Урок на тему Философско-нравственная проблематика рассказов Е.Замятина Дракон и Т.Толстой Чистый лист


Технологическая карта урока(
Предмет: литература.
Класс: 11.
Тема урока: «Философско-нравственная проблематика рассказов Е.Замятина «Дракон» и Т.Толстой «Чистый лист».
Временные рамки урока: 45 минут.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Метод: исследовательский
Прием: сравнительно-сопоставительный анализ текста.
Представление о результатах:
( предметные:
понимание литературы как особого способа познания жизни;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное;
осознание значимости изучения литературы для саморазвития.
( личностные:
формирование целостного мировоззрения;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем.
( метапредметные:
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникационной задачей.
Цель:
осознание учащимися рассказов Е.Замятина и Т.Толстой как произведений-предупреждений о том, к чему может привести безнравственность общества.


Задачи:
- научить учащихся видеть и формулировать центральную проблему художественного текста, видеть авторскую позицию;
- развивать коммуникативные навыки;
- формировать в сознании учащихся понятие о нравственной шкале ценностей;
- воспитывать культуру общения, уважительное отношение к мнению другого человека.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация раздаточный материал.




Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1.


Организационный момент.

Слайды 1-4
Включение в деловой ритм.
Учитель сообщает о необычности урока-исследования, о том, что учащимся предстоит самим сформулировать тему и проблему урока, выбрать эпиграф.
Подготовка учащихся к восприятию.
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагания; коммуникативные: планирование учебного сотворчества с учителем и сверстниками.

2.
Постановка учебной задачи.
Слайды 5-7
Для определения метода исследования учитель предлагает учащимся решить старинную египетскую задачу:
«Как без помощи мела изменить длину линии нарисованной на доске?»
Учитель озвучивает предмет исследования, но не говорит название рассказа Т.Толстой.
Учащиеся, отгадав загадку, определяют, что метод исследования - сравнительно-сопоставительный.
Учащиеся начинают заполнять «Информационную карту урока».
Выдвигают гипотезы по поводу оснований для проведения подобного сопоставления.
Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение– формирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

3.
Поэтапная работа с текстом.
Слайды 8-12
Учитель зачитывает эпизоды. Задает наводящие вопросы. Корректирует работу учащихся.
Учащиеся по ходу чтения учителя или учеников (эпизоды для таблицы 2 читают по ролям) заполняют таблицы, делают предварительные выводы.
Индивидуальная работа: один из учеников после афиширования наблюдений одноклассников оформляет записи непосредственно в презентации.
Познавательные:
умение структурировать знания, классифицировать материал; личностные: самоопределение.
коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4.
Создание новой учебной ситуации.
Анализ финалов рассказов.

Слайд 13

Учитель предлагает обратить внимание на хронотоп рассказов и обнаружить контраст. Предлагает задуматься над тем, какова цена будущего?
Учащиеся обнаруживают, что в основе хронотопа заложен контраст «Прошлое (известное) – будущее (неизвестное)».
Зачитывают финалы рассказов. Узнают название рассказа Т.Н.Толстой. Предполагают, какое будущее ожидает героев.
Познавательные: логические – умение формулировать проблему; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

5.
Самостоятельная работа + рефлексия.
Учитель вместе с учащимися заслушивает 2-3 работы.
Задания для самостоятельной работы
1.Устно ответьте на вопрос: «О чем пророчествует русская литература в переломные моменты истории?»
2.Заполнить до конца информационную карту урока.
Учащиеся заполняют «Информационную карту урока», формулируют тему урока, проблему, выбирают эпиграф, ориентируясь на личностную значимость проведенного исследования.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: смыслообразование.

6.
Предпосылка к размышлению.
Учитель читает стихотворение Ф.И.Тютчева «Наш век» (Музыкальный фон - "Lacrimosa" из "Реквиема" В.А. Моцарта).
Заключительное слово.
- Дорогие ребята, вы только начинаете жить, перед вами – чистый лист бумаги. Я хочу вам пожелать, чтобы он не превратился в черновик, который до боли захочется переписать заново.
Эмоциональное восприятие урока.
Познавательные: рефлексия; личностные: самоопределение.















Информационная карта урока

Тема урока:__________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Проблема(ы): ___________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Эпиграф: ______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Метод исследования _____________________________________________________

Предмет исследования ___________________________________________________
_______________________________________________________________________











Евгений Замятин
Дракон (1918)

Люто замороженный Петербург горел и бредил. Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане - слева, справа, вверху, внизу - голубь над загоревшимся домом. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь - белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. И со скрежетом неслись в неизвестное, вон из земного мира трамваи.
На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху - пустые.
И дыра в тумане: рот.



Татьяна Толстая
__________________ (1984)
Жена как прилегла в детской на диване – так и заснула: ничто так не выматывает, как больной ребенок. И хорошо, пусть там и спит. Игнатьев прикрыл ее пледом, потоптался, посмотрел на разинутый рот, изможденное лицо, отросшую темноту волос – давно не прикидывалась блондинкой, - пожалел ее, пожалел хилого, белого, опять вспотевшего Валерика, пожалел себя, ушел, лег и лежал теперь без сна, смотрел в потолок.
Каждую ночь к Игнатьеву приходила Тоска. Тяжелая, смутная, с опушенной головой, садилась на краешек постели, брала за руку – печальная сиделка у безнадежного больного. Так и молчали часами – рука в руке.
Игнатьев плакать не умел и потому курил. Маленькими, игрушечными зарницами вспыхивал огонек. Игнатьев лежал, тосковал, чувствовал табачную горечь и знал, что в ней – правда. Горечь, дым, крошечный оазис света во тьме – это мир.

Таблица1
Евгений Замятин
Татьяна Толстая

Место действия



Психологическая атмосфера, настроение



Герой



Стиль изображения (особенности)



Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим:
-...Веду его: морда интеллигентная - просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает!
- Ну, и что же - довел?
- Довел: без пересадки - в Царствие Небесное. Штыком.
Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал - и несся вон из мира трамвай.



После работы Игнатьев не сразу шел домой, а пил с другом в погребке пиво. <>
- Я в отчаянии, - говорил Игнатьев, - я просто в отчаянии. Я запутался. Как все сложно. Жена – она святая. работу бросила, сидит с Валерочкой. Он болен, все время болен. Ножки плохо ходят. Маленький такой огарочек. Чуть теплится.<> Я домой идти просто не могу. <> Каждый день даю себе слово: завтра стану другим человеком, взбодрюсь, заработаю кучу денег, Валерочку вывезу на юг Квартиру отремонтирую, буду бегать по утрам А ночью – тоска.
- Я не понимаю, - говорил друг, - ну что ты выкобениваешься? У всех примерно такие обстоятельства, в чем дело? Живем же как-то.
- Ты пойми: вот тут, - Игнатьев показал на грудь, - живое, живое, оно болит!
- Ну и дурак, - друг чистил зуб спичкой. - Подумаешь, мировой страдалец. Ты просто сам не хочешь быть здоровым, бодрым, подтянутым, не хочешь быть хозяином своей жизни.
- Я дошел до точки, - сказал Игнатьев, впился руками в волосы и тускло смотрел в измазанную пеной кружку.
- А коли так, отдай себе отчет: больной орган необходимо ампутировать. Как аппендикс.
Игнатьев поднял голову, изумился.
- В каком смысле ампутировать?
- В медицинском. Сейчас это делают.
Друг оглянулся, понизив голос, стал объяснять: есть такой институт, это недалеко от Новослободской, так там это оперируют; конечно, пока полуофициально, частным образом, но можно. Конечно, врачу надо дать на лапу. Люди выходят совершенно обновленные. <>
- Но ведь это ужасно!
- А чего тут ужасного. Великолепные результаты: необычно обостряются мыслительные способности. Растет сила воли. Гармония тела и э-э-эмозга. Ты сразу наметишь цель, бьешь без промаха и хватаешь
высший приз.





Таблица 2
Дракон
Игнатьев

Особенности речи героев





Впечатления
от диалога









И вдруг - из пустых рукавов - из глубины - выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу - и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.
- Мать ты моя! Воробьеныш замерз, а! Ну скажи ты на милость!
Дракон сбил назад картуз - и в тумане два глаза - две щелочки из бредового в человечий мир.
Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьенышу, но их - в бредовом мире - не было слышно. Скрежетал трамвай.
- Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет еще?
- А ведь отойдет, ей-бо... Ну скажи ты!
Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбою момент, в предписанной точке пространства серый воробьеныш дрыгнул, еще дрыгнул - и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное.



И жаль, жаль, жаль, жаль остающихся, и я бегу вверх, и, накреняясь, пронесся дачный перрон, и на нем мама и я – маленьким мальчиком, нет, это Валерик – обернулись, кричат, но не слышно.
Он лежал в кресле, ремни отстегнуты, во рту сухо, кружилась голова. В груди – приятное, спокойное тепло. Хорошо! <>
Доктор поднял взгляд от бумаг. Ну, это – ваще, финиш, офигеть можно. Вместо глаз – дырки.
- Ты чё, шеф, гляделки посеял? – засмеялся Игнатьев. Ему понравился новый собственный смех – вроде визгливого лая. Такой доходчивый очень. – Ну, ты, шеф, даешь! Я в отпаде. Не споткнись, когда к бабам пойдешь. <> Хлопнул доктора по плечу. Крепкими пружинистыми шагами сбежал с потертых ступеней, лихо заворачивая на площадках. Сколько дел – это ж ё моё! И все удастся. Игнатьев засмеялся.
-Ща в собес или куда следует. <> Так и так, не могу больше дома держать этого недоноска. Антисанитария, понимаешь. Извольте обеспечить интернат. Будут кобениться, придется дать на лапу. Эт уж так заведено. Эт в порядке вещей.



Таблица 3
Дракон
Игнатьев

Что изменилось в речи героя





Впечатления
от монолога.





ХРОНОТОП









Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щелочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку.
Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай.
Игнатьев толкнул дверь почты.
- Что вам? – спросила кудрявая девушка.
- Чистый лист, - сказал Игнатьев. – Просто чистый лист.


Задания для самостоятельной работы
Устно ответьте на вопрос: «О чем пророчествует русская литература в переломные моменты истории?»
Заполнить до конца информационную карту урока.
Индивидуальное задание. Закончить презентацию.
Д/з. Составить синквейн, первой строчкой которого будет являться ключевое слово в формулировке темы урока.










( Данный урок был представлен на муниципальном этапе конкурса «Учитель года 2012» и получил высокую экспертную оценку. Опубликован на сайтах педагогических сообществ: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. На данных сайтах можно увидеть количество просмотров урока и отзывы.
 Высказывания для эпиграфа.
I.
Русская литература полна предчувствий и предсказаний, ей свойственна тревога о надвигающейся катастрофе (Н.А.Бердяев).
У литературы одна цель - помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром (В.Распутин).
Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы - большой и маленькой (Д.С.Лихачев).
II.
Нравственность человека видна в его отношении к слову (Л.Н.Толстой).
Наша речь важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянием среды, если она „затягивает“ (Д.С.Лихачев).
III.
Мир движется вперед благодаря тем, кто страдает (Л.Н.Толстой).
Жажда покоя убивает духовность (А.И.Солженицын).
Душа, никогда не страдавшая, не может постичь счастья (Жорж Санд).
Обитель для души может быть возведена лишь на очень прочном фундаменте нескончаемого отчаяния (Бертран Рассел).
IV.
Душа - дыхание Божие и образ Божий в человеке (Алексий II).
Как душа без плоти не зовется человеком, так и плоть без души (Иоанн Златоуст)
Совесть – таинственное свойство человеческой души, мешающее ему оскотиниться. (Ф.Искандер.)
Нравственность - основа всех человеческих ценностей ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою,- не только не блага, но несомненное и очевидное зло (Л.Н.Толстой).
Нация, которая не ценит духовность, обречена на гибель (Д.С.Лихачев).
Бездуховность крайне агрессивна (Д.С.Лихачев).

13PAGE 15


13PAGE 141315






15