Исследовательская работа на тему О чем писала газета Пионерская правда в годы Великой Отечественной войны?


Секция: История
О чем писала газета «Пионерская правда» в годы войны»?
Гимадиева Виктория
7 класс, МБОУ СОШ им.Ф.Ахмалетдинова с. Ахметово
МР Кушнаренковский район
Научный руководитель: Хаммадиева И.Р.
2016 – 2017 учебный год
Содержание
Введение………………………………......................................................3
Цели, задачи и методы исследования …………………….……….....4
Актуальность, объект исследования …………………………............4
Основная часть………………………………………………………….5
1.1 Обзор газет «Пионерская правда»……………………………….6
1.2 Роль школьной стенгазеты………………………………………12
1.3 Исследования………………………………………………….…13
Заключение…………………………………………….............................15
Список литературы…………………………………................................16
Введение
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. закончилась победой СССР, и определенная заслуга в этой исторической победе принадлежит всем средствам массовой информации и пропаганды, в том числе и печати. Даже в самые тяжелые военные годы правительство не только не ослабляло руководство печатью, а, наоборот, усиливало. В годы Великой Отечественной войны газеты широко пропагандировали идеи о защите Отечества, воспитывала у советских людей самоотверженность, отвагу, бесстрашие, решимость идти на самые тяжелые лишения во имя победы над врагом. Газета мобилизовала массы на создание слаженного военного хозяйства и обеспечение фронта горючим, оружием, продовольствием. Периодические издания широко популяризировали примеры трудовой доблести рабочих и тружеников полей, воспитывали у трудящихся любовь к Родине и ненависть к врагу, пропагандировали героизм воинов на полях сражения, сплачивала народ в единую братскую семью. Вся деятельность периодики была подчинена лозунгу: «Все для фронта, все для победы!». Таким образом, роль периодической печати в годы войны исключительно велика. Она внесла свой достойный вклад в дело разгрома врага. А в современных условиях, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине, материалы Великой Отечественной войны приобретают все возрастающее гражданско-патриотическое воспитательное значение. История Великой Отечественной войны получила достаточно широкое и всестороннее освещение в советской исторической литературе. Многие исследователи вновь и вновь возвращаются к периоду суровых испытаний, пытаясь глубже осмыслить, всесторонне обосновать источники силы и причины победы над фашизмом. В правильном их выявлении важную роль играет печать военного времени.
Не были забыты и самые маленькие советские граждане. Всю войну выходили журналы для детей: «Вожатый» (1941–1945), «Дружные ребята» (1942–1945), «Мурзилка» (1941–1945), «Пионер» и другие. Особое внимание уделялось образованию и воспитанию молодого поколения. Выходили в печать журналы: «Дошкольное воспитание» (1942–1945), «Начальная школа»(1941– 1945), «Советская педагогика» (1941–1945). Эти журналы пользуются спросом и в настоящее время. Газета «Пионерская правда» пользовалась популярностью ещё до начала войны, а во время Великой Отечественной войны её популярность возросла ещё во много раз.
Актуальность работы заключается в том, что изучение истории нашей Родины через газетный материал.
Объектом исследования является газета «Пионерская правда» в годы Великой Отечественной войны
Предмет исследования: газета «Пионерская правда» 1941 -1945 ггНаучная новизна работы определяется изучением содержания статей газеты «Пионерская правда» 1941 -1945 гг.
Цель исследования: собрать и изучить информацию о жизни детей во время ВОВи изучение истории нашей Родины через газетный материал.
Задачи исследования:
1. Изучить содержание газет «Пионерская правда».
2. Привлечь к работе сельскую и школьную библиотеку. 
3. Рассказать о результатах исследования обучающимся нашей школы.
Гипотеза исследования
В результате исследовательской работы обучающиеся смогут погрузиться  во времена Великой Отечественной войны и понять, насколько детские газеты поддерживали боевой дух людей.
Сроки исследования.
2015 – 2016 год.
Этапы исследования.
I этап. Изучение газетных материалов периода Великой Отечественной войны
II этап. Опрос, анкетирование, беседы.
III этап. Отчёт о проделанной работе.
Методы исследования.
беседа с жителями ;
знакомство с газетными статьями прошлых лет;
обращение в школьный краеведческий музей;
анализ газет, фотографий.
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках истории, при проведении предметных недель, олимпиад, классных часов.
Исследовательская работа состоит из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы.
Исследование велось по направлениям: история, краеведение.
Основная часть
В нашем школьном музее сохранилось несколько номеров газеты «Пионерская правда» времен ВОВ. Эти номера посвящены разным событиям, но люди старшего поколения, бывая на экскурсиях, с особым волнением берут их в руки и начинают читать. При этом их лица светлеют, и начинается рассказ о пионерском детстве. Меня заинтересовало, почему эта газета вызывает у них такую реакцию, и я решила узнать о ней больше.
Вот что мне удалось, благодаря Интернету.«Пионерская правда» — советская и российская газета для детей.
ВСССР была печатным органом ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации.
Основана в 1925 году в Москве и вначале издавалась как еженедельная пионерская газета. Была в ту пору печатным органом Московского комитета РЛКСМ. Идеологически «Пионерская правда», по мысли её создателей, была призвана «помогать пионерской организации и школе в коммунистическом воспитании подрастающего поколения, одновременно прививая детям идеалы дружбы, товарищества, взаимопомощи, любви к Родине, добра и справедливости».
В основании и развитии газеты принимали деятельное участие советские партийные и общественные деятели, видные писатели и поэты: Надежда Крупская, Мария Ульянова, Емельян Ярославский, Максим Горький, Владимир Маяковский, Аркадий Гайдар, Самуил Маршак, Лев Кассиль и другие. Первым редактором газеты стал Николай Бухарин.
С 1927 года газета становится совместным органом Центрального и Московского комитетов ВЛКСМ, а с 1958 года — органом ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина..
Газета писала о событиях СССР и за рубежом, освещала деятельность детских организаций в других странах, рассказывала о жизни советских пионеров и школьников.В «Пионерской правде»  публиковались материалы о жизни советских пионеров и школьников, деятельности детских демократических организаций в других странах, важнейших событиях в СССР и за рубежом.
«Пионерская правда» также писала о всесоюзных и международных детских мероприятиях — походах, смотрах, конкурсах, выставках, спортивных играх и др. (например, военно-спортивная игра «Зарница», соревнования на призы клубов «Золотая шайба» и «Кожаный мяч», международные выставки детских рисунков, международные фотоконкурсы, выставки творчества юных техников).
1.1 Обзор газет «Пионерская правда» 1941 -1945 гг Именно в годы Великой Отечественной войны закладывались основы нового советского сознания у детей. Важную роль в этом процессе играли средства массовой информации и особенно детская периодическая печать.Меня очень удивило, что в годы войны продолжилось издание журналов «Вожатый», «Пионер», «Костер», «Дружные ребята», «Мурзилка» и газеты «Пионерская правда». Основанная в 1925 г., «Пионерская правда», по мысли создателей, была призвана помогать пионерской организации и школе в коммунистическом воспитании подрастающего поколения, одновременно прививая детям идеалы дружбы, товарищества, взаимопомощи, любви к Родине, добра и справедливости.
К моменту начала Великой Отечественной войны «Пионерская правда» пользовалась большой популярностью у несовершеннолетних. В самом начале войны стоимость одного номера газеты равнялась 5 копейкам , к маю 1945 г. номер газеты продавался за 10 копеек. В военные годы произошли изменения спериодичностью выпуска издания: из газеты, выходившей 3 раза в неделю (по вторникам, четвергам исубботам), она превратилась в еженедельную.
Характер чрезвычайной ситуации побудил руководство значительно изменить структуру и тематику газеты. На первой странице постоянно размещалась рубрика «От Советского информбюро», публиковались приказы и постановления советского правительства, а в рубрике «Всемирный телеграф» печатались международные политические новости.
Весомое место на первой странице отводилось различным пропагандистским лозунгам и материалам, в которых рассказывалось о социально значимых инициативах несовершеннолетних, например сборе вещей для бойцов Красной Армии и нуждающегосянаселения, денежных средств напостройку танковой колонны «Пионерия» и т.д. С определённой периодичностью, в частности перед началом учебного года и перед проверочными испытаниями, на первой странице помещалась информация, рассказывающая об основных обязанностях детей, главная из которых заключалась в успешной учёбе. Подобная структура сохранялась на протяжении всей войны. Исключение составляли номера газеты, посвящённые особо значимым праздникам и юбилейным датам. Таковыми являлись годовщина Октябрьской революции, Новый год, 23 февраля и Международный день труда 1 Мая, годовщины создания пионерской организации.
Военно-патриотическое воспитание стало главным направлением работы газеты еще в 1930-е годы. Уже тогда появлялись сюжеты, посвящённые военной подготовке и улучшению физического развития школьников, защите своей Родины и героическим поступкам детей. Во второй половине 1930-х гг. на страницах газеты постепенно формируется образ врага, сначала абстрактного, а затем, после начала войны с Финляндией, и конкретного. И как контраст этому – образ Родины-защитницы, единственной страны, которая взялана себя груз борьбы сврагом, желающим покорить весь мир. Состояние сопричастности к великому делу спасения мира и справедливости активно формировалось на страницах газеты. Такой подход к воспитанию патриотизма у детей был характерен не только для СССР, но и для ряда других государств и в целом являлся отражением духа того времени.
Вторжение немецко-фашистских войск на территорию СССР также нашло отражение на страницах «Пионерской правды». В номере газеты, вышедшем 24 июня 1941 года, было размещено обращение народного комиссара иностранных дел В. М. Молотова к гражданам Советского Союза. Были приведены факты о действиях фашистов на советской земле, об их отношении к детям и детским учреждениям. Газета призывала несовершеннолетних быть дисциплинированными, помогать взрослым, сохранять спокойствие, а также изучать противовоздушную ипротивохимическую оборону, то есть создавала атмосферу сопричастности детей к делу защиты Отечества.
Можно выделить несколько тем, которые неизменно присутствовали в каждом номере газеты. Первая посвящена совершенствованию военной и физической подготовки детей и подростков. Еще в 1930-е гг. формируется образ нового советского человека. Это был человек выносливый, смелый, имеющий элементарные военные навыки, которые ему могли пригодиться в будущих войнах с капиталистическим окружением. Изначально этой тематике отводилось не так много места на страницах газеты, и в большинстве случаев она была представлена информацией о родах войск в составе Красной Армии, инструкциями по обращению с оружием, результатами различных военно-спортивных соревнований. Но со временем начинает появляться всё больше сюжетов, в результате чего к концу войны этой теме отводилось значительное место в каждом номере газеты. В статьях рассказывалось о силовых упражнениях, об обучении рукопашному бою, противовоздушной и противохимической обороне, о пользе различных видов спорта и успехах в них детей и подростков. Некоторые сюжеты были преобразованы в постоянные рубрики. Так, в «Военном словарике пионера» и «Знаешьли ты, что…» давалась расшифровка терминов, относящихся к военным действиям, и приводились интересные факты на эту тему. Например, в номере от 16 сентября 1941 г. рубрика была посвящена артиллерийским снарядам. Приведём небольшой отрывок из текста: «Артиллеристы стреляют разнообразными снарядами: гранатами, картечью, шрапнелью; дымовыми, зажигательными, ослепительными.Гранаты делятся на фугасные, осколочные и бронебойные…» [1].
Блок «Два приятеля» был представлен карикатурами, в которых присутствовало два героя. Вася олицетворял собой образ «отличника военной и физической подготовки», аПетя – того, кто халатно относится к овладению этими навыками. Каждый рисунок сопровождался небольшим стихотворением. Например: «Я гранату, – молвил Петя, – брошу лучше всех на свете. Что случилось? Что за чудо? Целил в холмик за сосной. Замахнулся он не худо, а граната… за спиной» или «Планка на землю упала. Может, планку скинул ветер? Только ветру дела мало, – Это просто прыгал Петя. И с земли, смотря наВасю, говорит онвиновато: “Силы много есть в запасе, ноги вот тяжеловаты”».
На страницах «Пионерской правды» осуждались «зверства» захватчикови воспевались героические подвиги советских людей. Так, в номере от 18 февраля 1942 г. была напечатана статья «Пионеры никогда не забудут героиню-партизанку Зою» , посвященная подвигу Зои Космодемьянской. А в номере № 48 от 28 ноября 1944 г. была напечатана статья «Брат Зои Космодемьянской мстит за сестру».
Большое место в газете занимало участие детей в помощи фронту. Определенное время на страницах газеты печаталась рубрика «Пионерская копилка металлолома», в которой содержалась информация о количестве собранного детьми металла. Нашли своё отражение в газете трудовая деятельность несовершеннолетних напроизводстве и их участие в подсобных работах, таких как ловля рыбы, ремонт школы, сбор лекарственных растений и т.д. Большое внимание в «Пионерской правде» уделялось освещению сюжетов о помощи детей колхозам, где спектр их работ был весьма обширен. Отдельный блок статей и рисунков носил название «Краткосрочные курсы юных огородников» и был посвящён развитию «индивидуального огородничества». В нём содержались рекомендации и советы по посадке овощей, уходу за участком и уборке урожая. Огородничество в годы войны стало характерной чертой не только сельской, но и городской жизни. В городах под огороды использовали все свободное от застройки пространство. Взрослое население в тылу большую часть времени было занято на производстве, поэтому фактически «хозяевами» таких огородов становились дети, которые не обладали соответствующими знаниями и навыками. В этой работе «Пионерская правда» оказывала им помощь.
С определённой периодичностью в газете публиковались материалы об учебной деятельности. В них акцент делался на решение таких основных проблем осуществления всеобуча в военное время, как нехватка учебников и канцелярских принадлежностей, провалы на экзаменах, низкая успеваемость и невысокая посещаемость. Например, в номере № 9 от 27 февраля 1945 г. целая страница посвящена учебе детей. Страница вышла под девизом «Готовься к экзаменам!», а номер 6 от 23 октября 1944 г. вышел под девизом «Через пять лет – экзамен на аттестат зрелости!», то есть, даже если шла война, взрослые на забывали, что дети должны учиться.[2] Мне очень понравились такие строчки, как «Берите книгу и тетрадь, как старшие ружьё. Учитесь жить и защищать Отечество свое».[2] А когда читаешь эти старые газетные статьи, то появляется такое чувство, как будто не идет война…
Постоянной газетной колонкой была сатирическая рубрика «На штыке», которая появилась сразу после начала войны и пользовалась огромной популярностью у читателей. Она состояла из пословиц, поговорок, стихотворений, рассказов, фельетонов, а также карикатур и небольших подписей кним. Например, в номере 2 от 9 января 1945 г. напечатан фельетон «Гнев Ломоносова». Эта статья посвящена мальчику Михаилу, который поспорил с друзьями, что пробежит босиком по снегу двести метров и пробежал. Друзья рещили, что у Михаила сильная воля. На этой странице 4 статьи посвящены этой теме.
Периодически в газетах отводилось место литературным произведениям, предназначенным для детей ивоспитывающим в них положительные чувства и черты характера, такие как любовь к Родине, доброта, отзывчивость, ответственность и т.д. Некоторые персонажи книг, например Тимур из книги А. П. Гайдара, стали некими эталонами поведения и получили своих продолжателей в реальной жизни.
Редакция газеты не забывала о значении коммуникативной функции прессы и поддерживала постоянную связь с читателями. Частым явлением было размещение на её страницах детских писем, содержащих послания сверстникамиз стран – союзниц по антигитлеровской коалиции или из оккупированных государств, стихи, обращения к советским детям и т.д. Такая форма была очень важна, она существенно влияла на популярность газеты и была своеобразным признанием обществом социально значимых поступков несовершеннолетних, что побуждало последних к более активной деятельности.
Очень привлекательной показалась мне цена «Пионерской правды»: один номер стоил всего 3 копейки, значит, она была доступна всем. Но к концу войны она стоила уже 10 копеек.
Таким образом, на страницах «Пионерской правды» нашли своё отражение многие актуальные проблемы «детства военных лет».
В годы войны каждой социальной группе населения были определены основные задачи, выполнение которых стояло на первом месте. Если в довоенное время для детей и подростков они заключались в том, чтобы слушаться взрослых, быть патриотом своей страны, хорошо учиться, то в годы Великой Отечественной войны их масштаб значительно расширился ивключал в себя некоторые элементы более старших периодов жизни. Под влиянием этого произошло серьёзное взросление информации, предназначенной для несовершеннолетних. Такое преобразование привело к схожести структуры и тематики «Пионерской правды» и взрослой прессы. За большую работу вгоды войны в1945 г. газета «Пионерская правда» была награждена Орденом Трудового Красного Знамени
1.2 Роль школьной стенгазеты
Стенгазета «Сталинец» № 1
Стенгазета «Сталинец» № 1, издание 6 класса учеников Ахметовской школы.Эта газета почти что дублировала «Пионерскую правду», но на местном материале. Статья «Все для фронта, все для победы». Здесь ученики села Ахметово пишут о том, что Красная Армия, вооруженная современной военной техникой – дает отпор за отпором врагу. А статья «Подарки родным бойцам» о том, что ученики 6 класса начали собирать подарки родным бойцам. На 6 ноября 1942 г. они уже собрали 176 рублей и один носовой платок. В статье они указали только фамилии учеников, а имена не написали.Поэтому выяснить, кто эти ученики не смогли. Но особенно мне понравилась статья «Кому что снится?». Эти дети ничем от нас не отличались, потому что им снится во сне то, как бы им поговорить на уроке. Или погулять по коридору во время урока.
2.5. Исследования.
В ходе исследовательской работы я провела опрос среди учеников нашей школы.
Предлагались следующие вопросы:
Знакомы ли вы с газетой «Пионерская правда»
Как Вы думаете, печаталась ли газета в годы Великой Отечественной войны?
Сколько стоила эта газета?
Вы выписываете газеты?
Были опрошены обучающиеся 4 – 7 классов (пионерские классы).
Всего было опрошено 37 обучающихся
Вопросы Ответили
ДА Ответили
НЕТ Ответили
Не знаю
Знакомы ли вы с газетой «Пионерская правда» 19 15 3
Как Вы думаете, печаталась ли газета в годы Великой Отечественной войны? 3 28 6
Сколько стоит эта газета? - - 37
Вы выписываете детские газеты? 21 11 5

По итогам опроса видно, что не все обучающиеся знакомы с газетой «Пионерская правда», тем более её изданиями периода Великой Отечественной войны. Сегодня обучающиеся выписывают газеты, но это в основном газеты с кроссвордами, различными материалами для развития детей. Но вот таких газет, как «Пионерская правда», которая занимается патриотическим воспитанием детей - нет. Сегодня мы живем в мире информации. Даже если мы не выписываем газеты, то хотя бы должны интересоваться электронными версиями таких газет.
Выводы 
В ходе работы приобрела навыки работы с литературой и газетным материалом. 
Совершенствовала навыки использования ИКТ. 
Научилась бережно относиться к памяти прошлого и истории нашей Родины. 
Приобрела первоначальные навыки обзора газетного материала. Научилась делать выводы на основе напечатанного материала. 
Для меня эта работа оказалась не только интересной, но и очень важной в нравственном отношении. Я узнала много нового из истории нашей Родины, истории пионерского движения. Работа позволила мне представить, как жили наши родители, бабушки, дедушки и даже прабабушки в важные исторические моменты жизни страны.
Я считаю, что периодическая печать 1941–1945 годов является ярким доказательством славных дел нашего народа. Периодическая печать и другие источники информации военных лет «напоминают» нынешнему поколению о славном боевом прошлом нашего Отечества, героических делах отцов и дедов. Своеобразная газетная летопись военного времени, составленная на основе лучших периодических изданий той эпохи, способна оказать неоценимую помощь в формировании человека – гражданина, радеющего за интересы своей страны.
Я считаю, что моя работа может пригодиться в музейной работе, на классных часах и уроках истории.
Использованная литература
Газета «Пионерская правда» от 16 сентября 1941 г.
Газета «Пионерская правда» № 9 от 27 февраля 1945 г.
Интернет – ресурсы
Архивные документы школьного краеведческого музея