Конспект урока литературы по рассказу Е. Замятина Дракон(10 класс)


Урок литературы в 10 классе по рассказу
Е.Замятина «Дракон»
Применение элементов технологии
развития критического мышления
(Учитель Иванова И.Л.)
Цели: - обучать учащихся анализу художественного произведения
- развивать критическое мышление личности посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс
- воспитывать вдумчивого читателя, развивать читательский вкус
Оборудование: портрет Е. Замятина, текст рассказа на партах.
Ход урока:
I) Вызов.
На доске и в тетрадях записывается слово «Дракон».
- Подберите ассоциативный ряд к этому слову?
- Вспомните, как обычно выгляди дракон? Каково его цветовое решение?
- Где встречается этот образ?
Ряд наиболее часто встречающихся слов записывается на доске.
- Считаете ли вы слово «дракон» удачным для названия рассказа? Почему?
Как вы думаете, о чем может быть рассказ?
Запись на доске и тетрадях: Е. Замятин «Дракон»
Сегодня у нас интереснейщая вещь – рассказ Евгения Замятина «Дракон». И мы постоянно будем отгадывать, что же там будет дальше в рассказе? Кроме того, мы будем читать по частям, с остановками. Этот рассказ только так и можно читать? Почему? Что дает такое неправильное чтение? А может, как раз такое чтение – самое правильное? Об этом в конце урока.
Чтобы закрепить наши впечатления и «ожидания», будем заполнять таблицу по мере чтения:
Чести текста Ожидаемое Неожидаемое
1. Начало рассказ: место и время действия (экспозиция)
2. Главный герой
3. Развитие действия ( диалог в трамвае)
4. Кульминация («воробьеныш»)
5. Завершение рассказа II) Осмысление.
Обратимся наконец к тексту рассказа (Читается первая часть рассказа)
Было ли для вас неожиданным начало рассказа? Что именно оказалось неожиданным?
Какое слово задает общую тональность, настроение повествователя?
Какие звуки сопровождают действие?
Итак, место, где происходит действие, это «люто замороженный Петербург»
Мы помним и название рассказ «Дракон». Ваш прогноз – каково содержание следующего абзаца?
Конечно, мы ждём появления главного героя. Каков он? Вспомните ассоциативный ряд
Теперь читаем дальше (2 часть рассказа)
Мы ожидали, что появится дракон, вот он и появился. Вернемся к таблице и запишем, что здесь ожидаемое и неожидаемое?
Перед нами обычный человек. Только что – то мешает полностью признать что перед нами реальный, обычный человек. Что? Может последнее предложение? Оно звучит как – то непонятно, странно.
Хочется услышать от вас, ребята: хотите ли вы высказать свой читательский прогноз, или Замятин нас настолько заинтриговал, что интереснее услышать его предложение?
Следующий фрагмент-диалог. Обычный разговор на трамвайной площадке двух случайных попутчиков. Обычный? Вслушаемся: о чем идет речь (3 часть рассказа).
Итак, о чем же этот разговор? О чем рассказывает дракон? Человек с винтовкой, скорее всего, красноармеец. Он ведет другого, очевидно, политического противника, нет не расстрел. Может быть в штаб? И по дороге убил. Почему? За что?
Упоминание об убитом мы больше в рассказе не встретим. Но попытайтесь его представить?
Почему он всё время пытался заговорить со своим провожатым?
Могли ли попытки этого человека увенчатся успехом? Почему?
С каким чувством он рассказывает об убитом?
Почему говорят «штычком», а не штыком?
Какой же дракон страшнее – сказочный, трехголовый, огнедышащий, или вот этот замятинский – пустой. Почему?
Можно ли в чем – то убедить пустоту? А вспомните, сначала он казался нестрашным, даже смешным.
Не кажется ли вам, что в этом разговоре чего – то не хватает? Что такое диалог по определению учебника русского языка? А сколько реплик в диалоге?
Почему нет продолжения диалога в рассказе?
Почему отсутствует какая-либо реакция на озлобление реплики дракона?
Следующий абзац начинается со слов «И вдруг…» Попробуйте предположить, как могли бы развиваться события дальше? (4 часть рассказа).
Снова неожиданный поворот? Какой?
Найдите художественные детали.
В чем состоит особенность речи дракона?
Почему слово звучит именно так: «воробьеныш»?
Почему же человек человека убил, а птицу спас
Каким вам хочется видеть финал рассказа?
Попробуйте предсказать его завершение ( 5 часть рассказа)
III. Рефлексия
Вот и закончился рассказ Замятина. Рассказ короткий. Но можно ли сказать, что читать его было трудно? Почему?
Помогло ли лучше понять рассказ чтение с остановками?
Был ли полезным и чем такой прием, как читательский прогноз?
Итак, о чем этот рассказ?
( - О странном времени 1918 года, времени противостояния, когда человеческая жизнь ни во что не ставилось;
- О жестокости мира людей в нем;
- Об опасности пустоты в душе человеческой;
- О противостоянии культуры и агрессивного бескультурья;
- О том, что в самом жестоком человеке может быть место проблескам доброты;
- О то, что мир, в котором утрачено человеческое начало, не может быть счастливым.) Домашние задание:
- Как же получилось, что такой короткий рассказ вмещает так много? Расскажите об этом письменно. Ключевыми, главными словами будут, конечно, слова «Мастерство писателя».
Можно начать со слов: «Мастерство Евгения Замятина в том, что…»