Технологическая карта урока географии на тему: Уникальность планеты Земля(5кл)


Технологическая карта урока географии
Автор: Учитель географии Шакирова Гульнара Ильдусовна
Предмет География
Класс 5 класс
Тип урока Урок комплексного применения зун
Технология построения урока технология критического мышления.
Тема Уникальность планеты Земля
Цель Углубить и развить знания учащихся о Земле.
Задачи Общеобразовательная: сформировать знания об особенностях нашей планеты, обеспечивающих существование жизни: особенностях расположения и вращения Земли в Солнечной системе, о земных оболочках.
Развивающая: развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.
Воспитательные: развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения, чувство любви к малой родине.
Основные термины, понятия Вселенная, Солнечная система, планеты и их название, небесные тела, уникальность, атмосфера, гидросфера, почва
Таблица № 2
Планируемый результат
Предметные умения
Личностные УУД
-овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Регулятивные УУД:
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.
ПознавательныеУУД
формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
Таблица № 3
Организация пространства
Формы работы Ресурсы:
Фронтальная
Работа в группах
Индивидуальная
Учебник, атлас
Маршрутный лист
Презентация
Технические средства обучения:
Компьютер
Медиапроектор
Таблица № 4
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока Дидактические задачи
Вызов Установить тематическую рамку («могу»)
Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)
Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)
Осмысление Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению
Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма
Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями
Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки
Рефлексия Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона
Формировать адекватную оценку правильности результатов действия
Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности
Таблица № 5
Технология изучения
Этапы урока Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность обучающихся
вызов
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять степень успешности выполнения работы
Познавательные УУД:
-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
- публично защищать свою позицию
ЛичностныеУУД:
-осознание ценности географичес- ких знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Предметные результаты:
- актуализация и систематизация знаний о планетах земной группы. Учитель. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Гульнара Ильдусовна, и сегодня я проведу у вас урок географии.
Девиз нашего урока:
Вместе не трудно,
Вместе не тесно,
Вместе легко
И всегда интересно.
Сначала, я предлагаю вам разгадать кроссворд.
2. КРОССВОРД
1 З В Е З Д Ы 2 С О Л Н Ц Е 3 М А Р С 4 П Л У Т О Н
5 А С Т Р О Н О М И Я 1 Светящиеся газовые шары в космосе
2 Звезда, вокруг которой вращаются планеты
3 Красная планета
4 Самая маленькая планета
5 Наука о космических телах
Учитель: Вы отгадали кроссворд, какое ключевое слово у вас получилось? (ЗЕМЛЯ)
Значит о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
3. В современной науке до сих пор нет однозначного ответа на вопрос: возможна ли жизнь на других планетах?
Предлагает отправиться в экспедицию к планетам земной группы с целью подтвердить или опровергнуть возможность жизни на других планетах. (на экране фото стартующего корабля сменяет фото космической станции)
Маршрутный лист команды «Меркурий»
Тема: «Уникальность планеты Земля»
Цель: углубить и развить знания о Земле.
Этап №1. Используя знания темы «Вселенная» заполните таблицу и обоснуйте возможность существования человека, животных и растений на Меркурии.
Название планеты Расстояние от Солнца Период обращения вокруг своей оси Наличие и состав атмосферы Температура на планете Наличие запасов воды
Меркурий
Учитель: Какой вывод мы можем сделать в результате этого полета?
Чем отличается земля от других планет? Как мы ее поэтому можем назвать?
Объявление темы урока: «Уникальность планеты Земля» Разгадывают кроссворд.
Делятся на три команды (заранее):
«Меркурий» - полетят на Меркурий,
«Венера» - на Венеру,
«Марс» - на Марс.
На старт! Поехали!
Вспоминают, что знают об этих планетах, анализируют ,каждая команда выбирают информацию о своей планете, записывают в маршрутный лист. Проходят первый этап: оформляют отчёт.
Отчеты групп.
«Меркурий»»: жизнь на Меркурии невозможна, так как температура на дневной стороне +400оС, а на ночной - -100 оС из-за близкого расстояния от Солнца – 58 млн. км, в 3 раза ближе Земли, отсутствия атмосферы, очень медленного вращения вокруг своей оси – 58,7 земных суток.
««Венера»»: жизнь на Венере невозможна, так как температура достигает +500 оС из-за очень плотной атмосферы, состоящей из углекислого газа.
«Марс»»: жизнь на Марсе невозможна, так как атмосфера из углекислого газа очень разрежена, нет воды.
Делают вывод: на других известных людям планетах жизнь невозможна.
На Земле существует жизнь, поэтому ее называем уникальной.
осмысление Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- осуществлять самоконтроль;
Познавательные УУД:
–анализ объектов с целью выделения признаков,
-определение основной и второстепенной информации
-проводить синтез (восстановление целого из частей)
-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
- учет разных мнений,
- планирование работы учебного сотрудничества,
- управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
ЛичностныеУУД:
- учебно-познавательный интерес,
- самоопределение, самосознание.
Предметные результаты:
-знание особенностей нашей планеты, обеспечивающих существование жизни: особенностей расположения и вращения Земли в Солнечной системе, о земных оболочках.
-умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы;
- развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание. Предлагает приступить ко второму этапу в маршрутном листе.
Учитель: Займемся исследованием уникальных черт планеты Земля. Какие же особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни? Прочитайте текст параграфа 14 стр. 70-71 с вопроса Почему же возможна жизнь на Земле? Выделите главные особенности планеты. Ответы запишите в маршрутном листе.
В составе экипажа находятся ученые изучающие климатологию, гидрологию и экологию. Что это за науки?
2.С целью систематизации изученного материала предлагает приступить к выполнению третьего этапа.
Учитель: В составе экипажа находятся ученые изучающие климатологию, гидрологию и экологию. Что это за науки?
Каждой группе задания в конвертах.
Климатологи: значение атмосферы для Земли.
Гидрологи: значение гидросферы для Земли.
Экологи: Значение почвы для Земли.
Этап №2. Работа с текстом учебника (п.14)
Ответьте на вопрос: какие особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни?
1.______________________________________
2.______________________________________
3.____________________________________
4._______________________________________
Выполняют задания в маршрутном листе. Отвечают на вопрос. По ходу ответов детей на экране появляются выводы.
1.Расположение и движение Земли в космическом пространстве:
-расстояние от Солнца -150млн.км.;
-период обращения вокруг своей оси.
2.Наличие атмосферы.
3.Обладание большими запасами воды.
4.Наличие почвы.
Выполняют 3-этап.
Обсуждают с членами своей группы и дают аргументированный ответ на вопросы.
Слушают, уясняют, анализируют и выполняют поставленную задачу. Фиксируют шаги, где возникло затруднение. Участвуют в обсуждении, доказывают, аргументируют свою точку зрения во фронтальном режиме.
Ответы групп.
Значение атмосферы для жизни на Земле:
1.Защищает от метеоритов и опасного космического излучения
2.Сохраняет тепло в ночные часы
3.Обеспечивает живые организмы необходимые для дыхания кислородом Введение понятия «озоновый экран»
4.Поставляет углекислый газ для питания растений
5.Через атмосферу совершается круговорот воды.
Значение гидросферы для жизни на Земле:
1.Входит в состав всех живых организмов
2.Является средой обитания
3.Обеспечивает процесс создания растениями питательных веществ
Значение почвы для жизни на Земле:
1.Содержит вещества, необходимые для роста и развития растений
2.Является средой обитания
По ходу ответов детей на экране появляются фотоиллюстрации, выводы.
Рефлексия (осмысление) Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
- выстраивание логической цепочки рассуждения;
- рефлексия способов и условий действий.
Коммуникативные УУД:
- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
ЛичностныеУУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Предметные результаты:
- называть методы изучения Земли;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система, Вселенная , планеты и их название, небесные тела, уникальность, атмосфера, гидросфера, почва, «озоновый экран».
- приводить примеры географических следствий движения Земли.

Организует рефлексию.
Этап №4. Выполните тестовое задание, выбрав один или несколько правильных ответов.
1. Благоприятная температура для жизни на Земле поддерживается благодаря:
а) наличию атмосферы;
б) наличию воды;
в) наличию почвы;
г) положению Земли в космическом пространстве.
2. Озоновый слой предохраняет:
а) планету от падения метеоритов;
б) живые организмы от губительного излучения;
в) планету от потери тепла.
3. Огромными запасами воды обладают:
а) все планеты Солнечной системы;
б) Земля и Меркурий;
в) только Земля.
4. Средами обитания являются:
а) почва;
б) вода;
в) воздух.
5. Почва обеспечивает растения:
а) углекислым газом, необходимым для питания;
б) светом;
в) необходимыми для развития минеральными веществами.
Проверьте свои знания по образцу. Оцените свой ответ.
Пять правильных ответов – оценка «5»
Четыре правильных ответов – оценка «4»
Меньше четырех правильных ответов – вам следует вернуться еще раз к изучаемой теме.
Итоговая оценка:
Организует процедуру само- и взаимооценки учебной деятельности на уроке.
3.Итог урока.
Дает домашнее задание проводит инструктаж по его выполнению.

Рефлексия. А закончить сегодняшний урок мне хочется cловами девиза нашего урока и если вам понравился урок похлопайте в ладоши.
Вместе не трудно,
Вместе не тесно,
Вместе легко
И всегда интересно Выполняют тест
Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке.
Слушают, анализируют.
Домашнее задание.
Повторить материал темы «Земля»
Творческое задание: нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока «Уникальность планеты Земля» пар.14 или написать небольшое мини-сочинение по теме.
Читают все вместе девиз урока и хлопают.