Неурочные формы занятий в условиях реализации ФГОС

Неурочные формы занятий в условиях реализации ФГОС

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Для достижения этих результатов учителю необходимо осваивать новые способы организации учебной деятельности, направленные на реализацию требований ФГОС. 
Именно неурочные формы занятий позволяют формировать требуемые результаты обучения.
Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи сказал: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».
Новые стандарты определяют для школьников различные виды деятельности, причем взаимосвязанные друг с другом.
Под неурочными формами занятий понимаются те учебные часы, которые отданы на изучение предмета, но проводятся не в форме уроков.
Учебные часы на неурочные формы занятий берутся из количества часов, отведенных на изучение предмета в Учебном плане. В соответствии со стандартом 20% учебного времени на младшем и 30 и 40% на среднем этапе обучения составляют неурочные формы занятий.
Неурочные формы занятия – формы организации индивидуальной, групповой коллективно-распределенной деятельности обучающихся с целью расширения творческой, практической составляющей учебных предметов, для формирования ключевых компетентностей и практического опыта школьников.
* Предмет «изобразительное искусство» изначально подразумевает деятельностный подход в обучении, в результате которого возникает творческий продукт, именно поэтому ведущей формой обучения на моих занятиях является неурочная.
При планировании работы на учебный год я выбираю темы уроков для проведения в неурочной форме и фиксирую их в рабочей программе.
Урок и «неурок» – в чем состоит принципиальное отличие?
Неурочное занятие – это необычный урок или уроки, которые мы когда-то называли «нетрадиционными»:

- уроки с измененными способами организации: лекция, защита знаний и идей, исследование, «погружение», творческая мастерская, встреча, проектная деятельность;

- уроки, опирающиеся на фантазию: сказка, урок творчества, творческий отчет, выставка, бенефис, праздник, концерт;

- уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие, экспедиция, заседание клуба, мастер-класс, защита проекта;

- уроки с игровой состязательной основой: уроки-игры: "Лото", «Следствие ведут знатоки", КВН, "Что? Где? Когда?" и «Своя игра», эстафета, конкурс, дуэль, соревнование, викторина, кроссворд, деловая, ролевая, дидактическая, образовательная игры;

- уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации: зачет, практикум, семинар, консультация, интеграция, собеседование, конференция.

Нестандартные уроки не могут повторяться каждый день, т. к. теряется обучающая функция урока, которая состоит именно в выработке привычки к тому или иному [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Неурочные формы занятий придают предмету привлекательность и поднимают к нему интерес учащихся.
Таким образом, нельзя сказать, что урочные занятия плохи, а неурочные хороши. Учитель должен владеть арсеналом построения и тех, и других уроков.

Как разработать неурочное мероприятие
Создание необычного урока – это “творчество в квадрате”, поскольку учитель разрабатывает систему условий для предстоящего творчества учеников.
При проектировании урока учитываются: образовательная программа, уровень подготовки учащихся (в том числе класс и параллель), наличие методического инструментария, специфика имеющихся условий, тип урока, а также формы, технологии и методы, которые помогут ученикам создать необходимый образовательный продукт и достичь главных целей.
Учитель продумывает несколько связанных между собой уроков, осуществляет примерную разбивку по целям, темам, доминирующим видам деятельности, предполагаемым результатам. Формулируются главные образовательные результаты учеников, которые выделены в общей программе занятий по предмету и реальны для достижения в рамках изучаемого раздела.
Выбор формы неурочного занятия зависит от темы и типа урока, а также от ведущих видов деятельности учащихся.
Но, как правило, это комбинированные занятия, то есть включающие 3-4 сменяемых друг друга вида деятельности учеников.

*Исходя из специфики предмета, наиболее часто применяемая мной форма занятия - творческая мастерская, которая нередко в себя включает элементы других форм занятий – игра, проект, поиск, исследование, мастер-класс и другие.
Специфика формы занятия определяет выбор технологии обучения и форм организации работы.
На своих занятиях я чаще всего использую технологии - сотрудничества, развития критического мышления, проектной деятельности; проблемного обучения, ИКТ-технологии, что способствует формированию УУД.
Ведущей формой организации на моих занятиях является групповая работа. Сам факт групповой работы способствует развитию коммуникативных навыков ребят, даёт им возможности научиться распределению обязанностей в мини-коллективе, научиться слушать, аргументировать, использовать преимущества коллективного поиска.

Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации. Поэтому занятие начинается с постановки проблемы, а далее выясняется степень готовности к ее решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.
В начале занятия дети получают исходный материал, основу, используя которую, они совершают свои открытия и самостоятельно добывают свои знания. На мастерских предложенные задания становятся проблемами самих учеников. Я продумываю задания с обязательным условием: они должны быть занимательными и иметь практическую значимость, для выполнения которых учащимся понадобятся навыки поиска и творческий настрой.
Реализация урока является творческим процессом, поэтому не всегда приходится придерживаться намеченного плана. От творчества педагога зависит и уровень творчества детей. А это значит, что во время урока учитель – также творец, а не простой исполнитель своего плана.
Учитель - Мастер, консультант, помощник, который организует урок, способствует новому для ребят виду деятельности, способствует познанию.
 
В образовательной программе 5 класса уроки «открытия нового знания» организованы мной в серию неурочных мероприятий в форме творческих мастерских, на которых учащихся знакомятся с декоративно-прикладным искусством России, разных стран и эпох.

Закон мастерской - делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам. Именно поэтому и нет "точных методик" по проведению мастерских, каждый учитель вправе сам конструировать, создавать свои мастерские.

Творческая мастерская «Вазопись Древней Греции»
«Украшения Египта»
Проект «Ярмарка ремесел»
Проектная деятельность является одной из ведущих форм организации неурочных занятий в моей практике. 
Совместная деятельность над проектами способствует формированию коммуникативных, познавательных (работа с информацией, выполнение операций анализа, обобщения, осуществление рефлексии, контроля и оценки процесса и результатов деятельности), регулятивных (управление своей деятельностью, инициативность) УУД. Обучающиеся в группе осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности.
 
При подготовке к неурочному занятию, безусловно ведущая деятельность отводится учителю (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т. п.), но если есть такая возможность, я стараюсь привлечь и учащиеся. Они делятся на группы (команды), получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов по заданной теме, кроссвордов, викторин, изготовление необходимо дидактического материала и т. д.

Неурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.
Неурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе. В процессе многоплановой неурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.