Разработка урока музыки по теме «Из чего состоит опера» 5 кл


Конспект урока в 5 классе. Тема: Из чего состоит опера
Цели:
Ход урока
СЛАЙД 1 1. Орг. момент
Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Н.В. сегодня урок музыки буду вести у вас я. На уроке мы познакомимся с одним из музыкальных жанров. А чтобы узнать с каким разгадаем кроссворд. СЛАЙД 2
2. Разгадывание кроссворда
- Готовы, тогда приступим. Итак, перед вами кроссворд. И вопрос под №1
1. Коллектив музыкантов, что вместе играют,
И музыку вместе они исполняют.
Бывает он струнный и духовой,
Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)
2. Если текст соединить с мелодией
И потом исполнить это вместе,
То, что вы услышите, конечно же,
Называется легко и просто — ... (песня)
 
3. Движение в право, движение в лево,
Ребята пол музыку делают смело. (Танец)
4. То на сцене - лес,
То башня до небес,
То город, то деревня,
Ты угадал, наверно:
Чтоб получить овации,
Что нужно? (Декорации)
5. Артисты там работают,
А зрители им хлопают,
Спектакль в цирке - на арене,
В театре кукол где? - На... (сцене)
6. В театре очень интересно,
Когда в спектакле все поют.
И музыку играл оркестр
Спектакль как же назовут? (Опера)
 
3. Озвучивание темы урока
- Молодцы, весь кроссворд разгадан. Кто догадался какова же тема нашего сегодняшнего урока? (Опера)
- Правильно. Действительно сегодня мы с вами познакомимся с таким музыкальным жанром, как опера и узнаем, из чего она состоит.
- Но перед тем, как непосредственно перейти к теме урока, обратите внимание, у вас на столах лежит опорный конспект. Эта таблица содержит 12 ячеек в них записаны вопросы на которые в последствие всего урока вам нужно будет записывать ответы, а также картинки главных героев где вам нужно будет вписать их имена. Задание понятно.
4. Что такое опера? СЛАЙД 3
- Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Из чего состоит опера» (записываем в о.к)
- Ребята, а что вы знаете об опере? Как вы думаете где её можно увидеть.(Увидеть оперу можно в театре, а также по телевизору на каналах культуры.)
- Предлагаю просмотреть отрывок оперы, который поможет вам дать представление, что это такое. Представьте, что вы находитесь в оперном театре, почувствуйте себя зрителями. Смотрим.(Смотрим отрывок оперы)СЛАЙД 4
- Ребята, был ли кто ни будь из вас в театре? СЛАЙД 5 Обычный драм-театр отличается от оперного тем, что в оперном т. есть оркестровая яма и оркестр а в обычном нет. В оперном театре всё время поют а в обычном поют но в большей мере говорят)
- Давайте узнаем, что значит это слово – слово ОПЕРА. СЛАЙД 6 (Дети зачитывают)
«Самый богатый и сложный жанр музыки - опера. Переводится слово «опера» с итальянского «труд», «сочинение». В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы»(дети записывают текст в таблицу)
- Да, опера – это музыкально- драматическое произведение для театра, в котором разговорная речь полностью или в значительной мере заменена пением.
(показ текста на слайде)Слайд 7
- Эта «разговорная речь оперы называется либретто».(записывают в о.к.)Почти каждая опера начинается с «увертюры - симфонического вступления, которое знакомит слушателя в общих чертах с содержанием всего действия».(записывают в о.к.) Ария - главная музыкальная характеристика героя оперы. Исполняется одним певцом в сопровождении оркестра.(записывают в о.к.)
Речитатив – это полуречь, полупение. В оперном речитативе герои разговаривают нараспев.(записывают в о.к.)
- Вы наверное при просмотре заметили, что каждый кто пел в опере, пел разными голосами. Я знаю, что у вас есть музыкальный словарик- откройте его и давайте с вами вспомним на какие группы делятся мужские и женские певческие голоса.
– По тембру и высоте различают три типа мужских голосов, какие? тенор, баритон и бас.
– Тенор – мужской певческий голос, самый высокий по звучанию.
– Бас – низкий мужской певческий голос. Самый низкий из всех голосов.
– Баритон – средний мужской голос между басом и тенором. Красивый насыщенный голос мужественного характера, отличающийся полным и сильным звучанием, мягким, приятным тембром и выразительностью.
– А теперь пришло время вспомнить женские голоса. Как и мужские голоса, они подразделяются на три типа, какие? сопрано, меццо-сопрано и контральто.
– Сопрано – самый высокий женский голос.
– Контральто – самый низкий женский голос. Этот голос встречается  довольно редко и отличается особой выразительностью.
– Меццо-сопрано – женский певческий голос, средний между сопрано и контральто. Для этого голоса характерен более глубокий и насыщенный звук, по сравнению с высоким сопрано.
-Музыкальные жанры – это различные виды музыкальных произведений, сложившихся в той или иной жизненной обстановке. Д/з у вас было найти интересный материал появления оперы. И об этом нам сейчас расскажет………………..(зачитывает текст).
СЛАЙД 8
- Так вот Опера, как самостоятельный жанр появилась только на рубеже 16-17 веков. (записывают в о.к.)Возникновение нового жанра непосредственно связано с возрождением в буквальном смысле древнегреческой драмы. Когда в конце 16 века вокруг просвещённого мецената графа Барди образовался кружок талантливых поэтов, актёров, учёных и музыкантов, никто из них не помышлял об открытии в музыкальном искусстве. Главной их целью было сделать постановку драмы. Однако для постановки драматических произведений требовалось музыкальное сопровождение, а образцов такой музыки нигде не сохранилось. Вот тогда и было решено сочинить собственную музыку, соответствующую духу древнегреческой драмы.
- Так, пытаясь воссоздать античное искусство, они открыли новый музыкальный жанр. Первоначально эти музыкальные представления не имели ещё определённого названия. Их называли музыкальной сказкой, музыкальной драмой, и наконец - оперой.
- И для того чтобы создать оперу, требуется усилия много людей разных профессий. Как вы думаете, какие это профессии? (слушаю ответы) СЛАЙД 9
Композитор - человек, сочиняющий музыку на текст литературного произведения, певцы её исполняют.
Ансамбль - группа исполнителей, выступающих вместе. В опере поют все вместе и каждый о своём. Звучит очень красиво.
Хор - важный участник происходящих на сцене событий, может быть в согласии с главными героями, а может и вступать в конфликт.
Дирижёр и музыканты оркестра выполняют важную роль в оперном спектакле. Дирижёр, являясь руководителем оркестра, воплощает замысел композитора, подчёркивает индивидуальность солистов - певцов и мастерство хора в исполнении массовых сцен. СЛАЙД 10
Балет - в каждом оперном спектакле есть балетные номера, которые украшают действие танцами.
Художник создаёт для оперы декорации и костюмы. Костюмы показывают особенность героев, подчёркивая историческую эпоху. Декорации на сцене характеризуют среду и эмоциональную атмосферу.
Много людей других профессий участвуют в создании оперного спектакля: режиссёр ставит спектакль, гриммер гримирует артистов, костюмер готовит для каждого исполнителя костюмы, осветитель занимается световым оформлением сцены во время спектакля.
(записывают в о.к.)
И как мы с вами выяснили, в этом жанре слиты воедино и драматическое искусство, и живопись, и танец. Но все же главное в опере - МУЗЫКА. СЛАЙД 11
5. Физ. минутка
Раз, два- хлопай, хлопай,
Три, четыре – топай, топай.
Раз, два – улыбнись,
Три, четыре – подтянись.
Высоко попрыгали,
Ножками подрыгали.
Крикнули «привет!» друг другу,
Повернулися по кругу,
В право, в лево наклонились.
И друг другу покланялись.
А теперь коленки вместе,
Тихо бегаем на месте
Быстро, быстро побежали,
Всё, закончили – Устали?
6. Опера «Снегурочка»
- Как я уже сказала ранее, главное в опере – музыка.
Музыка часто перекликается с другими видами искусства: литературой и живописью. Литературные, музыкальные и живописные произведения могут иметь общие темы. Нередко писатели, поэты, художники и композиторы вдохновляли друг друга на новые произведения. СЛАЙД 12
Таких примеров немало. М.И. Глинка – автор оперы одноимённого произведения А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», «Война и мир» Льва Толстого и опера Сергея Прокофьева. СЛАЙД 13
Один из таких примеров Николай Андреевич Римский – Корсаков и А.Н. Островский, произведение «Снегурочка».
-Н.А. Римский- Корсаков часто за основу своих произведение брал литературные сюжеты: как например Сказка А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» - одноимённая опера.
И в 1874 году, Римским – Корсаковым впервые была прочитана сказка «Снегурочка», только что появившаяся в печати, и она ему не понравилась. Зимой 1879 – 80 годов он снова прочёл её и на сей раз он был под очень приятным эмоциональным впечатлением от прочитанного. А уже 1880 года композитор провёл всё лето в деревне сочиняя оперу к этой сказке. Он зафиксировал ход работы буквально по дням – начало работы 1 июня, окончание – 12 августа. СЛАЙД 14 А уже 10 февраля 1880 опера была дана на сцене Мариинского театра в Петербурге.(записывают в о.к.)
7. Образы героев сказки.
- Главными героями сказки «Снегурочка» являются Царь Берендей, Снегурочка, Лель, Купава, Дед Мороз И Весна и т.д.
Давайте рассмотрим образы некоторых из персонажей. СЛАЙД 15.
Снегурочка
(Далее показ слайда «Снегурочка»)
- Снегурочка создает пленительный, грациозный и наивный образ прекрасной, но холодной девушки. Её голос, голос которым поёт «Снегурочка» он лёгок, красив, нежен. Давайте прослушаем его.
Скажите, какой из 3 вариантов голосов подходит к «Снегурочке»? (Сопрано)(записывают в о.к.)
СЛАЙД 16 Лель
- А вот Лель. (Показ слайда)
- Давайте послушаем голос Леля и определим к какой группе мужских голосов относится его голос.
Итак голос Леля- это Тенор. (записывают в о.к.)
СЛАЙД 17. - А вот так представлял себе композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков Купаву и Царя Берендея для своего оперного спектакля. (записывают в о.к.)
9. Просмотр видео «Снегурочка» СЛАЙД 18
- Сейчас я предлагаю просмотреть отрывок оперы «Снегурочка»
9. Итог урока. ( зачитывание ответов из таблицы)
- Я думаю, что вам очень понравилась этот отрывок оперы. Но наш урок подходит к концу, и мне бы хотелось узнать, как вы заполнили опорный конспект . Итак СЛАЙД 19
Вопросы:
1. Музыкальный жанр, в переводе с итальянского означающий «Труд», «Сочинение»? (Опера)
2. Укажите век появления жанра «Опера»? (16-17 век)
3. Какие профессии требуются для создания оперы? Перечислите. (актёры, режиссёры, костюмеры и т.д.)
4. Как называется разговорная речь в опере? (либретто)
5. Название оперы, и имя композитора поставившего оперу в Мариинском театре в 1880 году? (Опера «Снегурочка» Римский – Корсаков)
10. Рефлексия СЛАЙД 20
- На ваших столах лежат смайлики. Возьмите их выйдите к доске и приклейте к той полоске которой посчитали нужной.
___________________________________________________________________
СЛАЙД 21
Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья?
- На этом наш урок подошёл к концу, всем спасибо, до свидания.
Опера - Древнейшая из форм театральных представлений
В первобытном обществе человек полностью зависел от непонятных ему сил природы. Смена времен года, неожиданные холода, пожары, падеж скота, неурожай, болезни — все приписывалось сверхъестественным силам, которые надо было умилостивить, расположить к себе. Одним из наиболее важных средств достижения успеха в каком-нибудь деле считалось, по представлениям древних, волшебство (магия). Оно состояло в том, что перед каким-нибудь трудовым процессом разыгрывалась мимическая сценка, изображавшая успешное осуществление этого процесса. Так родились обрядовые игры.
В Греции были издавна распространены обряды карнавального типа в честь сельских богов. Особенно важную роль в развитии греческого театра сыграл культ бога Диониса, появившийся в 8 — 6 вв. до н. э.
Дионис сначала считался богом творческих сил природы. Затем, когда греки познакомились с возделыванием винограда, он стал богом виноградарства, виноделия, веселья, а позже покровителем театрального искусства. Во время шумных праздничных процессий в честь Диониса — разыгрывались сценки из жизни бога. Участники сценок использовали сложную пантомиму, сопровождая ее песнями, музыкой, танцами. Древним казалось, что все это имело магическую силу. Так уже в ранних обрядовых действах содержались и сливались воедино некоторые элементы жанра - опера.