Конспект урока по ОРКСЭ Нравственные идеалы


МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
Конспект
урока по ОРКиСЭ (модуль «Светская этика»)
«Нравственные идеалы»



Разработала: Коняхина Н. В.
учитель начальных классов
г. Железногорск 2015
Пояснительная записка.
Данный урок является составляющим комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуля «Основы светской этики» и имеет большую значимость для формирования и развития духовно – нравственной культуры учащихся.
Этические знания человек получает и осваивает с детства. В школьном возрасте ребенок должен учиться оценивать с нравственных позиций как свое поведение, слова и поступки, так и тех, кто находится рядом (сверстников, взрослых). Часто ребенок нуждается в направляющей помощи учителя, чтобы понять и оценить то, что происходит в окружающем его мире.
Данный урок соответствует тем целям и задачам, которые ставит перед собой весь курс «Основы светской этики» - это развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, толерантности, формирование потребности в культурном поведении, укрепление моральных качеств личности.
Урок отражает системно – деятельностный подход в обучении, который является основой новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Дети получают не только теоретические знания о моральных нормах и правилах, а в коллективной деятельности происходит осознание необходимости следовать им в своей жизни. Раскрытие значений морально-нравственных понятий обогащает духовный мир учащихся, развивает все мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ, синтез), учит совместно находить решение проблемы, развивает речевые качества детей.
Моральные нормы и оценки запечатлены в русском народном творчестве (пословицах, поговорках, сказках, былинах и т.д.). Они составляют моральный опыт народа и человечества в целом. При разработке урока постаралась учесть психологические особенности детей, так как в этом возрасте учащиеся лучше воспринимают информацию, опираясь на известные знания, личный опыт. На данном уроке важнейшее понятие «нравственный идеал» рассматривается на примере любимых и понятных героев – русских богатырей. Учащиеся переносят их качества на современного человека, что делает занятие не оторванным от действительности, а актуальным и значимым.
Тема урока: Нравственные идеалы Предмет: Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Светская этика» Класс: 4 Учитель: Коняхина Наталья ВасильевнаОбразовательное учреждение: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. ЖелезногорскаТип урока: урок усвоения новых знанийЦель урока: формирование способности обучающихся оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу. Задачи урока: - подвести учащихся к пониманию нравственных идеалов; - формировать такое качество личности как нравственность и умение осуществлять нравственный вывод; формировать уважительное отношение детей к Родине и её историческому прошлому, вызывать стремление думать и размышлять о нравственном смысле поступков, принятых решениях; - воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, любви к русскому народу, к русской земле. Виды деятельности:   работа в  группах, беседа, чтение и анализ учебного текста, лексическая работа, работа с иллюстративным материалом, творческая работа с текстом, самостоятельная работа с источником информации. Оборудование: проектор, презентация, карточки с заданием для работы в группах, жетоны
Содержание урока
Этапы урока Содержание деятельности Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Личные результаты
1.Организационный момент.
Приветствие. Настрой класса на работу.
Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. - О каких главных человеческих качествах мы говорили на прошлых уроках? А о каком качестве говорится в этих поговорках: « Без зубов, а грызет?», «Говори по делу, а живи по …» (ответы учащихся) Она скромна. Не говорит ни слова, Пока не взвесит помыслов и дел. И вдруг напомнит прямо и сурово Как раз о том, что ты забыть хотел. - Нужна ли людям совесть в наше время? Может быть легче жить без неё? Какие варианты ответов вы предложите? (Ответы учащихся) - Совесть заставляет нас размышлять о своих поступках, критически их оценивать, быть совестливым и высоконравственным человеком. - Как вы понимаете выражение высоконравственный человек? - В стихотворении М. Ю. Лермонтова "Бородино" есть такие строки:Да, были люди в наше время,Не то, что нынешнее племя:Богатыри - не вы!- Что вы о них знаете? Для кого и в чем они служили примером? (Ответы учащихся) - Какова связь между нравственностью и русскими богатырями? - О чем пойдет речь на уроке? («Наши нравственные идеалы на примере русских богатырей»). - Какие задачи мы для себя поставим на уроке? (Понять, что такое «нравственный идеал», есть ли в жизни нравственные идеалы и какие черты им присущи)
Умение  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Формируется у обучающихся мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Целеполагание, планирование работы, контроль за выполнением порученного задания, коррекция работы, оценка, способность мобилизации сил и энергии. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном  обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками. Положительная мотивация и познавательный интерес.
3. Актуализация знаний.
- Посмотрим на репродукцию известной картины В.М. Васнецова "Богатыри" (1898 г.). Кто из вас возьмёт на себя роль экскурсовода и опишет её героев? (Это богатыри, похожие на былинных - Илью Муромца, Алёшу Поповича и Добрыню Никитича). Илья Муромец – самый любимый герой в народе. Он почитает своих родителей, просит у них «благословеньица « на добрые дела». Нравится его уважительное отношение к людям, степенность и достоинство. Илья один побеждает полчища татар, осадивших Чернигов. Побеждает он и Соловья разбойника, от которого стонала русская земля.
Добрыня Никитич – это верный товарищ Ильи Муромца. Он наделен необычайной силой. Народ чтил в Добрыне ум и находчивость. Добрыня - меткий стрелок, он вежлив, добр, ненавидит притворство, хитрость, ложь.
Алеша Попович - статен, красив, умен, сподвижник Ильи и Добрыни Никитича в защите Отечества, он беспощаден к своим врагам. Он хитроват, это качество высмеивается в былинах.

- Вслушайтесь в слово “богатырь”. От какого слова оно произошло? (Свободные высказывания детей) Оказывается от слова – “Богатый”, “ходит под Богом”, “Богом данный дар” Каков же дар дан каждому из богатырей? (Илья Муромец – сила,  Добрыня Никитич – ум, Олег Попович – доброта). Всё вместе делает человека поистине богатым. Смелость, мужество, находчивость, сила духа и физическая сила богатырей не раз спасали Россию от иноземных захватчиков
Выбор оснований для сравнения, классификация объектов, установление причинно - следственных связей.
Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт.
Планирование, прогнозирование
Инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией, оценка действий одноклассников.
Обогащение духовного мира личности, воспитание патриотизма путём приобщения к нравственным ценностям истории,  литературы  и культуры.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Работа в группах. Взаимопроверка.- Какими моральными качествами обладали именно богатыри? (Ответы учащихся). Допишите предложения:Богатыри - защитники Родины, они поднимали... (воинский дух), поддерживали ... (веру, силу, мужество и стойкость) русского народа. Служили ... ( примером) всем людям, а иногда ... ( укором ) князьям. Главным для богатырей является... (любовь к родной земле).Выберите моральные качества, соответствующие богатырскому образу: невероятная сила, властность, благородство, храбрость, нетерпение, уважение к старшим, гордость, бескорыстное выполнение долга. Выборочное чтение текста в учебнике• Какие поступки совершали богатыри? • Ради чего или кого совершали они эти поступки? • Можно ли эти поступки назвать НРАВСТВЕННЫМИ? • Какие качества богатырей, рыцарей помогали им совершать НРАВСТВЕННЫЕ поступки? • Как вы думаете, зависят ли нравственные идеалы от эпохи, в которую люди живут? – Огромная заслуга богатырей в том, что они ввели правила в применение силы, провозгласили правила честного поединка (найти в учебнике).– Для чего нужно соблюдать правила честного поединка? (Соблюдение этих правил подчеркивало высокие  нравственные качества воинов) - Как  вы,  думаете, во все ли времена на земле русской жили богатыри? - Кто этот воин? (Александр Невский. Репродукция русского художника XX века Павла Корина.)- Князь Александр Ярославич – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев – защитников земли Русской. Чем же он заслужил такую славу? Он со своей дружиной одержал победу над щведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя – Александр Невский... А ещё он разбил немецких рыцарей на льду Чудского озера, освободив Новгородские земли. Можно ли Александра Невского отнести к богатырям Земли русской? Почему? (Высказывания детей)– Кого бы вы еще отнесли к богатырям Земли русской? Почему? (Выслушивается 2-3 ответа)
Выстраивают цель своей работы, самоопределяются, смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций.
Читать вслух, про себя и понимать прочитанное.

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности Инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией, оценка действий одноклассников.
Умение высказывать собственные суждения и давать им обоснование.
Физминутка5. Первичная проверка понимания. – Ребята, как вы думаете, какой смысл сегодня вкладывают в слово «богатырь»? (Учитель подводит учащихся к пониманию того, что богатырь – это не только очень сильный человек, но в первую очередь носитель высоких нравственных качеств). - Выберите пословицу, которая больше всех соответствует теме нашего урока
Кто смел, тот на коня сел. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. На вид богатырь, а сердце как у птенца. Богатырь умрёт - имя его останется. Богатыря узнаешь на поле брани. Дуб, словно богатырь стоит, не шелохнется.Не родом богатырь славен, а подвигом. Головой думай, а силой борись.Плохой воин — богатырь для своих знакомых.
- Какого человека в современном мире можно назвать богатырем? Может быть среди ваших знакомых, родственников есть такие? Обоснуйте свой ответ.
В  наши дни мы можем  сказать такие слова: "Есть еще на Руси, кому постоять за землю Русскую!"?
Уточняются существенные особенности новых знаний и действий, их роль и место в системе изученных учебных действий.
Формирование информационной культуры личности, навыков творческой деятельности.
Развитие умений давать аргументированную оценку разным явлениям социальной и культурной жизни, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Формировать умение вести диалог, умение работать в группах, совершенствовать коммуникативную компетентность Обогащение духовного мира личности, воспитание патриотизма путём приобщения к нравственным ценностям истории,  литературы  и культуры.
Формировать такое качество личности как нравственность и умение осуществлять нравственный вывод.
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Выберите для себя интересное задание и выполните его дома.
1. Нарисовать защитника Отечества.
2. Написать рассказ о защитнике Отечества в твоей семье или подготовить презентацию.
3. Выучить и рассказать стихотворение о защитнике Отечества.
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
7. Рефлексия (подведение итогов занятия)
- Какие задачи мы решали на уроке?
- Как вы поняли, что такое нравственные идеалы?
- Мы сегодня не сможем примерить кольчугу, латы, доспехи, но мы примерим «шляпы». Выберите жетон в соответствии с тем, какое впечатление осталось от нашего урока. ( Рефлексия «Пять шляп»:Красная шляпа – Всё понравилось, для меня было всё понятно, полезно, интересно!
Чёрная шляпа – Меня эта тема заставила подумать о себе, затронула до глубины души.
Белая шляпа – В этой теме у меня остались «пробелы», вопросы.
Синяя шляпа – Хочу больше узнать, исследовать эту тему, продолжить изучение.
Жёлтая тема – Хочу рассказать другим о теме урока, поделиться своим мнением). Подведём итоги. (Учитель обобщает, анализирует, какую шляпу примерили больше детей, благодарит за работу на уроке). - Ребята, мне хочется пожелать вам стать такими же доблестными, преданными Родине, настоящими защитниками Отечества, о каких вы узнали сегодня на уроке.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности,
следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Литература
Данилюк А.Я. «Основы светской этики». Учебник для 4-5 классов. Изд-во «Просвещение». Москва, 2013.
Школьная энциклопедия «История России». Изд-во «Олма – пресс». Москва, 2003.
Энциклопедия «Всемирная история». Изд-во «Олма – медиа». Москва, 2006.
Кизимова Т.В. «Мир литературы». Изд-во «Про – пресс», 2009.
Интернет – сайт «Википедия».