Урок мира. Культура мира – детям планеты


Урок мира. Культура мира – детям планеты
 Урок мира. Культура мира – детям планеты
Первый урок учебного года – урок мира. На этом уроке учителя рассказывают своим ученикам, как важно жить в мире, любить Родину, как надо относиться к товарищам, быть верным и преданным по отношению к ним.
Девиз: "Мир без насилия, без тревог и слез”
Цели урока:
1.     Учить заботится о других, помогать своим товарищам, уважать их мнение;
2.     Учить детей жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей;
3.     Воспитывать, развивать и приумножать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Поздравление детей с новым учебным годом.
II. Объявление темы урока.
1. Сегодня – наш первый урок в 6 классе и говорить мы будем об очень серьезных и важных вещах. Тему нашего урока вы сами определите, после того, как послушаете стихотворение (ученик):
Нас мир удивительный всех окружает:
 Дождинки стучат и солнце сияет,
 Мяукает кошка,
 Собака рычит,
 Кто-то хохочет,
 А кто-то ворчит.
 Листва на деревьях от ветра шуршит,
 Птичка чирикает, потом замолчит.
 Как мир наш прекрасен, его береги,
 Его охраняй, цени и люби!
– Определите тему урока (высказывания детей).
Вы правы, мир это то, что нас окружает: трава, солнце, небо, деревья, птицы, жучки, паучки. Он так прекрасен этот мир: живой и не живой природы. Будьте внимательны и откройте удивительный, загадочный, волшебный мир, который окружает нас каждый день. И учитесь радоваться каждому мгновению.
2. Беседа по теме урока.
Дорогие ребята. Мы любим свой край, свою Родину и хотим, чтобы цвели сады, росли леса, дети ходили в школы и были счастливы, чтобы у взрослых не было неприятностей. Но не все наши мечты сбываются.
Мы живем в тревожное время, когда зловещая тень войны ползет по земле, пытаясь навсегда закрыть от нас мирное небо. В новостях мы каждый день слышим о взрывах, пожарах, терактах, вооруженных столкновениях, ДТП и т.д.
Ты нарисуешь яркое солнце,
 Я нарисую синее небо
 Он нарисует колосья хлеба,
 Мы нарисуем осенние листья,
 Школу, друзей, ручей беспокойный…
 Мы зачеркнем нашей общей кистью
 Выстрелы, взрывы, огонь  войны.
– Ребята, а почему первый урок нового учебного года посвящен борьбе за мир?
1 сентября 1939 года – день начала второй мировой войны. Много уроков извлекли из нее народы, но главным из них – что против войны нужно бороться, пока она не началась.
Политика мира – закон нашей страны. Вопрос о мире особенно остро стоит сейчас, когда идут войны.
Куда ни глянешь –
 Дети, дети, дети!
 Все человечество за них в ответе!
 Но по ночам на всех материках
 Ворочаются бомбы в тайниках.
 Их столько накопилась на планете –
 Земля под ними стала провисать.
 Куда их только думают бросать?
 Куда ни бросишь –
 Дети, дети, дети!
Дети и мир. Неразрывные слова, нерасторжимые понятия. В них все: жизнь, здоровье, будущее. Мы обращаемся к самой важной проблеме современности: быть или не быть человеку на Земле?
Не нужно множества миров
 Один единственный нам нужен
 В благоухании цветов
 Спокоен и с душою дружен.
 Необходимы для людей
 Друзья, просторы, книг страницы
 Улыбки наших матерей,
 Детей пушистые ресницы.
 В труде, в кипении мечты
 Давая волю юным силам,
 В борьбе, в любви – до полноты
 Мы жадно насладимся миром.
Нам нужен мир. Нельзя дать разрушить все то прекрасное, что сотворено нашими руками. Мир и труд – вот наша жизненная программа.
Чтоб тень войны нам Солнце не затмила,
 И чтоб на счастье всем, покончить с ней, -
 Соединяйтесь вместе, люди мира,
 Еще сплочённей, тверже и тесней.
 Единодушны люди доброй воли
 Мы против сил войны встаем стеной, –
 И никому на свете не позволим
 В пучину бедствий ввергнуть шар земной.
4.     Рассказ учителя о девочке из японского города Хиросима Сасаки Садако.
Сасаки, Садако - японская девочка, жившая в городе Хиросима. Росла сильным, здоровым и активным ребенком.
Дата рождения:  
7 января 1943
Дата смерти:       
25 октября 1955 (12 лет)
6 августа 1945 года, во время атомной бомбардировки Хиросимы она находилась дома, всего в полутора километрах от эпицентра взрыва. Умерла через 10 лет от последствий облучения — лейкемии.
В ноябре 1954 у неё проявились первые признаки лучевой болезни.
21 февраля 1955 года она была помещена в госпиталь с диагнозом лейкемии.
От своего лучшего друга она узнала о легенде, согласно которой человек, сложивший тысячу бумажных журавликов, может загадать желание, которое обязательно исполнится. Легенда повлияла на Садако, и она, как многие пациенты госпиталя, стала складывать журавликов из любых попадавших в её руки кусочков бумаги.
25 октября 1955 года она умерла.  Она успела сделать лишь 644 журавлика. Её друзья закончили работу, и Садако была похоронена вместе с тысячей бумажных журавликов.
Вдохновленные её мужеством и силой воли, друзья и одноклассники Садако опубликовали её письма. Они начали планировать строительство монумента в память о Садако и обо всех других детях, погибших от атомной бомбардировки. Молодые люди со всей Японии начали собирать средства на этот проект.
В 1958 году в Парке Мира в городе Хиросима была установлена статуя, изображающая Садако с бумажным журавликом в руке. На постаменте статуи написано: «Это наш крик. Это наша молитва. Мир во всем мире».
Существует так же статуя Садако в Парке Мира города Сиэтл, США. Статуя в натуральную величину также изображает девочку с бумажным журавликом в руках. На постаменте написано:
Садако Сасаки. Дитя мира. Она подарила нам бумажного журавлика, символизирующего наше стремление к миру во всем мире.
Сад Мира Садако в Санта-Барбаре был открыт 6 августа 1995 года к 50-летию атомной бомбардировки Хиросимы и назван в честь Садако Сасаки. 30 июня 2002 года парк вошёл в сеть Сады Мира.
В глубине сада стоят камни, на которых вырезаны журавли.
О Садако были изданы детские книги, комиксы, сняты фильмы и мультфильмы, написана музыка.
Голубь является символом мира, символом борьбы против войны, насилия, тревог и слёз.
Сегодня, ребята, мы с вами сделаем газету. Вы получите фигурки, на которых напишите пожелания мира для всех людей нашей большой планеты
4. Практическая работа.
Изготовление газеты, написание пожеланий.
(На листе ватмана нарисованы заготовки для будущей газеты. Дети получают вырезанные из цветной бумаги цветы, облака, голубей, осенние листья и пр. Они пишут свои пожелания и приклеивают фигурки на ватман)III. Итог урока.
Дорогие ребята! За 5 лет, что вы учитесь в школе, вы стали одной семьей, одной маленькой страной. Давайте постараемся все вместе сделать всё возможное, чтобы в нашем коллективе было больше успехов и радостей, чем огорчений. Мы должны заботиться о других, помогать своим товарищам, уважать их мнение. Жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей. От нашей дружбы многое зависит. Даже, в какой-то степени, и мир на нашей планете. Пусть наша газета всей школе расскажет о том, что ученики 6 А класса хотят жить в мире, учиться, радоваться, дружить.
Мы – дети свободной и мирной страны,
 Народ наш великий не хочет войны.
 И матери наши и наши отцы
 За мир, за свободу и счастье борцы.
 Мы учимся в школе, растим тополя,
 Мы любим походы в леса и поля,
 Нам в жизни открыты любые пути,
 Под небом спокойным хотим мы расти.
 
Россия в первой мировой войне
Италия, Австро-Венгрия) и Антанты (Россия, Англия, Франция). В основе этих противоречий был конфликт между Англией и Германией, включающий экономические, военно-морские и колониальные притязания. Между Францией и Германией шли споры из-за отторгнутых у Франции районов Эльзаса и Лотарингии, а также претензий Германии на колонии Франции в Африке.Поводом к началу войны стало убийство в г. Сараево 25 июня 1914 г. наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда и его жены. Теракт совершил член сербской националистической организации Г.Принцип. Между Австрией и Сербией Первая мировая война явилась следствием противоречий, возникших между государствами HYPERLINK "http://historynotes.ru/troystvennyy-soyuz-i-antanta/" Тройственного союза(Германия, разгорелся международный конфликт, в котором Россия стала поддерживать Сербию, а Германия приняла сторону Австро-Венгрии. 19 августа 1914 г. Германия объявила войну России, как ответный шаг на начавшуюся мобилизацию российских войск.Военные действия на территории Европы разделились на два фронта: Западный (во Франции и Бельгии) и Восточный - русский. Российские войска действовали на Северо-Западном фронте (Восточная Пруссия, Прибалтика, Польша) и Юго-Западном (Западная Украина, Закарпатье). Россия вступила в войну, не успев завершить перевооружение своих войск. Однако высокий патриотический подъем, царивший в обществе и армии, позволили добиться успехов на первом этапе войны. Несмотря на неудачи в Восточной Пруссии, силами Юго-Западного фронта удалось провести операцию, в результате которой были разгромлены соединения австро-венгерской армии и занята Галиция. Были проведены успешные операции против германских войск под Варшавой и Лодзью.Осенью 1914 г. на стороне Тройственного союза выступила Турция. Открытие Кавказского фронта в значительной степени осложнило положение России. Войска стали испытывать острую нужду в боеприпасах, положение осложняла беспомощность союзников.В 1915 г. Германия, сконцентрировав основные силы на Восточном фронте, провела весенне-летнее наступление, в результате которого Россия потеряла все завоевания 1914 г. и частично территории Польши, Прибалтики, Украины и Западной Белоруссии.Германия перебросила основные силы на Западный фронт, где начала активные бои под крепостью Верден. В апреле российский генштаб разработал план летнего наступления. Для поддержки терпящих поражение итальянских и французских войск силами трех фронтов было предпринято массированное наступление.На участке Юго-Западного фронта корпус генерала А.А.Брусилова, прорвав оборону, нанес серьезный урон австро-венгерским войскам и значительно продвинулся на Запад. «Брусиловский прорыв» отвлек немцев и спас от поражения Францию под Верденом.Невзирая на революционные события 1917 г., Временное правительство выдвинуло лозунг: «Продолжение войны до победного конца».Однако две попытки наступления - в Галиции и Белоруссии закончились поражением. Немцам удалось захватить г. Ригу и Моонзундский архипелаг.26 октября 1917 г. 2-й Всероссийский съезд Советов принял Декрет о мире, в котором всем воюющим сторонам предлагалось начать переговоры о мире. 14 ноября Германия ответила согласием на проведение переговоров, которые начались 20 ноября 1917 г. в Брест-Литовске.Было заключено перемирие, Германия выдвинула требования, которые делегация, возглавляемая Л.Троцким, отвергла и покинула Брест-Литовск. На это германские войска ответили наступлением по всему фронту. 18 февраля советская делегация в новом составе подписала мирный договор с Германией на еще более тяжелых условиях.Россия потеряла Польшу, Литву, Латвию, часть Белоруссии. Исключалось военное присутствие Советских войск в Прибалтике, Финляндии, на Украине.Россия обязалась демобилизовать армию, передать Германии корабли Черноморского флота, выплатить денежную контрибуцию.Тема: "Мы снова вместе - это здорово!"
Цель: сплочение коллектива
Задачи: - играя, понять значимость друг друга и коллектива; - настроиться на новый учебный год со старыми друзьями; - обобщить знания о взаимоотношениях
На доске: - афоризм "Без истинной дружбы жизнь — ничто" (Цицерон) - лист ватмана - имена и фамилии учащихся (записаны хаотично по всему свободному пространству доски) Вот и закончились летние каникулы, прозвенел школьный звонок. Целых 9 месяцев нам предстоит учиться, общаться друг с другом на уроках и внеклассных мероприятиях, а это 1085 учебных часов, 210 учебных дней, 34 классных часа, 30 школьных и 25 классных мероприятий. Можно этот список продолжить, но мы уже сейчас попробуем ответить на вопрос: "С кем вы столько времени хотите быть рядом: со школьным другом или с человеком, который никогда не придет на помощь, не спросит: "Как дела?", не подскажет на уроке, не поговорит с тобой на перемене?" Конечно, ответ ясен- с другом. Оглянитесь, нас 25 человек. И каждый хочет, чтобы у него был друг. Нет такого человека, который смог бы всю жизнь прожить один. Нам повезло: у каждого из нас в классе может быть 24 друга. И это прекрасно! У. Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на нашем первом уроке? Д. О дружбе, о друзьях. У. Давайте попробуем определить, кого называют другом, товарищем и приятелем? На доске слова «друг», «приятель», «товарищ». Ребята анализируют, чем отличаются эти слова друг от друга. У. На доске написано предложение: «Друг – это тот, кто…». Давайте попробуем продолжить это предложение. Ребята по цепочке говорят о том, кто такие друзья? Какого человека можно назвать настоящим другом? Д. Друг – это человек, который всегда поможет в трудную минуту. С ним можно поделиться и радостью, и печалью, ему можно доверить самые сокровенные желания и тайны. Послушайте сейчас стихотворение А. Барто «Требуется друг». Все живут, не тужат, а со мной не дружат. Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной». Есть разряд у Ильиной и девчонок свита. Подружусь и я с Ильиной – стану знаменита. Все пятёрки до одной у Светловой Нади. Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день! Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать». А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!». Не вставать же на колени уговаривать подруг. Напишу я объявление: «Срочно требуется друг».
Беседа У. Как вы думаете, героиня этого стихотворения может быть настоящим другом? Почему? Д. На друга можно положиться в трудную минуту. Друг нужен не для достижения каких-то целей, а для души. У. Хотели бы вы иметь такого человека рядом? Мы сейчас говорили о человеке, которого бы вы не хотели видеть рядом с собой.
Настоящий друг везде Верен, в счастье и беде; Грусть твоя его тревожит, Ты не спишь — он спать не может, И во всем, без дальних слов, Он помочь тебе готов. Да, по действиям несходны Верный друг и льстец негодный. У. Шекспир Золотые слова написал когда-то Уильям Шекспир. За столько времени ценность дружбы не изменилась. Скажите, а что может помочь подружиться? (общее дело, похожие интересы и др. ответы ребят) Какие качества должны быть у настоящего друга? (честность, терпимость, уважение и др. ответы ребят)
За лето вы прочитали много разных книг, познакомились с новыми героями, чему-то научились. Давайте вспомним примеры настоящей дружбы из произведений художественной литературы. Попробуйте отгадать, о каких героях идёт речь. С голубыми волосами И огромными глазами, Это куколка – актриса, И зовут её…(Алиса – Мальвина)
Это что за очень странный Человечек деревянный? На земле и под водой Ищет ключик золотой. Всюду нос суёт он длинный. Кто же это? (Буратино)
Бедных кукол бьёт и мучит, Ищет он волшебный ключик. У него ужасный вид, Это доктор… (Айболит – Карабас)
Он пиявок добывал, Карабасу продавал, Весь пропах болотной тиной, Его звали…(Дуремар) Вы догадались, из какой сказки все эти герои? («Золотой Ключик» или «Приключения Буратино» А. Толстой). Наивный, неграмотный Буратино тоже встретил на своём пути много врагов, но при этом всегда его выручали добрые внимательные и заботливые герои. Назовите героев из сказки, которых можно назвать настоящими друзьями. - Кто подарил Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортилла) А теперь испытание для девочек и мальчиков: доскажите имя литературного героя. Кот (в сапогах, Матроскин) Домовенок (Кузя) Папа (Карло) Дед (Мороз, Мазай) Баба (Яга) Старик (Хоттабыч, Годовик) Старуха (Шапокляк) Дядя (Степа, Федор) Почтальон (Печкин) Доктор (Айболит) Барон (Мюнхгаузен) Пудель (Артемон) Крокодил (Гена) Винни (Пух) Красная (Шапочка) Кощей (Бессмертный) Муха (Цокотуха) Черепаха (Тортила)Учитель: Следующее испытание называется "Сказочная шкатулка". В шкатулке находятся вопросы. Каждая из вас достает любой из них и отвечает: 1. Назовите друзей Незнайки (Знайка, Винтик, Шпунтик, Пончик, Пилюлькин и др.) 2. В какой сказке овощи и фрукты действуют как живые? Кто автор этой сказки? (Д. Родари "Чиполлино") 3. Как звали волшебника Изумрудного города? (Гудвин, Великий и Ужасный) 4. Как звали собачку девочки Элли? (Тотошка) 5. Что решили построить крокодил Гена и его друзья? (Дом дружбы) 6. Какая фамилия у дяди Степы? (Степанов) 7. Кто автор стихотворения: "Торопыжка был голодный, проглотил утюг холодный." (Незнайка) 8. Как называется город, в котором живет Незнайка? (Цветочный) 9. Как звали сыщика из сказки "Приключения Чиполлино"? (Мистер Моркоу) Сегодня мы убедились, что каждый из нас может быть хорошим другом, а наш коллектив самый сплоченный. Друзьям всегда хочется сказать что-нибудь хорошее, поэтому предлагаю вам на листочке-смайлике написать самое лучшее качество того человека, имя которого там уже написано. (Эти самайлики ребята закрепляют на ватмане вокруг силуэта и законов класса. Такой ватман остается в классном уголке).Замечательный получился у нас портрет класса! Вывод: Когда друг рядом, то можно ему доверить свои тайны, и он поймёт. Друг выручит в беде. Вместе легче решить проблемы. У. Вы знаете, что некоторые люди не находят себе друзей за всю свою жизнь? Им живётся очень сложно и одиноко. Но чтобы иметь друзей, надо самому быть общительным, чутким, отзывчивым, преданным, добрым и хорошим другом. А когда с вами рядом будут друзья, вы не будете чувствовать себя одиноко, вас будет много. Закончился классный час, но школьная дружба продолжается.
Конкурс пословиц о дружбе. Ведущий начинает, зал – заканчивает. Нет друга – ищи,… (а нашел - береги).Не имей сто рублей,… …(а имей сто друзей).Один за всех … …(и все за одного).Человек без друзей,… …(что дерево без корней).Дружба – как стекло: … …. (разобьешь – не сложишь).
Не имей сто рублей, …(а имей сто друзей). Дружба не гриб,…(в лесу не найдёшь). Дружба, как стекло…(разобьётся не сложишь). Человек без друзей…(что дерево без корней). Один за всех…(и все за одного). Нет друга – ищи…(а нашёл – береги).
С чего же всё началось? Как возникло само слово «друг»? Когда ещё никто не знал ни слова, Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова», Соседям древний человек привык Показывать кулак или язык И корчить рожи (что одно и то же). Но словом стал гортанный резкий звук, Осмысленней лицо, умение руки, И человек придумал слово «друг», Стал друга ждать и тосковать в разлуке. Ему спасибо за друзей моих. Как жил бы я, что делал бы без них? Друзей – людей, которых я люблю, Я никогда ничем не оскорблю. Не для того наш предок шёл сквозь мрак, Чтоб, встретив друга, я кричал: «Дурак!» Показывал язык или кулак И корчил рожи (что одно и то же). Ведущий: К сожалению, грубые слова иногда можно слышать от ребят нашего класса. Но есть и такие ребята, которые понимают, как важно иметь друзей, и умеют их ценить. Может быть, прослушав частушки, наши ребята узнают себя, по- стараются стать хорошими друзьями.
Однажды на лужайке подрались два козла,Подрались для забавы, не то чтобы со зла.Один из них тихонько приятеля лягнул,Другой из них приятеля тихонечко боднул,Один лягнул приятеля немного посильней,Другой боднул приятеля немного побольней,Один разгорячился, лягнул, что было сил,Другой его рогами под брюхо зацепил.Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.Я вспомнил эту драку, когда передо мной,На школьной перемене такой же вспыхнул бой.
Если есть друзья на свете – Все прекрасно, все цветет.Даже самый сильный ветер, Даже буря не согнет.Мы и в дождь, и в снег, и в стужуБудем весело шагать. При любой погоде дружим –Дружбы нашей не порвать.И любой из нас ответит,Скажут все, кто юн и смел:Мы с тобой живем на светеДля хороших, славных дел.
Раздаются порой голоса,Что чудес никаких не имеется,Есть на нашей Земле чудеса,Но их надо найти, разумеется.Дружба- главное чудо всегда,Сто открытий – для всех настоящее.И любая беда не беда, Если рядом друзья настоящие.Друг не будет смотреть свысока,Наизусть он характер твой выучит.Нужно верить, что друга рукаВ трудный час обязательно выручит.Так давайте, давайте дружить,Пусть не раз нам стихи вспомнятся.Если дружбой всегда дорожить,То любое желание исполнится.