Благоприятный микроклимат в классах компенсирующего обучения — фактор, способствующий улучшению качества образования. Рыжкова В.В.


Благоприятный микроклимат в классах компенсирующего обучения - фактор, способствующий улучшению качества образования.
Рыжкова В.В., воспитатель МБВСОУ Центра образования города Ставрополя имени Героя России В. Духина. 25.03.2014 год.
Микроклимат школьного класса – это система отношений, связывающих одноклассников и определяющих их защищенность, сплоченность и активность в классе.
Развитие микроклимата можно связать с удовлетворением социальных потребностей учащихся:
-потребность в безопасности (со стороны одноклассников ),
- потребность в признании и уважении. Развитие взаимного уважения связано неразрывно с самоуважением. Согласно закону физики – всякое действие вызывает противодействие, ответная реакция – это отношение подростка к классу.
Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности учебно-воспитательной работы в классе. Психологический климат в классе зависит не только от классного руководителя, учителя, на него влияет организация учебной деятельности, качество учебников, питание и здоровье учащихся, их обучаемость и способности. Существуют не менее важные стороны жизнедеятельности класса, его психологического климата, которые почти целиком определяются руководителем.
1. Поддержка здорового микроклимата на уроке.
Практические аспекты работы учителя по формированию микроклимата класса:
2. Организация общих коллективных дел, совместных переживаний: коллективные поздравления с днем рождения учащихся; выражение искреннего сочувствия от имени класса в дни печальных событий, болезни, неудачи; совместные поездки- экскурсии по памятным местам, походы; совместное посещение концертов, спектаклей; совместное проведение праздничных дней.
3. Правила для учителя по выстраиванию взаимоотношений с учащимися.
а) Верный сигнал вашей доброжелательности – добрая улыбка, приветливость. К доверию располагает, если вы не подчеркиваете разницы в социальном статусе, возрасте между собой и учеником, высказываете свои соображения доброжелательно, в форме совета, умеете внимательно и заинтересованно слушать учащихся.
б) Учитывайте индивидуальные особенности школьника (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение в данный момент, его отношение к вам.
в) Умейте выслушивать учащегося, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения. Сохраняйте «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности.
г) Относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности того, что вы можете ошибаться, старайтесь убеждать, не спешите использовать административные права. Идентификация – это отождествление себя с другими, уподобление им, умение встать на точку зрения другого человека.
д) Старайтесь сказать учащемуся доброе слово, если он того заслуживает. Одобрение действует сильнее, чем порицание. Учтите, что захваливание одних и тех же людей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует плохому отношению к ним всего класса.
е) Критика по форме и по содержанию должна исходить из уважительного отношения к людям. Старайтесь отчитывать наедине, выслушайте смягчающие обстоятельства, говорите конкретно о случае плохого поведения. К провинившемуся относитесь справедливо, уважая его человеческое достоинство. Будьте сдержаны, не переходите на крик и злость, старайтесь не угрожать, применять строгие меры. Покажите провинившемуся, что вы верите в него. Все это помогает создавать психологический климат в коллективе.
В работе по созданию благоприятного микроклимата в классе нельзя обойтись без помощи психолога и родителей. В сотрудничестве с психологом часто проводятся диагностики по изучению детского коллектива, занятия коллективные и индивидуальные с теми, кто испытывает трудности. С родителями проводятся не только собрания, но и ежедневные индивидуальные консультации по организации работы с детьми дома, по выполнению учебной нагрузки, ликвидации отставания. И конечно главную роль в создании благоприятного микроклимата в классе принадлежит личности учителя, его индивидуальным качествам. Народная мудрость гласит: «Кто не горит, а тлеет — тот и зажечь никого не может».