мир открывающих книг. Русское слово свободы зарница – Выучи русский язык! Ведущий 2 : Горького зоркость, Бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник Блещут зеркальность русского слова – Выучи русский язык!
5.Учитель: Мы начинаем вечер знатоков русского языка. Сегодня соревнуются в остроумии, веселости и знаниях две команды –___________________. Разрешите представить членов жюри: учителя русского языка и литературы. Конкурс состоит из девяти конкурсов. За каждый правильный ответ получите от трёх до пяти баллов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем и знатоком русского языка. Передаю слово своим ассистентам - учащимся 5 класса, которые будут ведущими сегодняшнего конкурса.
6. Первый конкурс «Приветствие»7. Второй конкурс – «Конкурс знающих»
Ведущий 2: А теперь мы предлагаем вам разгадать необычный кроссворд! Возьмите со стола листы с заданием. За три минуты вам  нужно заполнить свободные клетки таблицы: подобрать нарицательные существительные в начальной форме, начинающиеся с указанных букв.  8. Игра со зрителями Ведущий 2: А пока наши команды готовятся, мы с вами поиграем. Требуется по одному болельщику от каждой команды. Выходят болельщикиВедущий 1: Произнесите 5 раз, как можно быстрее, следующие скороговорки: 1) Карл украл у Клары кораллы. 2) Сыворотка из-под простокваши. 3) Саша шла по шоссе и жевала сушку. Ведущий 2: Спасибо болельщикам!  Возвращаемся к нашим командам послушаем их ответы. (5 баллов – макс)
Ведущий 1: 9. Конкурс «Домашнее задание!» Вы получили домашнее задание – найти пословицы и поговорки, в которых были бы числа: 1, 2, 3, 7. За каждую пословицу вы получаете по 1 баллу. Ответы команд (Все за одного, один за всех Семеро одного не ждут. Семь раз примерь, один раз отрежь. Семь бед – один ответ. Один с сошкой – семеро с ложкой. Семеро ворот, да все в огород. За семь верст киселя хлебать. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. У семерых нянек – дитя без глаз. Не узнавай друга в три дня, а узнавай в три года).   10. Конкурс – «Продолжи пословицу»
Учитель: А теперь, ребята, такое задание: девочки будут называть пословицу, а вы будете должны ее продолжить. За каждый верный ответ вы получаете 1 балл. Итак, начинаем!Кто не работает – .... Ведущий 1: Без труда не ... Ведущий 2: Кончил дело – ... Ведущий 1: Поспешишь – ... Ведущий 2: Каши маслом ... Ведущий 1:  После драки ... Ведущий 2: Тише едешь - …Молодцы!
11. Конкурс «Веселый перевод»  
Каждая команда получает свой вариант текста и за определенное время должна его отредактировать.
Морковь ньчео лепонаяз. Сок из моркови дают леманьким тядем. Из моркови лаюдает тлекоты, нои ночье нсвыеку.)( Морковь очень полезная. Сок из моркови дают маленьким детям. Из моркови делают котлеты, они очень вкусные.) Весь день ёлш енгс. А ночью чалаьсан тельем. У входа в школу – шольбой росбург. Ребята илявз поалкит и стали чистить докирож.
( Весь день шёл снег. А ночью началась метель. У входа в школу - большой сугроб. Ребята взяли лопатки и стали чистить дорожки.)12. Игра со зрителямиВедущий 1: И снова конкурс болельщиков. Проверим их остроумие. Ответьте на следующие вопросы: 1) Когда руки бывают местоимениями? (Когда они вы-мы-ты) 2) В каком слове 30 «я»? (Зоя) 3) Что находится между горой и долиной? (И) 4) Сколько нужно букв, чтобы написать одним словом: «мать», «сын», «отец», «дочь», «бабушка», «дедушка»? (5 – «семья»). Загадки.а) Что находится между нашим а) Что находится в центре земли (М)Домом Культуры и почтой. (Союз И)б) Широко, а не море, золото, а не б) Сегодня на земле,деньги. (Поле) Завтра на столе. (Хлеб)
13. Конкурс – «Умножалочка»Ведущий 1: Ребята, я буду называть слова в единственном числе, а вы – во множественном. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл.житель – любитель – учитель – учителя Ведущий 2:  грек – узбек – узбеки человек - людиВедущий 1: день – пень – лень – нет мн.ч. Ведущий 2: дуга – рука – мука' – нет мн.ч.
14. Ведущий 1: Конкурс – «Заблудившийся звук» Неизвестно, как случилось, Только звук-то заблудился, Заскочил он в чей-то дом И хозяйничает в нем. Учитель: Ребята, слушайте внимательно. Проведем игру «Заблудившийся звук». Я буду читать, а вы, прослушав, должны догадаться, в каком слове заблудился звук, и поставить его на место. Внимательно слушаем  задания! (Читаем обеим командам)Закричал охотник «Ой! Двери  гонятся за мной!»  Кто же гнался за охотником? какой звук потерялся? ([з], звери)На виду у детворы крысу Красят маляры.  Что же красили маляры? какой звук потерялся?(крышу, [ш]) Начали: Поняли, как играть? Продолжаем!Посмотрите-ка, ребятки, Баки  выросли на грядке. (маки)Ведущий 2:  Куклу выронив из рук, Саша мчится к маме: «Там ползет зеленый лук С длинными усами». (жук) Ведущий 1:Говорит один рыбак: «В речке выловил башмак». Но зато ему потом, На крючок попался дом.(сом)Ведущий 2:Тает снег, бежит ручей, На ветвях полно врачей (грачей).
15. Конкурс «Капитанов…»
Задание: за 30 секунд капитану необходимо ответить на 16 вопросов. Если нет ответа, то нужно говорить "Дальше". За каждый правильный ответ капитан получает 2 балла (предварительно проводится жеребьёвка).
Первому капитану.
Проворная зверюшка живет в дупле - избушке (белка)
По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит (гусь)
Кто на дереве сидит, клювом дерево долбит (дятел)
Растет зеленый кустик, дотронешься - укусит (крапива)
Человек, лечащий животных по сказке К. Чуковского (Айболит)
Днем спит, ночью летает, прохожих пугает (сова)
Много рук, а нога одна (дерево)
Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет (бабочка)
Самая маленькая девочка (Дюймовочка)
Зеленая царевна (лягушка)
Слабоумный паренек (Иванушка - дурачок)
Дружит со щукой (Емеля)
Драгоценный петух (золотой)
Собеседница вороны, укравшая у нее сыр (лиса)
Отчество у Мороза (Иваныч)
Название сказки обо всех временах года (12 месяцев)
Второму капитану
Деревянный мальчишка (Буратино)
Сколько было богатырей у мертвой царевны? (7)
Где хранится смерть Кощея? (в яйце)
Наглая плутовка, выгнавшая зайца из избушки (лиса)
Мальчик, превратившийся в козленка (Иванушка)
Как звали его сестренку? (Аленушка)
Транспорт с крыльями, который украл мальчик для Бабы Яги (гуси - лебеди)
Кто развалил теремок? (медведь)
Папа Буратино (Карло)
Он похож на елку, шуба вся в иголках (ёж)
Без рук, без ног, а на брюхе ползет (змея, червяк)
Зимой белый, летом серый (заяц)
Рыжая плутовка, хитрая да ловкая (лиса)
Работящие зверьки строят дом среди реки (бобры)
Волшебный конек Иванушки (Горбунок)
Лежит - молчит, подойдешь - заворчит (собака)
16. Конкурс «Вспомни басню»:В этом году мы с вами изучали творчество Ивана Андреевича Крылова, что писал он? Сколько басен вы вспомните.17. Конкурс «Сказка в сказке».
Назовите сказку, укажите автора. (1. Угаданная сказка с указанием автора или народности – 2 балла. 2. Угаданное название – 1 балл).Ключ: «Репка»; «Серебряное копытце» (П.П. Бажов); «Курочка Ряба»;«Сказка о рыбаке и рыбке» (А.С. Пушкин); «Петухан Куриханыч»; «Чёрная курица» (А. Погорельский); «Сказка о золотом петушке» (А.С. Пушкин); «Конёк-горбунок» (П.П. Ершов); «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; «Царевна-лягушка»; «По щучьему велению»; «Сивка-Бурка»; «Теремок»; «Сказка о царе Салтане…» (А.С. Пушкин); «Руслан и Людмила» (А.С. Пушкин); «Сказка о мёртвой царевне…» (А.С. Пушкин).18. Подведение итогов.
19. Конкурс: Потерялась иллюстрация.
К какому произведению относится иллюстрация.Узнай, откуда эти герои пришли к нам сюда?
20. Слово жюри. Награждения.21. Заключительное слово учителя: Великие люди высоко ценили русский язык, восхищались его богатством, меткостью, силой и красотой. Мы, следуя их примеру, должны: 1) обогащать свой словарный запас; 2) укреплять грамотность; 3) повышать языковую культуру; 4) любить и беречь русский язык.
Иван Бунин
СЛОВО
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.