Презентация Использование элементов технологии самосовершенствования личности на уроках математики в классах коррекционно – компенсирующего обучения


Работа учителя математики КГУ «Областная специальная коррекционная школа-интернат №3для детей с ЗПР и интеллектуальными нарушениями, г. Степногорск»Ушаковой Ларисы Викторовны По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5 - 8℅ детей с наследственной патологией, 8 – 10 % имеют выраженную врождённую или приобретенную патологию, 4 – 5% составляют дети – инвалиды, значительное число детей имеют стертые нарушения развития. Выделяют четыре генезисных типа задержки психического развития Конститу-ционный Сомато-генный Психо-генный Церебраль-но-органи-ческогопроисхождения Выделяют четыре генезисных типа задержки психического развития Состояние ЗПР определяется наследственностью. Дети отличаются гармоничной незрелостью одновременно телосложения и психики, поэтому такую форму задержки обозначают, как гармонический психофизический инфантилизм. Дети рождаются у здоровых родителей. ЗПР- следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний, влияющих на развитие мозговых функций:  хронических инфекций, аллергии, дистрофии,  дизентерии. Длительные, тяжело протекающие, часто хронические заболевания резко снижают психический тонус детей. Дети имеют нормальное физическое развитие, соматически здоровы. По данным исследований, у большинства имеется мозговая дисфункция. Очаг формирования данной детской аномалии - неблагополучные семьи. ЗПР обусловлено более стойким локальным нарушением созревания мозговых структур. Причины отклонений в развитии мозга: патология беременности; алкоголизм, наркомания матери или отца; родовые патологии: недоношенность;родовая травма;асфиксия (удушье плода);тяжелые заболевания на первом году жизни;тяжелые инфекционные заболевания.  На уроках математики, как и на других уроках, необходимо создавать оптимальные условия для усвоения программного материала.  Важное внимание должно быть уделено отбору базового материала, который осуществляется в соответствии с принципом доступности.  Учебный материал по содержанию и объему должен быть посильным для учащихся.  Процесс обучения необходимо сделать проще и легче путем детального объяснения и с систематическим повтором, многократной тренировкой в применении знаний. обеспечивать возможность ученику работать в свойственном ему темпе деятельности контролировать усвоение каждой части Учителю необходимо: разбивать учебный материал на небольшие части Я МозгВнутренние процессы саморазвитияСамопознаниеСамовоспитаниеСамоутверждениеСамовыражениеСамоопределениеСаморегуляцияСамореализация Внешние воздействия (процессы) Педагогическое руководство Обучение воспитание Другие влияния управление Поиск удовлетворения Среда Потребности Самосовершенствование в значительной мере определяется социальной средой и применяемыми педагогическими средствами Целесообразно использовать на уроках: занимательные элементы разноуровневые карточки развивать задатки самосовершенствования личности  тем самым обеспечивая дифференцированный подход к учащимся тем самым пробуждать интерес к предмету побуждать ученика работать самому, а не только впитывать готовую информацию «Графический диктант» Карточка №2«Отметьте на координатной плоскости точки, заданные координатами, соедините их отрезками в порядке следования. Изображение какого животного получилось?»A (-4; 4); В (-3; 4); С (-3; 3); D (-1; 2); E (4; 1); G (7; 0); L (4; 0); К (4; -4); M (3; -4); N (3; -2); P (-1; -1); S (-1;-1); T (-1; -4); R (-2; -4); H (-2; -1); Q (-4; 1); U (-6; 1); X (-6; 2); Y (-5; 2); 7 (-4; 3) Дети любят самостоятельные и исследовательские работы в форме игры «Дешифровщик» - выполнив математическое задание, дети составляют название, например, какого-то исторического факта, о котором рассказал учитель. Задания такого типа позволяют реализовывать межпредметные связи и развивают общую эрудицию учащихся. Как называется одно из государств полуострова Индокитай? ( Лаос)1) 27,5+х=41,83 К –69,33 Л –14,33 Р –14,78 С –13,782) Х-0,07=1,5 А –1,57 И –1,12 О –1,43 У –2,23) Х+17,51=21,12 М – 38,63 П – 2,61 Т – 4,39 О – 3,614) 8,127-х=5,548 Н – 13,675 С – 2,579 Р – 3,421 В – 3,579 Задание на корректировку восприятияНайти и исправить ошибки, если они есть в следующих действиях:а)3,2 4 + 8 = 4,0;б) 29 + 7,1 = 100;в)16,6 - 5 = 16,1; г) 25,16 + 0,4 =25,56. Задание на анализ отношенийСлова из данного ниже списка расставьте в окошки схемы на Треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник, прямоугольник, квадрат, многоугольник. Задание на классификацию Даны три ряда чисел. Укажите, по какому правилу составлен каждый ряд чисел, и продолжите его еще на три числа в соответствии с этим правилом. а)1, 3, 5, 7, 9, 11,.... б)2, 4, 6, 8, 10… в) 1, 2, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 13…. 1.Составьте задачу, обратную следующей:«На одной ферме 847 коров, а на другой—на 309 коров больше. Сколько коров на двух фермах?»2.Составьте задачу по краткой записи:— Зт— на 1 т больше, чем— в 2 раза меньше, чемСоставьте задачи по выражениям: a)12∙64 b)18∙79-12∙64 c) (18 ∙79 – 12∙64): 3 4.«Купили 3 кг картофеля, 3 кг свеклы, 4 кг моркови, 5 кг яблок, 6 кг капусты,2 кг груш и 4 кг слив. Сколько было куплено килограммов овощей и сколько килограммов фруктов?» Составьте задачу, решаемую тем же способом, но с другим сюжетом.5.Составьте задачи, при решении которых: a).по известным частям находят целое; b).по целому и его частям находят другую часть.6.Составьте задачи, используя слова: a)«ехали, проехали, осталось»; b)«было, изменили, стало»; c)«дороже» — «дешевле»; d)«легче» — «тяжелее». При изучении отдельных тем возможно применение эвристического метода обучения. Учащимся не сообщают готовых, подлежащих самостоятельному «открытию» правил - сохраняется видимость игры, что позволяет поддерживать у ребенка иллюзию собственного открытия истины. Любое открытие, пусть самое маленькое, сделанное при решении даже самой простой задачи, сродни большому открытию ученого. Тем самым у ребенка пробуждается желание совершать новые открытия, самостоятельно добиваться каких–то успехов. Оборудование каждого урока должно обеспечивать учащимсявозможность для работы всех анализаторов Если вызвать интерес к изучаемой теме то учащиеся хорошо усвоят материал и надолго его запомнят! В кабинете должно быть много подсобного материала из бумаги, картона, проволоки, пластилина и т.п. Учащиеся охотно выполняют задания на компьютереНапример:Отметить числа на координатной прямой Отметить точки по заданным координатам Определить координаты точек, задающих рисунок Сравнить числа Выполнить действия Блицопрос Фронтальный опрос Опрос-«вертушку» Работу парами или в группе Самостоятельную работу Тестирование Контроль и оценка знаний — важнейший момент в организации учебного процесса Чтобы удержать внимание учащихся в течение всего урока, общую оценку целесообразно выставлять в конце урока. В течение урока каждый ученик получает три-четыре отметки, оценку «2» практически не получает никто из учащихся. Оценивая ученика важно помнить, что отметка используется правильно лишь в том случае, когда она способствует достижению успеха и в целом развитию учащихся. дополнительные наводящие вопросы; опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы приемы-предписания с указанием последовательности операций, помощь в выполнении определенных операций,образцы решения задач,поэтапная проверка задач, упражнений. Необходимо требовать от учащихся самостоятельное почтение и осмысление задания к упражнению (не только при решении задач, но и при выполнении различных видов примеров). Ребенок должен стараться сам разобраться и понять задание, и обращаться к учителю лишь за помощью, а не за конкретным ответом на вопрос «Что надо делать?». Учить проверятькачество своей работы(как по ходу ее выполнения так и по конечному результату) Развивать потребность детей в самоконтроле(формировать осознанное отношение к выполняемой работе) Работая с детьми с УО учителю нужно Для этого на уроках следует отводить специальное время на самопроверку и взаимопроверку выполненного задания Учитель создает условия, способствующие следующему: Погружению учащихся в ситуацию частично самостоятельного выбора решения Развитию самоконтроля – сравнение с образцом,(возвращение к повторному осмыслению задания) Развитию адекватной взаимооценки Развитию способностиаргументациисамооценки Созданию ситуации для переноса знаний в измененные условия Учитель создает условия,способствующие следующему Принятию ребенком целей Предстоя-щей работы Микроалгоритмическая организация деятельности учащихся на уроке (выслушать устное задание еще раз) Дополнительный контроль за занятостью ребенка ( при признаках усталости смена деятельности на другую, более легкую) Использование разнообразных видов занятий, игровых моментов Применение красочного наглядного дидактического материала Организация самопланирования и самопроверки,оречевление учеником своей деятельности Заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке Шире опираться на игру как ведущую деятельность ребенка с ЗПР Избегатьощущения скуки монотонности посредством включения разных видовдеятельности Создавать ситуации успеха в учебной деятельности Формировать чувство уверенности в себе,, объективной самооценки и радости Снижать тревожность детей, исключая упреки,выговор,насмешку, угрозы и т. д Стремиться исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить; Для формирования положительного отношения к учению учитель должен: Снижать тревожность детей, исключая упреки,выговор,насмешку, угрозы и т. д Стремиться исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить; Снижать тревожность детей, исключая упреки,выговор,насмешку, угрозы и т. д Определяющие требования к домашним заданиям: - аккуратность, -самостоятельность их выполнения.Знания могут быть глубокими, полными и прочными только в том случае, если они самостоятельно продуманы, усвоены путем преодоления некоторых трудностей.Самостоятельный поиск решения воспитывает у учащихся - убежденность в знаниях, уверенность в своих силах, - формирует потребность самостоятельно заниматься учебной деятельностью, - воспитывает навыки самообразования.В процессе самостоятельной домашней работы каждый школьник осуществляет самоконтроль, что предполагает развитие умений анализировать свои знания, находить недочеты и ошибки и затем исправлять их. Индивидуальное домашнее задание (карточка) Постройте фигуру по точкам Вариант 1 Вариант 2 A (6; 6) B (3; 7) C ( 0; 8) D (-3; 5) E (-6; 3) F (-8; 5) G (-5; 7) D (-3, 5) K (-15;-7) L (-10;-5) M ( -6;-5) N ( -3;-6) O ( -1;-10) P ( 5;- 10) R ( 6; -6) N (-3; -6)