Конспект открытого занятия по изобразительному искусству Роспись парусов и кораблей


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
«ТВОРЧЕСТВО»
ОТДЕЛ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
ТЕМА “Роспись парусов и кораблей”
Педагог дополнительного образования:
ЛАПЕНКО Надежда Васильевна
г. Владикавказ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ «ТВОРЧЕСТВО»
ОТДЕЛ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
ОТЗЫВ
на аттестационное открытое занятие
Педагог: ЛАПЕНКО Надежда Васильевна
Возраст детей: 5-6 лет
Количество учащихся по плану: 10 чел.
Количество учащихся на занятии: 12 чел.
Дата проведения занятия: ______ г., в ____ час.
Место проведения: класс.
Тема занятия: "Роспись парусов и кораблей"
(По программе: “Первые шаги в творчество”)Педагогический анализ занятия
Занятие: "Роспись парусов и кораблей" проведено педагогом Н. В. Лапенко на высоком методическом уровне, с эмоциональной выразительностью, эстетическим и художественным вкусом, стимулирующим активность душевных и физических усилий детей при выполнении поставленного задания.
Педагог, при организации занятия, умело использует игровой момент, сказку замечательного русского поэта - А. С. Пушкина,"... о царе Солтане..." обращается к воображению детей с неожиданным предположением о возможной встрече царского флота с пиратскими кораблями. Интерес детей вызывает предложение педагога: с помощью кисти и краски показать отличие двух флотов, их кораблей, выразить в рисунках такие нравственные категории как Добро и Зло....
Занятие проходит ровно и увлекательно. Дети не замечают, как летит время. Они, даже несколько огорчены, что время урока истекло, и надо возвращаться из мира сказки и творчества, к другим делам и заботам.
В ходе занятия педагог активно сотрудничает с детьми в их творчестве, выражает искреннюю радость удачным находкам цветовой гаммы и фигур рисунков, отмечает наиболее удавшиеся композиции по заданной теме.
Предложения и рекомендации:
Рекомендовать педагогу, при отборе лучших работ для выставки детского рисунка, гарантировать детям, что через небольшой промежуток времени они смогут получить их обратно, для своей коллекции, на память о “Первых шагах в Творчество”
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема: “Роспись парусов и кораблей”
Цель:
Пробудить отзывчивость души.
Задачи:
Образовательные:
а)Учить с помощью цвета передавать контрастные чувства (Добро и Зло);
б)Учить пользоваться различными по характеру формами и линиями (ломанными, плавными, прямыми, кривыми, волнистыми).
Развивающие:
а)Развивать творческое воображение;
б)Дать представление о возможности выражения намерений, целей через украшение предметов.
Воспитательные:
а) Учить детей сопереживать и радоваться.
Оборудование:
Для учителя:
Зрительный ряд: Н. Рерих - "Заморские гости", примеры (образцы) разных по цвету парусов и кораблей; изображение украшений.
Литературный ряд: Фрагмент произведения А. С. Пушкина
"Сказка о царе Солтане...".
Для учащихся: альбом, гуашь, кисть, тряпочка для рук.
Структура занятия:
Организационная часть.
Объяснение новой темы.
Практическая работа.
Просмотр и оценка работ, подведение итогов занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Тема урока решается на материале сказки, через роспись (украшение) парусов и кораблей. В известную сказку "О царе Солтане..." вводится вставной элемент - предположение - возможность встречи праздничного флота царя Солтана с флотом пиратов (морских разбойников-грабителей).
I.Организационный момент: (Сообщение целей урока):
Сегодня у нас урок необычный, сегодня урок сказочный. На этом уроке мы, с помощью цвета, будем передавать контрастные (противоположные) чувства (добро и зло), украшая паруса и корабли двух разных флотов.
II. Работа над новой темой:
(Повествование сказки с одновременным рисованием):
- А теперь, ребята, - послушайте сказку о том, как флот царя Солтана, побывав в разных странах, возвращается домой, чтобы рассказать о заморских чудесах и подарить диковинные подарки своим близким и родным:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости,
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит и поит
И ответ держать велит:
"Чем, вы гости, торг ведете?
И куда теперь плывете?"
Корабельщики в ответ:
"Мы объехали вест свет,
Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом,
И теперь нам вышел срок,
А лежит нам путь далёк,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Солтана"
Говорит им князь тогда:
"Добрый путь вам господа,
По морю, по Окияну
К славному царю Солтану,
Да скажите ж князь Гвидон
Шлет де свой царю поклон"
Гости князю поклонились
Вышли вон и в путь пустились
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит,
Мимо острова Буяна
В царство славного Солтана
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Корабли быстро бежали по волнам. Вдруг кормчий (ведущий караван кораблей) сказал:
- Посмотрите-ка, кто это там, впереди?
И все увидели, что из-за острова, на черных парусах, к ним приближаются какие-то темные, мрачные корабли. На кормах и парусах у них - страшные изображения, змеевидные флаги, чудища со страшным оскалом.
- Что-то не нравятся мне эти паруса, - сказал кормчий - Почему они мрачные? Только корабли пиратов бывают такие.
Пираты подплывали все ближе. Но злой волшебник решил все перепутать. Он стер и цвет и изображения на парусах двух разных флотов и они стали абсолютно одинаковыми...
На классной доске расположены одинаковые (из бумаги) корабли и паруса. (Обращаю внимание детей на доску). Неизвестно, где пираты, а где мирный, радостный флот. Купцы стали внимательно смотреть на силуэты кораблей. Но ведь волшебник стер все краски. Как же им быть? Остается нам помочь попавшим в беду - Заново сделать цвета кораблей выразительными.
Учитель предлагает детям посмотреть, как изображают художники корабли пиратов и купцов, какие при этом паруса, цвет. Что изображают на парусах, на корме корабля. Какие знамена у пиратов, а какие - у добрых купцов. (Купцы - на современном языке - бизнесмены, продавцы какого либо товара).
Ребята! Художник может выразить свое отношение к добру и злу цветом:
- светлыми красками, нежными, яркими -Добрый флот,
- мрачными, темными красками - Злой флот.
На доске висят различные по цвету листы: черный, коричневый, темнозеленый, фиолетовый, голубой, розовый, желтый.
Какие цвета подходят к пиратам, приносящим зло? (Ответы детей). Обращаю внимание ребят на рисунки с изображением солнца, красивых птиц, звезд, цветов; и, - хищных птиц (драконов), кинжалов... Какие изображения ближе к добру, какие - злу?
Итак, украшение может выражать намерения людей двух противоположных (разных) флотов, И в жизни украшения помогают человеку выразить свои намерения, сообщить о них другим. В нашем случае, пираты должны украшениями всех устрашить, а флот, идущий на праздник, - должен всем именно об этом и сообщить - сообщить о радости.
Нам нужно сделать так, чтобы страшный флот выдал свою тайну, объявил до конца о намерениях - и, тогда легче с ним воевать.
- Ребята! Украсьте корабли так, чтобы флот царя Солтана был радостным, как солнце, как весенний луг с цветами, а флот пиратов - как страшные сумерки, как гроза.
Ну, а теперь, разберем заготовки.
(Дети с увлечением украшают свои корабли и паруса)
- Ребята, в конце-концов что же побеждает в жизни и сказке?
- Добро!
- Правильно.
Купцы и добрый волшебник говорят вам спасибо: - вы помогли избавиться им от страшных пиратов. Если бы не вы, лежать бы нам на дне морском. А теперь мы их узнаем, узнаем и своих - сумеем объединиться и победить злых пиратов.
Флоты стали совсем разными. Давайте посмотрим, получилось ли у нас? Сумели ли мы помочь различать эти два флота?
- Конечно! Мы украсили корабли и паруса разными изображениями и использовали цвета: яркие и светлые, для одного флота, и - темные и мрачные, - для другого.
Так заканчивается игра и урок.
III. Итог урока:
В игре лучше развиваются познавательные процессы:
память,
внимание,
воображение,
мышление и
- речь.
* * *