Концепция Учебно-исследовательская и проектная деятельность школьников в соответствии с требованиями ФГОС.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Гришевская средняя общеобразовательная школа
Подгоренского муниципального района Воронежской области


Концепция
Учебно-исследовательская и проектная деятельность школьников в соответствии с требованиями ФГОС.





Выполнила:
Прядкина Елена Владимировна,
учитель географии





2013г.
Содержание
1. Характеристика стандартов второго поколения.
2. Преподавание географии в соответствии с требованиями ФГОС.
3. Исследовательская деятельность на уроках географии.
4. Проектная деятельность школьников.
5. Исследовательская и проектная деятельность учащихся во внеурочное время как фактор социализации личности.
Литература.
Приложения.











Характеристика стандартов второго поколения по географии Обновление содержания образования связано, прежде всего, с созданием стандартов второго поколения. Новыми функциями стандарта являются формирование российской (гражданской) идентичности, гуманизация образования и всей школьной деятельности, обеспечение сочетаемости и сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования. Структура стандарта также претерпела изменения – она включает три группы требований: требования к структуре основных общеобразовательных программ, требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ и требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ. В Законе Российской Федерации «Об образовании» такая структура стандарта закреплена в статье 7 «Федеральные государственные общеобразовательные стандарты». Одной из составных частей основных общеобразовательных программ является фундаментальное ядро общего образования. В нём фиксируются основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, а также универсальные учебные действия. Под универсальными учебными действиями понимают обобщённые способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. Это те самые способы деятельности, которые формируются и в отдельном учебном предмете, и всей их совокупностью. Всё это содержится в особом документе- программе формирования универсальных учебных действий. Это примерная программа, она имеет рекомендательный характер. Изучив её, учитель может понять, какой вклад вносит его предмет в формирование универсальных учебных действий. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения. На первое место выступает не уровень усвоенных учащимися знаний, а уровень готовности школьника применять усвоенное содержание, т.е. его компетентность в различных сферах деятельности (познавательной, трудовой, коммуникативной, бытовой и др.). Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. Деятельностная парадигма образования предполагает развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. Содержание школьного образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение значения географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Содержание географического образования в школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также  комплекс общеучебных умений, необходимых для: – познания и изучения окружающей среды, выявления причинно следственных связей; – сравнения объектов, процессов и явлений, их моделирования и проектирования; – ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернета, статистических материалах; – соблюдения норм поведения в окружающей среде, оценивания своей деятельности сточки зрения нравственных и правовых норм, эстетических ценностей. Преподавание географии в соответствии с требованиями ФГОС. В современных условиях развития общества ключевой характеристикой качественного образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к обучению в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь со школьной скамьи. Определяющим является внедрение нового государственного стандарта для основной школы, который заставляет по-новому посмотреть на географическую подготовку учащихся в школе. Основным критерием качественного географического образования становятся его социальные результаты: готовность и способность выпускника творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу.
География – это школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей. Данный предмет можно отнести к числу тех классических школьных предметов, на которые ложится особая ответственность за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире.
Особенно большие изменения произошли в географической науке в последние десятилетия, когда из преимущественно описательной и справочно-энциклопедической она стала превращаться в конструктивную науку. Ныне основная задача географии заключается в нахождении путей решения противоречий, возникающих в системе "человек - природа - хозяйство - окружающая среда", причем на разных территориальных уровнях.
Главной задачей географии уже давно стало не землеописание, а изучение пространственно-временных взаимосвязей и взаимозависимостей между природными и антропогенными объектами, географических последствий человеческой деятельности. К решению этой задачи география подготовлена как всем ходом своего исторического развития, так и своим особым положением в современной системе наук, где она играет роль своего рода "мостика" между естественными и общественными науками. Географические знания нынче необходимы для решения многих проблем социально-экономического и экологического характера, возникающих на разных уровнях от локального до глобального.
Ценность географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать общую цель географического образования, которая заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.
В связи с этим цель географического образования школьников реализуется через:
- проведение наблюдений, исследований, экспедиций;
- анализ и синтез картографических и статистических данных;
- ознакомление с текстами учебника, Интернет и др. источниками информации.
В соответствии с основной целью преподавание географии базируется на двух главных положениях.
Во-первых, оно исходит из необходимости сохранения ориентации учащихся на приобретение фундаментальных знаний и умений, составляющих основу миропонимания, на всемерное развитие их географического мышления;
во-вторых, - исходит из того, что школьная география представляет собой не только определенную совокупность естественно-гуманитарных знаний, но и является одной из основ практической повседневной жизни.
Обучение географии опирается на ряд принципов:
- принцип научности, т.е. ориентация учащихся на приобретение фундаментальных знаний и умений;
- принцип субъективности, т.е. в качестве главного субъекта учебно-воспитательного процесса рассматривается учащийся с его индивидуальными особенностями;
- принцип креативности, т.е. развитие творческих способностей учащихся, неординарного взгляда на привычные вещи, поиска необычных решений и т.д.;
- принцип системности, т.е. содержание и структура предмета на протяжении всего времени обучения должны представлять собой законченную систему географических знаний;
- принцип интегративности, т.е. содержания предмета с науками естественного
( биология, физика, химия, астрономия, геология, почвоведение) и общественного (история, социология, этнография,экономика) цикла.
Преподавание географии, как и других школьных предметов, должно быть направлено на сообщение им достаточного объёма общеобразовательных знаний и вооружение их практическими навыками по географии, на всестороннее развитие учащихся, на формирование лучших черт их характера.
Преподавание географии осуществляется с использованием различных образовательных технологий: модульная технология; проектная технология; ИКТ; исследователькие методы работы; интерактивное обучение, личностно ориентированные технологии, проблемно-поисковые технологии; групповые и игровые формы работы.
Компоненты содержания школьной географии сохранились практически без изменений. Относительно новыми понятиями можно считать такие понятия как «природно-хозяйственные зоны», «человеческий капитал», «производственный капитал». Новизна стандарта касается не столько содержания предмета, сколько подходов к организации учебно-образовательного процесса в целом в урочное и внеурочное время, изменения роли ученика и учителя в этом процессе, качества используемых учебно-методических комплексов. Наряду с предметными компетенциями новый стандарт требует больше внимания уделять формированию у учащихся навыков универсальных учебных действий, ИКТ - компетенций, приемов учебно-исследовательской и проектной деятельности, умений осознанного смыслового чтения и правильной работы с текстовой информацией. ФГОС – это, безусловно, шаг в сторону дальнейшего развития образования.
Несколько иная методическая задача стоит перед учителем географии. Она выражается в практической направленности обучения. Конечный результат определятся не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни. А это возможно только при расширении границ образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы. Через проекты, музейную деятельность, кружки, факультативы, практические работы на местности и т.д. Необходимо оптимальное сочетание между познавательной и игровой деятельностью.
Насыщенность наглядными средствами, которые обеспечивают понимание и активность всех учащихся, наличие разноуровневых заданий, - все это способствует решению триединой цели образовательного процесса обучения, воспитания и развития географически грамотной личности будущего гражданина России.

Исследовательская деятельность на уроках географии.
Исследование создает новое знание.
Нил Армстронг.
В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Обучение географии нередко связано с предъявлением информации, предполагающей ее усвоение преимущественно на уровне запоминания. Стандарт основного общего образования требует овладения опытом разнообразной деятельности, познания и самопознания, умения решать различные практические задачи.
Справиться с современными требованиями поможет исследовательская деятельность. Основную цель организации учебной исследовательской работы связывают с развитием школьников, формированием их творческого начала, активности как основного личностного качества.
С точки зрения развивающего эффекта исследовательская деятельность располагает большим потенциалом, т. к. предполагает перенос нагрузки с памяти ученика на его мышление.
В ходе учебного исследования учащиеся не только овладевают способами исследовательской деятельности. Имеет значение познавательный результат работы, сознательное усвоение новой информации, ранее неизвестной.
В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуальному подходу к учащимся в условиях коллективной работы, развивающему обучению, связи теории с практикой.
Используемые в учебных исследованиях задания чаще всего имеют проблемный характер. Учащиеся должны знать возможности использования географических знаний и умений в быту и в повседневной жизни.
Исследовательские приемы- это приемы умственной деятельности. В географии при реализации исследовательского подхода возможны такие приемы: прием сопоставления, прием доказательства, прием обобщения, прием выдвижения гипотез, прием переноса знаний в новую ситуацию, прием установления причинно- следственных связей и некоторые другие.
При практической реализации исследовательского подхода в обучении необходимо применять разнообразные формы учебной работы.
Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно, в соответствии со своими индивидуальными возможностями , без взаимодействия с другими учениками.
Групповая учебная работа предполагает деление класса на несколько временных групп с учетом уровня знаний школьников в пределах изучаемого материала.
Коллективная учебная работа предполагает коллективную познавательную деятельность школьников, организуемую под руководством учителя.
Фронтальная учебная работа предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися класса.
Таким образом, основные направления реализации исследовательского подхода в изучении географии охватывают несколько сторон:
А)представление географии как науки исследовательской, личностно значимой для каждого, ее изучающего;
Б)ознакомление со способами умственной деятельности, которые лежат в основе многих исследовательских приемов;
В)насыщение курса поисковыми, исследовательскими задачами различного уровня и, по возможности, практической направленности;
Г)использование таких типов уроков, которые основаны на самостоятельной поисковой деятельности учащихся.
Формирование познавательной компетентности предполагает такую организацию учебного процесса, в котором знания, умения и навыки не только вводятся, но и проверяется умение пользоваться ими.
При таком подходе образовательной ценностью становится не столько итоговый результат обучения, сколько путь к этому результату, поисковая деятельность учащихся.






Проектная деятельность школьников.
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь».
Китайская пословица.
Современные образовательные технологии позволяют сделать учебный процесс более эффективным. Решить проблему прочности знаний и повысить мотивацию обучения можно включая в процесс обучения проектную деятельность.
В основе метода проектов лежит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов как образовательная технология, ориентирован на формирование опыта творческой деятельности учащихся. Метод проектов органично вписывается в систему личностно-ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения.
Современный уровень в образовании доказывает,что используя проектную деятельность по предмету, как форму обучения, позволяет повысить познавательный интерес к пркдмету.Задача, которая  стоит перед современным преподавателем заключается в определении и формировании сущности данного опыта работы и его ведущей идеи. Информационно-педагогическое описание опыта заключается в ответах на вопросы:
1) Что это?
2)Для чего это?
3)Как это?
4)Что это?
5)За счет чего это?

Работа над проектом проходит в несколько этапов:
Этап 1. Подготовительный.
Выбор темы и целей проекта, определение количества участников проекта, состава рабочей группы; знакомство с сутью проектной технологии.
Этап 2. Плановые работы.
Определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта (формы представления результата); распределение обязанностей среди членов команды.
Этап 3. Исследовательский.
Сбор информации, решение промежуточных задач; корректировка плана и содержания проекта по мере обработки собранной информации.
Этап 4. Аналитический.
Анализ собранной информации. Формулировка выводов. Оформление результата.
Этап 5. Отчетный.
Составляется индивидуальный отчет обучающегося по исследовательской работе в рамках проекта. Оценка процесса и результатов работы. Репетиции и консультации по защите и презентации проекта.
Этап 6. Информационный.
Защита и презентация проекта. Ознакомление с полученными результатами и готовым учебным продуктом.
Готовый проект можно представить в разнообразных формах: доклад, альбом, статья, реферат, презентация, коллаж, театрализованная постановка.
Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Среди школьников особенно популярны проекты по историко-географической, экологической, краеведческой, комплексно-географической тематике. Ценность работы над проектом в том, что в процессе выполнения задания учащиеся осваивают ключевые компетенции: коммуникативные, учебно-познавательные, информационные, предметные, личностного саморазвития.
Работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся во внеурочное время как фактор социализации личности.
Разнообразие форм проведения мероприятий позволяет проявить себя каждому ученику школы, даёт возможность участвовать в их проведении всем желающим.
Приобщить учащихся к научно-исследовательской работе можно через написание исследовательской работы. Наиболее эффективно при помощи организованных форм исследовательской работы у учащихся появляется внутренняя потребность заниматься ею, а это важное условие саморазвития, самоутверждения.
Исследовательская работа в рамках любого предмета имеет свои особенности, помогает решать специфические задачи. При определении содержания и направления творческого поиска нужно учитывать имеющийся опыт учащихся, а также их профессиональную направленность.
Организуя исследовательскую работу, ставлю следующие задачи для учеников:
Развить умения основных элементов самостоятельной индивидуальной деятельности – обучить постановке цели, задач работы, составлению плана исследования; использованию различных источников информации, обработке полученной информации (конспектированию, реферированию, сравнительному анализу, использованию диаграмм, схем).
Отработать умение устного и письменного общения, что должно способствовать коммуникативной компетенции учащихся.
Освоить новые информационные технологии.
Учителю необходимо освоить демократичные способы управления разными видами познавательной деятельности: обучение в деле, составление проектов, исследование. В процессе работы больше внимания уделяю оригинальности композиции исследования, эмоциональности, убедительности, глубокому личностному осмыслению проблемы.
Хочется научить делать не только оценочные суждения, но и заниматься поиском нового решения проблемы. Отсюда, идея проводить опрос школьников по определенной теме. В результате получаются очень интересные работы. По ходу работы подводятся промежуточные итоги.
Немаловажное значение имеют внутренние результаты – личностный рост школьников: научившись планировать и организовывать свою деятельность, они самостоятельно принимают решения, оценивают сильные и слабые стороны работы. Ученики в процессе исследования ощущают потребность в помощи товарищей: учатся привлекать к решению различных задач детей и взрослых.
Создание в школе условий для проектно- исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для урочной системы. Исследовательская работа становится средством индивидуализации образовательного процесса. Интерес к данному виду деятельности поддерживается также с помощью проведения внутришкольных мероприятий.
Для оценивания результативности исследовательских проектов были разработаны критерии. В их число вошли: степень новизны проблемы, осмысленность постановки цели и задач исследования, характер источниковой базы и глубина работы с источниками, свободное владение информацией, способность заинтересовать проблемой аудиторию и т. п. Данные показатели позволяют увидеть, какие знания приобретены школьником в ходе работы; выявить специфику ведения исследовательской деятельности; оценить приобретенные навыки создания “продукта” проведения его презентации.
Успешному выступлению способствует система работы по формированию навыков исследовательской деятельности. Если видна заинтересованность ученика в изучении предмета, то формулируется конкретная проблема, над решением которой нужно работать дальше.
Постигая методику экологического и географического исследования, ученики выясняют содержание таких понятий как: источник, материал, последовательность, причина-следствие, часть-целое, композиция, логика, аргументация, вывод.
Получив первоначальные навыки исследовательской и проектной работы, ученики закрепляют их написанием учебных рефератов, проведением социологических мини-исследований.
















Литература.
1. http: //www. ed. gov. ru
2.- Сборник нормативных документов. География /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2007
3.Душина И.В.,Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. // Методика и технология обучения географии - М: Астрель, 2002. - С151
4.Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе.-2002.-№6.-С.37-43.
5.Журнал «География в школе»:
№6  1998
№5  2008
№6   2008
6. Журнал «Практика административной работы в школе»:
№ 5   2003
№ 6   2003
7.Примерные программы по учебным предметам.
География.6-9 классы.- М.: Просвещение,2010. – (Стандарты второго поколения).
8.Статьи В.И.Сиротин (главный редактор журнала «Учитель географии»).
9.www.geoclass.ru





















Приложения к концепции.
1.Географические исследования:
- исследование местного промышленного предприятия;
- исследование источников;
- исследование малых рек;
- исследование озера.

2.Примеры исследовательских работ:
- изучение условий образования соленых озер юга России;
- изучение уникальных свойств Мамонтовой пещеры.

3.Классификация проектов.

4.Типы проектов из сборника В.И.Иванова.

5.Проект «Зеленая сказка».


15