Разработка урока на тему: Е.Замятин. Роман Мы.

Е.Замятин. Роман "Мы".
Евгений Иванович Замятин
(1884 – 1937гг.)
Цели урока:
Образовательная:
Рассмотреть концепцию личности, отношения государства и личности в романе; проанализировать, как автор решает проблему выбора "я" и "мы"; выявить основные черты антиутопии; “погружение” и “вживание” в созданный автором мир романа: попробовать понять, как передал Е. Замятин проблемы ошибочного выбора развития страны, боролся за сохранение человека и утверждение человеческих ценностей; сопоставление событий 20-30 годов в стране, возникновение тоталитарных режимов и сюжетных линий романа “Мы”.
Развивающая:
Развитие умения аргументировать собственную точку зрения; создать условия для развития личности учащихся; формировать гуманистическое мировоззрение; развивать творческую активность учащихся; дать им возможность проявить интеллектуальную мобильность, способность к сознательному и ответственному выбору, личностную и гражданскую зрелость; развивать умение сопоставлять, обобщать, выделять главное в изучаемом материале; развивать самостоятельность мысли.
Воспитывающая:
Воспитание гуманного отношения к людям; пробудить живой отклик на проблемы своего времени; прививать любовь к слову, воспитывать патриотизм, воспитывать в подростках свойства человеческой души: доброту, справедливость, любовь к людям, чувство собственного достоинства; обратить внимание учащихся на актуальные для сегодняшнего дня и одновременно вечные проблемы духовности, нравственности. заставить учащихся задумываться о своей позиции в жизни; убедиться в нетленности принципа гуманизма в человеческих отношениях.
Материально-техническое оснащение урока: портрет Е.Замятина, фильм о романе “Мы” Е.Замятина




Ход урока.
Самое страшное в утопиях то, что они сбываются
Н.А. Бердяев
I. Вводно-мотивационный этап.
Объявление темы урока, озвучивание эпиграфа. (Запись в тетради).
Слово учителя.
Ребята, запишите эпиграф. Вы, увидели незнакомое слово «утопия».
Давайте выясним значение данного слова, и в этом нам поможет говорящий справочник.
Утопия (от греч. U – «нет» и TOPOS – «место») – буквально – «место, которого нет, не существует». В литературе – развернутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии.
Первые утопические описания встречаются у Платона и Сократа. Термин «утопия» - от названия произведения Томаса Мора. Классические образцы утопий – «Город Солнца» Томаззо Кампанеллы, «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона.
Утопия –мечта!!!
С древнейших времен люди мечтали, что придет время, когда между человеком и миром наступит полная гармония. Эта мечта отразилась в литературе в жанре УТОПИИ (основоположник – Томас Мор). Авторы утопий рисовали жизнь, далеко ушедшую вперед по сравнению с современностью: с идеальным государственным устройством, социальной справедливостью (всеобщим равенством).
Однако вызывало сомнение: как совместить всеобщее равенство и неповторимость человеческой личности? Могут ли люди в процессе естественного исторического развития стать как две капли воды похожими друг на друга, если сама природа сделала их разными? Появляется жанр антиутопии, выражающей тревогу за последствия уравниловки (методы, которые делают всех одинаковыми). Мир антиутопии идеален, но акцент делается не на обществе, а жизни человека в нем.
Е. Замятин так объяснял задачу своего романа: “Близорукие рецензенты увидели в этой вещи не больше, чем политический памфлет. Это, конечно, неверно: этот роман – сигнал об опасности, угрожающей человеку и человечеству от власти машин и власти государства”.
В России роман лишь цитировали в печати только для того, чтобы осудить.
Так литератор В. Правдухин писал: “В Замятине мы мечтали увидеть нового, освеженного грядущим Достоевского (или Гоголя) Пришла революция. И что же? Этот Замятин “озлился”, и сам из такого блестящего художника готов встать на путь обывателя, брюзжащего на революцию”.
Чем же вызвано такое отношение к роману?
Роман “Мы” современники восприняли как злую сатиру, карикатуру на социалистическое, коммунистическое общество будущего. Есть ли в романе тому соответствие, мы попробуем выяснить.
Истоки романа можно найти и в далеком прошлом, и в реалиях эпохи 1917-1920 годов. Прежде всего, это утопии французских социалистов – утопистов Томазо Кампанеллы “Дети Солнца” и Томаса Мора “Утопия”.
Целью нашего урока является не знакомство с творчеством Е.Замятина в целом, а попытка разобраться в жанровом своеобразии и идейном содержании только одного его романа “Мы”. Роман “Мы” написан в 1920 году. Он оставался в рукописи до 1925 года, пока вдруг не появился изданным в переводе за границей. Последовала травля Е.Замятина в Советском Союзе, результатом чего стала его просьба об эмиграции, которая была удовлетворена.
Евгений Иванович Замятин (1884 – 1937) – яркий прозаик и драматург. Роман “Мы”, написанный в 1920 году, как и многие другие его произведения, увидел свет лишь в 80-90 годы XX столетия. XX век - век торжества человеческого разума, век невиданного прогресса стал самым кровавым в истории человечества.
Когда Евгений Замятин писал свой роман, ему, взявшемуся в художественной форме изучить и разоблачить губительность тоталитарной системы для личности человека, жизнь подарила возможность своими глазами наблюдать зарождение в крови и хаосе Единого Государства.
Итак, роман написан 1920 году в холодном полуразрушенном Петрограде, опубликован лишь в 1988.
Еретик – нечто противоречащий общепринятому мнению, пониманию.
Утопия – вымышленная картина идеального жизненного уклада (устройства).
Антиутопия – изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу.
Замятин – прекрасный архитектор – кораблестроитель (создавал ледокол “А.Невский”, переименованный в “Ленин”), работал 2 года в Англии и ясно увидел тенденцию к рационализации всей человеческой деятельности, к утверждению идеи “специализации личности”, идеи возвеличивания лишь интеллекта, созданию человека-машины, человека-расчета. В результате чего появились безлично-стандартные “нумера”, человеко-винтики тоталитарного государства.
II. Просмотр фильма о романе «Мы» Е.И.Замятина.
III. Изучение нового материала. Работа с текстом.
1) Что является предметом изображения Е. Замятиным в романе “Мы”?
(Ответ: Далекое будущее, XXXI век. Утопическое государство, где все люди счастливы всеобщим “математическим безошибочным счастьем”.
2) Давайте совместными усилиями составим модель общества в романе «Мы».
Как устроено “счастливое” общество будущего? Какова модель этого идеального общества?
БЛАГОДЕТЕЛЬ – глава государства
Счастье насаждается “сверху” аппаратом управления во главе с Благодетелем и помощниками – Хранителями плюс добровольные доносчики. С другой стороны: человеку свойственны боязнь принимать на себя ответственность за выбор, решения и ненависть к ярким проявлениям человеческой индивидуальности, нетерпимость к инакомыслию. Это вызывает появление Благодетелей.


БЮРО ХРАНИТЕЛЕЙ (и множество шпионов) – полицейская система


Часовая Скрижаль – «сердце и пульс Единого Государства»


Газовый колокол – «вырезание фантазии»
(как только в человеке пробуждается «я» и появляется фантазия, её вырезают)


Зелёная Стена – нерушимая граница








МУЗЫКА ЛИТЕРАТУРА ЖУРНАЛИСТИКА
Выпускается производится подменяется
на музыкальном в Институте Государственной
заводе (механический Государственных Газетой
марш) Поэтов и Писателей

«Сексуально право» ДЕТИ растут на Детско -
Заменяет любовь Воспитательном Заводе
«Единое Государство повело
наступление против другого владыки мира –
против Любви. Наконец и эта стихия была
тоже побеждена, т. е. организована, МЕДИЦИНА
математизирована, и около 300 лет назад - Медицинское Бюро, где
был провозглашен наш исторический у каждого «нумера» есть свой
"Lex sexualis": "всякий из нумеров имеет право врач.
-- как на сексуальный продукт -- на любой нумер".      Ну, дальше там уж техника.
Вас тщательно исследуют в лабораториях
Сексуального Бюро, точно определяют
содержание половых гормонов в крови –
и вырабатывают для вас соответственный
Табель сексуальных дней.
Затем вы делаете заявление,
что в свои дни желаете пользоваться
нумером таким-то (или таким-то),
и получаете надлежащую талонную
книжечку (розовую).
Вот и все»
Зачитать.
В Операционном -- работают наши лучшие и опытнейшие врачи, под непосредственным руководством самого Благодетеля. Там -- разные приборы и, главное, знаменитый Газовый Колокол. Это, в сущности, старинный школьный опыт: мышь посажена под стеклянный колпак, воздушным насосом воздух в колпаке разрежается все больше... Ну и так далее. Но только, конечно, Газовый Колокол значительно более совершенный аппарат -- с применением различных газов, и затем -- тут, конечно, уже не издевательство над маленьким беззащитным животным, тут высокая цель -- забота о безопасности Единого Государства, другими словами, о счастии миллионов. Около пяти столетий назад, когда работа в Операционном еще только налаживалась, нашлись глупцы, которые сравнивали Операционное с древней инквизицией, но ведь это так нелепо, как ставить на одну точку хирурга, делающего трахеотомию, и разбойника с большой дороги: у обоих в руках, быть может, один и тот же нож, оба делают одно и то же -- режут горло живому человеку. И все-таки один -- благодетель, другой -- преступник, один со знаком +, другой со знаком -- ...      Все это слишком ясно, все это в одну секунду, в один оборот логической машины, а потом тотчас же зубцы зацепили минус -- и вот наверху уж другое: еще покачивается кольцо в шкафу. Дверь, очевидно, только захлопнули -- а ее, I, нет: исчезла. Этого машина никак не могла провернуть. Сон? Но я еще и сейчас чувствую: непонятная сладкая боль в правом плече -- прижавшись к правому плечу, I -- рядом со мной в тумане. "Ты любишь туман?" Да, и туман... все люблю, и все -- упругое, новое, удивительное, все -- хорошо...      -- Все -- хорошо, -- вслух сказал я.      -- Хорошо? -- кругло вытаращились фаянсовые глаза. -- То есть, что же тут хорошего? Если этот ненумерованный умудрился... стало быть, они -- всюду, кругом, все время, они тут, они -- около "[Интеграла]", они...      -- Да кто [они]?      -- А почем я знаю, кто. Но я их чувствую -- понимаете? Все время.      -- А вы слыхали: будто какую-то операцию изобрели -- фантазию вырезывают? (На днях в самом деле я что-то вроде этого слышал.)      -- Ну, знаю. При чем же это тут?      -- А при том, что я бы на вашем месте -- пошел и попросил сделать себе эту операцию. (запись 15-я)
В Едином Государстве решены все проблемы – все сыты, одеты, обуты, есть жилье, у всех работа, природные стихии подчинены. Полное отчуждение от матери земли - нефтяная пища.
Государство избавило человека от необходимости принимать решения, делать выбор (цель – убедить, что такая жизнь – счастье).
Но чем оплачено стопроцентное счастье? Почему находятся люди, поднимающие бунт? Бунт против счастья?
Жизнь в подобном государстве ведет к утрате личности, отказу от отцовства и материнства, природа изгнана за пределы города.
Зачитать.
(..Каждое утро, с шестиколесной точностью, в один и тот же час и в одну и ту же минуту мы, миллионы, встаем как один. В один и тот же час единомиллионно начинаем работу -- единомиллионно кончаем. И, сливаясь в единое, миллионорукое тело, в одну и ту же, назначенную Скрижалью, секунду, мы подносим ложки ко рту и в одну и ту же секунду выходим на прогулку и идем в аудиториум, в зал Тэйлоровских экзерсисов, отходим ко сну...)
3) Давайте посмотрим, как наш замятинский герой осознает себя в государстве?
(Только как часть целого, поэтому у героя не имя, а номер Д-053.)
4) Назовите главного героя романа «Мы»? Найдите первое упоминание.
(Д-503, «Я, Д-503, строитель [Интеграла], -- я только один из математиков Единого Государства. Мое привычное к цифрам перо не в силах создать музыки ассонансов и рифм. Я лишь попытаюсь записать то, что вижу, что думаю -- точнее, что мы думаем (именно так: мы, и пусть это "МЫ" будет заглавием моих записей). Но ведь это будет производная от нашей жизни, от математически совершенной жизни Единого Государства, а если так, то разве это не будет само по себе, помимо моей воли, поэмой? Будет -- верю и знаю»)
 (Запись 1-я) (текст у учащихся)
“ две чашки весов: на одной грамм, на другой – тонна, на одной – “я”, на другой – “Мы”, Единое Государство”
(Запись 20-я)
“Мы идем – одно миллионноголовое тело”
(Запись 22-я) 5) Как же наш герой, “нумер”, человеко-винтик, относится к Единому Государству? Обвиняет? Оправдывает? Чем?
(Он восторженно относится к нему. Оправдывает все его действия, трансформируя понятия всех прежних государств для Единого Государства);
6) Что из себя представляет “новая религия” Благодетеля? С чем сравнима его религия?
(Это вывернутое наизнанку христианство: Мы – от Бога; Я – от Дьявола
“В древнем мире – это понимали христиане, единственные наши (хотя и очень несовершенные) предшественники: смирение – добродетель, а гордыня – порок, и что – “Мы” - от Бога, а “Я” - от Диавола”)
(Запись 22-я)
Бог принес себя в жертву ради людского счастья, Благодетель ради этого уничтожает людей.
(Древние “служили своему нелепому, неведомому Богу – мы служим лепому и точнейшим образом ведомому; их Бог не выдумал нечего умнее , как неизвестно почему принести себя в жертву – мы же приносим жертву нашему Богу, Единому Государству – спокойную, обдуманную, разумную жертву”)
(Запись 9-я) (текст у учащихся)
Вывод: В этом противопоставлении Благодетеля и Христа ясно видно влияние Достоевского, точнее его поэмы о Великом инквизиторе, рассказанной в “Братьях Карамазовых”. Христу противопоставлен Дьявол, значит и Благодетель с его вывернутой “христианской” моралью ассоциируется с Сатаной, Дьяволом.
7) В чём заключается заветная мечта главного героя, Д-503?
(Да: проинтегрировать грандиозное вселенское уравнение. Да: разогнуть дикую кривую, выпрямить ее по касательной -- асимптоте -- по прямой. Потому что линия Единого Государства -- это прямая. Великая, божественная, точная, мудрая прямая -- мудрейшая из линий...)
 (Запись 1-я) Герой Д-503 – один и винтиков этого дьявольского государства, его образа жизни и мировоззрения, нравственных норм.
8) Когда и почему происходят изменения в мировоззрении Д-503?
(Любовь = рождение души, воображения, желания “изменить” что-то, ему не достаточно “розовых” талонов.)
“Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа”. Душа? Это странное, древнее, давно забытое слово. Мы говорили иногда “душа в душу”, “равнодушно”, “душегуб”, но душа - ” Запись 16-я
“Вот я – сейчас в ногу со всеми – и все-таки отдельно от всех Я чувствую себя. Но ведь чувствуют себя, сознают свою индивидуальность – только засоренный глаз, разве не ясно, что это болезнь” Запись 22-я
“я знаю, что это (фантазия) у меня есть – что я болен. И знаю еще - не хочется выздороветь” Запись 15-я (текст у учащихся)
9) Почему подобная “болезнь” смогла проявиться у Д-503? Почему Д-503 смог стать первым строителем “Интеграла”?
(Д-503 – потомок “лесных” людей (волосатые руки), поэтому обладает фантазией, может творить)
Вывод: Одна из важных идей романа: – человек должен быть индивидуальностью, без этого он – часть стада, не способного к творчеству; интеллект без фантазии, без души мертв. Лишив человека Души (крыльев), лишаешь его возможности творить (летать).
10) Каким образом государство себя защищает?
(Насильственная Великая операция: лишение фантазии, а значит души, чувств, т.е. создание робота, раба.)
Вывод: Итак, перед нами возможная модель механизированного рая, когда машина – не средство, а цель, когда для души нет места, когда несвобода – вершина счастья, это роман-предупреждение всем, кто собирается идти по этому пути, потому что это путь в никуда, достаточно только посмотреть на тех, кто остался в Едином Государстве после Операции, у них нет ни целей, ни желаний, ни эмоций – ничего, что делает нас людьми
11) Кто же счастлив в романе «Мы»?
(Таблица умножения мудрее, абсолютнее древнего Бога: она никогда -- понимаете: никогда -- не ошибается. И нет счастливее цифр, живущих по стройным вечным зако нам таблицы умножения)
(Запись 12-я) (текст у учащихся)

12) Как понимают счастье в Едином Государстве? Как соотносится благо для всех и счастье одного?
(У каждого человека свое представление о счастье. Общего счастья никогда не было, и быть не может.
В романе есть фраза “блаженство и зависть – это числитель и знаменатель дроби, именуемой счастьем”. А завидовать в мире нумеров нечему. Значит их счастье бесконечно?
Д-503 говорит: “Несвобода – наше счастье”
Вывод: Несвобода есть наше счастье. Счастье в отказе от я и в растворении в безличном МЫ, ибо личное сознание – это только болезнь.
Произошла подмена всех человеческих ценностей. Идея всеобщего равенства обозначается всеобщей одинаковостью и усредненностью, идея гармонии личного и общего – идеей абсолютной подчиненности государству всех сфер человеческой жизни; малое проявление свободы, индивидуальности – ОШИБКА, добровольный отказ от счастья, преступление).
13) Какова формула «математического» счастья?
(Государство (гуманность) запрещало убить насмерть одного и не запрещало убивать миллионы наполовину. Убить одного, т. е. уменьшить сумму человеческих жизней на 50 лет, -- это преступно, а уменьшить сумму человеческих жизней на 50 миллионов лет -- это не преступно)
(Запись 3-я) (текст у учащихся)
14) Каково понятие свободы?
(Да и откуда тогда было бы взяться государственной логике, когда люди жили в состоянии свободы, т. е. зверей, обезьян, стада)
(Запись 3-я)
15) Что в романе противопоставляется духовности, гуманности?
(Духовности, гуманности оказывается парадоксально противопоставленной НАУКОЙ. Государственная Наука утверждает, что жизнь древних была именно такова, а Единая Государственная Наука ошибаться не может).
(Запись 3-я)
16) Какова самая главная опасность для Единого Государства?
Главную опасность представляет внутренний мир человека.
Когда человек осознает себя человеком.
Когда человек сохраняет свой шанс на свободу, пока у человека есть душа.
17) Почему любовь – смертельный враг Единого Государства?
(Пробуждение любви приводит к пробуждению “я” в человеке, любовь по своей природе личностна, избирательна, индивидуальна, и уже этим противостоит обезличенному миру.
Она – тайна, а в Едином Государстве все на виду, Она задает вопросы. Пробуждение любви в обезличенном человеке расчеловеченного мира ведет к пробуждению в нем человека и личности. Любовь О-90 к Д-503 даёт надежду на будущее, их ребенок оказывается за Зелёной стеной и вырастет свободным).
18) Почему Единому Государству не нужны гении?
(Это личности, у них есть свое мнение. Механизмом легче управлять; человека трудно заставить подчиняться, механизм же основан на управлении. Возникает опасность обезличивания: винтики легко заменить)
IV. Диспут: согласились бы вы принять 100% счастье?
(ответы учащихся)
V. Закрепление изученного материала.
Давайте проследим определение «мы» по тексту:
«мы так одинаковы» (Запись 3-я)
«Мы - счастливейшее среднее арифметическое» (Запись 8-я)
«..мы победим» (Запись 40-я) Против чего своих современников и потомков предостерегает Е. Замятин и почему роман «Мы» относят к антиутопическому жанру?
(Счастья без свободы и блага без добра не бывает! Евгений Замятин в романе «Мы» показал абсурдность утопического мира, ибо утопические идеи зачеркивают вопрос о человеческой личности, об индивидуализме).
Создав мир Единого Государства, идеальное общество, основанное на уничтожении человеческой личности, на превращении человека в “нумера”, “цифру”, общество, где подменены нравственные законы: любовь - ненавистью, свобода – рабством, предательство – осознанной необходимостью; государство, где утилизировано все: от искусства до мира чувств и эмоций, а механизация проникла в сферу человеческих отношений,
Е.И. Замятин заставляет нас задуматься об опасности, грозящей миру.
В окружающей себя действительности писатель увидел тенденцию к всеобщему уравниванию, обесцениванию человеческой личности. Е. Замятин создает пророческую книгу, в которой рисует модель “нежелательного” будущего – антиутопию.
Как вы думаете, мир Единого государства нашел отражение в жизни, истории России? Насколько полно сбылись пророчества-предупреждения Замятина?
(Действительность в нашей стране на время превзошла даже худшие опасения Замятина. В 30-е, 40-е годы миллионы людей были превращены в «нумера», но не на золотых бляхах писались номера, а на лагерных бушлатах. И А.Воронский оказался в числе тех, кто был расстрелян под одним из таких безымянных номеров.)

Необычен язык Замятина, роман нагроможден оксюморонными выражениями («благодетельное иго разума», «самая трудная и высокая любовь – это жестокость» и др.).
- Чем объяснить такое нагромождение оксюморонных выражений?
(Мир, изображенный в романе, - это мир перевернутой этики, извращающий подлинный, традиционный смысл слов. И каких слов! Главных в духовном мироздании! В записи на доске подчеркиваем слова: свобода, счастье, любовь, душа).
Центральная идея любой утопии – всеобщее равенство – оборачивается в антиутопии Замятина всеобщей усредненностью, быть оригинальным – это нарушить равенство. Малейшее проявление свободы считается преступлением. «Счастье – в несвободе»,- утверждают герои романа.
VI. Заключительное слово учителя
Главный вопрос 3амятина – выстоит ли человек перед все усиливающимся насилием над его совестью, душой, волей?
Содержанием романа Замятин утверждает мысль о том, что у человека всегда есть право выбора. Если человек поддается воздействию тоталитарной системы, то он перестает быть человеком.
Нельзя строить мир только по разуму, забыв, что у человека есть душа. Машинный мир не должен существовать без мира нравственного.
Растворение “я” в “мы” – тупиковый путь развития человека в русле истории; позитивный путь- свобода, культура, личное счастье, любовь
Разве не напоминает нам это совсем недавнее время? Дружные ряды демонстрантов, выборы генсеков, сталинский культ со всеми его атрибутами и казнями инакомыслящих? Однако ещё Дж. Оруэлл в 1946 году возражал против восприятия романы “Мы” только как политического памфлета. Он говорил, что Замятин “вовсе не думал избирать советский режим главной мишенью своей сатиры. Он писал ещё при жизни Ленина и не мог иметь ввиду сталинскую диктатуру” Хотя, как истинный талант, он во многом оказался провидцем, указал на предпосылки возникновения тоталитарного государства. Одна из идей романа – обличение тоталитарного государства.
Помимо идеи отрицания тоталитарного государства роман - антиутопия “Мы” поднимает прежде всего нравственные проблемы: нельзя отрицать самоценность человека, его индивидуальность; нельзя рассматривать его только как материал для обезличивающего тоталитарного государства – машины; нельзя отвергать морально-духовные ценности человечества, предлагая людям “благо” взамен их свободной воли и личной неповторимости. Это не сатира, не смех, а вопль.
Это роман – предупреждение о необходимости освободиться от дьявольски - антихристова наваждения идеи счастья без свободы, блага без добра, человека без души. Это роман о будущем, при котором человеческая личность обесценена, подавлена властью машин и политической диктатурой.
Жанр романа “антиутопия” диктовал выбор сюжетного приема. Повествование представляет собой записи – конспект строителя космического корабля Д-503.
Интересен стиль писателя: форма конспекта – и никаких эмоций, короткие предложения, многочисленные тире и двоеточия. Многие слова пишутся с большой буквы. Это символы. Искусственный, сухой язык идет от искусственности того мира, в котором живут герои.
Д-503 рассказывает о том периоде своей жизни, которую позже определит как болезнь. Каждая запись (их в романе 40, и это тоже символично) имеет свой заголовок. 40 дней в истории Д-503 - история обретения и утраты им живой души, своего “я”.
Это злая карикатура на социалистическое, коммунистическое общество будущего.
Предмет изображения – будущее. Утопическое государство, где все счастливы всеобщим “математическим” счастьем.
А мне кажется, Замятина, прежде всего, интересуют проблемы взаимоотношения личности и государства. Прогресс знания, науки, техники – это еще не прогресс человечества.
Я считаю, что писатель прогнозирует пути развития человека, общества, страны.
Замятин ничего не выдумывал: он лишь довел до логического завершения идею построения коммунистического общества.
Анализируя историю советского общества, мы приходим к выводу, что в России пытались построить утопию (социализм) в самом уродливом варианте, это тоталитарный режим и красный террор. Власть контролирует все слагаемые государственной системы.
Но уже к концу 1920-х годов в зеркале “Мы” все больше начинает отражаться советская тоталитарная реальность: всеобщее присутствие Вождя-Благодетеля, строительство Стены на границе с Западом (Замятин будет выпущен за нее одним из последних), институт государственных поэтов, дни единогласия и выборы без выбора, публичные казни при всеобщем одобрении, идея последней и окончательной революции “его социальные предвидения выписывать можно многими десятками”.
Разлом в замятинском мире проходит не между человеком и машиной, а между человеком и государством, между “мы” и “я”.
Государство полностью приковало жителей к счастью: всеобщему, обязательному, равному. В Едином Государстве все разумно, все учтено, все подчинено великой цели. Во главе всей системы стоит Благодетель. Он управляет Операционным отделом, имеет Бюро Хранителей (полицейская система), подслушивающие и подсматривающие устройства, Скрижаль (Сердце и пульс Единого Государства), камеры. Есть искусство, наука, предусмотрены “личные часы”. Но мы видим, что человек растворен в государстве, нет личности, остается лишь нумер, который должен подчиняться раз и навсегда заведенным законам, а малейшее неисполнение закона каралось сразу.
Коммунистическая дисциплина узнается также в строгом подчинении порядку, в правилах, ограничивающих свободу в Едином Государстве, где повседневная жизнь населения напоминает сталинские трудовые лагеря: все человеческие потребности – от приема пищи и прогулки до любви – совершаются по сигналу. Здесь отражена даже проблема стукачества: стены домов жителей сделаны из стекла, чтобы все могли видеть и знать, кто, чем занимается. “Нам нечего скрывать друг от друга”.
Это обычное тоталитарное государство, в котором живет закрытое общество.
Замятин показал Единое Государство таким же, каким и была большевистская Россия: человек лишился права на индивидуальность и независимость суждений, права быть личностью. Идея равенства обернулась всеобщей уравниловкой, когда “мы” шагали стройными рядами, и никак иначе. Название для романа выбрано очень верно: в обществе “нумеров”, как и в советском, ценность отдельной личности снижена до минимума. Здесь человек - винтик большого отлаженного механизма.
Нумера строят машину, “огненный Тамерлан счастья”. Для чего? Чтобы разнести свои лозунги и заповеди во всю Вселенную. “Незаменимых нумеров в государстве нет”, “Нумер решает все”. Главный лозунг: “Наш долг – заставить всех быть счастливыми”. Но можно ли заставить быть счастливыми? Можно ли железной рукой загнать человечество в счастье?
Для Единого Государства необходимо всеми средствами заглушить желание свободы, одолеть дьявола, а значит убить в себе “я”, поскольку “я” от дьявола. Мы видим, как Единое Государство забирает свободу, но дает права. Вспомним их.Отдать жизнь за государство.Облобызать руку Благодетеля.Участвовать в выборах.
Чему служат эти права? Они уничтожают человека, превращают его в животное, которое можно приручить, превратить в ничтожество. Эти права являются издевательством. И ведет это все к тому, что человек становиться марионеткой. А это приводит к диктатурам: сталинизму, фашизму
Замятин показывает, что само общество не стоит и гроша ломанного вне человека. Своей войной против человека общество убивает и себя. Замятин еще в 1920 году сумел увидеть и показать трагедию расчеловечивания. Символичным представляется тот факт, что Замятин умер в 1937 году, словно и за рубежами Родины ему не удалось уйти от того большого террора, который сам он предсказал в своем романе. И может быть, причина замятинского молчания в последние годы кроится еще и в том, что слишком тяжело было писателю видеть, как сбываются самые мрачные его пророчества, торжествует энтропия и в ледяную пустыню превращается Сад русской литературы. Замятин подводит нас к мысли о том, что каждый для себя должен решить, “что принести в жертву – “я” деспотичному “мы”, или “мы” деспотичному “я”. В истории было и то и другое. Это и диктатура большевиков, и культ Сталина, и фашизм. Хочется надеяться, что это больше никогда не повториться в жизни нашей страны.
Государство – это “мы”, которое должно состоять из ярких “я”, умеющих выступить против любой диктатуры.

VII. Рефлексивно-оценочный этап (приём синквейна).
МЫ
Одинаковые, счастливые
Едим, спим, получаем «розовые талоны»
МЫ – «счастливейшее среднее арифметическое»
Я
Выставление оценок
Домашнее задание: Эссе “Над чем заставил меня задуматься роман Замятина “Мы”; прочитать М.А. Шолохов. Донские рассказы.
Литература
1) Замятин Е.И. “Мы”. Роман, рассказы, повесть; М., “Молодая гвардия” 1990.-365с. Б-ка “Возвращение”.
2) О. Михайлов “Гроссмейстер литературы”; М., “Молодая гвардия” 1990.
3) В. Недвезцкий, “Благо и благодетель”; Газета “литература”, “ИД 1 сентября”,№34, 1995.
4) Е. Шкловский “Лицом к лицу”; серия “Знание” лит-ры №4, 1989.
5) Т. Давыдова “Евгений Замятин”; серия “Знание” лит-ры №8, 1989.
6) Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. – М.: Издательство объединения “Мосгорархив.”, 2002. – 504с.
7) Крючков В.П. “Еретики” в литературе: Л.Андреев, Е.Замятин, Б.Пильняк, М. Булгаков: Учебное пособие.- Саратов: Лицей, 2003.-288с.
8) Айзерман Л. С. Время понимать. Проблемы русской литературы советского периода. М, Школа – ПРЕСС, 1997
9) Мурин Д. Н.., Коновалова Е. Д., Миненко Е. В.Русская литература ХХ века Программа 11 класса. СПб, СМИО ПРЕСС, 1997.
10) Русская литература ХХ века. Поурочные разработки, Под редакцией
В. В. Агеносова М. Дрофа, 2001.








13PAGE 15


13PAGE 14915




Заголовок 115