Интегрированный урок по математике в 6 классе « Здоровый образ жизни языком математики»

Интегрированный урок по математике в 6 классе

Тема урока: « Здоровый образ жизни языком математики»

Тип урока: урок решение задач

Цели: 1) образовательные - расширение знаний учащихся о ЗОЖ, знакомство с биологическим аспектом проблем на примере математических задач, отработка практических умений и навыков выполнения арифметических действий с дробями, процентами;
2) развивающие - развивать умение сравнивать, выделять главное, развивать внимание, память;
3) воспитательные - воспитывать аккуратность, формировать бережное отношение к своему здоровью, пропагандировать ЗОЖ.

Методы и методические приемы обучения:
Методы организации и осуществления учебной деятельности
Перцептивный аспект (методы, обеспечивающие передачу учебной информации учителем и восприятие ее учащимися посредством слушания, наблюдения или практических действий):
Словесные
Наглядные
Практические
Логический аспект (методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала):
Сравнение
Обобщение
Абстрагирование
Классификация
Управленческий аспект (методы, характеризующие степень самостоятельности ученика в учебно-воспитательной деятельности):
Методы учебной работы под руководством учителя
Методы самостоятельной учебной деятельности учащихся
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности
Методы стимулирования мотивов интереса учению
Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости
Методы контроля и самоконтороля учебной деятельности
Устные
Письменные
Фронтальные
Групповые
Индивидуальные

Средства обучения (оборудование): презентация, листок самоконтроля, распечатка самостоятельной работы, задачи для работы в группах , задача для индивидуальной работы, проектор, компьютер, выставка литературы о ЗОЖ, плакаты и рисунки детей, сообщения учащихся, фильм «Вред курения».

План урока:
1. Организационный момент (1 мин.)
2. Актуализация опорных знаний (5 мин.)
3. Решение задач (24 мин.)
4. Самостоятельная работа (10 мин.)
5. Итог урока (5 мин.)
Ход урока:

Деятельность учителя
Деятельность ученика

Организационный момент.

Слайд 1

Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать одному требованию - быть здоровым. Примерно 75% болезней взрослые заработали в детские годы.
Мы хотим начать урок словами великого мыслителя Гейне: « Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье».
Конечно же, здоровье! Здоровье человека - это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Каждый из нас хочет быть здоровым и счастливым. Но не задумывается о том, как сделать, чтобы жизнь была в ладу с собой, с окружающим миром.
Секрет прост - здоровый образ жизни. Не случайно в народе говорят: « В здоровом теле - здоровый дух».
Сегодня на уроке нам необходимо выяснить, какие существуют способы для того, чтобы ослабить неблагоприятные воздействия на организм и как помочь себе сохранить своё здоровье.
Тема сегодняшнего урока: « Здоровый образ жизни языком математики».
Слайд 2

Сегодня на уроке мы должны:
Вспомнить определение процента
Основные типы задач на проценты
Рассмотреть на примерах решения задач, в чем польза режима дня, вред курения, как влияют витамины на организм человека.
Слайд 3

Актуализация опорных знаний.

Итак, сформулируйте определение процента

Назовите основные типы задач на проценты



Слайд 4
Задания на основные типы задач на проценты:
20 % от 100
25 % от 100
50 % от 100
14 % от числа составляют 14. Найдите число
25 % от числа составляет 250. Найдите это число
Сколько процентов составляет число 250 от 1000
Слайд 5
( фронтальная работа с классом устно по цепочке)
Выполнив данное задание, почтите известное высказывание:
1) 1,8 + 2,5 = 4,3 В
2) 2,7 + 1,1 =3,8 А
3) 5 + 0,35 = 5,35 Ш
4) 2,5 – 1,6 = 0,9 Е
5) 3,2 – 1,4 = 1,8 З
6) 3,4 – 0,2 = 3,2 Д
7) 15 * 0,01 = 0,15 О
8) 12,2 : 10 = 1,22 Р
9) 2,2 : 0,1 = 22 О
10)166 : 100 = 1,66 В
11) 0,3 * 5 = 1,5 Ь
12) 6,66 : 6 = 1,11 Е
13) 2,7 * 10 = 27 В
14) 4 : 5 = 0,8 В
15) 0,64 : 4 = 0,16 А
16) 1,5 * 6 = 9 Ш
17) 0,691 * 100 = 69,1 И
18) 1,2 : 6 = 0,2 Х
19) Ѕ от 16 = 8 Р
20) 20% от 16 = 3,2 У
21) 150% от 16 = 23 К
22) ѕ от 16 = 12 А
23) 25% от 16 = 4 Х
«Ваше здоровье – в ваших руках»

Слайд 6
Решение задач

(Работа по группам)
Заранее учащиеся разделены на три группы:
- «Режим дня как образ жизни»
- «Табакокурение - вредная привычка»
- «Витамины и их роль в жизни человека»
У вас на столе лежит листок самоконтроля (Приложение 1), распечатка самостоятельной работы (Приложение 2), задачи для работы в группах (Приложение 3). Это то, что нам пригодится для работы.
1 группа «Режим дня»









































Слайд 9

Задача №1. (на листочках для сомоконтроля) (Приложение 1)
« Вова Перестукин из «Страны невыученных уроков» составил себе такое расписание на сутки:
4/24 часть суток - чтение умных книг;
9/24 часть суток - совершение добрых дел;
2/24 часть суток - приём пищи;
6/24 часть суток - занятие сортом, 8 часов на сон.
Выполним ли его план?
Сколько по времени длится ваш сон?
Поднимите руку те, кто спит больше 8 часов в сутки.
Итак, руки подняли 20% детей всего класса
Правильно составленный режим дня позволяет достичь максимальной работоспособности и повысить сопротивляемость организма утомлению.
Наиболее важную роль в восстановлении жизненных сил играет полноценный сон. Нельзя много времени проводить возле телевизора и тем более у компьютера. Необходимо больше находиться на свежем воздухе. Чтобы воздух был чище, надо сажать деревья.
Слайд 10
Задача №2. (на листочках для самоконтроля) (Приложение 1)
Сколько всего деревьев посажено в парке, если 44% из них дубы, столько же сосен, а остальные 60 деревьев - ели?




Деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они работают как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли.
Вывод: Итак, соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья и повышает работоспособность организма.
Слайд 11
2 группа « Табакокурение»
Вторая группа занималась проблемой табакокурения. Прежде чем мы выслушаем сообщения учащихся по этому вопросу, из каждой группы приглашаются по одному представителю для самостоятельного решения задач.
Слайд 13
Задача № 1(по одному) (Приложение 3)
Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеваниями лёгких. Найдите количество больных, если курят 500 человек.



































(Фильм «Вред курения)
Итак, при курении ухудшается внешность, теряется слух и зрение, развиваются заболевания внутренних органов, повышается раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость. Первая задача по теме табакокурения.
Слайд 14
Задача №2(вместе устно)
В школе №1 был проведён социологический опрос среди старшеклассников. Было опрошено 120 человек, из них 35% курят, 25% пробовали, остальные 40% не курят. Сколько человек в школе курят, пробовали и не курят?
Поднимите руки те, у которых в семье папа курит. Поднимите руки те, родители которых не курят.
Примерно 30% учащихся, у которых ни папа, ни мама не курят. Поприветствуем эти семьи.
Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока. Следующую задачу мы будем решать на доске и в тетради.
Слайд 15
Задача №3(у доски)
Некоторые фирмы за одну и ту же работу курильщикам устанавливают заработную плату на 15% ниже, чем некурящим. На сколько меньше получит курящий человек, если заработная плата 20200 рублей?


Вывод: Итак, запомните, от причин, связанных с употреблением табака, умирает каждый пятый. По данным Всемирной Организации Здравоохранения ежегодно мы теряем 500 тысяч человек.
Слайд 16
3 группа «Витамины»
Во второй половине 19 века считалось, что пищевая ценность продуктов определяется содержанием в них белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Но современная наука особое место отводит витаминам.
Первое упоминание о витаминах было в 1880 году русским ученым Николаем Луниным, а терми витамины ввел в 1911 году польский ученый Казимир Функ.














































Слайд 19
Задача №1.(на листочках самоконтроля) (Приложение 1)
Изюм один из самых полезных сухофруктов, он сохраняет практически все свойства свежего винограда, до 70-80% витаминов и микроэлементов. При сушке винограда изюм составляет 32% массы используемого винограда. Сколько изюма получится из 10 кг винограда?
Слайд 20
Задача №2(устно)
В 100г капусты брокколи содержится 120 мг витамина С, а в обычной квашенной капусте 2/3 этого количества. Сколько мг витамина содержится в такой же порции квашенной капусты?

Слайд 21
Задача №3.(на листочках самоконтроля)
(Приложение 1)
В течение дня ученик получает некоторое количество различных витаминов. За завтраком он получил 0,2 всех витаминов, за обедом- 0,7 остатка, а за ужином- 30 мг витаминов. Какова норма витаминов, полученных учеником в день?
Вывод: Итак, витамины необходимы для нормального функционирования организма человека. Их недостаток приводит к ослаблению иммунитета, появлению разнообразных болезней, нарушению обмена веществ, излишней полноте. На примерах задач, мы посчитали, какая норма витаминов день у детей вашего возраста.
Самостоятельная работа

Самостоятельная работа, которая включает в себя три задачи по данной теме и предложения, которые необходимо продолжить. Работу выполняем в тетрадях, по окончании урока тетради сдать и вы получите оценку за урок.

1 Вариант
1) Норма суточной потребности человека в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета уничтожает 20% витаминов. Сколько мг витаминов ворует у себя тот, кто курит?
Решение:
1) 20 /100 = 0,2 – 1%
2) 0,2 * 125 = 25 (мг)- ворует
Ответ: 25 мг.


2) Одна сигарета содержит до 1,2 мг никотина. При курении 2/3 дыма попадает в воздух. Выясните, сколько никотина окажется в воздухе комнаты, в которой курильщик выкурил 10 сигарет? При этом известно, что смертельная доза яда 40 мг. Сколько процентов смертельной дозы яда будет в воздухе?
Решение:
1) 1,2 * 2/3 = 0,8 (мг)- в комнате
2) 0,8 *10 = 8 (мг) – после 1о сигарет
3) 8/40 *100 =20% - в комнате
Ответ: 20%, 8 мг.

3) Одна сигарета разрушает 25 мг витамина С, дневная норма составляет 500 мг. Сколько витамина ворует у себя тот, кто выкуривает 14 сигарет в день? Сколько витамина С у него остаётся?
Решение:
1) 25 * 14 =350 (мг) – теряет
2) 500 – 350 = 150 (мг) – остаётся
Ответ: 350 мг, 150 мг.

4)Как бы вы продолжили предложение:
1) Моё здоровье-
2) Курить-
3) Чтобы воздух был чище надо-
Слайд 22
5) Итог урока
Ваше домашнее задание будет дифференцированным. Вы можете выбрать, какое задание выполнять.
Составить и решить задачу по данной теме.
Составить дневное меню для учащихся с учетом норм потребления витаминов.
Оценки за урок.
Слайд 23
Итогом урока могут быть слова Авиценны:
В ком воля есть и сильный дух,
Тот победит любой недуг,-
Болезнь отступит перед гордым,
Перед бесстрашным, непокорным.
Именно сильная воля нужна каждому человеку, она помогает выстоять при любых обстоятельствах – при решении сложной задачи, при занятиях спортом, при суживании отрицательных качеств, при воспитании воли человека.











































Процент – одна сотая часть числа

Нахождение процента p % от числа b
2) Нахождение числа a по данному проценту p %
3) Нахождение процентного отношения чисел a и b



20
25
50
100

1000

25%






4,3
3,8
5,35
0,9
1,8
3,2
0,15
,22
22
1,66
1,5
1,11
27
0,8
0,16
9
69,1
0,2
8
3,2
23
12
4
















Сообщение учащихся (Приложение 7)
Слайд 7
Режим от французского слова управление. Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток. От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе. В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определённый ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. Поэтому необходимо строго придерживаться определённого времени подъёма и отдыха ко сну, приготовления домашних заданий, приёмов пищи, т.е. следовать определённому, установленному режиму дня. Режим дня школьника строится с учётом возрастных особенностей и, прежде всего, с учётом возрастных особенностей деятельности нервной системы.
Слайд 8
Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:
1. Правильное чередование труда и отдыха.
2. Регулярный приём пищи.
3. Сон определённой продолжительности, с точным временем подъёма и отхода ко сну.
4. Определённое время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
5. Определённое время для приготовления домашних заданий.
6. Определённую продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.
Режим - одно из ведущих условий и фактор сохранения и укрепления здоровья ребёнка. Соблюдение режима обеспечивает работоспособность ребёнка в течение дня.




Решение:
4/24+ 9/24+ 2/24+ 6/24= 21/24 часть суток
21/24 * 24 = 21(ч)- занято
24 – 21 = 3 (ч) – сон
Ответ: план не выполним.





















Решение:
44%+44% = 88% составляют дубы и сосны
100% - 88% = 12% составляют ели
12:100 = 0,12 – 1%
60: 0,12 500 (дер.) – всего
Ответ: 500 деревьев.
















Решение:
1) 80% / 100% = 0,8 – 1%
2) 0,8 * 500= 400 (чел) – страдают заболеваниями лёгких
Ответ: 400 человек.

Сообщение учащихся (Приложение 7)
Слайд 11
Курение табака - одна из самых распространённых вредных привычек, приводящая время от времени к серьёзным нарушениям здоровья. Есть тут и неорганические соединения мышьяка, меди, железа, свинца, полония (в том числе радиоактивного полония), есть в табачном дыме окись углерода, оксиды азота, синильная кислота. Недаром говорят, что перечень веществ, содержащихся в табачном дыме, принуждает содрогнуться: это целый справочник по вредным веществам. Ядовитые характеристики никотина доказываются просто: пиявка, поставленная курильщику, скоро отваливается в судорогах и погибает от высосанной крови, содержащей никотин. Длительность жизни курильщиков на 7-15 лет меньше, чем у некурящих.
Слайд 12
Подсчитано, что курение ответственно за 90% случаев погибели от рака лёгкого, 75% - от бронхита и 25% - от ишемической болезни сердца у людей в возрасте до 65 лет. Курение уменьшает физическую силу, замедляет реакцию, ухудшает память. Всякому курильщику нужно держать в голове, что курение табака вредно сказывается не только на состоянии его собственного здоровья, но и на здоровье тех, кто его окружает.










Решение:
35: 100 = 0,35 – 1%
0,35 * 120 = 42 (чел.) – курят
0,25 * 120 = 30 (чел.) – пробовали
0,4
· 120 = 48 (чел) – не курят
Ответ: 30 человек, 42 человек, 48 человек.











Решение:
100% -15% = 85%- составит заработная плата
20200 * 85 /100 = 17170 (руб.)- зарплата курильщика
20200 – 17170 = 3030 (руб.) – на столько меньше
Ответ: на 3030 рублей.

















Сообщение учащихся (Приложение 7)
Витаминами называются органические вещества, которые не образуются в человеческом теле. Человек получает витамины из пищи. Витамины не несут энергетической нагрузки, а являются биологически активными веществами. Потребность человека в витаминах зависит от его возраста, состояния здоровья, условий жизни, характера его деятельности, времени года, содержания в пищи основных компонентов питания.
Слайд 17
Дефицит витаминов ведёт к появлению специфических нарушений обмена с характерными клиническими проявлениями - гиповитаминозами. Избыток витаминов - гипервитаминоз - встречается гораздо реже ( в основном для витамина А).
Все витамины делят на водорастворимые (В,С,РР) и жирорастворимые (К, Е, Д, А).
Слайд 18
Витамин С - аскорбиновая кислота- участвует в окислительно-восстановительных реакциях, повышает сопротивляемость организма. Содержится в вишне, бананах, винограде, яблоках и т.д.
Витамин В1- тиамин - необходим для нормальной деятельности центральной и переферической нервной системы. Регулятор жирового и углеводного обмена. Содержится в хлебе, горохе, овсе.
Витамин В - рибофламин- участвует в окислительно-восстановительных процессах. Содержится в сыре, молоке, яйцах, батоне, печени.
Витамин РР - ниацин- участвует в окислительно- восстановительных реакциях в клетках. Содержится в зелёных овощах, орехах, крупах, дрожжах.
Витамин А-ретинол- входит в состав зрительного пурпура, усиливает остроту зрения при слабом освещении, укрепляет эпителиальные ткани, необходим для нормального роста. Содержится в моркови, цитрусовых.



Решение:
10 -100%
Х - 32%

Х =32 * 10/100 = 3,2 (кг).
Ответ: 3,2 кг



Решение:
1) 120 * 2/3 = 80 (мг) – в квашенной капусте
Ответ: 80 мг.






Решение:
1) 1 – 0,2 = 0,8- осталось
2) 0,8
· 0,7 = 0,56 - за обедом
3) 1 – 0,2 – 0,56 = 0, 24 – за ужином
4) 30: 0,24 = 125 (мг) – в день
Ответ: 125 мг.

















2 Вариант
1) В 100 г говяжьей печени содержится 8 мг витамина А. Сколько витамина А содержит такая же масса сыра «Российского», если он составляет 3,2% от его количества в говяжьей печени?
Решение:
1) 3,2 /100 = 0,032 – 1%
2) 0, 032 *8 = 0,256 (мг)- витамина А
Ответ: 0,256 мг.


2) При употреблении внутрь смертельная доза яда никотина составляет 40-60 мг. Сколько никотина содержится в пачке сигарет, если в одной сигарете никотина содержится 0,8 мг? Сколько таких сигарет необходимо внутрь, чтобы в организм попала смертельная доза яда?
Решение:
1) 0,8 * 20 = 16 (мг) – в пачке
2) 48 / 16 = 3 (пачки) – нужно
3) 3 * 20 = 60 (сиг.) – смертельная доза
Ответ: 60 сигарет, 16 мг.


3) В 100 г картофеля после сбора урожая содержится 25 мг витамина С, а зимой его содержание уменьшается до 40%. Сколько витамина С можно получить зимой из 200 г картофельного пюре?
Решение:
1) 25 * 40/100 = 10 (мг) – зимой
2) 200 *10/100 = 20 (мг) – из 200 г.
Ответ: 20 мг.

4)Как бы вы продолжили предложение:
1) Моё здоровье-
2) Курить-
3) Чтобы воздух был чище надо-